Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Характеристика понятия «творчество» в психолого - педагогической литературе

Одной из актуальных задач современной педагогики являются развитие творческих музыкальных способностей детей.

Наблюдая детей, можно убедиться, что они по собственной инициативе импровизируют простейшие попевки, танцуют, драматизируют, это говорит о том, что творческие музыкальные способности проявляются рано и ярко.

Психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, ели ограничиться лишь восприятием и исполнительством.

По своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

Мы часто можем наблюдать, как малыши играют в музыкальные занятия, придумывая весь их ход, разыгрывая роль музыкального руководителя и детей, напевают какие-то свои мелодии, придают знакомым мелодиям свои интонации на детских музыкальных инструментах. Воспитывая ребенка, педагогика решает основную задачу - формирование человека гармонически развитого, деятельного, активного. Искусство, в частности музыкальное, занимает в этом плане важную роль.

Для детей музыка никогда не бывает чем-то изолированным, она всегда является частью их жизни. Проблема музыкального песенного творчества детей актуальна и в наше время, потому что оно воспитывает нравственность, духовную культуру детей, обогащает их знания о музыке и т. д.

Проблемой исследования является практическое обоснование значимости развития песенного творчества детей дошкольного возраста и его особенностей.

Решение данной проблемы определяет цель работы:

- выявление значимости песенного творчества для полноценного музыкального развития ребенка.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: систематическая работа по развитию творческих способностей в процессе пения.

В соответствии с целью и проблемой были выделены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «детское художественное творчество»;

2. Выявить специфику детского музыкального творчества;

3. Определить этапы детского музыкального творчества;

4. Выделить условия развития песенного творчества детей дошкольного возраста;

5. Раскрыть необходимость проведения систематической работы по развитию песенного творчества.

Актуальность темы: «Особенности песенного творчества детей дошкольного возраста» обусловлена ее ролью в формировании и развитии у детей основных музыкальных способностей: воображение, накопление музыкального опыта, умений и навыков эстетического, художественного восприятия - сопереживания искусства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Теоретические - анализ педагогической и методической литературы, методы теоретического обобщения;

2. Эмпирические - наблюдение, беседа, творческие задания;

3. математические - количественная и качественнаяобработка полученного результата.

Этапы исследования:

Теоретический − изучение педагогической и методической литературы, планирование исследования (сентябрь - декабрь 2007г. );

Практический − проведение исследования (база ДОУ №57 г. Майкопа (январь-февраль 2008г. );

Аналитический − обработка фактического материла, оформление полученных данных в виде квалификационной работы (март - апрель 2008г. ). Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы включающего 33 источника, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Характеристика понятия «творчество» в психолого-педагогической литературе

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся или выработанные приемы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Мозг человека, по мнению Л. С. Выготского, есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий, созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и чего, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле решительно все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаём и легко узнаём творчество в деятельности Толстого, Эдисона и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Творчество на деле существует не только в том, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой деятельности неизвестных изобретателей.

Творчество скорее, как правило, чем как исключение. Высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии творческого начала и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие способности, которые лучше всего выражаются в играх детей.

1. 2. Сущность детского художественного творчества

В дошкольном возрасте становление художественной деятельности имеет связь, в которой начальной ступенью является восприятие произведения искусства и накопление познавательного и чувственного опыта, формирование исполнительства (восприятие-исполнительство-сочинение).

Дети поют, читают стихи, танцуют, т. е. исполняют произведение. Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках и лепке. Это и есть первые творческие проявления.

Сам творческий акт ребенка похож по структуре на творчество художника: замысел — поиск средств выразительности — рождение нового произведения. Но в то же время его отличает глубокое своеобразие, а именно свернутость во времени, т. е. этапы замысла и его воплощения часто бывают слиты воедино, ребенок «творит в один прием». Возникновение замысла связано у дошкольника, с одной стороны, с его психическими особенностями и уровнем освоения предшествующего опыта, а с другой — зависит от условий организации непосредственной ситуации творчества. Большая роль здесь отводится педагогу, который таким образом организует совместную с ребенком деятельность, чтобы она способствовала появлению «атмосферы творчества».

Особенности детского творчества заключаются в следующем: во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества. Во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребёнка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру. Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н. А. Ветлугина выделяет следующие критерии творческого начала в художественной деятельности детей:

1. Отношение детей к творчеству, их интересы и способности. Они характеризуются тем, что мотивы деятельности становятся связанными с её результатами, возникает интерес к творчеству, развивается творческое воображение и специальные художественные способности;

2. Качество способов творческих действий. Ребёнок действует, изменяя, дополняя и комбинируя известные элементы, применяет умения в новых условиях, находит новые варианты решения творческих заданий;

3. Качество продукции детского художественного творчества. Сочинению ребёнка присущ индивидуальный «почерк», собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа.

Природа ребёнка такова, что он с лёгкостью рифмует слова, с той же лёгкостью напевает или «натанцовывает» ритмизируя результаты своего самовыражения. К продуктам детского творчества можно также отнести попытки индивидуального воплощения, интерпретация музыкального образа, представленного в песне, танце, игре.

Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:

-сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, т. е. сама сущность психики ребенка дошкольного возраста;

- носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс, что также органично природе ребенка. Возможность придумать, сотворить, что-то сделать, а не просто сидеть в раздумьях — это, и есть сам дошкольник. Поэтому «по отношению к некоторым видам искусства для детей младшего возраста продуктивная деятельность может быть естественнее, чем деятельность воспринимающая»;

-элементарная импровизация доступна всем детям. Это и ритмическое, пластическое воплощение музыкального образа; и поиски, фантазирование слов и мелодических ходов песни; и сочинение детских поговорок, приговорок, попевок; и образное видение и слышание музыки.

1. 3. Специфика детского музыкального творчества

Н. А. Ветлугина отмечает, — «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, т. е. детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия — сопереживание искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению».

Трудно представить себе, что ребенок дошкольного возраста способен сочинить музыкальное произведение, которое было бы воспринято широкой слушательской аудиторией. Ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального музыкального образования: не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. Поэтому детское музыкальное творчество относится в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.

Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество. Дошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Результат детского творчества, т. е. создание произведения или образа имеет свои особенности, т. к. сочинение детей часто нельзя назвать принципиально новыми, имеющими общественную ценность.

Особенности детского творчества заключаются:

-во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок, в первую очередь, открывает новое для себя. Это так называемая относительная, или субъективная новизна детского творчества;

-во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру.

1. 4. Этапы развития детского музыкального творчества

Музыкальное творчество проявляется в разных видах деятельности. Это песенное творчество, когда ребенок импровизирует простейшие мелодии. Это музыкально-игровое творчество, когда ребенок самостоятельно находит способы воплощения музыкально-игрового образа. Становление этого образа зависит от музыки, которая придаёт ему выразительность, подсказывает ребенку его характерные черты, побуждает к развертыванию сюжета. И, наконец, это танцевальное творчество, когда дошкольник комбинирует из знакомых элементов танца новые композиции.

В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:

-На первом этапе дается задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;

-На 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;

* Следующий этап — задания на самостоятельные действия детей;

* На заключительном этапе — исполнение сочинений в жизни. Поскольку формирование творчества происходит поэтапно, то в песенном творчестве Ветлугина выделила следующие этапы: На первом этапе - это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. Вот трубит горн, созывает ребят (ту-ру-ру), вот звучит барабан (трам-та-ра-рам-та). Кто хотел бы быть горнистом? А вот кукла, её надо уложить спать и спеть ей колыбельную (ля-ля-ля). Послушаем: кто лучше споёт-сочинит свою песенку, тогда её можно исполнить всем вместе.

Следующий этап творчества − музыкальные вопросы и ответы (диалоги). Ведётся диалог в игровой форме. Педагог сначала читает текст, затем задаёт вопрос:

-Что ты хочешь, кошечка?

-Молока немножечко.

В своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации - жалобные, просительные, сердитые и т. д. Педагог говорит, что это можно спеть, и предлагает послушать, как сочинил этот «разговор» композитор. Исполняется песня «Зайка, зайка, где был?» (музыка Т. П. Ломовой). «Теперь и мы с вами будем вести «музыкальный разговор», -говорит воспитатель и начинает петь, а ребенок должен придумать свою мелодию в ответ. Дети слушают и отвечают, кому лучше удалось выполнить задание, а кто просто повторяет мелодию, которую сочинил композитор. Выполняя эти творческие задания на нескольких занятиях подряд, дети привыкают к ним, хотя на первых порах они казались им очень трудными.

Другой этап − подведение детей к импровизации на определённый текст. Здесь важно найти и сопоставить два контрастных по настроению текста. Эти тексты должны быть краткими и образными. Педагог может напомнить, что в прошлом году уже сочиняли такие песенки, и исполнить песни-образцы «Осенью», «Весной», музыка Г. С. Зингера. Дети поют на этот текст свои импровизации.

Дальнейший этап − предложить сочинить пьесы не только на заданный текст, но и спеть их в определенном жанре: марш - пляска - колыбельная песня. Образцы для них уже созданы («Колыбельная», «Марш» музыка В. Г. Агафонникова, «Плясовая» музыка Т. П. Ломовой). Методика применения этих образцов остаётся той же. Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость. Усвоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его и в своих играх. Песня входит в жизнь ребенка.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Творческая деятельность — это творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического, художественного восприятия, сопереживания искусства, а также пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Для общего художественного развития полезно вовлекать ребенка не только в «воспринимающую», но и творческую деятельность.

Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:

-сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция; носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс; элементарная импровизация доступна всем детям.

3. Под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс. Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению — есть творчество.

Особенности детского творчества заключаются: во-первых, в относительной новизне продукта творчества; во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка.

Эти характеристики и отличают творчество детей от творчества взрослых.

4. Генетически источником развития детского художественного творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свою фантазию.

5. Музыкальное творчество проявляется в разных видах деятельности: песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, игре на детских музыкальных инструментах.

В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:

-на первом этапе даются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;

-на 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;

- следующий этап — задания на самостоятельные действия детей;

-на заключительном этапе — исполнение сочинений в жизни.

Глава II. Музыкально-педагогические основы развития песенного творчества дошкольников

II. 1. Условие развития песенного творчества детей дошкольного возраста

Н. А Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие − это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения и навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом даётся установка на создание нового - измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применить свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д. ). Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей.

1)Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем, найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

Подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» − точное воспроизведение заданных интонаций;

Различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального словаря»);

Транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поёт первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2), Импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3)Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определённом жанре.

Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого текста, поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе было дано задание покачать маленького цыплёнка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький», - очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4-5 лет выполняют задание на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слухо-вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например, «Бубенчики звенят» и др. ), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного строения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть своё имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли её различить -задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук «У». Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует. ) А теперь покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица - хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам («Что ты хочешь, кошечка? - Молока немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные (пропетые) педагогом, например:

-Как тебя зовут?

-Танюша.

* Какое платье у тебя?

* Красное в цветочках.

Если работа проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети нередко сами сочиняют такие диалоги. Танюша приходит в гости к Кате и поёт: «Доброе утро!». Катя отвечает ей также пением. Диалог продолжается:

* Как твоя дочка?

* Спасибо, заснула.

Когда даётся задание придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги тру-ту-ту - марш, ля-ля-ля - вальс и т. д.

Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д. ). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определённое построение.

Постепенно детей подготавливают к сочинению целого оперного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Колобок», «Красная Шапочка» и др. ). предварительно ребят знакомят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты из опер в грамзаписи.

Так, музыкальный руководитель Н. Н. Харчева (Москва) перед постановкой оперы «Колобок» показывала детям фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, акцентировала их внимание на том, как меняется настроение в пении Снегурочки: то весёлое, радостное, то спокойное, мечтательное, грустное, то нежное, когда поет о Леле. После таких «взрослых» разговоров о музыке дети распределили роли и создали свою оперу «Колобок». Каждый персонаж сказки сочинял свою песенку очень выразительно, увлеченно. «Зрители», проявившие огромный интерес к творчеству своих товарищей, даже пробовали отдельные роли в этой сказке.

II. 2. Взаимосвязь обучения и развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

Исследованием взаимосвязи обучения и развития песенного творчества детей дошкольного возраста занимались такие педагоги, как А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина и ее ученики.

Проведённое под руководством Н. А. Ветлугиной научное исследование проблемы продуктивного детского творчество позволило получить важные результаты, характеризующие процессы его становления и развития.

В работах «Художественное творчество и ребенок», «Художественное творчество в детском саду», в монографии «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной исследуются вопросы развития творчества дошкольников в разных видах музыкальной деятельности (певческой, музыкально-игровой, танцевальной, в игре на детских музыкальных инструментах).

Изучая эти работы, следует осознать важность и необходимость тесной взаимосвязи процесса творчества с процессом обучения детей. По мнению многих педагогов и психологов, именно эта связь является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие ребенка. Развивать творчество необходимо с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Творчество ребенка будет развиваться в том случае, если работа проводится методически правильно, самое главное - без принуждения, через заинтересованность к творчеству.

Овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности ребенок может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества. Вместе с тем, важно отметить и ту огромную роль, которую играет развитие у детей основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости - ядра музыкальности), а также развитие музыкально-сенсорной основы.

Процесс музыкального творчества носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей.

Такие качества личности ребенка, как подражательность и самостоятельность, имеют важное значение, особенно на первых этапах творческого развития.

Исследования многих педагогов (Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Н. А. Сакуриной, Н. Н. Харчевой) указывают на то, что развитие музыкального творчества без обучения не может существовать, это два необходимых условия, при которых дети получают знания, умения и навыки. Важно понять и оценить роль педагога, который организует процесс обучения и развития, общения с ребенком посредством музыкального искусства и при этом обнаруживает самые первые проявления детского творчества и активно развивает их в дальнейшем.

Обучение детскому музыкальному творчеству имеет особый характер. Для отечественной научной школы характерна позиция, согласно которой можно говорить о сочетании обучения и творчества. Содержание обучения творчеству определяется спецификой искусства. Она включает определённый объем знаний, как общего познавательного, так и искусствоведческого характера. Особенность их передачи заключается в том, что они не просто усваиваются детьми, а в процессе усвоения формируется эстетическое к ним отношение и образное восприятие действительности, т. е. художественное восприятие. Помимо этого, в содержание обучения входят специфические умения передавать образ особыми средствами художественной выразительности и комбинировать их в новых ситуациях, т. е. умение самостоятельно творчески исполнять. Таким образом, формирование в процессе обучения художественного восприятия и выразительного исполнения являются подготовительными этапами собственного продуктивного творчества.

Еще одной особенностью обучения творчеству является его направленность на целостную природу ребенка. Речь идет о развитии психических процессов, связанных с творчеством, в первую очередь, с воображением и накоплением ребенком музыкального опыта.

Ребенок легко развивается и обучается в творчестве и творчеству, что связано:

-с его постоянной готовностью к действию. Понаблюдайте за ним: он всё время что-то пробует, ищет себе занятие, не может усидеть на одном месте. Он максимально открыт для активного включения в творческие продуктивные процессы;

-с неординарностью мышления, восприятия и воображения: ребенок-дошкольник мало подвержен стереотипам;

-с верой в собственные силы, которые должен укреплять и поддерживать педагог; с непосредственностью и эмоциональностью восприятия музыкальных образов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Необходимыми условиями возникновения детского песенного творчества являются: а)накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником; б)другое условие — это накопление опыта исполнительства. Н. А. Ветлугиной разработана целая система творческих заданий для разных видов музыкальной деятельности: певческой, музыкально-игровой, танцевальной. Творческие задания для развития песенного творчества предполагают определенную этапность и постепенное усложнение: от звукоподражаний, импровизации имен простейших мелодий, пропеваемых с различными оттенками настроений (нежно, ласково, сердито, удивленно, угрожающе). К импровизации простейших музыкальных вопросов и ответов («Что ты хочешь, кошечка? - Молочка немножечко» и др. ). К сочинению попевок контрастного характера как готовый текст (звонко дудочка играет, наших деток забавляет: ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду!), а также в разных жанрах (колыбельной, марша, танца), например, в жанре польки: «Возьми-ка скрипку и смычок, играй нам полечку, сверчок! Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!

2. Процесс творчества и процесс обучения тесно взаимосвязаны, по мнению многих педагогов и психологов. Именно эта связь является базой, которая обеспечивает активное творческое развитие ребенка. Развивать творчество необходимо с младшего дошкольного возраста. Развитие без обучения существовать не может, это два необходимых условия, при которых дети получают знания, умения и навыки.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ ПЕСЕННГОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3. 1. Методика работы по выявлению уровня развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В ходе прохождения педагогической практики была проведена экспериментально-исследовательская работа по определению уровня развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

Работа проводилась на базе ДОУ № 57г. Майкопа в подготовительной группе, воспитатель Наумова Ольга Михайловна, музыкальный руководитель Афанасьева Галина Дмитриевна. Для выявления уровня развития песенного творчества детей был разработан план проведения эксперимента включающий в себя три этапа:

1 этап − проведение работы, включающей в себя задания позволяющие выявить уровень развития песенного творчества детей;

2 этап разработка и проведение серии занятий, развлечений, направленных на развитие песенного творчества детей;

3 этап сравнительный анализ.

Для определения уровня развития песенного творчества детей было предложено пять творческих заданий, целью которых было наблюдение за творческим проявлениями дошкольников в пении.

Первое творческое задание «импровизация имен»: детям предлагалось пропеть свое имя.

Второе творческое задание - звукоподражание. Детям дается послушать, как поет мама птичка, а затем предлагается пропеть самим.

«Труба» - детям предлагается пропеть, как трубит труба. «Эхо» - педагог поет песню «Эхо».

Третье творческое задание: игра «Юные композиторы» детям предлагается сочинить попевку контрастного характера на предложенный текст. Им прочитывается четверостишье с определенной интонацией.

Спокойно, убаюкивающее:

Баю-баю-баюньки

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьки? ^

Затем предлагается сочинить свою мелодию на эти стихи.

Четвертое творческое задание «Волк и Коза» − для начала им предлагается послушать четверостишье:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Затем детей, просят вспомнить, в какой русской народной сказке и кто из персонажей произносит этот текст. После того, как дети назовут, им предлагается сочинить свою мелодию песенки и пропеть ее так, как спела бы Коза, а затем Волк. Перед выполнением задания с детьми оговаривается, каким голосом должна петь Коза (нежным, добрым, ласковым), а каким Волк (грубым, хриплым).

И в заключении детям дается задание «Музыкальное лото» − где им предлагается пропеть название животного, изображенного на картинке (корова, волк, лиса и т. п. ).

Таблица 1

Результаты выполнения заданий с целью выявления уровня развития песенного творчества

№ Ф. И. Задание Количество Уровень выполненных заданий

№1 №2 №3

13 (86,6%) 10(66,6%) 6 (40%) 3 (20%) 13 (86,6%)

Трудности возникали в самостоятельном сочинительстве мелодии в определенном характере, в сочинительстве песенных характеров сказочных героев. Детям не хватало песенных навыков, воображения, накопления опыта в песенном творчестве.

Результаты обработки выполненных заданий отображены в диаграмме.

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

3. 2. Методика проведения систематической работы по развитию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

С целью развития песенного творчества детей дошкольного возраста была проведена систематическая работа по выполнению заданий, позволяющих развивать песенные навыки, воображение, накапливать опыт песенного творчества. Работа проходила в три этапа.

На 1 этапе проходило ознакомление родителей и воспитателей с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.

В ходе работы на 1-м этапе решалась задача привлечения воспитателей и родителей к содействию в обогащении песенного опыта детей. С родителями проводилась беседа на тему «Наши музыкальные таланты».

На 2 этапе проводилось обогащение музыкального опыта детей.

В ходе работы на 2 этапе решались такие задачи, как: знакомство детей с песенным жанром; введение песен в повседневную жизнь детей в детском саду; обогащение музыкального уголка группы.

С детьми проводилась серия вводных бесед на тему «Песня − лучший друг твой навсегда». В музыкальном уголке группы оформлялась выставка иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских мультипликационных и художественных фильмов. Под иллюстрацией располагалась текст песни. Так же дети приглашались в «Музыкальный Песенбург», где постоянно звучали песни: на занятии, в игре, во время выполнения режимных моментов.

На 3 этапе проводилась организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников. Этот этап предполагал проведение цикла заданий, направленных на развитие песенного творчества.

1задание «Волшебные картинки».

Детям предлагается выбрать картинку с изображением героя сказки. Затем ребенок подбирает слова, соответствующие этому герою и попевает их с определенной интонацией.

2. задание «Песня — танец — марш».

Детям предлагается послушать знакомые музыкальные пьесы (колыбельная, марш, танец). Дети узнают и называют их. Затем им предлагается сочинить по выбору марш, колыбельную или танец.

Перед выполнением задания звучат пьесы, написанные композитором Е. Тиличеевой «Марш», «Играй сверчок», «Колыбельная».

3 задание «Я композитор».

Детям выразительно и поочередно читается несколько знакомых четверостиший, передающих разное настроение, затем дается задание сочинить свои мелодии на эти стихи, пропев их с услышанными в тексте интонациями. а) нежно, ласково

Котя, котенъка, коток,

Котя серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу девочку качать.

б) светло, радостно

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко

Солнышко, нарядись,

Красное покажись! а) испуганно Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

4 задание «Живые рисунки».

Детям предлагается на заданную тему нарисовать и составить по нем двустишье или четверостишье. Затем к этому двустишью подобрать музыку соответствующего характера и пропеть ее со словами.

Перед выполнением задания детям предлагается посмотреть рисунок образец и послушать уже сочиненное четверостишье.

После проведения систематической работы по развитию песенного творчества детей, были даны задания с целью выявления уровня развития песенного творчества после проведения систематической работы. Где детям предлагалось выполнить ряд творческих заданий.

1 задание «Музыкальные вопросы и ответы».

Цель задания: проверить умение детей самостоятельно импровизировать музыкальные ответы и вопросы.

Детям задаются музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какого цвета у тебя платье?») и предлагается детям музыкально ответить на эти вопросы («Танюша», «Мне 6 лет», «Красного цвета» и т. д. ).

2 задание «Допой мелодию».

Цель задания: проверить насколько самостоятельно дети могут найти тонику закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем.

«Петушок» музыка М. Красева

«Качели» музыка Е. Тиличеевой

«Курица» музыка Е. Тиличеевой

3 задание «Юные композиторы».

Цель: проверить умение детей сочинить самостоятельно мелодии, соответствующие характеру, настроению предложенного художественного текста.

Детям поочередно, выразительно читается несколько знакомых четверостиший, передающих разное настроение. После чего детям предлагается сочинить свои мелодии на эти стихи, пропев их с услышанными в тексте интонациями.

а) шутливо, озорно

Антошка, Антошка,

Соломенная ножка

Сам с вершок,

Голова с горшок! б)спокойно, убаюкивающе

Баю-баю-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьки.

в)светло, радостно

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток

Зайка, зайка попляши

Твои лапки хороши.

Задание 4 «Колобок»

Цель: пронаблюдать и выявить насколько самостоятельно дети могут сочинять песенки персонажей известной им сказки, умение перевоплощаться в эти образы.

Детям предлагается послушать четверостишье:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен

На сметане мешен

На окошке стужен.

Затем их просили вспомнить, в какой русской народной сказке и кто из персонажей произносили этот текст. После того, как дети назовут, им предлагается сочинить свою мелодию песенки «Колобок», и спеть так, как спел бы ее Колобок.

Перед выполнением задания у детей спрашивали, как должна звучать песенка в исполнении Колобка (озорным, шутливым, веселым голосом).

5 задание «Музыкальное лото».

Цель задания: пронаблюдать и выявить, на сколько самостоятельно дети могут пропеть двустишье про животное, изображенное на картинке.

Детям предлагается достать из мешочка карточку с изображением животного. После того как ребенок взял карточку и посмотрел, какое животное ему попалось, он придумывает двустишье про это животное, затем сочиняет мелодию определенного характера и припевает ее со словами.

Таблица 3

Результаты выполнения заданий с целью выявления уровня развития песенного творчества

№ Ф. И. Задание Количество Уровень выполненных заданий

№1 №2 №3

14 (93,3%) 11(3,3%) 7 (46,6%) 5 (33,3%) 13 (86,6%)

Из приведенных данных можно заметить, что результаты повторной диагностики немного повысились, но, тем не менее, определенное количество детей продолжали испытывать трудности в сочинительстве мелодий определенного характера, в сочинительстве своих стихов и их исполнительстве, им по-прежнему не хватало навыков и воображения. Несмотря на это, дети с желанием занимались песенным творчеством, любое выполненное ими задание приносило детям большое удовлетворение.

Результаты обработки выполненных заданий отображены в диаграмме.

В ходе проведения экспериментально-исследовательской работы по выявлению уровня развития песенного творчества, было установлено, что дети испытывают трудности в сочинительстве и исполнительстве попевок. Детям не хватало опыта в сочинительстве, воображения, фантазии. Результаты показали, что высокий уровень набрало тоже количество детей, средний уровень повысился, а низкий уровень понизился. После проведения систематической работы направленной на развитие песенного творчества у детей дошкольного возраста, были проведены задания, аналогичные тем, которые детям предлагались на выявления первоначального уровня развития песенного творчества, но только с усложнениями. Результаты выполнения этих заданий показали, что уровень развития песенного творчества немного повысился, но, не смотря на это, достаточно большое количество детей затруднялись в самостоятельном выполнении заданий. Большим достижением стало то, что у детей появилось желание заниматься песенным творчеством, появился интерес, стали чище петь, правильно брать дыхание.

Результаты сравнения итогов проведенных экспериментов в процентах (уровень развития песенного творчества дошкольников повысился на %)

№1 №2 №3 №4 №5

1 (6,7%) 1 (6,3%) 1 (6,6%) 2(13,3%) -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческая деятельность − это творческий процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстетического, художественного восприятия, сопереживание искусства, а также пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Таким образом, общая структура художественной деятельности выглядит как триада: сочинитель - произведение - восприятие, в которой творчество создателя выступает отправным звеном.

В дошкольном возрасте становление художественной деятельности представляет обратную связь, в которой начальной ступенью является восприятие произведения искусства и накопление познавательного и чувственного опыта, формирование исполнительских умений и на их основе появление первых опытов сочинительства. Так же художественная деятельность в своем становлении проходит ряд этапов: восприятие –исполнительство - сочинение, возникновение последнего, продуктивного, творчества будет зависеть от того, насколько творчески ребенок освоил первые два этапа.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, то есть сама сущность психики детей дошкольного возраста. Носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс, что также органично природе ребенка.

Вообще под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько сам творческий процесс.

Особенности детского творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка. Эти характеристики и отличают творчество детей от творчества взрослых.

В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа, они делятся от заданий требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности до заданий способствующих освоению способов творческой деятельности к заданиям на самостоятельные действия детей и исполнений сочинений в жизни.

Необходимыми условиями возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником, а такие накопления опыта исполнительства.

Песенное творчество имеет свои особенности. Для того, чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развивать ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма, т. е. основные музыкальные способности.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении особое чувства, настроения, петь выразительно, чисто. Кроме того, как и для творчества в любом виде деятельности, в песенном творчестве требуется воображение, фантазия, умение применять свой опыт в самостоятельной музыкальной деятельности.

Используя методику Н. А. Ветлугиной по развитию песенного творчества, мы на практике опробовали педагогические технологии развития песенного творчества старших дошкольников, которая предполагала следующие этапы: ознакомления родителей и воспитателей с особенностями песенного творчества детей, его влияние на общее развитие дошкольников; проведение работы по обогащению музыкального опыта детей через знакомство их с песенным жанром, введение песен в повседневную жизнь детского сада, обогащения музыкального уголка группы; проведение цикла заданий направленных на развитие песенного творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс творчества и процессы обучения тесно взаимосвязаны и именно эта связь является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)