Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Красота как разрушительная сила в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама»

Людей, безразличных к своей и чужой внешности, нет или почти нет. Человеку свойственно стремиться к красоте. Красота входит в вечную тройку вместе с Добром и Истиной. Поэтому люди реагируют на красоту как на влекущую к себе тайну и мимо красоты безразлично пройти не могут.

Тема влияния красоты — тема животрепещущая, к ней не раз обращались классики и русской, и зарубежной литературы. Значимость духовной красоты заявлена ещё в Библии, и если автор подчёркивает необыкновенную красоту персонажа, он преследует различные цели: соотнести внешнюю и духовную красоту или противопоставить их. Именно так решается эта проблема в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама».

Красота́ — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное .

В общем смысле красота — высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с понятием космоса, как миропорядка, целесообразности, украшения. Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Понятие красоты, как олицетворения блага, относилось Аристотелем к сугубо нравственной, не рассудочной категории. Красота здесь — вершина, совершенство. По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом философского творчества Платона.

История показывает, что образцы, "стандарты" красоты очень сильно меняются в разных странах и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также "средних" по внешнему виду (в каждой расе - свои эталоны), существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения. Если каменные бабы и другие изваяния древности демонстрируют общественную ценность здоровья, как запасов плоти и жира, то уже субтильные египтянки дают возможность понять, что уровень жизни в Древнем Египте был достаточен, чтобы не носить с собой жировые запасы "на чёрный день". В древней Греции и Риме эталоны мужской и женской красоты были практически неотличимы от эталонов начала ХХ века, века развития олимпийского движения. В средние века можно отметить моду на полнотелость (например, на картинах Рубенса), и на потенциальную плодовитость (картины голландских мастеров, например, вечнобеременные дамы Терборха). К середине ХХ века эталоны красоты тела выглядели вполне здоровыми и пропорциональными - вспомним девушку с веслом - но тут появилась Твигги.

В настоящее время "высокая мода" продолжает рекламировать стандарт женской красоты, как черезвычайно худую, очень высокую фигуру. Только недавняя смерть от анорексии бразильской модели с конкурсов красоты привлекла внимание общества к неадекватности культивируемого образа и реального здоровья.

Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление нравственная, духовная красота. Эта категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека. Для детей, подростков и молодых людей в это понятие также включаются такие характеристики, как "невинность", "неиспорченность" и другие.

3. Сопоставление красоты физической и духовной в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама»

Исходя из русской пословицы, «Не родись красивой, а родись счастливой», красота - не главное, однако мы видим, что если человек внешне привлекателен, красив, ему гораздо проще добиться желаемого. Действительно, красота физическая – страшная сила, даже разрушительная, особенно если этот человек - духовный калека, эгоист, чудовище. Именно такой и изображает главную героиню, Мур, Людмила Улицкая в рассказе «Пиковая дама».

Мур - женщина более чем преклонного возраста, живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа).

Само название “Пиковая дама” сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости - бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет, да и все спят По словам её бывшего зятя, человека умного и проницательного, «чудовище, гений эгоизма, Пиковая дама, всех уничтожила, всех похоронила» «В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы, но с годами все второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и ее разнообразные желания. Всю жизнь ей нравилось хотеть и получать желаемое, истинная беда ее была в том, что хотение кончилось, и смерть только тем и была страшна, что она означала собой конец желаний»

Она настоящий домашний тиран, которому невозможно угодить, наслаждающаяся во время скандалов, которые она мастерски закатывает, растерянностью и беспомощностью окружающих. «Мур удовлетворенно вздохнула. Узкие брови дрогнули. Анна Федоровна приготовилась ловить чашку. Мур в это время уже бушевала:

— Дом полон бездельников! Неужели нельзя купить бутылку молока?

Голос ее был прозрачно-звонок от ярости»

Мур своим чудовищным эгоизмом разрушает жизни самых близких людей: дочери, внучки, правнуков. В жизни Анны Федоровны не всё так просто. Ей шестьдесят лет, она хирург и к тому же известный профессор. У неё двое детей: Лена и Катя и внук Гриша. Жизнь Анны Фёдоровны не сложилась. Когда Катя спрашивает у Анны Фёдоровны: «А почему вы всё-таки развелись?» - завязывается, как пишет Улицкая, «запоздалое расследование».

Когда Анна Фёдоровна и Марек поженились, они сняли комнату в Останкино. Там родилась Катя. Жили они там четыре года. В это время Мур жила с сёстрами. «Эва в городе, Беата на даче. Тётя Эва всю жизнь её обслуживала, блузки крахмалила. Старая дева, тайная католичка, строга была необыкновенно, никому ничего не спускала, а Мур боготворила. Умерла внезапно, ей и шестидесяти не было». И Мур затребовала Анну Фёдоровну: «чужой прислуги не терпела».

- А почему ты ей не сказала «нет»? – резко вскинулась Катя.

- Да ей было под семьдесят и диагноз этот поставили. Не могла же я бросить умирающего человека.

- Но ведь она же не умерла.

- Марек тогда сказал, что она бессмертна, как марксистко-ленинская теория.

-. Какая всё это глупость. – прошептала Катя снисходительно и погладила мать по виску.

- Да нет, это жизнь, - вздохнула Анна Фёдоровна. Но осадок после разговора остался неприятный: Катя, кажется, дала её понять, что она неправильно живёт.

Прежде такого она не замечала»

Мы видим, как Мур повлияла на судьбу Анны Фёдоровны. Даже Катя, её дочь, не во всём понимала поступки матери. Переехав, Анна Фёдоровна должна была выполнять все прихоти. Когда Мур захотелось шоколада в четыре часа утра, Анна Фёдоровна «вытащила из буфета непочатую коробку, торопливо вспорола хрусткий целлофан, высыпала горсть конфет и столовым ножом стала отделять толстенькие подошвы конфет от никчёмной начинки» После такой находчивости и труда Мур меняет свою прихоть на «просто молоко, безо всякого твоего шоколада».

Мур, легко меняющая своих мужчин, также легко расправляется с мужьями дочери и внучки. Люди, оказывавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду: давно всеми забытый муж Анны Федоровны, муж внучки Кати и вся родня последнего мужа Мур Их как бы и не было. «Она его [Марека] ненавидела. Он так в Останкине и жил до самого отъезда. Катина ранняя дочка Леночка и вовсе не помнила своего отца. Катя развелась с мужем через год после рождения Леночки. Алиментов она никогда от него не получала и только слышала от общих знакомых, что он жив». «Безотцовщина, таким образом, стала в их семье явлением глубоко наследственным, в трех поколениях прочно утвердившимся. В голову ни Анне Федоровне, ни Кате, ни даже входящей в возраст Леночке не пришло бы в этот дом, целиком и полностью принадлежащий Мур, привести даже самого скромного, самого незначительного мужчину. Такого права Мур, полная великолепного пренебрежения к своим женским потомкам, за ними не оставляла» .

Почему же люди, живущие рядом, позволяют так поступать с ними? Почему терпят капризы и обиды, даже если «зло» исходит от родного человека – матери, т. е. Мур?

Как ни удивительно, но виной всему, прежде всего, - красота, красота физическая, вызывающая поклонение. Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. «Имя этим любовникам был легион». Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец. Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё. «Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века. Тайна в ней, должно быть, действительно была, не одни только любовники млели над ней. Анна Федоровна, единственная дочь Мур, дитя ее редкой добродетельной причуды, всю жизнь билась над этой загадкой. Отчего ей была дана власть над отцом, младшими сестрами, мужчинами и женщинами? Ответа на этот вопрос Анна Федоровна найти не могла, но, подчиняясь неведомой силе, неслась выполнять очередную материнскую прихоть» Подчинёны этой таинственной силе и Анна Федоровна, и Катя. «насупленная дочь Анна с пуританской тоской в душе и с глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью» .

Пожалуй, ключевым в этом описании является именно эпитет «нечеловечески красивую», так как выражает разрушительную, дьявольскую силу красоты Мур.

Даже в глубокой старости Мур продолжает следить за своей внешностью: регулярно вызывает к себе профессионалов, которые делают ей маникюр и прическу, пользуется различными кремами (не дешёвыми), пользуется косметикой. Интерьер Мур своеобразен. Её комнату Улицкая называет будуаром. Будуар – гостиная хозяйки в богатом доме для неофициальных приёмов. Хотя и жила Мур в простой квартире, но очень похожа на графиню из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, которая любила шик. « она, подав великосветским движением сушеную кисть, стояла перед ним, хрупкая и величественная, как будто именно к ней и приехал этот нарядный господин, заграничная штучка. Своей наманикюренной ручкой отвела великосветская старушка всеобщую неловкость».

Прекрасной эгоистке Мур Л. Улицкая противопоставляет Анну Федоровну, которую, на мой взгляд, и можно назвать истинной красавицей, праведницей, потому что она щедро одарена тем, чего лишена её мать, - духовной красотой, добротой, состраданием способностью любить. «— Ты ангел, Анеля И самая большая моя потеря И как ты это несешь? Ты просто святая

— Я? Святая?— Анна Федоровна с ходу остановилась, как будто на столб наткнулась. — Я ее боюсь. И есть долг. И жалость»

Несмотря на отношение матери, которая бросила её полуторагодовалой, не числившейся «вещами первой необходимости», на потребительское к ней отношение, эта «вечная мученица», пройдя различные стадии отношения к матери, жалеет её («стареет, бедняжка»), сострадает и любит. Она даже придумала, как не сорваться на мать. Просто надо сосчитать до десяти. «В детстве она замирала перед её дверью, как пловец перед прыжком в воду. Ставши взрослой, она, как боксёр перед встречей с сильнейшим противником, настраивалась не на победу, а на достойное поражение» . «Сорок лет тому назад Анне Фёдоровне хотелось её ударить стулом. Тридцать – вцепиться в волосы. А теперь она с душевной простотой и брезгливостью пропускала мимо ушей хвастливыё монологи и с грустью думала о том, что утро, столь много обещающее, у неё пропало».

Только незадолго до смерти, неожиданной, мгновенной, она позволяет себе бунт: без разрешения матери собирается отправить в Грецию к Мареку дочь и внуков, чтобы они смогли вырваться из-под страшной власти этого «прозрачного насекомого». Отправить детей, не помышляя о свободе для себя Решиться на невозможное: «И увидела вдруг как уже совершённое: она, Анна, размахивается расслабленной рукой и наотмашь лепит по старой нарумяненной щеке сладкую пощечину И совершенно все равно, что после этого будет Чувство чудесной свободы, победы и торжества стояло в воздухе, и свет был таким напряженно ярким, таким накаленно ярким» . Однако смерть Анны Фёдоровны именно в этот момент мысленного триумфа приводит нас к противоположному финалу: несмотря на то что Катя, опустошённая смертью матери, осуществила её невысказанную мечту («Катя подошла к Мур и, размахнувшись расслабленной рукой, наотмашь влепила по старой, еще не накрашенной щеке сладкую пощечину»), «пиковая дама» сказала тихо и внятно: «Что? Что? Все равно будет так, как я хочу».

Финал рассказа «Пиковая дама» - открытый. Мы можем только догадываться, найдёт ли в себе силы Катя изменить жизнь свою и своих детей или останется «вечной мученицей», как и её мать. Последняя фраза рассказа наводит на размышления: «Катя прошла мимо нее, на кухне вспорола пакет и плеснула молоко в остывший кофе».

Поразительное сходство между старухами в произведениях А. С. Пушкина и Л. Улицкой навело нас на размышления о вечных проблемах, существующих в обществе. Для Пиковых дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам. Время никак не изменило их, какой Пиковая дама была в XIX веке, такая она осталась и в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года. Открытием Улицкой стало то, что таким людям безразлично, кого они обижают, кто перед ними: дочь или прислуга. Старушка Мур страшнее “пиковой дамы” А. Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушна к собственным детям, внукам, живет только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.

В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие “семья”.

Заключение

Важную роль в общении и отношениях людей играет внешность человека, его красота. Но внешний облик характеризует человека только поверхностно, поэтому по одному взгляду невозможно узнать, каков он; внешний облик человека воспринимается как показатель его общей воспитанности. Оценка поведения человека прямо зависит от того, как мы относимся к человеку и его поступкам. Поэтому издавна характер взаимоотношения людей и поведения отдельного человека определяют через соотношение добра и красоты. В поведении людей красота и добро неотрывны друг от друга. Высоконравственное поведение всегда красиво, потому что добро поступает натура щедрая, отзывчивая, сильная. Не случайно в народе душевная красота всегда ценилась выше красоты физической. В свою очередь, красивое поведение всегда оказывает благотворное влияние и на нравственный облик человека и поэтому можно утверждать: «Зло и подлинная красота несовместимы, а красота всегда опирается на добро».

В своём исследовании мы убедились, что Л. Улицкая в рассказе «Пиковая дама», проводя параллели с повестью А. С. Пушкина, обращает наше внимание на то, что физическая красота не есть показатель душевной, наоборот, если пользоваться ею для достижения своих целей, не считаясь с окружающими, человек превращается в крайнего эгоиста. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщины противопоставляет людей, полных истинной любви и терпения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)