Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мода и архитектура

Рассматривая на уроках МХК разнообразные исторические эпохи и стили, иногда просматривается тесная связь между архитектурой и модой. Архитектура и мода отражают стиль своей эпохи, своего времени. Нам стало интересно, насколько взаимосвязаны эти виды искусства в контексте исторических эпох. В исследовательской работе мы проведем небольшое исследование и непосредственную взаимосвязь моды и архитектуры.

Что означает мода? Одни ответят: «мода- пустая прихоть, увлечение бездельников». Для других мода – профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. Мы попробуем выяснить – что такое мода, как давно она существует и как к ней следует относиться.

Первоначально моды никакой не было, а была упрощенная одежда. Одежда отличалась крайней примитивностью. Результаты археологических раскопок со всей очевидностью свидетельствуют о том, что простейшие виды одежды возникли уже в эпоху позднего палеолита. В этот период использовали только те материалы, что давала сама природа и которые почти не требовали обработки. Такая одежда не различалась ни по половому , ни по социальному признаку. В этот период, костюм выполнял роль защитной оболочки от воздействия внешней среды.

Костюм (от фр. costume – “одеяние”) – это устойчивые формы одежды определённого народа, сословия, эпохи. Костюм выражает эстетический идеал эпохи. С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета , то есть совокупность одежды, обуви, перчаток, а также аксессуаров , дополняющих костюм.

Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно- выразительных средств. Одежда ,являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани. Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

Силуэт – это французское слово. которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все многообразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапеция, овал, треугольник. На протяжении последних десятилетий в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт- «универсальный», рекомендуется для всех возрастов и фигур. Приталенный – можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими. свободными формами верха и низа одежды. Полуприлегающий силуэт – слегка подчеркивает формы. Силуэт трапеция – происходит расширение от линии плеча или проймы. Фигуры высокого роста, худощавые.

В современной одежде различают следующие стили: классический, спортивный и романтический, фольклорный, авангардный, современный.

Классический стиль - мало подвержен капризам природы. К этому стилю можно отнести: жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль - наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят : куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль - очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка(нарядные платья, юбки,блузки).

Фольклорный стиль (этнический) - одежда в духе национальных костюмов разных народов и эпох.

Авангардный стиль - поражает своей необычностью как максимальное выражение моды и опережение ее во времени, вещи создаются в едином экземпляре.

Современный стиль – в нем наблюдается смешение стилей (эклектика).

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение.

Давайте проследим основные стили моды:

В эпоху неолита начали складываться основные типы одежды, которые, как это не удивительно, существуют и не теряют своей актуальности и поныне. В этот исторический период, вслед за дифференциацией человеческого общества, возникает и разделение одежды по различным признакам – половому, социальному, имущественному. Таким образом, на ранних стадиях своего развития костюм отражает все перемены, происходящие в общественной жизни человека.

Для древнегреческого костюма характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скреплённые в некоторых местах застежками, не подчёркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.

Готический стиль – стиль Средневековой Европы 12 – 13 вв. – заключается в подчёркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлинённой формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причём юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой до 70 см), который напоминал башни готического собор, и остроносая обувь. Покрой ее отражался на манере движения женщин. Так, юбка с длинным шлейфом заставляла женщин отклонять при

Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки. В ХV1 в. состоятельные женщины одевались в массивные, тяжеловесные одежды, которые шили из сукна, дорогих парчовых и бархатных тканей. На бедра надевали кринолин_ каркас из нескольких уменьшающихся в диаметре металлических кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и коническую форму. В последней трети этого столетия появляются фижмы, плоским колесом опоясывающее талию. Достигалось это надеванием стеганого валика под юбку и собранной из ткани платья фрезой, располагающейся на талии.

Одежда стиля барокко(17 –в. ) характеризовалась сложностью и многослойностью. пышной, куполообразной юбкой. В XVII в. женщины носят вертюгадены- особого рода «бочарные» обручи вокруг талии. Темные ткани верха констатируют с зелеными и красными юбками, выглядывающими из-под подогнутой верхней. Стиль барокко очень парадный, декоративный, вычурный. Костюм эпохи барокко всецело подчинён дворцовому этикету. Костюм пышный, чопорный, с огромным количеством украшений. Характерные черты костюма эпохи барокко: многослойность, вычурность, нефункциональность.

В 18 в. появляется новый стиль рококо ( с фр. “раковина”, украшение причудливой формы). Рококо – декоративный стиль, носящий черты утончённости, хрупкости, некоторой чувственности, манерности, жеманности. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений, по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали ещё более изощрённо изящными

Классицизм(конец 18 в. ) в одежде характеризуется строгостью линий, чёткостью пропорций, простотой форм. В XV111 в. появляются преимущественно гладкие юбки с большим количеством украшений: оборок, цветочных гирлянд, кружев, драпировок.

Стиль ампир (19 в. ) освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчёркивая естественную стройность фигуры.

Романтизм (19 в. ). Вновь в платье появляется кринолин – бёдра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. Юбки с кринолинами, украшаются воланами, зубчиками, расшивами тесьмой, кружевом, узорными лентами, бархатными отделками. В конце XIX столетия наступает стиль модерн. Женщины затягиваются в корсет до бедер, а стан плавно переходит сзади в драпируемый трен, напоминавший русалочий хвост, поэтому часть юбки лежит на полу. Наблюдается стремительное изменение платья – от легкого, полуприлегающего к тяжелому, с пышными рукавами , которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.

В 20 веке мода развивалась очень стремительно, каждое десятилетие наблюдались колоссальные изменения.

Женская мода 10 годов 20 века прошла под девизом «Долой корсеты!» Туалеты дамы были свободного или прямого силуэта, подолы слегка укоротились, из под платья выглядывали туфли на каблуках. Модницы 20 годов 20 века носят свободные платья, блузы с заниженной талией , платья чуть ниже колен. На ногах туфли лодочки на устойчивом каблучке.

Мода 30 годов 20 века- это время истинной леди. Тонкая, холодная леди с обесцвеченными волосами, выщипанными бровями, длинными закрученными ресницами и яркими ногтями. Ее платья также элегантны и женственны, как она сама, скроенные по косой они соблазнительно обтягивают бедра и расширяются к низу.

Мода 40-х годов – мода военных. Героиня 40-х – это строгая, но очень элегантная дама. В основе ее гардероба – форменные платья и костюмы. Украшений не было, вместо них на шею повязывали платки и шарфы.

Героиня 50-х – круглые плечи, тонкая талия, роскошный бюст и средний рост. Одета она в платье или костюм с облегающим верхом, затянутой талией и широкой юбкой до середины икры. На ногах туфли с ремешком на щиколотке. Очень популярны маленькие шляпки, сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Мода 60-х годов- это прежде всего супер - мини, актуальны платья. Вся одежда лаконичная, чистых геометрических форм. Спорт и космос – девиз одежды середины 60-х годов. Девушка–мечта – это пышная стрижечка, чуть волнистые волосы. Макияж –акцент на глаза(стрелки).

Мода 70-х годов. Настоящим хитом стала водолазка, ее носили всюду. Брюки и юбки модели клеш. На ножках «шузы» на платформе или на широком устойчивом каблуке. На плечи спускались локоны, на лбу – косая челка. Прекрасным дополнением был берет.

Роскошь во всем – лозунг моды 80-х. В моду входят обтягивающие платья, мини, легинсы, широкое декольте. В повседневной одежде преобладают платье- труба, широкие брюки, клетчатые костюмы (пиджак, мини-юбка), длинный свитер с плиссированной юбкой. Главная тенденция восьмидесятых- большие плечи. Плечи подчеркивали в женщинах деловитость и самостоятельность. Обувь, то в основном туфли- лодочки с небольшим каблуком или без него.

В моде 90-х наблюдается минимализм. Особую популярность приобретают джинсы, мятые футболки, свитера со швами наружу, балахоны. В гардеробе очень много одежды из кожи. Обувь разнообразна: классика, платформа и полуплатформа

Мода третьего тысячелетия – наблюдается разнообразие стилей и направлений предыдущих эпох. Это повторение того, что уже было , но только с изменениями.

Таким образом, мода – произведение искусства. Она отражает определённый этап в развитии культуры человечества. Итак, человек в обществе подчиняется этикету, а мода в свою очередь – стилю эпохи. Таким образом, мода всегда отражала суть времени и образа жизни людей. Мода(от латинского modus – мера, способ, образ действий)- временное преобладание тех или иных вкусов. Какова же роль моды в нашей жизни? Моду можно «признавать» или «не признавать», восторгаться или возмущаться ею, быть ее творцом или рабом – но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода есть явление социальное, часть общественной жизни. Вкус- это чувство меры во всем.

Каждый человек воспринимает моду по - своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира, явление психологическое; а отношение к ней , выбор – нравственное. Мода - как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства явление эстетическое, это часть художественной культуры отдельной страны, эпохи , человечества в целом.

3. Архитектура - как вид искусства

Архитектура – «каменная летопись человечества», «застывшая музыка». Архитектура – это искусство планировки и постройки здапий. Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни общества. Цель архитектуры : создание среды обитания человека с помощью материально – технических и художественных средств.

Основные свойства архитектуры: польза, прочность , красота (Ветрувий «10 книг об архитектуре). Архитектурное сооружение принадлежит конкретному месту, несет в себе конструктивную идею , форму. Архитектура - это выражение идеи своего времени , т. е. это результат строительной деятельности человека, его художественного творчества.

Художественные средства выразительности в архитектуре : формирование пространства, тектоника( худ. осмысление конструкций);симметрия; асимметрия; ритм, свет, цвет, масштаб ; взаимодействие с другими видами искусства(скульптура, живопись).

Различают архитектуру: жилую, промышленную (фабрики, заводы), общественную (административные, культурные, образовательные учреждения). Кроме того, архитектура бывает : больших форм ( общественные, жилые постройки- школы, банки, стадионы, магазины, музеи ) и малых форм (лестничные площадки, бассейны, навесы, беседки). «Малая» и «большая» архитектура связываются воедино искусством градостроителя. Градостроительство – особый раздел архитектурной деятельности, решающий архитектурные, инженерные, экологические задачи строительства городов.

Архитектурный ансамбль – это совокупность зданий, объединенных единым художественным замыслом ( например, Дворцовая площадь в Санкт- Петербурге –архитектора К. Росси ; Версальский дворец; Петергоф).

Архитектурный стиль – совокупность черт и признаков архитектуры определенного времени и места , проявляющихся в конструктивных и художественных сторонах.

Основные стили : канонический (Др. Египет – пирамиды, храмы); классический стиль ( Др. Греция, Др. Рим – ордерная система , Колизей, термы). Античность – совокупность культуры древних греков и римлян, которые принято считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры; романский (10-12 век- базилика тяжеловесная - Пизанская башня, Нотр Дам де Пари ). Романский стиль (римский) – художественный стиль, связанный с культурой Древнего Рима. Был распространен в Западной Европе в период раннего Средневековья (10-13 вв. ). Отличался простотой, строгостью и яркой внушительностью форм. Отличается в архитектуре: базилики – тяжеловесные строения из грубого камня, по форме напоминает латинский крест. ; готический (12-15 в – храмы легкие , изящные, стрельчатые своды – собор Нотр Дам де Пари). Готика – художественный стиль 12-15вв, названный по имени германских племен – готов. Ярко проявилась в архитектуре, в строительстве кафедральных соборов. Характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, витражей. Для готических соборов очень характерно стремление ввысь, здесь присутствуют огромные, украшенные витринами окна. В здании много света, окрашенного в различные цвета. Всё подчиняется одной идее – стремлению ввысь, где все прямые линии сходятся в бесконечном пространстве у престола Господня. Пламенеющая готика – архитектурно-декоративное искусство поздней готики, в которой использовались формы, напоминающие языки пламени. ; возрождение - возрождение классической культуры Древней Греции и Древнего Рима – появилось во Флоренции в начале 15 века. Отсюда оно распространилось на всю Италию ( центрально –купольные храмы, палаццо – дворцы аристократии). Возрождение – эпоха в культурном, идейном развитии ряда стран Европы (а Италии 14-16вв, в других странах 15-16вв), наступившая после Средневековья. Эстетический идеал этой эпохи заключался в соединении материального и духовного, в выдвижении на первый план интереса к роли отдельной личности (гуманистическое мировоззрение), особый интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима Достижением архитектуры этого времени – разработка центрально – купольных зданий и дворцы аристократии (палаццо палаццо (дворцы аристократии) – прямоугольная в плане постройка, со множеством помещений в одном замкнутом объеме, расположенных вокруг внутреннего двора ( Палаццо Питти); барокко( обилие декора, парадность, пышность – Зимний дворец) Здания барокко живописны и скульптурны: стены украшаются рельефами, фонтаны завершаются статуями, проёмы-ниши заполняются скульптурами. ; классицизм - (Версальский дворец, Петергоф). Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов.

ампир (стиль Наполеона Бонапарта – арки в Париже, Петербурге, Москве) Ампир, или "Стиль империи" (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в. , в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции классицистическую традицию модерн ( стиль нач. 20 века – А. Гауди – «Дом Мила»). Модерн (лат. современный) – художественный стиль конца 19 начала 20в, противопоставляющий себя в качестве современного стиля распространенному воспроизведению стилей прошлого. Другие названия этого же стиля: арт нуво, неостиль, сецессион. Мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство. Модерн возник в противовес рационализму XIX века. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. В модерне широко применялись как железобетон ,так и металл как конструктивно-декоративный элемент; эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне - римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. Наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины—2-й половины 19 в. , чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др. ). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой. ; конструктивизм (20 в. - мавзолей Ленина, фабрики, вокзалы, клубы, театры) Конструктивизм – советский авангардистский метод 1920-1930гг. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, , а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования.

деконструктивизм -современное направление в архитектуре , применение различных стилей. Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настояшее время.

хай-тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. Основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями - подчеркнуть "техничность" композиции.

Архитектура XX века – явление уникальное в истории мирового зодчества, поражающее своей непохожестью все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века идеи рационализма и конструктивизма получили мощное направление – функционализм. Идеи рациональной, конструктивной архитектуры, отвечающей запросам и потребностям человека, развиваются на протяжении всего XX столетия. Они кажутся нам слишком смелыми и неожиданными, но в целом они наглядно выражают суть своей эпохи

1. Романский стиль. Тауэр (Англия). 1078

2. Романский стиль. Собор в Пизе. Западный фасад (Италия). 1063

3. Готика. Собор Нотр-Дам (Франция). 1163—1345

4. Готика. Нижняя церковь часовни Сент-Шапель (Франция). 1245—1250

5. Готика. Верхняя церковь часовни Сент-Шапель (Париж, Франция)

6. Ренессанс. Брунелески. Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). 1377—1446

7. Ренессанс. Микеланджело. Лестница библиотеки Лауренциана (Флоренция). 1523—1534

8. Барокко. Фернандо Касаса-и-Новоа. Собор Сантьяго-де-Компостела (Испания). Нач. в 1078

9. Барокко. Иоганн Бальтазар Нейман. Епископский дворец (Германия). 1720—1744

10. Рококо. Д. и И. Б. Циммерман. Вискирхе (Германия)

11. Рококо. Петер Тумб. Библиотека монастыря Санкт-Галлен (Швейцария)

12. Классицизм. Ж. А. Габриэль. Малый Трианон. Версаль (Франция). 1762—1764

13. Классицизм. Нэш. Камберленд-террас (Лондон). 1826—1827

14. Ампир. Франсуа Рюд. Триумфальная арка (Франция). 1833—1836

15. Эклектизм. К. Рен. Собор Св. Павла (Англия). 1675—1717

16. Эклектизм. Замок Нойшванштайн (Германия). 1869—1886

17. Модерн. Ларс Сонк. Собор Св. Иоанна (Финляндия). 1902—1907

18. Модерн. Гауди. Жилой дом Каса Мила (Испания). 1906-1909

19. Модерн. Гауди. Храм Святого Семейства (Барселона) Нач. 1884

20. Рационализм Ле Корбюзье. Капелла Нотр Дам дю О в Роншане (Франция). 1950—1954

4. Заключение

В результате проделанной работы хочется сделать следующие выводы. Мода как и архитектура с самых древних времен «шла» бок о бок с человеком. Человек развивался, развивалась и мода. Особенно разнообразие этих видов искусства наблюдается в XX веке.

Архитектура XX века – явление уникальное в истории мирового зодчества, поражающее своей непохожестью все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века идеи рационализма и конструктивизма получили мощное направление – функционализм, Известный архитектор конструктивизма Ле Корбюзье говорил : «Роль строительства – возводить сооружение, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение» Кроме того, архитектура очень тесно взаимодействует с другими видами искусства, такими как – живопись, скульптура, декоративно- прикладное искусство и др.

Мода – отражает определённый этап в развитии культуры человеческого общества. Итак, человек в обществе подчиняется этикету, а мода в свою очередь – стилю эпохи, она всегда отражает время и образ жизни людей. Каждый человек воспринимает моду по - своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, достатка, культуры, характера. Мода- это часть художественной культуры отдельной страны, эпохи , человечества в целом.

И в моде и архитектуре наблюдается очень много схожих черт, но в отличие от моды архитектура несет в себе конструктивную задачу. Потому как истоки архитектуры и строительного искусства человечества наблюдаются еще с того времени , когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить жилые сооружения. Человек также овладел огнем, изобрел лук и стрелы, делал каменные и деревянные орудия труда, шил себе одежду, приручил диких животных, начал культивировать дикие растения, возделывать землю и т. д. Чувство красоты в человеке прежде всего пробуждала природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в этих видах искусства. Таким образом, и мода и архитектура развиваясь взаимообагащаются дополняя друг друга.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)