Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

География концертных путешествий В. А. Моцарта

В наши дни музыка В. А. Моцарта поразительно популярна: она звучит в концертах, оперных театрах, по телевидению и радио. Я закончила детскую музыкальную школу искусств по классу фортепиано. Произведения Моцарта обязательны в программе не только музыкальных училищ и консерваторий, но и музыкальных школ. Я играла пьесы великого австрийского композитора на фортепиано и изучала его творчество в курсе музыкальной литературы Зарубежных стран. Участвуя в городской олимпиаде по музыкально – теоретическим дисциплинам, где я заняла 2 место, для разбора было предложена фантазия Моцарта ре минор. Моцарт – один из моих самых любимых композиторов. Готовясь к научно – исследовательской конференции, я решила побольше узнать о его жизни, поездках по странам Европы и о его концертных выступлениях.

27 января 2006 г. вся Зарубежная Европа праздновала 250 – летие великого австрийского композитора В. А. Моцарта. В своем творчестве В. А. Моцарт отразил идеи эпохи Просвещения. Его произведения замечательны жизненной полнотой и совершенством музыкально- драматических характеристик им свойственно стремительное и разностороннее развитие действия. Деятельность Моцарта протекала в преддверии французской революции конца XVIII в. – этого важнейшего переломного этапа в истории Европы. В бурный период ломки феодальных отношений и вызревания новых, буржуазных, возросла роль музыки как рупора прогрессивных идей. В творчестве Моцарта, проникнутом смелым новаторством, находят выражения социальные и национально – освободительные конфликты, разнообразие человеческих отношений. Моцарт прожил всего 36 лет, но за это время он написал множество произведений, которые стали гордостью мировой музыкальной культуры. Моцарт вел непрерывную концертную деятельность и объездил почти все города Зарубежной Европы XVIII в.

Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве, глубокое и продолжительное воздействие оказали на него впечатления от многочисленных путешествий, совершенных в детстве. Моцарт познакомился с искусством в Лондоне, чьи сила и изящество оставили незабываемый след в сознании юного Моцарта. Позже большую роль сыграла Италия ( где Моцарт побывал трижды( : там он воспринял основы драматургии и музыкального языка оперного жанра. В венский период Моцарт создал собственный, исключительно самобытный стиль. И только в 20 в. было до конца осознано удивительное эмоциональное богатство моцартовского искусства и его внутренняя трагичность, близко соседствующая с внешней безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки. В былые времена только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие музыканты и любители музыки считают, что искусство нашло свое самое совершенное выражение в творениях Моцарта.

Цели научно- исследовательской работы:

■ Знакомство с творчеством великого австрийского композитора В. А. Моцарта, анализируя его путешествия по странам Зарубежной Европы.

■ Изучение культуры государств Зарубежной Европы в XVIII в. и отражение ее в творчестве В. А. Моцарта.

■ Проведение исследовательской работы среди учащихся старших и средних классов, направленной на выявление знаний о творчестве Моцарта и о культуре европейских стран в XVIII в.

При сравнении результатов анкетирования средних и старших классов, можно отметить, что учащиеся среднего звена по результатам не отстают, а в некоторых вопросах (произведения В. А. Моцарта) показывают даже более высокие результаты, чем учащиеся старшего звена. Возможно, это объясняется тем, что учащиеся 6 кл. начитаны, любознательны, а также и тем, что материал, касающийся творчества Моцарта проходится как на уроках музыки в гимназии, так и в курсах музыкальной литературы детских школ искусств в младших и средних классах. В целом, ребята правильно ориентируются в эпохе, в которой жил и творил Моцарт, практически нет ошибок в тех вопросах, где говорится о родине Моцарта и о творчестве композиторов Венской классической школы. Достаточно обзорно представлены в анкетах ответы на вопросы, касающиеся архитектурных памятников европейских государств. (Сикстинская капелла, дом – музей Моцарта). Радует, что практически все учащиеся назвали произведения Моцарта, что можно проследить во всех анкетах. Особенной популярностью среди учащихся пользуется опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», что можно объяснить как то, что эта опера является одним из шедевров музыкальной культуры XVIIIв. , так и тем, что мюзикл, поставленный на основе этой оперы недавно был показан на телеканале НТВ.

Путешествие В. А. Моцарта по странам

Зарубежной Европы.

Глава1. Зальцбург (Salzburg, "Город Соли").

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756г. в Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. История, богатство и культура земли Зальцбург- все связано с солью, потому что Зальцбург – город соли (Salz- соль, Burg –город). Соль здесь добывают с древнейших времен. Более 2000 лет назад в горах Дюррнберг кельты открыли залежи соли, но уже в начале I в. их вытеснили римляне, основавшие на территории современного старого города Зальцбурга поселение, названное Муниципиум Клаудиум Ювавум. К IVв. поселение пришло в упадок, и римляне покинули его. В 696г. город был подарен баварским герцогом Теодо епископу Рупрехту, который развернул активную деятельность, что благоприятно подействовало на развитие города. В 1000 г. Зальцбург стал крупным торговым центром благодаря своему географическому положению, ( он находится на пересечении торговых путей между разными странами). На деньги от торговли солью была построена защищавшая город крепость Хоэнзальцбург, на эти деньги была и добыта независимость- город откупился от Максимилиана I. Наибольшие доходы торговля солью приносила в 1587 – 1612гг. , что дало возможность князю – архиепископу Вольфу Дитриху фон Райнеру строить церкви, замки, площади и фонтаны Зальцбургу известность. Провинция, расположенная между Альпами и Дунаем, привлекательна не только тем, что она сама по себе прекрасна, но и потому, что, посетив ее, можно глубже познакомиться со всей Австрией. К середине XVIII в. город был важным религиозным центром, потому что могущество местных архиепископов основывалось на доходах от торговли солью. У города римские корни, он обладает богатым архитектурным наследием.

Все в городе напоминает о Моцарте В университете, основанном в 1623г. , в 1767г. он исполнил сочинение, написанное в 11- летнем возрасте, - «Аполлон и Гиацинт». В резиденции князя – архиепископа Зальцбурга он дирижировал оркестром, исполнявшим симфонии и серенады. В замке Мирабель юный Моцарт играл для архиепископа и его гостей. Каждый год на открытии Зальцбургского фестиваля исполняется его месса до минор, которая впервые прозвучала 26 октября 1783г. в церкви аббатства Св. Петра, накануне годовщины смерти Моцарта. Здесь можно послушать его Реквием. В 1841 г. был создан «Дом Мюзикферайн унд Моцартеум». В 1880г. он стал Международным фондом Моцарта, пред которым стоит задача сохранять и популяризировать музыкальное наследие Моцарта. При фонде созданы библиотека Моцарта школа музыки и изобразительных искусств Моцартеум. За Моцартеумом находится памятник, посвященный Моцарту- «Павильон волшебной флейты», который был доставлен из Вены в 1874г. Еще один памятник композитору, созданный Швантхалером, находится в центре старого Зальцбурга. Сегодня основная часть достопримечательностей расположена в старом городе на левом берегу реки Зальцах. На правом берегу, тоже богатом старыми кварталами, сосредоточены современные и модные здания. Старый город Зальцбурга объявлен ЮНЕСКО памятником мировой культуры. На протяжении всего года проводится множество музыкальных мероприятий: летний фестиваль (июль – август); пасхальный фестиваль; дни культуры Зальцбурга, рождественские концерты; в январе город празднует День рождение Моцарта посвящает ему целую неделю. Зальцбург поставил перед собой цель увековечить творчество Моцарта и сделать его доступным для всех.

В XVIII веке город считался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился с музыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами у зажиточных горожан и с миром народной музыки. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболее образованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. В 3 года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы. В возрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинять музыку. Он повторял за старшей сестрой Анной Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколько дней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью "фортепианного концерта» Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. За это же время мальчик овладел игрой на скрипке и органе.

Глава 2. Первые концертные путешествия Моцарта.

В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а оттуда по Дунаю – в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет. В июне 1763 Леопольд, Анна Мария и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Поездка, продолжавшаяся четыре года, превратилась в поистине триумфальное шествие. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты. В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию. Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву и в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной - Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками. Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Вольфганга называли « чудом ХVIII века».

Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый ,расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по 4- 5 часов. Несмотря на это отец старался продолжить образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург. Это был 1766 год.

Но долгожданный отдых длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и стал готовить его к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами. Вольфганг занимался историей, географией, рисованием. Большой интерес вызывала у мальчика арифметика. С увлечением расписывал он цифрами столы, стулья и стены комнат! Тщательно продолжал изучать иностранные языки - французский, английский, латинский, итальянский. Итальянским языком, необходимым в то время для великого композитора, Моцарт впоследствии владел в совершенстве.

А тем временем шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне с взрослыми усиленно сочинял музыку. Так, венский оперный театр заказал ему комическую оперу « Мнимая простушка», и он с успехом справился с этим новым для себя сложным жанром. Репетиции с артистами театра предвещали успех. Но это первое оперное произведение Моцарта не было поставлено на венской сцене, несмотря на настойчивые хлопоты отца.

Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу. Начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику. Для них Вольфганг перестал быть чудо – ребенком и превратился в серьезного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы.

Глава 3. Италия.

Целью следующей задуманной Леопольдом Моцартом поездки стала Италия – страна оперы и музыки. В XVIIIв. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в XVIII столетии равных им уже не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их заграницей. В первой половине XVIIIв. в Италии и странах, находящихся под ее влиянием (Центральная Европа, Германия), наступил новый расцвет искусства барокко. Важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. В вечный город живописцы, скульпторы, поэты, композиторы приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения. В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, т. к. многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом. С середины XVIII в. в Италии усиливается экономическая мощь буржуазии, начинавшей открыто выступать против феодальных привилегий дворянства, за единство страны. В итальянских государствах большое распространение получили идеи просвещения. Обширные творческие связи итальянских мастеров XVIII в. с художниками из многих стран Европы способствовали становлению национальных школ, влияли на развитие стилей. В XVIII в. Италия нашла свой путь развития в искусстве, оставаясь по – прежнему открытой остальному художественному миру.

После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н. Паччини и Дж. Б. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Иоммелли, Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу для представления во время карнавала.

Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. В Риме в Сиктинской капелле он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила даже церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!.

Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии: за полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосовое сочинение, и был принят в члены академии. Впервые в истории академии ее членом стал столь юный композитор. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане. За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Особенно часто он посещал оперы, концерты, народные празднества, тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством»). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, «Люций Сулла» (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд Моцарт напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться. Гениального юношу, как когда- то и чудо- ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнных инструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведения для самых разных сочетаний инструментов, оперы "Мнимая садовница" (1775), "Король - пастух".

Глава 4. Прага.

Вольфганг Амадей Моцарт посетил Прагу в период с 1787 по 1791 год всего три раза. Прага была только коронационным городом Чешского королевства. Но поскольку чешское дворянство было самым богатым и могущественным, так как у него уже была своя индустрия, оно пыталось сосредоточить здесь все, что было и в других европейских столицах. Австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия из дома Габсбургов стала королевой Чехии в 1743г. С ее правлением связано начало реформ так называемого «просвещенного абсолютизма». Дочь Марии Терезии вышла замуж за французского короля и, таким образом, все барьеры с Францией были устранены. Париж являлся центром культуры, а 18-й век был веком французской культуры. И до смерти Марии Терезии в Прагу приходило все, что было и во Франции.

Чешские дворянские семьи были очень богатыми и хотели, чтобы их влияние было заметным не только в Вене. В Праге можно было купить практически все купить: итальянские и французские модели, английские кареты, все привозилось в Прагу. Значит, покупательная способность дворян, но также мещанства, была очень высокой, Несмотря на то, что Прага была маленькой, провинциальной, - все посты при дворе занимали венские дворяне, для пражских дворян осталось лишь несколько ведомств, - тем не менее, в Праге можно было купить все, что продавалось и в Вене. Здесь было огромное количество театров: театр в Котцих, театр Шпорки. Потом дворянин Ностиц построил здание, напоминающее античный храм, которое стало патриотическим театром, хотя в начале здесь играли только на немецком языке. Со временем возник и Театр у Гиберну, и еще до этого работал театр, который находился в здании парламента, то есть в Туновском дворце. Здесь работали многие представители итальянской музыки и культуры. Они знали обо всем новом, что появлялось, например, в Вене, Венеции или Риме, и сразу это привозили в Прагу.

В чешской столице у Моцарта было много друзей, которые его постоянно приглашали. Впервые он сюда приехал в 1787 году, после огромного успеха постановки его «Свадьбы Фигаро». Осенью того же года Моцарт закончил и поставил в Праге оперу «Дон Жуан», которую пражане приняли с большим восторгом. «Шесть немецких танцев K 509», которые Моцарт написал в Праге, вероятно, для бала, организованного графом Яном Йозефом Пахтой. Значительно меньшим успехом, особенно у двора, пользовалась опера La clemenza di Tito («Милосердие Тита»), которую Моцарт поставил по случаю коронации Леопольда II. Тем не менее, на следующие постановки этого опуса пражане уже реагировали более позитивно. Прага любила Моцарта. Двери ему открыл, прежде всего, огромный успех его «Фигаро», которого играли везде, известную арию исполняли даже в клиросе, играли ее также шарманщики. Поэтому члены оркестра Театра Ностица решили познакомиться с автором столь популярной оперы и пригласили Моцарта в Прагу.

Сейчас, в Праге проходят выставки, посвященный 250 -летию Моцарта. В пражском дворце Клам-Галасса проходит выставка «Прага Моцарта. Культурная и общественная жизнь в Праге 1780-1800». Выставка является завершающим этапом проекта «Моцарт Прага 2006», посвященного 250-й годовщине рождения гениального композитора. Как уже подсказывает название, выставка раскрывает взаимоотношения Моцарта и Праги, и приближает особенности жизни чешской столицы в конце 18 века.

Глава 5. Австрия. Вена.

Австрия – удивительная страна контрастов, где ледники и горы чередуются равнинами. Великолепные памятники истории и искусства можно увидеть как в сельских районах, так и в крупных городах. Географическое положение Австрии удивительно способствовало смешению здесь различных европейских культур. Восхищает столица Австрии – Вена; она похожа на вернисаж, концертный зал и театр одновременно. Вена – это богатая традициями резиденция императоров. В столице проводятся многочисленные выставки, фестивали, оперные и театральные постановки.

XVIII век- золотой век для Австрии. Период, охватывающий годы правления Карла VI(1711 – 1740), Марии – Терезии (1740-1780), и ее сына эрцгерцога Иосифа II(1780-1790), стал апогеем австрийской культуры. Австрия, находившаяся под перекрестным влиянием европейских государств, явилась воплощением гуманизма XVIII века. Расцвету барочного искусства способствовало строительство больших монастырей. Благодаря Гайдну и Моцарту, творившим при императорском дворе, достигла расцвета классическая музыка. Со смертью эрцгерцога Карла VI угасла мужская линия династии Габсбургов, но закон, провозгласивший неделимость австрийского дома, привел к власти его дочь Марию – Терезию. Ей было всего 23 года, и ей предстояло защищать огромную империю. Выйдя замуж за Франца – Стефана Лотарингского, избранного императором германии в 1715гю, она затмила его силой своей незаурядной личности. На протяжении почти 25 лет Мария – Терензия вела борьбу против сплотившихся врагов, которые стремились лишить ее принадлежавших ей владений. Марии – Терезии удалось сохранить почти все земли, за исключением Силезии, которую она уступила королю Пруссии. Мария – Терезия провела глубокие реформы, направленные на создание централизованного государства и укреплением связей между отдельными провинциями. Она реформировала экономику, ввела государственное образование и создала сильную армию. Понимая, что для управления государством нужны хорошо подготовленные чиновники, она усилила процессы германизации, что значительной степени способствовало объединению земель. Ее сын Иосиф II отменил крепостное право и провозгласил государственным принципом веротерпимость по отношению к некатоликам. В 1781г. он провел секуляризацию владений тех монастырей, которые не занимались благотворительностью, а затем упразднил германизацию.

В 1781 г. Моцарт поселяется в Вене, где и прожил до конца своих дней. « Счастье мое начинается только теперь», - писал он отцу. Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. По заказу немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу « Похищение из сераля». Опера Моцарта была восторженно встречена слушателями. В это время в Вене, как и в других городах Австрии, усиленно насаждалась итальянская музыка. Это противоречило народным вкусам, но нравилось придворным кругам. Написать национальную оперу на немецком языке было заветной мечтой поэта. Еще большего мастерства достиг Моцарт в трех последующих операх: « Свадьба Фигаро», « Дон - Жуане»- и «Волшебной флейте». Мелодичность и красота музыки этих опер вызывали неизменный восторг и восхищение. Покоряли и яркая выразительность, правдивость оперных персонажей. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Различные по характеру, все три произведения гениальны по своей музыке. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру. Произведения для клавесина ( сонаты, концерты), которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене Моцарт очень часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные – « АКАДЕМИИ» (КОНЦЕРТЫ). Его называли первым виртуозом своего времени.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда, а иногда и голод. С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился (концертная жизнь Вены. В этот период замирает), издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Моцарт, как и в Италии, не хотел подчиняться вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьезной и глубокой. « Высокие» ценители искусства не находили в его произведениях легкой и поверхностной развлекательности, которая приятно ласкала слух. Непонятый, он и при дворе императора числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную оплату. Лучшего применения таланта Моцарта найти не смогли. Последним произведением Моцарта был Реквием. Реквием (от латинского слова “Requem”- покой)- хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзета. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой вскоре затерялся. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

Заключение.

Искусство Моцарта – одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество добра, справедливости. В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало сцен насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Наследие Моцарта поражает многогранностью и богатством. Путешествуя по странам Зарубежной Европы, Моцарт проявил себя как яркий реформатор, обогативший их содержание и обновивший выразительные средства искусства.

Музыка Моцарта актуальна и в наши дни. Она звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всероссийских и международных конкурсах. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.

■ Учитывая популярность произведений Моцарта, было интересно раскрыть глубину и красоту его музыки, анализируя его путешествия по Европе в XVIIIв. с точки зрения географии и учитывая то, что о великом композиторе написано множество статей и книг музыковедами и музыкальными критиками.

■ Поразительный талант В. А. Моцарта удивительно сочетает в себе лучшее из культур и традиций таких стран, как Италия, Франция, Австрия, Чехия.

■ Музыка Моцарта популярна и актуальна. Так А. С. Пушкин написал «Моцарт и Сальери», где описывается одна из версий смерти В. А. Моцарта, Н. А. Римский – Корсаков написал оперу « Моцарт и Сальери», а П. И. Чайковский сделал перевод одной из самых известных опер великого австрийского композитора «Свадьба Фигаро». Также значимость творчества Моцарта подтверждают итоги анкетирования, проведенного среди учащихся МОУ «Гимназии №6»

■ При изучении музыкального творчества любого композитора, нельзя рассматривать его труды изолированно от культуры, общественной жизни и исторических событий страны и эпохи, в которой жил и творил композитор.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)