Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Функциональный аспект сновидений в художественных произведениях русских писателей

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком.

И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг, так или иначе, возникает у каждого человека. Сон - это всегда чтото загадочное, необъяснимое.

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Толстой, Достоевский, Гончаров, Чернышевский. Все они делали сон полноценным "действующим лицом" своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками.

Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон.

Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, в названиях которых присутствует само слово "сон": "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Жизнь есть сон" Кальдерона, "Сон смешного человека" Достоевского. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает чувства поэта. Первые, подсказанные памятью названия стихов: два «Сна» у Лермонтова, «Сон», «Сновидение» у Пушкина, «Сон на море» Тютчева, «Сон», «Сны раздумий небывалых» Блока, «Сон и жизнь», «Смерть-это ночь, прохладный сон» Гейне, «Сон» Байрона и т. д.

Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследований бессознательного. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой. Сны –одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа, как для писателей, так и для читателей.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Задачей же моего реферата было посмотреть и оценить какие функции «выполняет» сон в произведениях, является ли он неотъемлемой частью сюжетной линии или просто написан автором для поднятия настроения читателя. Помогает ли сон разобраться в сути произведения, или понять предпосылки для совершения того или иного поступка? Является ли сон, как бы, мостом между читателем и писателем? Это и многое другое я попытаюсь раскрыть в своем реферате на примере наиболее известных произведений русских писателей таких как, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, В. Ф. Одоевский.

1. Что есть сон.

Сон-состояние, в которое периодически в падает человек с целью восстановления физических и психических сил. Сон-это состояние покоя и отдыха. Мозг продолжает работать во время сна, и человек видит сновидения - на тему :психологическое отражение субъективной действительности. Различает несколько фаз сна, но с этим уже можно ознакомиться в специальной литературе.

Сон-это небывалая комбинация былых впечатлений.

И. М. Сеченов.

Сны и их толкование издревле волновали умы людей. Всегда находились люди, которых интересовало будущее «Что грядет, волновало их» возможно, действительно наши сны это окно в будущее и, поняв сон можно понять, что должно произойти, а возможно удастся воздействовать на вероятные события.

Никто не знает, являются ли сны результатом деятельности человеческого мозга или всё-таки божественность, космической информацией? Человек может забывать свои сновидения. Это является результатом постоянного переутомления внешними факторами, нередко человек просто не сосредоточен на своих снах.

Сны отражают наши желания, настроения, чувства. С этой точки зрения сны становятся уникальным документом, свидетельствующим о судьбе ясновидца. Многие ученные выдвигают мысль о возможности существования единой системы образов, которая в сознании каждого человека реализуется по-разному. В своей основе образ имеет скрытое содержание чтобы понять и правильно истолковать значение образа в каждом конкретном случае, необходимо определить его общий смысл.

Человечество выбралось в космос и проникло в глубину океанов, изобрело мощные инструменты, с помощью которых может заглядывать как в дальние уголки вселенной, так и изучать мельчайшие ее «кирпичики», но сновидение- явление, с которым каждый человек сталкивается ежедневно- по- прежнему остается для людей Загадкой!

Большинство людей просто привыкли к этой непонятной части своей жизни, встречу с Загадкой считают зауряднейшим событием и быстренько рассеивают в своей памяти какие-либо его следы.

Сновидения - это сложные психологические явления, которые основываются на пережитьгк ранее впечатлениях, вступающих теперь в разнообразные, иногда нелепые или фантастические сочетания.

Сновидения присущи не только человеку, но и высшим животным. Сновидения медленного сна представляют собой мыслеподобные переживания, а сновидения быстрого сна объединены связным сюжетом, часто фантастичным и эмоциональным.

Общепринятой теории сновидений нет. Больше известно о причинах сновидений при неглубоком сне. Такими причинами могут быть: слабые раздражения, тормозные раздражители, события, тревожащие человека подсознательно и т. п.

Сновидения быстрого сна связаны с обработкой информации, полученной днем, или какой-то другой важной, но еще не изученной до конца функцией.

Мы уже знаем, что во время сна мозг активно работает. При этом могут возникнуть такие сочетания полученных ранее впечатлений, которые помогут человеку успешно решить стоящую перед ним задачу. стоящую перед ним задачу. Нередко во сне приходит решение дневных проблем. В этом можно убедить на примере Великих людей:

• Менделеев увидел сон в котором ему приснилась таблица, где химические элементы бьии расположены в порядке возрастания их атомного веса.

• Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

• Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

• Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

• Лафонтен во сне сочинил басню «Два голубя»

• Бетховен во сне сочинил пьесу.

• Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

• Вольтеру приснилась целая поэма, это был первый вариант «Генриады».

Отсюда же, в народе закрепилась поговорка «Утро вечера мудренее».

2. Сновидения в философии.

Некоторые мысли Карла Густава Юнга.

С ростом научного понимания наш мир все более дегуманизируется.

Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделен от природы, не включен в нее органически и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность» с природными явлениями. Постепенно он теряет свою символическую причастность. Контакт человека с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. Эта колоссальная утрата компенсировалась символами наших снов. Они вьпiосят на поверхность нашу исходную природу - инстинкты и специфические мысли.

Теперь мы, когда говорим о духах и других сакральных образах, то больше не взываем к ним. Сила и слава ушли из некогда наполненных энергией снов. Мы перестали верить в магические формулы, почти не осталось табу и сходных с ними ограничений, и наш мир кажется продезинфицированным от всех «суеверньх» существ, скажем, таких, как ведьмы, колдуны и пугала, не говоря уже об оборотнях, вампирах, лесных духах и всех тех странных существах, которые населяли первобытный лес

Сказать точнее, поверхность нашего мира кажется уже очищенной от всех суеверных и иррациональньх элементов.

Освобожден ли также от подобной примитивности наш внутренний мир - вопрос другой. Разве не табу для многих число 13? Разве мало еще людей, охваченных иррациональными предрассудками, проекциями, детскими иллюзиями? Реалистическая картина человеческого разума обнаруживает так много первобытньгх черт и пережитков, играющих важную роль в жизни индивида, что, кажется, ничего не случилось за последние 500 лет.

Существенно важно дать оценку этому. Современный человек фактически являет собой любопытную смесь свойств, приобретенных за долгие годы своего умственного развития. Это запутавшееся существо - человек и те символы, с которыми мы имеем дело, и нам следует весьма тщательно исследовать плоды его разума. Бок о бок со скептицизмом и научным убеждением продолжают существовать старомодные предрассудки, отжившие стереотипы мысли и чувства, упрямое недопонимание и слепое невежество.

Но самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор почти не исследована. Это может показаться почти невероятным, но мы получаем сигналы из бессознательного каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека - его психика - привлекает мало внимания, зачастую ей не доверяют и презирают ее. Психология часто обозначает пустоту, нечто.

Очевидно, мы настолько были заняты тем, о чем думали, что совершенно забыли спросить: а что же бессознательное психическое думает о нас? Идеи Зигмунда Фрейда подтвердили существование презрения к психологическому у большинства людей. До него бессознательным просто пренебрегали и не замечали его, теперь же оно стало «свалкой» всего морально отвергнутого.

1. Роль сновидений в психоанализе.

Сновидение - душевная жизнь во время сна. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытые мысли сновидения).

Сон - состояние, характеризующееся с психической стороны потерей интереса к внешнему миру. Биологической целью сна является отдых. Отличается Фрейдом от сновидения.

Работа сновидения - процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Фрейд различает четыре основных механизма работы сновидения: 1) сгущение, 2)смещение, 3)вторичная обработка, 4) наглядное (образное) изображение мыслей и высказываний.

Исследования человеческой псикики на протяжении последнего полувека наводят на мысль о необходимости более глубокого, но вместе с тем и более смелого истолкования ранних стадий развития человечества, чем все предпринятые до сих пор.

Прежде всего следует усомниться в том, что любая деятельность человека объясняется его физическими потребностями. Разумеется, первобытный человек не оставался без дела, иначе он бы умер с голоду; однако существует достаточно свидетельств (появились они по меньшей мере пятьдесят тысяч лет назад), указывающик на то, что человека интересовали не только насущные заботы. Быть может, ум его порой был занят весьма необычными вещами? Ведь он - единственное существо, чью внешнюю деятельность, как мы снова начинаем понимать, невозможно целиком объяснить, не учитывая наиболее специфического рода внутренней деятельности – сновидения.

До того, как человек вышел из области бессознательного, он, скорее всего, являл собой картину столь же жалкую и бессмысленную, какую сегодня можно наблюдать разве что на примере «клинических идиотов», так как он бы. тг лишен символических инструментов сознания - образов и слов. Я полагаю, мы не зайдем слишком дапеко, если представим себе этого проточеловека как создание, одержимое и мучимое сновидениями, с трудом отличающее образы тьмы и сна от образов яви, подверженное коварным галлюцинациям, беспорядочным воспоминаниям, безотчетным импульсам; впрочем, вполне возможно, что порой посещали его и приятные образы, предвещавшие удовольствия в будущем.

Сейчас, когда перечисляют те черты, что отчетливо отличают человека от всех прочих животных, - в то же время отвлекаясь от привычного стереотипа современного человека, которому нравится воображать себя просто разумным и самоуверенным существом, - как правило, оставляют без внимания область человеческих сновидений как не поддающуюся рациональному осмыслению - главным образом потому, что наиболее значительные ее аспекты лежат вне пределов непосредственного научного наблюдения. Слово «сновидение» ни разу не встречается в указателе к трехтомному отчету (в остальном превосходному) о симпозиуме по вопросам биологической и человеческой эволюции. Это считается странным курьезом даже среди ученых, которые по-прежнему не желают признавать методологически недозволенные откровения из области человеческого поведения, сделанные благодаря психоанализу. Ибо строго физиологические наблюдения за мозгом, проводимые в соответствии с ортодок-сальнейшими научными предписаниями, указывают на то, что мозг остается в состоянии тлеющей активности даже тогда, когда все тело человека пребывает в полном покое; а ритмичные электрические колебания, сопровождающие сон, повидимому, говорят о присутствии сновидений, даже, если потом их не удается припомнить.

Возможно, и другие животные в некоторой степени обладают способностью видеть сны: на это указывают, например, поскуливание и подергиванье собаки во сне. Но если это и так, то все, же человек совершенно по-особому распоряжается этой способностью: сновидения выходят за рамки его ночной жизни, вторгаясь и в мир дневной. Сны перемешиваются с явью, что бы он ни делап: разговаривал, работал или играл; и уже на очень ранней стадии это оставляет отпечаток на всем его поведении, ибо религиозное развитие человека со столь значимым для него «иным миром» неразрывно связано со сновидениями.

Надо полагать, человек с самого начала был сновидческим существом; и, возможно, именно богатство его снов позволило ему выйти за пределы сугубо животного существования. Пусть собаки и видят сны - но никогда еще, ни один сон не побуждал собаку подражать птице или вести себя как божество. ТIишь в человеке явлена вся полнота позитивных свидетельств, указывающих на то, что образы сна постоянно вторгаются в явь и подстегивают ее; и лишь для человека они порой подменяют собой действительность - во зло или во благо. Если бы сновиденья не накладывали заметного отпечатка на поведение человека, то каждый из нас, лишь благодаря собственному опыту сновидца смог бы без недоверия выслушивать рассказы других людей об их снах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Функции сна в художественном произведении.

Сон - стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами.

Изучая характеристики понятия и толкования слова сон и сновидение, знакомясь с мнениями и суждениями о них, с точки зрения философии и психоанализа, читая различную (представленную выше) литературу, мною были выделены, основные функции этого явления, а точнее функциональный аспект сновидений. Были отмечены следующие функции:

1. Позиция автора (сон Раскольникова)

2. Присутствие автора (сон Обломова)

3. Общая характеристика героя и его внутреннего мира (сон Татьяны, сон Обломова)

4. Пророчество (сон Светланы, сон Раскольникова)

5. Инобытие (сон Миши)

6. Сон как сюжетная организация (сон Миши, сон Вари)

Сновидения в литературе.

1. Сон Обломова.

В 1859 году вышел в свет роман И. А. Гончарова "Обломов", в центре которого - образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Санкт-Петербурге. При характеристике героя Гончаров использует некоторые художественные приёмы своих предшественников, в частности Н. В. Гоголя. В советские времена образ главного героя романа воспринимался несколько однобоко и прямолинейно, хотя на самом деле его образ гораздо глубже и многограннее.

Роман И. А. Гончарова "Обломов", очень интересен для любого круга читателей и весьма актуален в наше время.

Главным героем здесь является, безусловно, сам Обломов. Это помещик средних лет, живущий в одном из больших домов. Человек медлительный, ленивый, не привыкший к какому-либо роду работы и активного отдыха, "с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности", «любил простор и приволье», наслаждавшийся тем, что не такой как все. Любитель плотно поесть и хорошо поспать.

Гончаров, описывает нам этого человека, как самодостаточного в своей лени, и не тяготящегося ею. Даже письмо старосте и необходимый переезд он оттягивает, не ставя перед собой срока выполнения. Он вообще не ставит перед собой никаких сроков и целей.

«Сон Обломова» - один из ключевых эпизодов романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне, формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как«обломовщина», а с другой стороны - здесь же можно обнаружить истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от окружающего его предприимчивого и меркантильного мира.

В"Сне Обломова" можно условно выделить три части. В первой Гончаров рассказывает нам о детстве Илюши, когда мальчику только семь лет. Он очень резвый и бойкий, хотя растят его в неге и заботе, постоянно опекают и никуда не отпускают одного, везде только под присмотром няньки. Илюша наблюдателен, ничто "не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезается в его душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей". Хотя маленькому Обломову и нравится такая жизнь, она не так и хороша, чтобы служить примером для подражания. В ней много недостатков: все в Обломове происходит изо дня в день одинаково, и не никаких изменений в жизни ее обитателей, она скучна и однообразна. Наиболее важной ее частью является еда: обломовцы очень много внимания уделяют ей, тщательно выбирают блюда на обед. Приём пищи для них является ритуалом. Приготовлением занимаются крепостные, а родители Ильи лишь советуют, какие продукты лучше использовать и что приготовить.

Автор иронизирует над ними, говорит: "они тоже не без занятий". Как и их родители их родителей, они занимаются ничегонеделанием, живут за счет труда своих крепостньгк и радуются каждому прошедшему дню, который они благополучно прожили.

Немаловажным ритуапом в Обломовке является сон после обеда, в это время жизнь замирает, все спят.

Во второй части Гончаров описывает нам другую пору: длинным зимним вечером няня рассказывает Илье Ильичу сказки. Ребёнок очень впечатлителен и принимает все повествования няни за явью окунаясь в мир фантазий. Потом уже, когда он станет взрослым, он узнает, что не существует "добрьгк волшебниц", "медовых и молочньгх рек", но все же Обломов втайне от других понимает, что "сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. " Илья Ильич так навсегда и остается большим ребенком, мечтающим о Милитрисе Кирбитьевне. Также и отец его, и дед, и прадед, слушавшие в детстве те же сказки, на всю жизнь остались детьми, не умеющими построить свою жизнь.

В третьей части "Сна Обломова" мы видим Обломова - мальчика лет тринадцати или четырнадцати, когда он уже учился в селе Верхлёве, расположенном недалеко от Обломовки. Его учителем является строгий и рассудительный немец Штольц, а занимается Илья вместе с его сыном, Андреем. Может быть, Илюша и научился бы чему-нибудь в пансионе, но Верхлёво находилось всего в пяти верстах от Обломовки, и там, кроме дома Штольца, "все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью". Обломовщина царила и там, она разлагающе повлияла на подростка. него сложилось яркое представление о том, как следует жить: так, как "живут около него взрослые". Они живут, не зная ни забот, ни тревог, не задумываясь о смысле жизни; "снося труд как наказание", ища предлог, чтобы от него избавиться. Однообразие их жизни ничто не нарушает, не тяготятся они ею, да и не смогли бы они жить иначе. "Другой жизни и не хотели ,и не любили бы они". На становление характера Ильи Ильича повлияло и то, как относились к учёбе его родители. Увы, для отца и матери главным было получение аттестата, а не знаний. "Они считали, что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства".

Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отьединена от всего мира: "Ни сильные страсти, ни отважные не волновали обломовцев". И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реапьную жизнь, которая бьцга характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. И, вполне возможно, именно сон Ильи Ильича ближе к умонастроениям тогдашнего российского общества. Жизнь, увиденная Обломовым во сне, по-своему полна и гармонична, но она скучна и бездейственна. По-моему, Гончаров, видя всю эту однообразность, показывает, что это не жизнь, а просто трата времени. Он уже в 1859 году затронул тему революции, показывая, что миру нужны перемены.

Перечитывая главу "Сон Обломова", можно понять, что впечатления детства являются для главного героя романа тем идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Обломова терзали сомнения и вопросы, а "Сон Обломова" - это ответ на вопрос самого Обломова: "Отчего я такой?"

И основой я считаю, что этот сон не является пророческим и т. п. , это своеобразное понимание характера героя, объясняет, почему Илья Ильич не хотел пойти по иному пути: не бьио у него ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, «Сон», является фокусом романа, стал первым в нашей литературе шагом к осмыслению типичного явления русской жизни по названием «Обломовщина».

2. Сны Раскольникова.

Итак, обратимся теперь к снам Раскольникова в романе Достоевского "Преступление и Наказание". Посмотрим какое значение имеют эти сны в романе. Были ли это раскаяния или знаки предупреждения.

В первом сне Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. Раскольниковребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой - невыносимое отчаяние маленького Родиона, сотрясающее его сердце жалостью к«бедной лошадке». И в центре всего - ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенньгх» и«необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.

Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства.

Сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Уездили клячу!» Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабьх личностях.

Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий» ,« Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, - страшное преступление не свершилось бы.

Положение снов в романе тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужньгк местах. Так, второй сон Раскольников видит непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи - это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. ". На стуле в уголку сидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: "боится!" - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,- так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота".

Это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. В этом смысл сна. Сон удивительный по своей психологической точности и художественной силе. Ведь каждый человек, наверное, испытал во сне бессилие: хочет убежать - не удается, ударяет - попадает в пустоту. Но это еще не все. Когда Раскольников проснулся, он ощутил присутствие в комнате человека. "Сон это продолжается или нет",- думал он и чуть-чуть неприметно опять приподнял ресницы".

Часть IV, глава I начинается со слов: "Неужели это продолжение сна? - подумалось еще раз Раскольникову. Осторожно и недоверчиво всматривался он в неожиданного гостя". Гостем бьш Свидригайлов, кошмарное порождение зла. Такой действительно может присниться лишь в страшном сне. Свидригайлов - человек, стоящий по ту сторону добра и зла, находящийся на грани нормальной и больной психики. Отягощенный преступлениями ("отягощенный" - неточно, потому что для него преступление - нормальное явление), Свидригайлов подвержен странным видениям.

К Свидригайлову является Марфа Петровна (привидение наяву). Раскольников несколько раз говорит о нем: "сумасшедший", "помешанный". Вот как представляется Свидригайлову вечность: ". как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, оrромное! Да почему же огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки, вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится". Мало того, Свидригайлов заявляет, что если бы это зависело от него, то он бы «так непременно сделал».

Вспомним, как Раскольников, совершив какой-нибудь добрый поступок, тут же со злобой себя ругает за него. Недаром Свидригайлов -"зеркало" Раскольникова, его двойник, или, как говорит Свидригайлов, они "одного поля ягода". Только он собрался уйти и бросить ребенка, как увидел, что девочка ожила, что из-под ресниц "выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок. что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсем не детском лице. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются". Даже Свидригайлов находится в"настоящем ужасе". "Как! пятилетняя!. А, проклятая!" - вскричал в ужасе Свидригайлов, занося над ней руку. Но в ту же минуту проснулся".

Его пробуждение столь же омерзительно, что и самый сон: он смотрит на не тронутую с вечера порцию телятины, которую облепили мухи, и долго старается поймать одну муху, "наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся. ". После этого он осуществляет давно задуманную цель - уекать "в Америку", что условно означает для него удалиться в иной свет. Свидригайлов застрелился.

В то же утро Раскольников выполняет волю Сони: идет в участок, чтобы признаться в убийстве, предварительно он по ее же завету стал на колени на площади, наклонился до земли и поцеловал эту землю. Но люди над ним издеваются, считают пьяным, покаяния не получилось. И все же он идет в участок. Однако Раскольников отказался от задуманного признания в убийстве. Известие о самоубийстве Свидригайлова привело его в шок. "Он вышел, он качался. Голова его кружилась". Увидев Соню, в лице которой бьио что-то отчаянное, он вернулся и заявил о том, что он убил старухупроцентщицу и ее сестру Лизавету. Сломило Раскольникова известие о смерти Свидригайлова: если даже такие не выдерживают груза преступлений!. Наказание - в самом Свидригайлове, как и в самом Раскольникове, который несет в себе это наказание еще до совершения преступления.

Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Этот сон можно трактовать по-разному; здесь несомненны апокалиптические черты, описание конца света как результата развития теории. Так же четко прослеживается появление Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные «язвой» - гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои «права», пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной. В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям.

Сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дороге. Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны.

Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя», что из-под всего наносного, рожденного жизненными обстоятельствами в нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа ребенка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на истязание лошади.

В последнем сне, смотря на свою теорию по-новому, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству - то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Теперь можно сделать вывод, что сны играют важнейшую роль в произведении, они помогают Достоевскому сделать акцент на том, что он хочет выделить, они помогают наиболее полно раскрыть основную идею произведения - опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им друrого человека.

Характеристика главного героя, его внутреннего мира.

Сон Татьяны.

В этом сне отражаются чувства Татьяны к Онегину, уже это помогает читателю вникнуть и понять отношения героев. Описываются качества, характеризующие героев (внутренний мир, поступки). Также в этом сне можно отметить и особенности, присущие сну - пророчеству, так как данный сон «предугадал» дальнейшие события, отразил последующее развитие сюжета.

Сны для русских писателей - одна из самых привлекательных сфер человеческого духа. Однако баллада Жуковского заканчивается благополучно - Светлана просыпается и узнает о возвращении своего жениха, когда как сновидение Тани - вещее и предсказывает несчастье. Страшный сон интригует Таню, она ищет ответа в соннике, ей непонятен и загадочен сам Онегин. В сновидении Онегин воистину «сатанический урод» и «демон» (8 глава). Святочный сон Татьяны говорит о ее близости к народной жизни и фольклору, представляет собой органический сплав песенньгх и сказочных образов видения имеет психологический подтекст, оно объясняется напряженным состоянием девушки. Святочный сон Пушкинской Татьяны выполняет важную смысловую функцию в контексте романа. Это сквозной мотив всего произведения. Он тесно связан с фольклорной традицией. Богат литературными ассоциациями, насыщен пейзажными зарисовками и сатирическими сопоставлениями. Сон Татьяны предсказал будущее главных героев, поэтому неспроста он расположен в 5 главе - ровно посередине романа. В конце романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово «сон», замыкая этот «сонный» круг:

Промчалось много, много дней,

С тех пор, как юная Татьяна.

И с ней Онегин в мутном сне

Явилися впервые мне.

Инобытие.

Сон Миши.

Данный сон отражает функцию инобытия, так как отражает инобытийный характер. Читая произведение, и не представляешь, что это сон, кажется, что происходит нечто волшебное, чудесное. Перед глазами читателя предстает ирреальный мир, который является основой для построения всего сюжета. Сон занимает основную часть произведения, из чего следует, что и героев (их характеры и поступки) мы узнаем через данное сновидение. Отсюда следует, что в этом сне присутствует также и следующая функция - сюжетная организация произведения. Поэтому развитие сюжета с помощью сна, предполагает развитие всей композиции рассказа.

Сон как сюжетная организация.

Сон Вари.

Сновидение в данном произведении имеет колоссальное значение, так как оно является основополагающим действием в рассказе. Главная героиня зависит от него как от физиологического акта, но оно в произведении имеет не только биологические функции. Оно имеет значение для развития сюжета, заставляет совершать действия. Возникает ощущение «самостоятельности» сна. Сновидение подталкивает героиню на различные поступки. Сон в данном произведении является не просто неким дополнением или действием героини, а способом организации сюжета.

И в конце хотелось бы отметить, что функции проникают друг в друга, взаимодействуют, взаимодополняются. Сон - пророчество связан с сюжетной организацией и особенно связан с авторской позицией. Он как физиологический процесс, но в произведениях также выполняет и другие функции.

Сон - пережитки архаичного сознания, с тех времен, когда древние славяне еще были язычниками. В литературньх произведениях, он является фольклорной интерпретацией (элементом), которая очень чётко.

В ходе нашей работы мы попытались выявить функциональные аспекты сновидений в произведениях русской литературы, и мы обнаружили, что введение в художественный текст сновидения авторами, творившими на протяжении целого столетия, обладает системным подходом. На наш взгляд, системность в использовании сновидения в литературном произведении связана с их функциональными аспектами, о которьх мы говорили выше.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)