Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Народный костюм, как творческий источник в моделировании одежды

Изготовление одежды - трудоемкий и творческий процесс. В нашей школе на уроках технологии и на занятиях разновозрастного клуба «Аленушка» мы с удовольствием изучаем народный костюм, восхищаемся творчеством, смекалкой, выдумкой, мудростью наших предков, которые так искусно шили свою одежду, где всякой детали было свое место и назначение.

В современной одежде тоже используются народные мотивы. Вот мы и решили более глубоко изучить этот вопрос и назвали свою работу «Народные мотивы в современной одежде»

Цель нашей работы - изучить использование народных мотивов в современной одежде, начиная от создания Домов Моделей в России до наших дней.

Задачи:

1. Собрать теоретический материал (литературные источники, материалы музеев «Тальцы», г. Зимы, Тулуна).

2. Смоделировать и изготовить современные комплекты одежды с использованием народных мотивов.

а) Народный костюм, как достояние культуры.

Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций, невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины XX века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента использования материалов и украшений, свойственных русской одежды в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственные уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами являлись историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль культурных местных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т. д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор.

Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живёт в творчестве ансамблей народной песни и танца. б) История моделирования современной одежды.

Моделирование одежды с использованием мотивов национального искусства и достижений отечественной и художественной зарубежной культуры является творческим методом специалистов многих коллективов нашей страны. В этой области сделано немало, о чём свидетельствуют выставки одежды как у нас в стране, так и за рубежом.

Художники старшего поколения и талантливая молодёжь различных моделирующих организаций проявляют большой интерес к народному творчеству - источнику культуры и национальных традиций. На основе материалов народного творчества созданы разнообразные коллекции, определяющее направление моды. Профессиональные творчества художников-модельеров питает и стимулирует развитие самодеятельного моделирования одежды, широко бытующего среди населения.

Самодельное моделирование одежды с использованием образного строя русской народной одежды, по сути, также является творческим процессом развития фольклорной традиций. Немаловажную роль в освоение этого процесса играет профессиональная помощь в построении чертежей-выкроек, овладении методом конструктивного моделирования изделий, умение в каждом отдельном случае находить конструктивную форму, идущую от красоты фигуры и образа женщины в целом.

Моделирование одежды - это творческий процесс создания разнообразных моделей, создание художественной материальной оболочки, формирующий внешний облик человека. Большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника. Ею является окружающая деятельность - природа, производства, события общественной и культурной жизни сегодняшнего дня и прошлых времен. Заслуживает глубочайшего внимания один из таких источников - наследия материальной культуры, народного прикладного искусства. Особое место здесь принадлежит народному костюму.

Обращение к лучшим образцам народного искусства в процессе творческой работы художников-модельеров над современным бытовым костюмом совершается постоянно и осуществляется по-разному в зависимости от требования времени. История советского моделирования знает период знакомства с искусством народного костюма и первых попыток создания советского костюма на его основе. Период увлечения народным костюмом, приведшим к механическому копированию декоративного оформления народной одежды в современной, наконец, период освоения его специфики, когда художники вновь заинтересовались красок, декоративным звучанием и удивительным композиционным решением народной одежды и предметов декоративного искусства.

Одежда, спроектированная в плане современных эстетических требований, всегда оригинальна. поэтому особенно иной надо считать работу художника над изучением его основ в современном моделировании одежды.

Работа наших модельеров показывает, что декоративная основа народного костюма, его форма. покрой могут не только обогатить моделирование современной одежды, но и дать толчок развитию международной моды. недаром за границей получил признание «русский стиль» моды, а каждая российская коллекция одежды, показанная за рубежом, имеет успех. об этом свидетельствует показ коллекций Общесоюзного Дома моделей одежды (ОДМО) и Латвийского Дома моделей во Франции И Белорусского Дома моделей в Загребе.

следует отметить, что зарубежные модельеры активно относятся к наследию народного костюма, имеющемуся в России. Модельеры Франции, например, неоднократно пользовались образцом народного и исторического костюма нашей страны, чтобы создать новую моду. особенно активно проникновение элементов старинного русского костюма в зарубежном моделировании одежды стало осуществляться в 60-х годах. некоторые находки зарубежных модельеров на этой основе представляют собой примеры превосходной переработки прошлого в современное.

2. Основные черты русского народного костюма.

а) Виды одежды и особенности кроя

Традиционно крестьянская одежда, сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала XX века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная ширенной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так лее отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многословность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Верхняя сезонная одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя. С большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогично украшением кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана. Вся верхняя одежда при выходе из дома поднималась длинными поясами кушаками.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетённой или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями.

Народный костюм – яркое своеобразное явление материальной и духовной культуры. Образцы его, собранные в наших музеях, поражают богатством красок, логикой форм, целесообразностью построения. Дошедшие до нас образцы народной крестьянской одежды относятся главным образом к периоду докапиталистического развития общества, где одежда изготавливалась в условиях натурального хозяйства, начиная с выработки пряжи и кончая украшением готовой вещи. В качестве сырья использовались природные материалы: шерсть, лен, конопля, а в последствии и покупные пряжа и ткани: шелк, ситец, кумач и другие. Одежда богато орнаментировалась вышивкой, узорным ткачеством, вставками из кумача и узорного ситца, цветными полосками тканей, позументом и т. д.

В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в том или ином ансамбле. Обычаями времени остановлено, когда, в какую и в каком сочетании одежду надевали. Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается целесообразным покроем. В большинстве своем он прост, экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда, и для празднеств.

В народной одежде встречаются формы прямокройной и косоклинной одежды. Например, основная часть одежды у многих народов рубаха кроилась из прямоугольных кусков полотна. Её стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, поилки) представляли собой прямоугольники разной длины и ширины. Особенно это характерно для наиболее древних форм народной одежды, так называемых туникообразных, те сшитых из прямых полотнищ без клиньев и сборов, такая форма встречается, например, в русской народной одежде (рубахи, навершники, шушпан), а также в одежде народов Поволжья.

Более поздняя одежда имеет клинья и сборки у горловины, на концах рукавов и пояса. Разнообразием форм и покроя отличался такой вид одежды, как сарафан. Для русской народной женской одежды характерны сарафаны косоклинные, прямой сборчатый (в северной области России), сарафан накладного покроя Саянские (Курская область). Сарафан изготовлялся из гладких шерстяных тканей, пестряди, набивных льняных тканей, ситца и другие. Декор в виде полос и лент, тесьмы, позумента располагаться по подолу, средней линии, в верхней части. Русскому сарафану свойственна большая пластика формы и выразительность. Немаловажную роль в этом играл покрой. Например. необычайно тройной формы у косоклинного сарафана, низ его, падая крупными фалдами, создавал впечатление коннелированной колонны. Сарафаны прямого сборчатого покроя имели более объемную зрительно, но мягкую, струящуюся форму. Форма сарафанов накладного покроя производила впечатление лаконичности. На косом фоне решается большинство форм верхней одежды, которая представляет собой или полотняные, или грубошерстные кафтаны. У разных народностей они называются по-разному (кафтан, зипун и т. д. ) и отличались по покрою, хотя имеет много общего по внешнему виду. В большинстве случаев кафтаны плотно прилегали к фигуре в верхней части и расширялись книзу. Это были вещи или цельнокроеные или отрезные по линии талии. В первом случае форма строилась за счет линии, во – втором, за счет того, что расширенная нижняя часть представляла собой в крое прямое или чуть расклешенное полотно, собранное на талии в сборку. Это было обусловлено утилитарной функцией кафтана: сохранить тепло и органично соединяться с одеждой, поверх которой она одевалась рубахой, юбкой, сарафаном.

Главным образом, верхняя народная одежда XVII – XIX века, на покрой которой оказал определенное влияние город. Ведь древние верхние народные одежды определялись размером домотканого полотна или шкуры, ее изготовляли прямой и при ношении подпоясывали. Она имела «рыхлые силуэты, скошенные полы, зрительно несколько «опрокидывались».

Линии покроя верхней одежды - плавные красивые – согласованные анатомическим строением человеческой фигуры. Верхняя часть стана, как правило, проходившая через выпуклости фигуры – грудь, лопатки, образует четкую конструктивную форму.

Опыт, интуиция и талант народных портных позволили создать образцы пластической формы одежды, в которых выразительность контура, силуэта находятся в таком пропорциональном взаимодействии с внутренними членениями. Линии конструкции – это непросто необходимые швы. Их расположение обуславливает динамику формы, ее внутренний рисунок, часто поражающий своей красотой. Особенно интересны в этом отношении линии покроя верхней народной одежды, которые в создании художественной выразительности вещи играли ту же роль, что и вышивка на рубахах. Линии конструкции русского женского кафтана создают ощущение некоторой статичности, прочности, солидности.

Конструктивные линии различных видов одежды: рубах, сарафанов, верхней одежды, похожие внутри того или иного вида, не повторяют друг друга в решении строя отдельной вещи. Они разнообразны. Это свидетельствует об изобретательности народов, о его способности к импровизации.

Важной чертой народной одежды является обусловленность расположения орнаментации на вещах. Оно связано с формой и покроем как деталей, так и всего костюма в целом. Характер и количество вышивки, даже смысловое значение орнаментальных фигур зависели от свойственной народной одежды целесообразности, от соображения экономики, возрастных и местных отличий, различных обычаев, в соответствии с которой применялась одежда. Всё это определяло расположение декора по горизонталям и вертикалям, сосредоточение его на определенных местах.

Например, вышивка на рубахах располагается на одном или нескольких рядах вдоль среднего шва, по линиям, идущим параллельно ему. вдоль боковых швов, вдоль линий, проходящих по спине через лопатки. по середине внешней половине рукава. Вертикальные протоки вышивки чередуются с горизонтальными полосами, подчеркивающими края подола, рукавов, воротника, а также низ передников, навершников, сарафанов, понев.

Узор в народной одежде выполнялся не только в виде полос. Часто он бывает вписан в отдельные геометрические фигуры – прямоугольники, ромбы, круги, полукруги. Например, вышивка на плечевой части рукавов большинства русских рубах очень часто представляет собой узорный треугольник. Вышивка на полочках в области груди и на спинке в марийских рубахах соответствует местонахождению грудных желез и лопаток и имеет вид ромбов, треугольников, розеток. Окончание швов и разрезов подчеркиваются узором, по форме напоминающим полукруги и треугольники.

Вышивка народной одежды отличается наибольшим разнообразием технических приемов и способов. Вышивальные стежки то плоско покрывают поверхность тканей, как бы сливаясь с ней, то образуют новую фактуру, как в строевой технике. Красотой и разнообразием швов характеризуется техника высокой глади, применяющаяся в золотом шитье или вышивке жемчугом и драгоценными камнями.

Ткань украшалась вышивкой без предварительного рисунка, узор выполнялся стежками прямо по нитям утка и основы. Такова вышивальная техника и в русских костюмах, и в костюмах других народностей, например, народов Поволжья. Её составляют швы «набор», роспись, крест, косая стежка, счетная гладь, строчная вышивка, шитьё по вырезам и т. п. Размер стежка зависел от того, сколько нитей основы и утка захватывается иглой. Величина элементов узора и всей вышитой площади определялась и рассчитывалась по количеству стежков и нитей ткани.

Возрастная принадлежность костюма также определялась тканью и украшениями. Например, детская одежда, вплоть до XIX века представлявшая собой одну рубаху, делалась из более грубых тканей, чем девичья, и украшена была очень мало. Рубахи девушек орнаментировались большим количеством вышивки со сложным узором. Наиболее богатой орнаментацией отличалась одежда молодой женщины. Очень скромными по отделки были рубахи пожилых и старых женщин. Для вышивки девичьих, женских и вдовьих рубах применялись специальные узоры. Считавшиеся принадлежностью одежды женщины и предельного возраста, и семейного положения.

В тех случаях, когда пользовались тонкими тканями, например, для изготовления народных праздничных рубах с полными сборчатыми рукавами, применялись другие материалы и другая техника вышивки. Эти рубахи часто делались короткими, до пояса или короче, и носили название «рукава». Для украшения применялись тончайшие и хлопчатобумажные нитки, вышивка была двухсторонней (техника «двухсторонняя гладь», «стяги» и др. ). Изумительная красота вышивки белыми нитками на белом тонком материале, создавалась за счет игры светотеневых градаций. Здесь имеют значение не только пластические свойства основного и отделочного материала, но и техника вышивки: гладевых швов, достаточно глубоких по - совей структуре.

По-другому отделывались головные уборы. Часто они представляли собой сложные сооружения с различными каркасами и прокладками, были украшены выпуклым шитьем, золотыми и мишурными нитями, бисером, жемчугом, бусами, разнообразными подвесками, птичьими перьями, цветами и т. д. Умение понять материал, максимально выявить его утилитарные и художественные возможности способствовало не только правильному его применению, но и эффективностью декоративного решения, изобретательностью в использовании декора.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный на родстве линий покроя, форм, силуэтов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств. В качестве примера можно привести костюмные комплексы, характерные для одежды русского народа. Это - северо-великорусский и южно-великорусский комплексы одежды. Для северо-великорусского костюмного комплекса характерно ношение сарафана, надевавшегося поверх рубахи, для южно-великорусского - поневы. Оба комплекса включали в себя передник, головной убор, обувь, украшения. Сохраняя определенную общность, эти комплексы имели и отличие, выражавшиеся в покрое, в применении украшений, в расположении декора и характере орнаментации.

Силуэты этих комплексов были различны. Северо-великорусский костюмный комплекс создавал ощущение динамичности, величавости, и в тоже время лиризма. Этническая оценка женщины в северном русском костюме основывалась на таких представлениях, как плавность, скромность, целомудренность и т. п. В фольклоре девушка сравнивалась с лебедушкой, березкой, с теми образами, олицетворяющими чистоту. Характерная удлиненность одежды, близкая по очертанию к вытянутому треугольнику, уверенность силуэта и плавность рисунка, способствуют такому восприятию.

Южно-великорусский костюмный комплекс соответствовал отношению к женской красоте как к выражению здоровья, что в свою очередь ассоциировалось с дородством, с богатством женских форм.

Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственно: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту; полнейшая согласованность конструктивных линий и расположение декора (вышивки, тесьмы и т. д. ); яркая цветовая гамма, включающая в себя определенное количество цветовых тонов, издавна признанных народом красивыми (красный, белый, синий, зеленый, желтый с добавлением различных оттенков оранжевого, пурпурного, розового и т. д. ); обостренная декоративность; традиционность объединения различных вещей в ансамбль; единство утилитарности и красоты, функциональности и целесообразности.

Все эти черты имеют большое значение для художников-модельеров принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на те свойства народного костюма, которые открывают перед художниками возможность эмоционального освоения народного искусства одежды. Этими свойствами могут быть: форма и покрой костюма, линии силуэта той или иной его формы, разнообразие внутреннего членения (конструктивные линии), представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Ими могут быть также богатое декоративная убранство народных одежд, цвет, техника узора, чувство материала и опыт использования его свойств для достижения художественной выразительности решения вещи, способность пластически и декоративно организовать ансамбль и т. д. [6] б) Цвет - язык народа.

Цвет - это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна красна», «красна девица» и другие, выражали представления о наивысшей красоте. Самими нарядными считались наряды из красной ткани (сарафаны, понёвы), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Чёрный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако, в ряде случаев он является ведущим.

Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленые, синий, оранжевый, желтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорции частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.

в) Нарядная одежда

К группе нарядной одежды относятся платья- костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция народной одежды - функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно декоративно построены по одним и тем же признакам.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, ластовицы и т. д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметрично относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приемы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретельках.

3. Народный костюм как творческий источник моделирования одежды

Прежде чем говорить о тенденции использования народных мотивов в моделировании одежды, следует хотя бы в общих чертах охарактеризовать народный костюм как объект внимания художников- модельеров в их работе над проектированием современного костюма. Необходимо определит, что привлекает специалистов в народном искусстве одежды, что в нем имеет ценность для моделирования костюма сегодняшнего дня. Следует дать определение понятию «народные мотивы».

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит от ее назначения. Творческая деятельность модельеров, а, следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно появляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по-разному.

а) Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделки, и дополнениях; б) Использование домотканой, а позднее фабричной ткани, отделка вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов; в) Большое значение головного убора в решении композиции костюма.

Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта. Конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т. д. Именно эти черты народного костюма составляют понятие «народные мотивы». Народные мотивы - это преломление народных традиций в современном искусстве создание вещей.

4. Первые шаги Московского Дома моделей и использование народных мотивов

В 1934 году на базе опытной технической лаборатории треста «Мосбельё» был организован Московский Дом моделей одежды, в 1936 году при факультете художественного оформления тканей Московского текстильного института создано отделение моделирования одежды. Деятельность этих организаций контролировать художественные советы, в состав которых входили видные художники и деятели искусства. Проблемы общественного плана по-прежнему являлось создание собственной моды, как средство обновление костюма.

Опыт советского моделирования накапливался, постепенно испытывая периоды подъема и застоя.

30-е годы - время расцвета национальных культур, время развивающегося интереса к декоративному народному искусству. В эти годы начинается его изучение, применительно к творческой работе над костюмом. Советский костюм мыслится как сочетание передовой индустриальной техники и современной художественной формой с жизнерадостностью, осмысленностью и выразительностью народного костюма.

Значение народного искусства для создания советского бытового костюма неоднократно подчеркивалось в печати того времени. Изучение покроя народного костюма, вышивок, характера украшений и отражение их в творческой работе становится одним из методов в работе специалистов. Все чаще народное искусство оценивается как сокровищница идей для художников-модельеров. Об этом свидетельствуют материалы отчета Московского Дома моделей в 1937 году и Всесоюзного просмотра моделей одежды в Ленинграде в 1939 году.

Повышенный интерес к национальному богатству прикладного искусства возник естественно, и являлся следствием развития литературы, музыкального и театрального искусства народов нашей страны в рамках социалистического строя. Закономерность и правомерность к народным традициям в искусстве очевидна, а необходимость подробной творческой основы была оправдана и доказана практической работой художников-модельеров. Использование в народных традициях моделирования одежды занимался не только Московский Дом одежды. Оно наблюдалось и в костюме населения. В большой степени такой факт обуславливался необходимостью изготовлять одежду из гладкоокрашенных тканей. Их однообразную поверхность надо было украсить вышивкой, отделочными тканями. В это время (середина 30-х годов) были распространены полотняные платья прямого кроя с большими вырезами и без рукавов. Платья такого фасона украшались вышивкой и вообще давали большой просмотр в применении основ народного костюма.

Моделирование на базе народного искусства прошлого, известно не только у нас, но и за рубежом. В то время как наши художники-модельеры, на которых в определенной степени влияло установившаяся тенденция плестись на поводу у зарубежного моделирования, проявили своего рода близорукость по отношению к творческому наследию родной страны, забыли о богатой сокровищнице народных мотивов, живописности и красочности крестьянской одежды неисчерпаемом источнике идей, заграничное моделирование пользовалось мотивами одежды народов России. Недооценка народных традиций у нас привела к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд.

Итак, богатые событиями, дерзаниями и поисками 20-30 годы выдвинули свои принципы создания костюма.

Средством обновления и видоизменения костюма должна была стать новая по своей сути мода. В качестве основы для ее создания предлагалось использовать возможности отечественной текстильной и швейной промышленности, собственные сырьевые ресурсу и производственные мощности. Намечаюсь учитывать характер существующих направлений европейской моды в сочетание национальными особенностями русского искусства. Форма костюма должна была отличаться разнообразием, быть простой, художественно выразительной; костюм должен был изготовляться в фабричных условиях. Принципами создания форм костюмов становились: использование пластических свойств тканей, поиск национальных конструкции, обеспечивающие удобство и красоту.

Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялось, как работали художники? К сожалению, образцы народного костюма не хранятся тщательно в музеях, как, например, керамика. Сведения о моделировании того времени можно найти лишь на страницах различных модных журналов, в частности, печатного органа Московского Дома моделей - «Журнал мод». Содержание этого журнала- фотографии и рисунки моделей, статьи о моде, о проблемах творчества, аннотации к моделированиям одежды - широкий и достоверный фактический материал, раскрывающий историю интересующего нас вопроса. Так, начиная, с 1945 года на его страницах появляются модели одежды различного назначения, богато украшенные вышивкой. В большинстве случаев расположение вышивки согласовывалось с покроем, напоминая народный костюм. Покрой, и форма этих моделей имеет своим прототипом народную прямокройную одежду- рубаху и шушпан. В аннотациях к моделям можно увидеть источник, от которого шел тот или иной автор - художник. Это - русская одежда, одежда народов Поволжья и т. д.

В начале 50-х годов моделирование одежды по народным мотивам наметился поворот, который можно назвать переходом количества в качество. Новый подход к источнику выражался в том, что кроме декоративного строя народного костюма, его красочность, сферу внимания художников-модельеров стали попадать его внутренние закономерности, такие как целесообразность, зависимость декоративной нагрузки вещи от назначения, возрастная обусловленность построения и оформление костюма умение народа применять материал в костюме и т. п.

Иногда страницы, развороты, или весь номер выпускается под девизом « по народным мотивам», сопровождаясь статьями, в которых говорится, что народные мотивы - это главное направление творчества художников Дома моделей.

Настало время научной оценки использования народного костюма в творчестве художников-модельеров. Появляются статьи, где народная одежда характеризуется как явление социально-историческое, изучается ее развитие и изменения, устойчивость некоторых национальных черт, которые выражаются в излюбленности силуэта, расцветок, манере ношения и появляются в современной одежде как традиция.

Опыт работы по моделированию современного костюма обобщается, выявляется конкретные появления традиций. Их несколько: I) традиция возрастных отличий (для пожилых людей одежда проектируется в более строгих формах, она сдержана в цвете и украшениях, в то время как одежде молодых, свойственно изящество силуэта, нарядность допустимые яркие вышивки и отделки); 2) традиционность силуэта; 3) традиционность конструктивного решения; 4)традиционность декоративного решения.

Таким образом, советскими искусствоведами начинает изучаться обобщаться опыт моделирования одежды в России в целом и моделирование на базе народного искусства костюма в частности. Подвергается анализу развития этой деятельности за период 20-50х годов нашей страны. Проблема становления костюма раскрывается во многих аспектах. Делаются попытки определить методы работы модельеров по народным традициям. Изучаются причины, способствовавшие развитию моделирования одежды или тормозившие его: тенденция общественного развития, состояния промышленности, наличие или отсутствие обмана опытом между странами и другое.

Большое значение приобретает мысль, ставшая лейтмотивом многих публикации о творческих отношениях к народным традициям. Она заключается в том, что основной работой с наследием народного прикладного искусства должно быть ее глубокое изучение, пользование его принципов, всего того, что созвучно нашей эпохе в современном прикладном искусстве. [8]

5. Использование народных традиций в советском моделировании в довоенный и послевоенный период 20-60 годов.

Когда говорят об особенностях моды моделирования одежды 20-х годов, то связывают их с представлением об идеале женской красоты, характерным для середины этого периода. Первые появившиеся тогда короткие платья-рубашки своей формой и конструкцией подчеркивали спортивность фигуры «женщины-мальчика».

В моде 20-х годов имеется несколько направлений, свидетельствующих о связи с народным костюмом. Например, на обложке одного из номеров журнала «Новости моды» изображено нарядное платье. По форме, силуэтным и конструктивным линиям, а также по размещению вышивки она напоминает крестьянскую рубаху. В другом номере журнала мы видим модель пальто, на решении которых сказалось влияние традиционных черт русского костюма: отделка пальто вышивкой напоминает косоворотку. Можно найти и еще ряд примеров создания модной одежды, в решении которой, так или иначе, отражается народный костюм.

Говорить об отражении народного искусства в моделировании 20-х годов значит, прежде всего, говорить о творчестве Н. П. Ламановой - талантливого интерпретатора лучших образцов и традиций народного искусства. Надежда Петровна Ламанова разработала принципы моделирования костюма, содержанием которых являлся человек, его потребности и особенности, его образ. Любимая фраза Н. П. Ламановой «Для кого, для чего, из чего?» - программа моделирования одежды, сохранившая своё значение до наших дней.

В 1923 году в Москве было открыто «Ателье мод» отделение «Москошвей», для коллекции которого Н. П. Ламанова выполнила несколько моделей. Она одна из первых увидела в народном искусстве источник творчества. Удобство, приспособленность форм народного костюма к потребностям человека, оптимистичность, красочность декора, простота и целесообразность оказались созвучными потребностям людей того времени.

Для своих первых моделей Н. П. Ламанова использовала домотканый холст, полотенца, части вышитых и узоровытканных полотен. Первыми моделями были женские платья, по форме напоминающие крестьянские рубахи. Дня их украшения использовались подлинные народные вышивки. Такие дополнения, как бусы, пуговицы и так далее, выполнялись из дерева, соломы и других материалов и были ярко окрашены. Прямая форма покроя, красота сочетания простой глади ткани с вышивкой и другими украшениями, жизнерадостность этих костюмов не только свидетельствовало о связи народного искусства с современностью, но и являлась отражением трудового энтузиазма моделей советской республики. это было ново, национально, совпадало со стремлением к целесообразной форме в костюме, характерной для моделирования одежды 20-х годов.

Модели, разработанные Н. П. Ламановой в содружестве с В. И. Мухиной и Н. П. Бартрамом, и представленные в Советском павильоне на Всемирной промышленной выставки в Париже в 1925 году заслужили высшую награду - « Гран При». Кроме выставочных образцов Н. П. Ламановой были разработаны проекты одежды различного назначения - пионерская форма, спортивные костюмы, платья и костюмы для повседневного ношения, пальто, куртки и т. д.

Стремление соединить утилитарность с красотой, больше того, сделать максимум возможного в суровых условиях того времени характерно для моделей Н. П. Ламановой, предназначенных для различных целей. Например, она создавала модели платьев, которые могут быть то домашней или рабочей одеждой, то костюмом для улицы, то туалетом для театра. Для дома это простая прямоугольная рубаха без рукавов. Если к этой модели, пристегнуть рукава из той же или иной подходящей ткани, она превращается в платье для работы. Надетый поверх кафтан, открытый или закрытый, делает его нарядным, праздничным ансамблем.

Умение «увидеть» материал, оценить все его технологические и эстетические свойства позволило Н. П. Ламановой создать ряд образцов, расширяющих возможности моделирования одежды (пальто из шерстяного сукна, платье из платков и др. )

Оригинальным способом применения тканей было создание платья из русского набивного головного платка. Квадрат кашемирового платка с узором строит форму, и декор верхней плечевой части платья. Его конфигурация ограничено входит в прямоугольную конструкцию, образуя верху мягкие складки. подобные складкам в народном костюме. Н. П. Ламанова использовала принципы многослойности народного костюма в моделировании нарядных ансамблей.

Глубокое изучение народного костюма, применение закономерности его построения, творческая работа позволили ей предложить нашему моделированию совершенно новые для той эпохи художественные позиции в проектировании одежды.

В 30-х годах дело отечественного моделирования одежды организационно централизуется, в место моделирующих лабораторий во главе становится Московский Дом моделей, объединивших лучших художников-модельеров. Развиваются текстильная и швейная отрасль промышленности, расцветает искусство народов России. Расширяется международный обмен промышленным опытом. Происходят изменения в международной моде. Это сказывается в смене эстетического идеала, формы вещей, их силуэта, конструкции и т. д.

На смену прямому силуэту приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длинна юбок, увеличивается, - она опускается до щиколотки. Распространившийся в архитектуре стиль конструктивизма накладывает свой отпечаток и на моделирование одежды. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Позднее, в конце 30-х годов в моде наблюдался определенный оттенок милитаризации, распространившийся в Западной Европе и, прежде всего в Германии. Происходит дальнейшая эволюция силуэта от прямоугольника к треугольнику. Расширились плечи, обозначилась талия, сложность конструктивных линий и их обилие в нутрии силуэтов уменьшились. Однако конструктивность как основа разнообразия моделей сохраняет ведущую роль.

Создание новых видов одежды происходило в русле модного направления того времени. Модели одежды, в частности платьев, имели в силуэте подчеркнутую талию, расширенные плечи, и различную форму юбок - прямую или расширенную книзу. Оттенок спортивности и милитаризации костюма соответствовал стремлению к овладению военными специальностями, к достижению спортивных успехов, распространенным главным образом среди молодежи.

Были разработаны модели новой детской одежды - она стала яркой, своеобразной. Ее форма и украшение начали ставиться в зависимости от возрастной специфики и строения детской фигуры и развития детской психологии. Свободный и удобный покрой, необходимый в детском костюме, имел множество вариантов, прообразы которые были найдены художниками в искусстве народной одежды. Вышивка легко и ограничено сочеталась с простыми конструктивными линиями платьев, сарафанов, пальто и т. д.

Прямой покрой платьев принимается Домом моделей за основу создания новых форм (метод прямых строгих линий). Если проследить за использованием рубашечной формы, то ее переработку в моделях одежды можно наблюдать в разнообразном решении: 1) перед и спинка платья кроятся из целого куска, рукава или цельнокроеные «кимоно», очень распространенные в то время, или втачные; 2) стан платья - рубахи имеет продольные линии кроя, проходящие или через его центр, или симметрично по обе стороны средней линии. Здесь мы видим явную аналогию с покроем не только русских рубах, но и рубах других народностей, например народов Поволжья.

Наиболее детальному исследованию и многообразному использованию подвергается декор рубахи. Главный композиционный центр декоративного решения - плечевой пояс: вышивка у ворота, на груди и рукавах имеет разнообразные варианты, взятые для узорного оформления современной одежды, в частности женских платьев.

Например, в моделях художника А. С. Ляминой в основу создания народного платья легли конструкция и принцип украшения, и принцип украшения русской рубахи. Платье прямое по покрою. Пройма рукава прямоугольная с ластовицей, низ рукава собран в мелкие сборки и закончен узкой манжетой. Распределением украшения платье напоминает русскую рубаху северных областей. Главная масса вышивки расположена на средней части рукава.

Связь народного костюма с современным, проявлялась и в моделировании верхней женской одежды, правда, в меньшей степени и в ином характере, чем в легком платье. Осуществлялась она, главным образом, через преемственность формы народной одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Как известно, казакин - верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру в верхней части и расширяющаяся к низу. С некоторыми отличиями покрой казакина был принят у многих народностей. С понятием «казакин» всегда связываются представления об очень сильно облегающей фигуру стройной форме одежды.

Если обобщить факты отражения народного искусства моделирования одежды 30-х годов, то можно сделать следующий вывод: интерес к народному искусству деятельности художников - модельеров значительно повысился. Освоение фольклора для использования в совместном силуэте явилось одним из источников творчества модельеров Московского Дома моделей. Круг мотивов, которые попадают в сферу внимания художников - модельеров и в дальнейшем являются исходными творческими моментами, достаточно разнообразен: форма одежды, цветовые сочетания, орнаментация, цвет и техника вышивки, приёмы отделки, использование шва одновременно как конструктивный и украшающий элемент и т. д.

Изучение народного костюма для создания новых форм и декоративного обогащения одежды продолжала заниматься целая плеяда художников среднего и молодого поколения. К первому принадлежали, как уже говорилось Н. С. Макарова, Ф. А. Гореленкова, Е. Л. Федотова, К Д. Плотникова, К Е. Бажнева, М. А. Вышеславцева, ко второму - А. Л. Донская,Т. И. Кузнецова, Л. А. Лихачёва (Ефремова), А. А. Левашова, Л. Ф. Турчановская, В. Д. Горовиц, А. И. Черемных и др.

Развитие советского моделирования - это результат их творчества, которое является интереснейшей страницей советского прикладного искусства.

Послевоенный период использования народных мотивов в моделировании одежды можно в общем плане назвать периодом начала сначала количественного (40-е годы), затем качественного отбора (50-е годы). Под выражением «количественный отбор» подразумевается работа по увеличению вариантов того или иного мотива, взятого из народного искусства и получившего отражение в ряде моделей. При этом вариации подвергались сначала те же формы костюма и приёмы орнаментики, которые использовались художниками еще в довоенное время.

Например, моделирование в 40-50-х годах свидетельствует о том, что модели и женских и детских платьев несут в основе покроя элементы конструктивного построения народных рубах, прямокроенной крестьянской одежды. Их украшения, как по расположению, так и по техническим приемам напоминает оформление народного костюма. Наиболее часто отражается принцип расположения орнамента вокруг ворота, на груди и на рукавах, т. е. орнаментируются части вещи, соответствующие плечевому поясу.

Примером решения одежды на базе народного искусства служит модель женского платья из сурового льняного полотна, отделанная вышивкой и аппликацией. Покрой модели аналогичен покрою рубахи; центральные конструктивные линии стана платья служат основанием для соединения прямокройного рукава. Декор в виде аппликации и вышивки подчеркивает плечи, швы и пояс. Под рукавом для свободы движения, как и в народном костюме, вставлены ластовицы.

Другим примером могут служить модели платьев созданные Е. Н Федотовой. Модель ансамбля, состоящая из платья и пальто, имеет сложный покрой. Прямые линии стана соединяются с криволинейной проймой втачного рукава и жестким плечом. Вышивка напоминает украшение русской рубахи.

Если продолжать анализ моделей одежды 40-х годов мотивов той или иной черты народного искусства, можно обнаружить преломление не только прототипа в целом, но и фрагментов. Такими фрагментами являются элементы кроя или чаще всего вышивки. Большое разнообразие технических приемов народной вышивки позволило художникам значительно обогатить отделку, особенно детского костюма. Появились специальные швы, гармонично связанные с фактурой ткани. Много в этом плане было сделано художниками Общесоюзного Дома моделей одежды К. Е. Бажневой, М. А. Вышеславцевой, А. Г. Кучинской, А. В. Царьковой.

Использование образцов народного искусства в моделировании одежды 40-х годах вызываю к жизни огромный запас творческих средств, нераскрытых в 30-х годах Яркие народные вышивки, способы украшения одежды, разнообразие и логичность покроя, радостная гамма цветовых сочетаний - все это, как бы вновь найденное художниками - модельерами, обогатило их творческие поиски.

Новый подход в обращении к народному искусству моделировании одежды начал ощутимо провялятся во - второй половине 50-х годов. Это было вызвано не только протестом против копирования народных элементов в современной одежде, но и назревшей смены силуэта и форм. Женские силуэтные линии, характерные в моде конца 40-х начала 50-х годов, сменились мягкими, женственными.

Иного построения стали все части костюма: при удлиненной, слегка расклешенной юбки - облегающей, скромной формы верх с цельнокроеными рукавами и округлым плечом. Новый силуэт формируется постепенно, совмещая сначала признаки прошедшей и наступающей моды. Перед художниками встают задачи переходного периода: отказаться от привычного метода моделирования с использованием вышивки. Новый силуэт не мог воспринимать вышивку в прежних количествах и приемах расположения.

Появились новые ткани. Их волокнистый состав, структура и фактура обусловливали применение новых видов оформления изделий. Например, распространились шерстяные ткани крепового переплетения, способные образовывать выразительные складки; ткани с рисуночной поверхностью в виде ромбов, бороздок (шерсть « Эффект», «Рекорд») они вообще исключали нанесение вышивки и другого декора. То же самое можно сказать о тканях для верхней одежды, таких как твид, трико, построенных на введение в структуру фасонной пряжи. Да и основной принцип народного костюма, согласно которому материал определял форму и отделку, открывал иной фронт творческим поискам. Таким образом, кроме таланта, который определяет широту творческого видения, способность образно ощущать источник существует реальность, с которой не может не считаться художник.

50-е годы - время развития международного сотрудничества в различных областях промышленности, в том числе в текстильной и легкой. В 1950 году в Берлине по инициативе ГДР был организован и проведен международный конкурс одежды, целью которого был обмен опытом и установлением постоянных контактов. Россия впервые участвовала в конкурсе на лучшую модель одежды в 1953 году в Праге.

Связь моделирования с народным искусством занимает иной характер, чем прежде. Отношение к народному наследию стало более критичным, но сфера соприкосновения с ним увеличилась. Соответственно с этим изменяются и формы проявления народного в современном. Они стали многообразней и захватывают не только костюм, но и ткани, обувь, украшения и дополнения к нему.

Всемирно известный промысел дымковской игрушки привел к появлению большого количества творческих идей: были созданы ткани с характерным звонким колоритом, простым плоскостно-декоративным рисунком.

Довольно крупный масштаб его оказался уместным в декоративных тканях, как и в тканях для одежды, например, для молодежных юбок и платьев.

Технология прядения и ткачества подсказала возможность обогащения структуры и фактуры ткани. Родились образцы тканей с новым видом поверхности, ритмом цветных полос, напоминающий пестрядинные ткани, широко применявшиеся для изготовления народной одежды. Знакомство со спецификой получения тканого цветного узора на ручных станках, легло в основу появления льняных полотен с различными фактурными разработками, пестроткаными рисунками разных ритмов.

Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетенного или вязаного, вышивками.

Народный костюм, соединявший в себе благородство и простоту, богатство отделок и яркость красок, подсказал мотивы новых решений в ткани изо льна и дал толчок к созданию оригинальных отделок. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветные.

В моделировании встречается не только прямая рубашечная форма. В ряде случаев она имеет вид трапеции, умеренной или очень широкой внизу. Ширина достигается или клешевым покроем, начинающимся от плечей в виде фалд спадающим вниз, или за счет сборок, идущих от кокетки.

В моделировании одежды получила также распространение и форма, напоминающая мужскую рубашку - косоворотку. Это - прямые платья с напуском на линии талии. Вышивка в них располагается по линии воротника - стойки и косой застёжки, по краям рукавов и внизу в виде каймы. В качестве обязательной детали, объединяющей современную модель с ее народным прообразом, присутствует пояс, свободно завязывающийся на талии.

История моделирования позволяет сделать некоторые выводы. Накопленный материал свидетельствует о росте интереса к народному искусству о расширении диапазона используемых мотивов в 50-60 годы, о появлении качественно нового подхода к народному искусству. Суть нового подхода заключается в том, что использование народных мотивов сопровождается осмыслением их существования в народном искусстве и возможностью их функционирования в советской моде.

6. Описание практической части работы

Нами выполнена практическая часть работы – это современные нарядные летние комплекты с использованием элементов народного костюма.

Нарядный летний комплект «лепесток розы» выполнен из розового креп-сатина на блестящую сторону. Блуза смоделирована с использованием кроя старинной русской рубахи. Линия талии завышена и оформлена шитьем в цвет ткани, от талии блуза расширяется книзу. Рукава длинные, расширенные книзу, ворот собран в кулису. Низ рукавов и блузы, а также ворот оформлены шитьем. Юбка прямая, слегка расширенная, короткая.

Нарядный летний комплект из синего шелкового креп-сатина состоит из топа и юбки. Юбка запашная по типу русской юбки-понёвы. Топ по типу русского сарафана, полуприлегающего силуэта. Лиф топа на двойных бретелях «спагетти». Прилегание достигается за счет шнуровки спереди и замка-молнии в боковом шве. Комплект дополнительно оформлен стразами, усиливающими эффект блеска ткани.

7. Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать народную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся, в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенности вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет свое индивидуальное отношение к ней, свое видение жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его ограниченнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода-явление интернациональное, поэтому было бы не правильно исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразие в единстве - путь развития и обновления современного костюма.

Выполняя данную работу, мы не только теоретически изучили историю русского народного костюма, но и проследили, начиная от 1920 года XX века эволюцию моделирования современной одежды по народным мотивам в нашей стане и за рубежом, но и сами сделали попытку изготовить современную одежду с использованием элементов народного костюма.

Мы убедились, насколько индивидуальная, авторская, неповторимая получается одежда, если применить выдумку, смекалку, народный крой.

Изучение данной темы позволило нам не только познакомиться с основными закономерностями построения русской народной одежды, увидеть возможности, заложенные в её гармоничности и функциональности для моделирования современного костюма, изучить этапы моделирования одежды по народным мотивам, но и самим практически участвовать в создании современной модели с использованием народных мотивов.

Думаем, наш рассказ не оставит равнодушными тех, кого интересуют история одежды нашего народа, потому как «приобщение к фольклору, к народному творчеству - одна из прочных нитей, которая связывает народ с традициями прошлого, со своей Родиной»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)