Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Кукла в литературе и искусстве

Кукла! Иногда стоит задуматься о том, что говоришь. Кто знает, что же такое на самом то деле куклы. Для чего они появились? Когда? Кто первый её сделал? В нашей работе мы постараемся ответить на все эти вопросы.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней. Эти жертвенные изображения именовались хитогата, катасиро и надэмоно. Раскопки, проведённые в древней Наре, позволили обнаружить деревянные куклы, которые явно использовались, как детские игрушки. В 8 веке появились первые управляемые игрушки, надевавшиеся на руку. Их называли аяцури нёнге. Несколько модифицировав их, бродячие кукольники давали представления в городах и весах, готовя их тем самым почву для формирования кукольного театра Бунраку. Наконец, куклы стали выполнять и определённые религиозные функции в синтоистских храмах, а позже – буддийских, где они становились частью дидактических диорам.

Но поистине всенародным увлечением изготовление кукол стало в период Эдо (1603-1868). В различных провинциях сформировались собственные стили, варьировавшиеся в зависимости от предназначения кукол, материала и, конечно же, мастерства ремесленников. Во многих храмах продавались глиняные статуэтки, именовавшиеся цути нингё, традиционным недорогим подарком девочкам стали бумажные куклы в упрощённых, но ярко раскрашенных национальных одеждах. Затем в моду вошли кокэси – поделки из деревянных брусочков. Чаще всего это был шарик, укреплённый на вертикально поставленном цилиндре. Далее следовала раскраска, характерная для данной местности. Это позволило в дальнейшем любителям кукол собирать великолепные коллекции этих примитивных, но в тоже время очаровательных поделок, отражающих особенности местного представления о красоте и дизайне. Но наибольшую славу японским мастерам принесли куклы, главным предназначением которых было любование ими. Хорошо известны выставляемые в японских домах в канун ежегодного праздника девочек (3 марта) целые композиции хина нинге, представляющие собой миниатюрный императорский двор, где кроме четы монахов свои места занимали придворные дамы, охранники, слуги. Среди них были тати-бина (стоящие куклы) и сувари-бина (сидящие куклы). Их лицам мастера придавали различные формы. Модными были круглые детские лица, (Дзиродзаэмон-гата), лица, напоминавшие маски театра. Но (Кёхо-гата) и довольно реалистические физиономии (Кокин-гата). Более миниатюрные фигурки

Хина нингё, размером всего с палец, получили название кэси-бина.

У славянских кукол было одно отличие: у них не было лица. Считалось, что если кукла сильно будет походить на человека, в неё вселится злой дух.

А вот у нанайцев кукла-амулет наоборот была глазастой: чтобы следить за своими хозяевами.

В африканском племени карамоджей кукол делали из священного дерева мбуру и дарили детям на третьем году жизни. Куклы у девочек были наряжены – считалось, что чем красивее кукла, тем красивее будет её хозяйка. А куклы для мальчиков держали в руках копья, и чем крепче была кукла, тем отважнее должен вырасти её маленький хозяин.

У японцев существовал обряд, во время которого на куклу переносились все беды и болезни её владельца, а затем её сажали в бумажный кораблик. Кораблик тонул, кукла тонула в волнах, а вместе с ней тонули и все невзгоды.

Чукотские девушки брали с собой куклу, выходя замуж. Они клали её в изголовье, берегли, не теряли и никому не дарили.

У многих племён был обычай, связанный с матерински горем. Если женщина теряла ребёнка, она должна была сделать куклу и ухаживать за ней, как за малышом.

Таким образом, куклы-оберёги или амулеты, спасавшие от беды, и приносящие счастье были у разных народов. Кукол любили, передавали по наследству, берегли. Ими любовались, брали в руки, носили с собой и, наконец, стали ими играть.

Рассматривая куклы в костюмах можно проследить все нюансы социальной эпохи жизни Эдо. Среди них есть изображения представителей знати в шикарных парчовых кимоно, воинов, крестьян, пожарных, музыкантов и т. д. – каждое в характерном для него костюме. Куклы Сага нингё изображали героев буддийского пантеона и отличались великолепным качеством тканей.

Так что такое кукла? Оказывается этот вопрос можно рассматривать по-разному. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Договоримся, что будем считать куклой всё, что изображает человека. Это позволит проследить историю кукол с самых древних времён. Ведь игрушкой кукла стала недавно, а фигурки, которые изображали человека, появились немногим позже, чем сам человек. То есть тогда, когда человек встал на ноги, освободив тем самым руки для работы и искусства. Кукла, это, во-первых, видимые воплощения духов-хозяев природных сфер, духов-помощников шамана, духов болезней и иных мифологических персонажей. Во-вторых, это символические двойники реальных людей, вместилища их жизненной силы.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы. Мы попытаемся узнать, во что играли дети много веков назад. Частично – из сохранившихся памятников письменности.

Когда же они появились? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделанные самим человеком. Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не для игр, а для обрядов. Это были предки народных игрушек. Первой куклой на Руси считалась лялька. Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Она была сделана из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она же 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь фараона. У них было отличие - куклы не имели ног. Считалось, что кукла может убежать.

Сегодня у нас есть куклы, которые ходят, говорят, кричат, спят, пьют - они максимально приближены к живым существам. Но представьте себе бедную девочку, которой родители не могут купить куклу. Она возьмёт кусок полена, нарядит в одежду и скажет, что это её кукла. И это будет кукла! Нужно только, чтобы ребёнок считал её куклой.

По этой причине мы не можем определить, когда возникли куклы. Вероятно, с доисторических времён, потому что когда были дети, были и куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо головы. Дети персов играли куклами, свёрнутыми из ткани, с нарисованным на ней лицом. В детских могилах доисторических времён по всему миру были найдены куклы, сделанные из глины или кости.

Некоторые авторитетные люди говорят, что впервые кукла была использована в религиозных культах. Детям было позволено держать куклу, как идола, образ, но было запрещено играть ею. Другие утверждают, что дети играли в куклы в доисторические времена.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Вообще, кажется, они были не равнодушны к куклам. Они делали их из дерева и украшали бусами. Найденным египетским куклам более 3000 лет.

Древние греки тоже имели интересные куклы. У них были хорошо оформленные головы, а руки и ноги двигались при помощи верёвок. И в наше время в различных частях мира дети играют в куклы, совершенно не похожие на наших, и которые они предпочтут нашим. Маленькая эскимоска играет с куклой, вырезанной из слоновой кости. Девочка из Мексики – сделанной из обожженной глины, и ей кажется, что наши куклы слишком бледные.

Современные куклы сделаны из воска, тканей, папье-маше и других материалов. Головы самых дорогих кукол создаются самыми хорошими мастерами и художниками. Но вы прекрасно понимаете, что любимой куклой девочки может оказаться и не самая дорогая.

Какая всё-таки большая роль у куклы в жизни человека. Кукла спасла человека во время обряда жертвоприношения. Но этим её добрые дела не ограничились: она принялась оберегать человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого его рождения. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. В некоторых избах насчитывалось не меньше сотни кукол. Пока девочка была маленькой, для неё делали кукол мама и бабушка или старшие сёстры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжёлый крестьянский труд. А когда малышке исполнялось пять лет, она уже должна была сооружать кукол сама. Это было нетрудно. Крестьянские куклы были очень простыми, делались, в основном, из тряпок, с помощью традиционных приёмов. В каждой местности были свои приёмы их изготовления. Самых простых кукол делали в Полтавской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой – головка куклы готова. Осталось надеть на неё платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. Вот и вся кукла. В Подмосковье кукол-пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали ленточкой. На Урале – сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали прямоугольный платочек. Оставалось перетянуть нитками верх валика - голова.

« Не трудное дело, да даются не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Впрочем, не обязательно маленькой. В куклы играл и дети, и девушки, и женщины даже увлекались этим. Игры были долгие, обстоятельные.

В нашей работе мы расскажем вам о кукле, как о двойнике человека. Для этого мы и погружались так далеко в историю. Мы дошли до первобытного человека и выяснили, что именно оттуда пошли куклы. Они там были нужны для обрядов жертвоприношения. Далее человек продвигается по лесенки эволюции и понимает, что кукла прекрасное украшение в доме и предмет для игры. Вскоре разнообразие кукол увеличивается, увеличивается и ассортимент материалов для кукол. Они становятся всё популярнее и сейчас. На смену им приходят более интересные, красивые, яркие, но в то же время неуютные куклы. Ведь гораздо приятнее засыпать с мягкой, матерчатой куклой, чем с пластмассовым младенцем. Изменения в мире кукол происходят постепенно. Поэтому мы не замечаем особой разницы. Но уже сейчас можно сказать, что человечество падает в пропасть; и людей и кукол заменят машины. Куклы – это соединение живой природы с неживым. Они дают человеку возможность не забывать, о том, что когда-то он сам делал вещи. И эти самые вещи были куда лучше, чем то, что делает бесчувственная машина. Конечно, сейчас человек уже не сможет полностью всё делать сам. Мы уже отвыкли от этого, но ведь иногда надо вспоминать о том, что и человек имеет руки. Ведь создаёт он эти машины и автоматы, значит, человечество ещё не разучилось работать без помощи. Существует множество кружков детского творчества, и они дают возможность самовыражаться. Для детей это очень полезно и увлекательно. Там их научат шить своих маленьких друзей, а также чудесные подарки друзьям и родителям.

Основная часть.

Куклы в жизни человека.

В нашей работе мы проследим историю кукол, их функцию, идею существования. Для этого мы войдём глубоко в историю. Все дети любят играть, а для игр нужны игрушки. Раньше их было не так много, как сейчас. Мальчишки и девчонки сами делали для своих игр кукол и другие игрушки или просили об этом своих родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Современные учёные называют игрушку одним из самых странных явлений в жизни человека. Изменилось всё: люди перестали жить в пещерах, охотиться на животных, у них появились комфортные дома и превосходные условия для жизни. Неизменным осталось одно: детям по-прежнему нравятся игрушки. Играя, дети стараются изобразить взрослую жизнь, они подражают своим родителям, хотят быть похожими на них. Девочки представляют себя будущими мамами: «воспитывают» кукол, готовят для них еду, шьют платья. Мальчики играют в полководцев и заставляют сражаться полки игрушечных солдатиков, «водят» игрушечные машины, строят дома из конструктора. Так ребёнок готовится к взрослой жизни. Игры на самом деле не только развлечение, но и учёба.

Производство кукол для девочек и солдатиков для мальчиков стало целой инструкцией. Взрослые часто собирают кукол, одетых в костюмы разных эпох, или солдатиков, изображающих разные рода войск. Игрушки готовят людей к самостоятельной жизни. Дети простого народа играли фигурками, сделанными своими руками. Но если взглянуть на детей аристократов - перед нами совсем другая картина. У них – будущих графинь и князей – были совсем другие игрушки. Все мальчики играли, разумеется, в войну. В восемнадцатом веке были изобретены оловянные солдатики. Будущие княгини играли преимущественно в кукол, которых можно было заказать за границей. Французские куклы славились уже в шестнадцатом веке. Они ознакомили мир с последними веяниями моды. Славились и немецкие куклы. Для тех и других выпускались дома, гардеробы. В прошлом веке стали выпускать кукол с изумительными, красивыми головками. Они были сделаны искусно и стоили очень дорого. В начале двадцатых годов нашего века наступило трудное время. Производство кукол и других игрушек сильно приостановилось. Несколько лет спустя, восстанавливаются фабрики. Мастера придумывают кукол новых, необычных. В начале кукольной истории не было большого количества фарфоровых кукол и других из дорогого материала. Не слишком после воин было богатых людей и поэтому для бедного в то время люда делают кукол из более простых материалов. В кукольном мире, как в зеркале отражается то, что происходит в стране.

Но даже из простых материалов можно сделать чудо. Пусть они были из тряпок, ненужных лоскутков, бусин, но одежда сшита модно, а личики сияли яркими красками.

Прошли годы. Кукольная промышленность растёт, набирает темпы. Куклы производятся большими партиями. В шестидесятые годы игрушки выпускали уже свыше тысячи предприятий по всей стране. Причём по одним и тем же образцам. Наверное, в этом были свои плюсы: один маленький кукловладелец не завидовал другому.

Следующим испытанием российских кукол стала перестройка. Вокруг всё менялось, но куклы оставались прежними. Они сидели на полках и хлопали глазами не понимая, что происходит вокруг. А в магазины тем временем хлынули иноземцы. Они были яркие, необычные. Но самой удивительной была она. С точёной фигурой, роскошными волосами. Она – Барби. Красавица Барби с улыбкой посмотрела на пухленькую Дашу, и та со смущением потеснилась на полке.

Кукла Барби.

История знаменитой куклы Барби началась в Америке. У супругов Элиот и Рут Хэндлер была маленькая дочь Барбара. Она, как и все маленькие девочки, любила играть с картонными фигурками, которые можно было одевать в вырезанные из бумаги платья. Наблюдая за игрой дочери, мать подумала: почему бы не сделать такую же куклу, но объёмную? А ещё её можно превратить в красивую взрослую девушку, какой мечтает стать каждая девочка. Так появилась новая кукла. Своё имя Барби получила в честь дочери создательницы Барбары. Зимой 1959 года Барби была впервые представлена на выставке игрушек.

Кукла за 100 000 $. Цены на кукольных аттракционах могут достигать не игрушечных размеров. Сегодня Барби пятидесятилетней давности стоит практически столько же, сколько кукла, сделанная в единственном экземпляре. Их основное различие - начальная цена. Так, штампованная Барби в супермаркете идет 20 $, уникальная арт-кукла изначально оценивается в сумму от 2$ тыс. до 20 тыс. $, а то может достигать и 50тыс. $.

Коллекционных кукол изготавливают из дорогих материалов – на них идут натуральные волосы, эксклюзивные ткани, и одни только глаза могут стоить, как приличные часы. Так кукольная коллекция Деми Мур, в ряду которой, правда, не только Барби, оценивается более чем в 1 млн. $, и это ещё не самая большая коллекция. Самая большая коллекция Барби принадлежит англичанину Тони Маттиа из Брайтона. Его коллекции представлена половина всех моделей куклы Барби, выпущенных с 1959 года.

Сейчас в мире каждую неделю покупают около миллиона кукол Барби, то есть примерно по одной в секунду. В чём же секрет такой популярности? Барби в отличие от всех предыдущих кукол для девочек, - это маленькая женщина. У неё есть всё, что нужно, - платья, бельё, верхняя одежда, дом, автомобиль. Барби – стройная блондинка, постоянно меняющая наряды. Сегодня платья для этой куклы стоят достаточно дорого, но родители всего мира не скупятся на подарок для своих дочерей.

Барби стала подругой многих детей. Дети старались быть похожими на красавицу Барби обладательницу узенькой талии и довольно широких бёдер. Он пугали мам диетами, но медиками доказано, что существование такой настоящей девушки невозможно. Через некоторое время у Барби появился друг Кен. Он тоже имел не малую популярность, но добиться такого успеха, как Барби ему не удалось. Следующеё человеческой копией стала лучшая подруга Барби – Миджи. Вскоре у Барби родилась сестрёнка – Скиппи. С каждым годом круг друзей Барби увеличивается. Рождаются сёстры, появляются друзья и подружки разных национальностей. У американки Барби, как у настоящей звезды, есть поклонники в разных странах мира. В США, Англии, Франции, Германии, и даже в России есть «Клубы Барби», где собирают сведения о кукле и даже выпускают журналы о ней. В американском городе Сан-Франциско есть музей Барби, где хранятся коллекции её обуви и аксессуаров. Но самое удивительное – Барби удостоилась чести быть представленной в Музее восковых фигур «Грэвэн», в компании выдающихся людей настоящего и прошлого. Такого с игрушками ещё не бывало. С того момента Барби стали называть «Мисс кукла Мира».

Увидев успех Барби, такие кукольные фирмы, как Маттел решили последовать её примеру. До поры до времени «родители» не беспокоились, но потом английская фирма «Хасброу» выпустила куклу Синди. Она была похожа на Барби. На производителей куклы Синди подали в суд, и пришлось перенести бедной кукле небольшую операцию. Только потом куклы перестали враждовать и теперь спокойно уживаются у одной маленькой хозяйки.

Через некоторое время у куклы Барии появилась ещё одна противница, которую она пока так и не выжала с товарных полок. Это кукла Братц. Впервые эти куклы появились в США в 2001 году и сразу завоевали огромную популярность и любовь девочек по всему миру. Они, как говорят производители, являются копией озорного и избалованного ребёнка. У неё множество аксессуаров и большой гардероб. У Барби есть серьёзная противница.

Куклы в литературе и искусстве.

Свидетельством тесной связи куклы и человека является литература. Об оживающих игрушках написано десятки сказок и рассказов. Среди писателей сильной любовью к таким рассказам отличался Ганс Христиан Андерсен. В своих произведениях он пытался показать, насколько удивителен мир кукол. Об этом свидетельствуют рассказы «Цветы маленькой Иды», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Свинопас», «Соловей», «Пастушка и трубочист». Эрнст Теодор Амадей Гофман это писатель, который создал удивительное произведение «Щелкунчик», в котором Щелкунчик – кукла для раскалывания орехов. В сказке Гофмана все эти игрушки оживают. В своём произведении он точно показал связь человека с куклой.

Что же объединяет таких разных персонажей? Милую Снегурочку, Буратино, Щелкунчика? То, что они появились на свет при одинаковых обстоятельствах. Их соорудили себе в утешение старые, одинокие люди. Снегурочку – из снега, итальянца Пиноккио и его русского брата Буратино из полена. Судьба у них у всех сложилась разная. Буратино перевоспитали, Снегурочка растаяла, Пиноккио превратился в живого ребёнка. Но все они выполнили своё назначение: скрасили жизнь приёмным родителям, избавили их от одиночества.

Бывает, что куклы в сказках оказываются более преданными и благородными, чем люди. Интересный пример этому рассказ А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Дровосек, Страшила и Лев помогают вернуться Элли домой. Но давайте взглянем на мир искусства. Игрушки нередко попадают на полотна художников и другие произведения искусства. В Древней Греции, например, их рисовали на вазах – амфорах. Но обычно они играют роль «аксессуаров» при своём хозяине.

Один знаменитый художник посвятил свои картины именно игрушкам. Это замечательный художник Александр Бенуа, родившийся в 1870 году. Он нарисовал двенадцать акварельных картин, посвящённых игрушкам своего детства.

У художника есть замечательное произведение «первое знакомство». Куклы «Франт» и «Барышня» в картине изображены «в интерьере». Они явно пришли в гости к хозяйке-кукле. На лицах кукол застыли вежливые улыбки. Они выглядят до жути живыми. Все игрушки как будто играют в спектакле, поставленном художником. Это объяснимо, если вспомнить, что Бенуа был не только известным живописцем, но и театральным декоратором.

Открытки с набора «игрушечных» картин Александра Бенуа вышли в 1904-1905 годах в Петербурге. А их оригиналы хранятся в Русском музее и Эрмитаже. Мы все любим кукол и другие игрушки. Но нам не всегда удаются так выразить свою любовь. Бенуа писал, что желание хотя бы иногда «окунаться в детство» побудило его коллекционировать кукол своего детства, а потом и посвятить им серию акварели. Полюбоваться на эти произведения искусства можно в музеях. Кукол можно встретить в самых разных музеях, не имеющих, казалось бы, никакого отношения к игрушкам. Есть даже специальные музеи кукол и игрушек. В Великобритании таких музеев – четыре. Самый крупный из них, Бетнал Грин, является отделением музея Виктории и Альберта, одного из самых известных музеев прикладного искусства. Открыт он в 1872 году. В коллекции музея много разных детских вещей. Главную часть коллекции составляют куклы. Это простые куклы, прозванные «голландскими», изготовленные в лесных районах Германии и знакомые всей Европе; куклы из воска или покрытого воском папье-маше: дорогие куклы с головками из фарфора, изготовленными на знаменитых фирмах. Есть здесь коллекция из 39 кукол, демонстрирующих моды своего времени, созданная с 1754 по 1912 год. В Музее Лондона собрана коллекция дешёвых кукол времён королевы Виктории, которых тогда можно было купить прямо на улице. Во французском музее Лувре проживают игрушечные красавицы и модницы 17-19 веков. Здесь знаменитые куклы Пандоры, законодательницы мод, и изысканные фарфоровые куклы 19 века в дорогих нарядах. В германском городе Зоннеберге, с которого началась знаменитая на весь мир игрушечная промышленность, в 1901 году создан Музей промышленности и ремёсел. Также есть удивительный музей Барби в Сан-Франциско. Разумеется, здесь можно увидеть все разновидности куклы. В нашей стране тоже есть такие музеи, например, Художественно-Педагогический музей игрушки. Он начал создаваться в1918 году. Его основатель и директор – Николай Дмитриевич Бартрам – художник, собиратель, знаток народного искусства и игрушки. Есть у нас в России и Музей Уникальных кукол. Он расположен в Москве. Открытие состоялось на улице Чехова 22 октября 1996 года. Создан он Юлией Вишнёвской. Здесь собраны куклы известных кукольников Франции, Германии, а также русские куклы. У каждой куклы своя история, о которой вам расскажут в музее. Чего только не увидишь в музее! Кроме самих кукол есть и мебель для неё, и посуда, и другие аксессуары.

В этом музее в1997 году проходила выставка Барби. Коллекция кукол в музее продолжает расти.

Теперь о музеях наших соседей. Восемь лет назад открыт первый на Украине Музей игрушки. Здесь собраны старинные и современные куклы. Большинство из них импортные, но есть и отечественные игрушки. В Грузии тоже был создан такой музей. Он находится в городе Тбилиси. Создатели музея ставили две задачи: собрать коллекцию народной игрушки и создание новых игрушек. В наше время существует довольно много музеев, где можно насладиться красотой своих любимиц кукол. Есть музеи кукол в народных костюмах, есть музеи современной куклы и так далее.

Кукольное царство и его жители.

В этой главе мы расскажем вам о разновидностях куклы. К началу девятнадцатого века русская кукла окончательно стала куклой, то есть игрушкой для ребёнка. Давно ушёл в прошлое суеверный запрет на кукольное лицо. Появился новый материал для изготовления кукол - папье-маше. И тут уж кустари-кукольники, самодеятельные кукольные мастера развернулись вовсю. Кукольники-виртуозы Сергиева Посада разработали сразу несколько видов кукол. Каждому виду народ подобрал меткое название. Продавали этих кукол на ярмарках и очень заботились о рекламе. Первых подвижных кукол прозвали «скелетки». Фигурки у них были тонкие, собранные из лучинок, а ручки и ножки сделаны на шарнирах. На куклах были надеты кумачовые платья, склеенные прямо на фигурках, передники и красные бумажные шляпки. Сразу и не догадаешься, что под платьем просто скелетик из палочек.

Кукол с подвижными глазами, которые часто моргали, называли моргалки. Красивую куколку с головкой из папье-маше и изящной талией так и называли «талия». Со стороны «талия» выглядела шикарной барышней, а на самом деле. На её соломенное тело было надето платье из дешёвой марлёвки. , а блестящие башмачки оказывались просто свёрнутой в конус клеёнкой. Умели кустари «пустить пыль в глаза». Пупсика в крестильной рубашечке ласково окрестили – дитяшка. Куклу-погремушку в чепчике и бархатных пелёнках, перевязанную золотой лентой, - пеленашка. Мальчика в матросском костюме звали матросик, а длинноного мужичка в поддевке и плисовых штанах – «кучерок». Это были первые куклы «мужского пола». Умели сергиевские игрушечные мастера развлечь народ. Самыми же красивыми и дорогими по цене были «этнографические» куклы с фарфоровыми головками. Они появились в конце девятнадцатого века. У этих кукол были красивые личики, роскошные косы и очень тщательно сшитые наряды, которые изображали одежду разных губерний России того времени. В крестьянских семьях по-прежнему играли в тряпичных кукол, которым ребятишки стали прорисовывать или вышивать лица. Но и на «настоящих» кукол появился большой спрос. В России стала зарождаться кукольная промышленность.

В1932 году в Загорске открывается Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки. Художники института начинают разрабатывать новые образцы промышленного производства кукол и зверей. В 1941 году война опять отбросила назад производство игрушек. Снова их начинают производить только в 1943 году. Именно тогда появились резиновые пупсы. Потом мода на прелестных резиновых малышей прошла и появилась новая лихорадка.

Этих кукол не посадишь в колясочку и не вынесешь на улицу. Ими можно только любоваться. Они удивительно похожи на живых людей. У них очень естественные лица. Среди них есть и мальчики и девочки. Их производство – отдельный вид искусства. Они чаще всего коллекционные. Они – фарфоровые.

Потом появилась новая мода на кукол. Они были деревянные. Самые известные из них – английские деревянные куклы. Куклы делались весьма искусно и тщательно. К их телам в форме кегли приделывали подвижные ноги и руки. На лице красовался точёный носик. Другие четы лица рисовались краской.

Следующие куклы ставшие очень популярными были из папье-маше. У этого материала было множество достоинств. Он был лёгкий, недорогой. Этот материал используют и сейчас.

Изделия из слоновой кости были известны с давних времён. Но материал не стал популярным в изготовлении кукол, куклы из слоновой кости выглядели неопрятно. Правда, первое время все были в восторге оттого, что материал имел цвет похожий на человеческий цвет кожи. Вскоре появилась ещё одна серия кукол – из воска. Но воск был дорогим, поэтому куклы из этого материала не задержались на рынке. Кукол из этого материала получили только дети богачей. Сейчас из этого материала многие делают кукол в полный рост. В нашей стране славятся музеи восковых фигур. Многие дети и взрослые ходят по выставкам, так как куклы из этого материала очень похожи на настоящих и смотрят порой на вас живыми глазами.

В 18 веке были очень популярны немецкие куклы из фарфора. Но материал, как мы уже говорили, был очень дорогой, поэтому из него делалась только голова, а тело было сделано из папье-маше. Такие куклы популярны до сих пор.

В Англии популярным материалом стала ткань. Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол в основном делали самостоятельно. Вот только жаль, что материал недолговечен. Именно поэтому матерчатые куклы не сохранились до сих пор. Самые старые датируются второй половиной прошлого века. Матерчатые куклы были популярны и в Германии. Как и все игрушки из этой страны, они были сделаны с виртуозным искусством. Их пропитывали специальным материалом, и куклы не боялись воды. В 1869 году появились куклы из целлюлозы. Этот материал дешёвый, не шелушится, его можно ронять и купать. 20 век запомнился самым популярным материалом. Это был винил. Именно из него сделана Барби.

Голышка из рода пупсов – самая первая кукла любого ребёнка. Когда он ещё маленький, она купается с ним в ванночке, засыпает с ним. Пупс – ещё и одна из первых кукол человечества. Ведь в доисторические времена девочки тоже играли в дочки-матери, но баюкали они камушек или щепочку. Название пупс пришло к нам из других языков. У нас такие куклы назывались «аука». Материал и сейчас используется, но у него есть один минус. Он очень сильно изнашивается, впитывает грязь, и она потом больше не отмывается. У современных пупсов из пластика легко вставляются руки, ноги и даже голова. Зрелище ужасное. Они все очень похожи на настоящих детей, а смотреть, как у ребёнка отваливается голова не слишком приятно. Таких кукол легко можно напоить из бутылочки с водой. Потом они сходят на горшок. К ним продаются комплекты аксессуаров. Для них даже есть рюкзачки-переноски.

Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша матрёшка и то и другое. Дети с удовольствием в них играют, а дети смотрят. Яркая матрёшка стала символом России, редкий турист вернётся из России и не привезёт нашу чудо игрушку. Она всегда одета в яркий сарафан и платочек. Первые матрёшки были и такие яркие, как сегодня. У многих мастеров был особенный секрет изготовления. Сейчас в роли матрёшки выступают и политические деятели, и звёзды эстрады. Но знаменита на весь мир именно матрёшка-крестьяночка.

У матрёшки, как у звезды стали появляться родственники.

Неваляшка действительно стоит в родстве с матрёшкой. Они внешне очень похожи. Появились неваляшки в России в начале прошлого века. Сегодня неваляшка выпускается в виде младенца в чепчике. Есть особый род матрёшек. Крутецкие. Все они искусно расписаны. Изменилась техника росписи. Краска стала использоваться масляная. Создана и особая техника – масляная. У нас в России есть ещё один очень популярный персонаж. Всем известно, что наш Буратино – младший брат итальянского Пиноккио. Но мало кто знает, что и у Пиноккио есть семейство. Его родовая фамилия – Крипа. Именно так называют в Италии деревянных кукол, сделанных из полена. Подобные куклы были и у других народов. Например, в древнем мире, делали куклу-забаву в виде скелета из серебра.

Интересным изделием считались «топорные» куклы. Куклы представляют собой едва обработанный кусок дерева. В форме кегли, где черты лица и тела намечались взмахами топора. Все удары сопровождались заклинаниями. У северных народов куклу надо было обтесать 365-ю взмахами топора. Сделаешь не точно это число ударов – беды не наберешься.

С давних пор на Руси делали кукол из соломы. Сегодня это мастерство не используется, но нет-нет возродится в руках народного умельца. Это дело не простое. Сначала заготавливается солома. Эта тоже годится не всякая. Лучше всего брать ржаную, она помягче. Сжать её, высушить. И вот потом начнётся работа. Пучок складывали пополам, перетягивали место сгиба ниткой – голова готова. И так все детали тела. В конце работы, надо подстричь все соломинки ножницами и ваша куколка готова. Поэтому мастера называли куколок «стригушки». Эта куколка самая простая, но её можно всячески украсить. Сейчас живёт эта куколка в витринах музея.

Но ведь не только у нас были интересные моменты в изготовлении кукол. В Индии существует множество центров народных промыслов. В одном из них делают кукол из мягкого дерева, а потом ярко раскрашивают. Деревянные человечки бывали разных возрастов и культур. В другом месте делают фигурки из глины. Также в Индии изготавливают марионеток для странствующих кукольников. В штате Тамилнаду делают оригинальных кукол из папье-маше. В Индии кукол изготавливают не только кукольники, но и простые женщины. Они их шьют к праздникам. Для этого существует прекрасный обычай – в дни праздников устраивать дома выставки самодельных кукол. Незадолго до праздников на прилавках появляются разнообразные мелкие украшения, и кусочки ткани небольшого размера. К этим лавкам спешат женщины с надеждой подобрать что-нибудь для своих любимиц. Кукол для игр детей делают из соломы.

У жителей Японии тоже множество обычаев и традиций. У них есть праздник кукол. Даже не один, а два. Для мальчиков и для девочек.

3 марта празднуется кукольный Праздник девочек. Он существует уже более тысячи лет. В 10 веке появился обычай поклонения куклам. В каждом доме есть специальные подставки для кукол. Сделана подставка в форме ступенек. На верхней ступени стоят самые красивые и дорогие куклы. Кукол дарят девочкам и в день рождения. Их передают по наследству.

5 мая наступает праздник мальчиков. В их обычаях на праздник приходят кукольные войны и солдатики.

О кукольном театре.

Кукольный театр любят не только дети. Взрослые тоже с удовольствием смотрят сценки с участием куколок. В прежние годы, когда еще не было телевизоров, люди часто ходили в театры, плакали и смеялись вместе с героями сцен и пьес.

Кукольный театр очень древний, он известен на всех континентах нашей планеты. Так в средневековой Европе были очень популярны ярмарочные кукольные представления. В основном играли народные пьески, а главным героем в них были всегда в Германии Касперль, а главным героем в России был Петрушка. Нет сомнений, что дети наших предков разыгрывали со своими игрушками-куколками домашние сценки, придумывали забавные спектакли. Так зарождались домашние кукольные театры. Научно доказано, что без куклы в детстве невозможна нормальная человеческая жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен обожал кукол. Дома у него был крошечный домашний кукольный театр. Андерсен верил, что у кукол идёт тайная жизнь, когда люди на нас не смотрят.

Наверное, все знают нестареющую сказку про то, как однажды старик - столяр, которого звали Карло, взял полено, вырезал деревянную куклу Буратино.

К 16-17 века начали появляться кукольные театры. В каждой стране появились свои герои-куклы. В Италии это Пульчинелла, во Франции - Полишинель, а в Англии – Панч.

В России, конечно же, Петрушка. Вся эта проказливая компания и есть театральные родственники шалуна Буратино.

Петрушка!

мальчишки и девчонки спешат весёлой стайкой в один из дворов. Прохожие с удивлением смотрели на них. Наверное, вы уже догадываетесь, кто приехал. Петрушка!

В глубине двора на верёвке натянутой на две палки, болталась простыня, а на ней плясал и пел потешный человечек в колпачке и красной рубашонке. Голос его звучал уверенно и громко. Плясун так ловко шутил, что детвора умирала от смеха.

Сейчас Петрушку можно увидеть только в стенах театра.

Петрушка это русская народная игрушка. Он и многие другие куклы – перчаточные. Их надевают на руку. Головы у них большие, скорее всего из тряпок.

Кот же придумал задорного, неунывающего Петрушку? Есть предположение, что прародителем и итальянского Пульчинеллы, и английского Панча, и русского Петрушки был крючконосый, горбатый Видушака. Он самый популярный герой кукольного театра Индии.

Марионетки.

Мы уже говорили о том, что в середине века кукольные представления устраивались и в церквях, в монастырях. Куклы разыгрывали перед зрителями сюжеты из Евангелия.

Марионеток делали из глины красного цвета, а также из дерева и слоновой кости, из папье-маше и лака.

Представления в ящике.

В европейских странах с конца 15-начала17 века на Рождество было принято устраивать вертеп – кукольное изображение пещеры, в которой родился Иисус. Это действо воспринималось людьми вполне серьёзно. В наше время это маловероятно.

Кукольный папа России.

Как вы думаете, кто является кукольным папой России?

Звали этого человека Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). Куклы и театр стали его судьбой. Более 60-и лет он не расставался с ними. Даже за кулисами он играл, но заметьте не с детьми, а с куклами. Благодаря ему, в Москве построили чудесный дом – Центральный театр кукол. Даже при смерти в руках у него была кукла.

Но и творец – образ и подобие творения.

Актёр со временем становится похож на свою куклу.

Заключение.

В нашей работе мы постарались показать, что кукла – очень важная часть жизни человека. Человек умирает, а кукла, созданная с любовью, будет жить вечно. Без этого очаровательного предмета, столь приближенному к человеку мы бы не смогли дойти до нашего уровня развития. Научно доказано, что кукла способствует положительному развитию ребёнка. Скоро наш мир будет забит машинами и другими автоматами. Человечество забудет о прелестных «существах» куклах.

Из всего этого можно сделать вывод, что кукла это частичка человека. И порой кажется, что кукла тоже может любить, как и человек. В заключение нашей работы надо сказать, что в ходе работы выяснилось, что кукла не просто возникла в нашей жизни. Человек в начале жизненной лестницы не использовал куклу для игр. Прежде всего, она пригодилась в обрядах. Сейчас, когда нет язычества, куклы, остались популярны. Многие люди посвятили свою жизнь игрушечным любимцам. Одни собирают целые коллекции куклы Барби, другие заинтересованы куклами народного промысла. Их значение в жизни любого из нас очень велико. Стараясь понять, что же такое кукла, мы выяснили, что это, прежде всего незаменимая часть жизни человека. Проследив историю возникновения, мы поняли, что она появлялась у разных народов в разное время, в зависимости от развития. Их функциональная направленность заключается в воспитании ребёнка. Если же говорить о взрослом человеке, то для многих – кукла важнее всего. Символическая идея существования куклы даёт человеку понять жизнь во всех её прелестях. Для ребёнка потерявшего свою игрушку свет не мил. Он будет плакать, пока ему не станет понятно, что, да, без неё тяжело. Кто будет убаюкивать ребенка рассказами о прекрасной стране детства на ночь? Возможно, потеря любимой куклы скажется на психике ребёнка. Из этого можно сделать ещё один вывод. Для нормального развития ребёнка ему кроме друзей из мира людей, нужен товарищ, кому он сможет рассказать о своих обидах, мыслях. И, скорее всего это будет кукла. Ребёнок уверен, что не слишком разговорчивая кукла никому не расскажет.

Люди сравнивают кукол с роботами, а нам кажется, что кукла и робот это две совершенно разные вещи. Робот – это всего лишь автомат, осуществляющий действие, подобное действиям человека. А кукла это игрушка, но заметьте, что она сделана в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать похожесть куклы на себя. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - одушевленное имя существительное. Одушевленное, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Русская кукла Узбекская кукла Латышская кукла Украинская кукла Казахская кукла преобладающие цвета в Много красного Много зеленого и Зеленый и оранжевый Красный, белый, зеленыйКрасный, оранжевый одежде и украшениях и белого розового декоративные украшения Много декоративных Блестки, Небольшое количество Обилие украшений: Бусы, узоры на платьях деталей, вышитые цветы монетки узоров мониста, бусы, ленты, и другие узоры цветы.

обувь Лапти тапочки Деревянные башмаки Красные сапожки Черные сапожки головной Сорока красного цвета тюбетейка Шапочка венок тюбетейка убор одежда Рубаха и передник - Платье и шаровары Рубаха, безрукавка, Юбка-плахта, сорочка, Длинное платье, понева юбка, шарф безрукавка, передник. Безрукавка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)