Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Философы античности: об обществе и человеке

Во времена античности люди сделали большой шаг в развитии, на долю античного человека выпало большое количество вопросов и задач, он не мог обратиться за помощью к прошедшим векам, чтобы получить ответы, не обладал возможностью воспользоваться древними знаниями, как это могли сделать люди более поздних эпох. В спешном, быстром усвоении первооснов, преодолев сомнения, поколения искали выходы сами.

Гипотеза: Со временем люди меняли предметы размышлений, они хотели охватить более широкий круг вопросов, к ним приходило чувство индивидуальности. Поэтому мы считаем, что если античный человек понимал, что он является главной познавательной силой самого себя, то он сам был одним из главных предметов изучения. Он осознал, что пришедшее на его долю время способствовало просвещению и заложению фундамента основных знаний.

Методы: Изучение научной литературы, трудов, произведений философов античности. Анализ, интерпретация, оценка.

В результате нашей работы мы хотели бы получить больше знаний об античности, выявить различия между взглядами философов разных стран на общество и человека.

ПОРТРЕТ

Наша группа состоит из четырёх человек. Мы все сошлись в общем интересе к античной философии. Мы очень различаемся во взглядах, в том числе и во взглядах на философию, но тем интереснее нам работать вместе и рассматривать различные точки зрения. Так как мы являемся представителями гуманитарного направления, мы всегда хотим узнать что-то новое и расширить свой кругозор.

Обязанности в группе мы попытались распределить как можно более равномерно. Все разделы портфолио мы делаем вместе, но каждый углублённо рассматривает материал, связанный к какими-то определёнными философами.

Акимова Александра – красиво формулируют мысли, высказанные членами группы. Интересуется античной философией, поэтому много знает в этой области. Проявляет целеустремленность и добивается значительных успехов. Внешне производит впечатление замкнутого человека, но в душе она чиста и ждет такой же искренности и справедливости от других.

Васильева Мария – отличается тягой к знаниям, старается развивать в себе все больше и больше талантов и навыков. Действия ее, иногда носят импульсивный характер. Ответственно относится к учебе. Сверстники ценят ее за трудолюбие, способность проявить сочувствие. Ранима, в то же время в ее характере присутствует твердость, достоинство.

Демченко Анна – очень творческий человек, имеет оригинальный склад ума. Берет от жизни лучшее. Главная черта- доброта, способна оказать серьезную помощь своим близким и друзьям. Анна очень артистична. Если сталкивается с грубостью и хамством, то замыкается в себе и терпеливо ждет лучших времен.

Левдик Артем – один из самых спортивных людей на нашей параллели. Увлекается баскетболом. Самый спокойный, уравновешенный и тихий член группы, старается быть ненавязчивыми в общении. Дружелюбен, доверчив. Артем умеет хранить тайны. Может объективно оценить ситуацию. Всегда говорит правду, из-за чего может попасть в неприятную ситуацию. Всего добиваются своим трудом.

Рабочие материалы

Цицерон

Марк Туллий Цицерон (Магсш ТиШиз Сгсегб; 3 января 106 до н. э. , Арпинум — 7 декабря 43 до н. э. , Формиа) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор,

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, получил великолепное образование, с детства преуспевал в учёбе.

Два тысячелетия отделяют нас от того времени, когда жил и творил Цицерон. Но и сегодня имя великого оратора и теоретика красноречия, известно каждому. Литература, посвященная Цицерону, поистине необозрима. И все же в этом море литературы не найдется ни одного исследования, дающего достаточно полное представление о всех сторонах его деятельности, включая такую важную сторону, как философское творчество. А ведь Цицерон-философ сыграл в истории почти столь же значительную роль, как и Цицерон-ритор. Достаточно напомнить, что сами римляне считали его первым, и нередко главным, своим учителем в области философии. Хотелось бы предложить вашему вниманию 4 трактата Цицерона — «Об обязанностях» «О природе богов», «О дивинации» и «О судьбе». Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение Марка

Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских произведений.

Трактат Цицерона "Об обязанностях" имеет в виду обязанности не человека вообще, а обязанности римского гражданина, достойного члена римской общины.

По мнению Цицерона, существует четыре источника, или четыре "части", того, что считается нравственно-прекрасным, на первом месте стоит познание истины, затем следует "двуединая" добродетель - справедливость и благотворительность, затем величие духа и, наконец, благопристойность и умеренность. Из каждой этой добродетели вытекают определенные обязанности, предписываемые стремлением к главной и конечной цели - к высшему благу.

Критики особо отмечают определение существа справедливости, которое дает Марк Туллий Цицерон. "Первое требование справедливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали на это несправедливостью; затем в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной -как своей". Здесь Цицерон также формулирует свое отношение к проблеме собственности.

Далее Цицерон переходит к рассуждению о двух видах несправедливости.

С его точки зрения, существует несправедливость не только тех, кто ее причиняет, но и тех, кто не оказывает помощи потерпевшим несправедливость.

Для борьбы с несправедливостью надо понимать причины зла. Обычно причинами проявления несправедливости бывают страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажда славы.

Из понятий справедливости вытекают обязанности "военной морали".

Здесь основные положения Цицерона таковы: война может быть только вынужденным актом и допустима лишь в тех случаях, если переговоры не дают никаких результатов. Причина подобных войн только одна: оборона своего государства, цель же их - прочный мир. В обращении с побежденными следует проявлять человечность; сдавшиеся на милость победителя безусловно имеют право на пощаду.

Рассуждение о справедливости заканчивается упоминанием о рабах, по отношению к которым, по мнению Цицерона, тоже следует проявлять справедливость(хоть и своеобразную): к рабам следует относиться как к

"наемникам", т. е. требовать от них работу и предоставлять то, что им

"полагается". Здесь можно выявить еще одну обязанность - обязанность

"справедливого" хозяина, владельца рабов.

Другой "частью", или стороной, социальной добродетели следует считать благотворительность, которую также можно определить как доброту или щедрость.

Но применение этой добродетели на практике требует определенной осторожности: благотворительность (или щедрость) не должна ни вредить тому, по отношению к кому ее проявляют, ни идти за счет других людей; она не должна превышать средств самого благотворителя и должна распределяться в соответствии с достоинством того, по отношению к кому ее проявляют. Все это еще раз напоминает, что людская жизнь происходит в обществе, причем "поскольку мы живем не среди совершенных и без исключения мудрых людей, а среди таких, для которых вполне достаточно, если они являются отображением добродетели, то надо также понять, что нельзя полностью пренебрегать ни одним человеком, в котором могут проявляться хотя бы малые признаки такой добродетели". Говоря олюдской жизни в обществе, Цицерон подчеркивает, что общество связывает людей союзом, разумом, речью (этим люди и отличаются от животных). Человек обязан помогать человеку, но средства отдельных лиц невелики, и потому необходима градация благотворительной деятельности. Она должна быть установлена в соответствии с существующими степенями общности людей. Таких степеней несколько. Если не говорить о понятии человечества в целом, то то можно выделить такие связи, как общность племени, происхождения, языка. Еще более тесной связью считается семья. Это, так называемая, первая ячейка общества, из которой вырастает впоследствии государство. "Из всех общественных связей, - говорит Цицерон, - для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?" Таким образом, здесь приводится определенная шкала обязанностей, расположенных в зависимости от их значимости: на первом месте стоят обязанности по отношению к отечеству и родителям, затем - к детям, семье и, потом, к родственникам и друзьям. Так к характерным чертам и обязанностям идеального гражданина прибавляется еще одна (это наиболее специфическая римская черта) - особое отношение к отечеству, семье, близким. Тракт «О природе богов» имеет обычную для сочинений Цицерона форму диалога и состоит из трех книг. Главными участниками диалога являются эпикуреец Веллей, стоик Бальб и академик Котта. Котта-Цицерон говорит: необходимо в высшей степени свято соблюдать общественные религиозные обряды.

Еще он утверждает, что сомневаться в существовании богов теоретически очень возможно и, больше того, что существование богов — это вообще не предмет доказательств, а предмет веры столь необходимой, согласно Цицерону, для общественной жизни. Цицерон провозглашает религиозную веру особым случаем веры вообще. Нельзя жить, если не верить тому, что недоступно непосредственному чувственному восприятию. Нельзя, например, не верить историческим фактам и открытиям разума, хотя их не всегда можно чувственно проверить . Нельзя доказать существование богов, но верить в них заставляет история и практика гражданской жизни. Пусть природа богов недоступна человеческому познанию — религиозные обряды, переданные предками, должны свято соблюдаться. Мысли Цицерона о том, что человеческий труд украшает Землю , о том, что из животного мира человек выделился благодаря прямохождению и своим рукам, приспособленным к любому труду , что этими своими руками мы создаем «в природе как бы вторую природу» , что для своего счастья человек имеет в природе все необходимое, кроме бессмертия, но что бессмертие «не имеет к счастью никакого отношения» . Все эти мысли, кем бы первым они ни были высказаны, принадлежат Цицерону, ибо именно они выражают самую суть его общего. Цицерон понимает здесь под наукой рационально организованное и опирающееся на факты знание, т. е. то же самое, что и мы. Другая идея Цицерона говорит о наличии у неге довольно сильной тенденции к атеизму, лучше отказаться и от единственного бога, преградив тем самым дорогу суевериям. «И это будет самым правильным» . Наконец, третья идея, выдвинутая Цицероном в последней книге диалога «О природе богов», — это идея совести как достаточного гаранта справедливой общественной жизни. Совесть человеческая (сопзелепп'а), говорит Котта — Цицерон, «безо всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки. Не будь ее, все пропало бы» Перейдем теперь к диалогу «О дивинации это один из самых информативных цицероновских трактатов, где содержатся совершенно уникальные сведения как о самом Цицероне и его творчестве, так и о событиях римской истории, о науке того времени, о народных верованиях и обычаях, об античных культах и всевозможных суевериях. Цицерон доказывает, во-первых, что «наука дивинации» беспредметна, ибо предвидение и предсказание будущего в каждой из областей знания входит в компетенцию других дисциплин. Во-вторых, он доказывает, что дивинация вообще не наука, так как науки исследуют закономерное и необходимое, а дивинация относится к области случайного. В третьих, он показывает, что дивинация вовсе не существует, потому что дивинация есть предвидение случайного, а случайное по своей природе непредвидимо, и если нечто все-таки предвидится, то оно не есть случайное, а значит, такое предвидение не является дивинацией. Но главное здесь — непримиримая и очень искусная борьба с суевериями. В диалоге «О дивинации» Цицерон рассматривал и опровергал и такой вид суеверия, как вера в судьбу. Но специально этому вопросу он посвятил заключительный трактат данного цикла «О судьбе», главный тезис, отстаиваемый Цицероном в *Т)е гага", звучал примерно так: если существует судьба, то все события, включая человеческие поступки и вызвавшие их стремления и решения воли, происходят с необходимостью в силу предшествующих им естественных внешних причин и поэтому не находятся в нашей власти. А если так, то мы не свободны в своих поступках и не несем за них никакой ответственности и, следовательно, не заслуживаем ни наград, ни наказаний. В таком случае теряют смысл правосудие и нравственность, а вместе с ними и вся гражданская жизнь, ибо само их существование зависит от предположения человеческой свободы и ответственности. Поэтому вероятнее допустить, что никакой судьбы нет. Но судьба есть, если возможна дивинация, т. е. если возможно истинное предсказание всех будущих событий. Следовательно, избавление от судьбы связано и с доказательством того, что не все может быть заранее предсказано и что существуют непредсказуемые случайные события и зависящие от нас свободные поступки. Такой, примерно, была формулировка основного тезиса 'Т)е гага". Свою критику Цицерон начинает. Характер и первоначальные наклонности человека находятся под влиянием природных условий и зависят от предшествующих естественных причин, но это не значит, что от естественных причин зависят все действия человека, а от его воли ничего не зависит. В нашем характере и поведении кое-что происходит от природы и независящих от нас обстоятельств, а кое-что, и притом главное, — от нас самих, от нашей собственной воли (уоЬшХаз). Родится человек сильным или слабым, с острым или тупым умом — это зависит не от него, а от естественных предшествующих причин; полученные им от природы свойства, конечно, повлияют на ход его жизни. Но повлияют не фатально, ибо от самого человека и его воли будет зависеть, избавится ли он от прирожденных недостатков и разовьет ли в желательном направлении природные способности

Подведем итоги. Во всех рассмотренных трактатах Цицерон предстает перед нами как незаурядный мыслитель, первоклассный полемист и тонкий диалектик, величайшее значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание, отличное от самосознания греков, но все такое же античное. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре вообще и в философии в частности. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне. Можно, конечно, пытаться сравнивать Цицерона как философа с Платоном или Аристотелем и, заметив их превосходство в глубине и оригинальности, лишить его большей части заслуженной славы. Но мы не будем этого делать и сошлемся только на прекрасные слова К. Маркса: «Философы не вырастают как грибы из земли, они — продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях.

После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавиаиом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза. Цицерон был убит в декабре 43 г до н. э. Убийцы уже догоняли их. Цицерон приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и руки были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

Сократ и Платон

Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Босой, странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов стоял неподвижно на месте, занятый своими мыслями. Он любил ходить днем вдоль бульвара с лампой ища достойного человека, с которым можно было бы вступить в спор. Выше всего Сократ ставил справедливость. Она доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. Поскольку слушать Сократа было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые люди стали сопровождать его и он сделался наставников всех, кто хотел что-либо понять в государственных делах или в человеческой судьбе.

Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были очевидны.

Он имел лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т. п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года и т. д.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Он считал, что у Бога нельзя просить чтобы он послал ему денег, власти, военной удачи, просветления ума. Его можно просить только то, что ты у тебя самого не получается достичь. А во всем остальном человек должен добиться успеха собственными усилиями. На то ему и дан разум. Иногда говорят, что Сократ предвосхитил открытый Беконом индукционный подход. В этом есть доля истины. Но логика Сократа опиралась на внутреннюю самоочевидность, интуицию. Логика Бекона, напротив, была направлена на опытное исследование внешнего мира. Что касается человека, то он рассматривал его как моральное существо, интересовался проблемой нравственности, человеческого счастья, добра и зла, самопознания. Сократ первый захотел понять жизнь, Сократ впервые открывает пестроту жизненных переживаний.

Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Его приговорили к казне, приказали выпить яд. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Платон родился 21 мая 428 г. до н. э. , в праздник бога Аполлона - покровителя наук и искусств. По отцу он был потомок легендарного царя Кодра, а по матери состоял в родстве с Солоном. Он получил превосходное образование и как истинный грек придавал огромную важность как гимнастике, так и философии. По настоящему его звали Аристоклом, а Платон - прозвище, которое он получил от учителя гимнастики. Он занимался поэзией, музыкой, сочинял стихи, но однажды он услышал разговор Сократа и был так им захвачен, что все бросил и на всю жизнь сделался его преданным учеником.

Он был основоположником объективного идеализма, разделил мир вещей и идей. Согласно Платону, в земном, видимом мире вещи и люди часто бывают связаны. Зато в мире идей порядок прочен и безусловен. Пять всегда больше двух. Добро лучше зла. Красота предпочтительней безобразия. И это - не тавтологические утверждения, потому что в земном мире они могут нарушаться. Затрагивал проблему воли и свободы человека, считаел, что мир возможно познать только логикой. Теория его идей - основа рациональности, Она обосновывает разумность общественного порядка; утверждает иерархию человеческих целей и ценностей; служит ключом к пониманию значительных событий истории, воспитывает определенный тип личности.

Сократ ничего не писал, а только мыслил вслух. Он думал, что записать мысль - значит ее остановить, а он этого не хотел.

Говорил о государстве, что оно более важно чем человек, он подчинен государству. Учение о государстве изложено Платоном в трех диалогах: "Государство", "Политик", "Законы". Интересно заключил, что большим государством трудно управлять, Платон считал идеальным город, насчитывающий 5040 жителей. Демократия не лучшая форма правления, по его мнению это аристократия. Если лучших людей, таких как Сократ, казнят, значит государство устроено неправильно. Платон убедился в ненадежности и неэффективности демократии, которая не понимает философов.

В Афинах Платон организовывает философскую школу, которую назвал Академией. Эта школа просуществовала почти девятьсот лет. Люди, подобно узникам, живут прикованными к стене подземной пещеры, куда лишь изредка и помалу из узкой длинной щели проникает солнечный свет. Они не могут видеть того, что происходит на поверхности земли. Но когда кто-то или что-то оказывается между щелью и источником света, на стене пещеры возникает тень, которую узники принимают за реальность. Таковы именно, по Платону, вещи, видимые физическим зрением предметы, являющиеся тенями божественных идей. Душа человека - тоже идея, большую часть времени пребывающая в небесном мире. В момент рождения душа вселяется в тело, в эту "темницу" и забывает большую часть того прекрасного, доброго, что дано было ей увидеть в мире идей. Этим объясняются людская глупость и безнравственность, которые вылечиваются только философией. Живя на Земле и философствуя, душа желает вернуться в родной для нее мир идей и ради этого многое может вспомнить. Так объясняется ставящая многих в тупик мысль Платона о том, что "философствовать - значит учиться умирать". Если душа при жизни прониклась философской мудростью и освободилась от земных, животных привычек, то смерть для нее - не уничтожение, а новое рождение в прекрасном, духовном мире.

Подобную "умственную слепоту" Сократ и Платон называли "идиотейей". Отсюда происходит известное слово "идиот". Таковы же понятия морали и политики: свобода, равенство, справедливость, разумность, честь, благо, мужество, отвага, умеренность.

В человеческой душе Платон различает три главных элемента: ум, сердце и вожделение. Ум - способность мыслить, созерцать мир идей.

Положение человека в обществе должно соответствовать значимости той идеи, которая главенствует в его душе. В этом отношении даже среди людей высших сословий есть различия. Они равны перед законом, но душевное призвание - у каждого свое.

Конфуций

Великий просветитель и педагог стал известен в Европе как Конфуций уже после смерти. Конфуций — это латинизированное имя от Кун Фуцзы, что значит «учитель Кун». Кун — фамилия рода, а звали Конфуция Цю, что в переводе означает «холм». Еще в детские годы Конфуций отличался послушанием, почтительностью к старшим и был не по возрасту рассудительным. За свою жизнь Конфуций не написал ни одной книги. Как-то один из его учеников, потрясенный мудрой фразой учителя, решил ее записать, чтобы оставить для потомков. Потом другие ученики тоже стали записывать высказывания учителя, и уже после его смерти из этих записей составили книгу «Беседы и суждения», которая, пережив века, донесла учение Конфуция и до нас.

Конфуций советовал тем, кто желает руководить страной, сначала научиться управлять собой, затем - своей семьей. И когда ты поймешь, что такое управлять, тебе и не захочется править страной. При всем благоговейном отношении к ритуалам Конфуций так же высоко ставил и человеколюбие. Если человек человеколюбив, считал он, но не знает ритуала, он подобен деревенщине. Если человек знает, как себя вести, но не человеколюбив, он подобен ученому-книжнику. Только того, в ком человеколюбие и знание ритуалов уравновешивают друг друга, можно назвать благородным мужем.

Во всех делах важны рассудительность и осторожность. Когда учителя спросили, кого бы он взял с собой на войну, он ответил, что взял бы не того, кто с голыми руками бросается на тигра, переправляется через реку без лодки, гибнет, не испытывая сожаления, а того, кто в делах проявляет осмотрительность, тщательно все продумывает и добивается успеха.

Эти мысли и советы Конфуция пережили века. И это несмотря на то, что спустя триста лет после его смерти к власти пришел император, пожелавший уничтожить всякую память о мудреце, чье учение показалось ему чересчур пацифистским. Он повелел сжечь все книги учителя, а всех последователей Конфуция отправил «в места не столь отдаленные» - на строительство Великой Китайской стены. Но все равно нашлись смельчаки, сохранившие книги и верность учителю. И уже следующая династия вновь возродила конфуцианство. Основные идеи Конфуция даже в древние времена считались утопическими. Философ искренне считал, что, если человека научить ритуалам и дать ему достойную жизнь, он станет добрым и милосердным. Но сегодня многие люди прекрасно знают и ритуалы, и то, что добрым быть надо, да и жизнь у многих стала получше. Культуру древнего Китая, уходящую корнями в глубь веков, отличает преемственность поколений, благодаря которой процесс развития этой культуры не знает сколько-нибудь значительных разрывов. На протяжении нескольких тысячелетий сохранились отличительные черты нации, язык, письменность и культурные традиции, которые и сегодня составляют принадлежность каждого китайца, в какой бы части света он ни жил.

Период китайской истории, известный под названием «эпохи Весны и Осени и Воюющих царств», был отмечен политической нестабильностью и междоусобными войнами, которые вели правители многочисленных княжеств и царств на территории Китая. Однако этот смутный период оказался весьма плодотворным в развитии древнекитайской философской и политической мысли. Появились многочисленные мыслители, проповедовавшие свои теории и создававшие свои школы. Сложилась обстановка свободных дискуссий и соперничества «ста школ». Наиболее влиятельными были четыре теоретических направления: учение Конфуция, учение Моцзы, учение Лаоцзы (теория «Дао», дао-путь) и легизм. В центре внимания всех философских школ были проблемы создания хорошо организованного и процветающего общества В период жизни Конфуция Китай состоял из ряда разрозненных царств (княжеств): Вэй, Лу, У, Цзинь, Ци, Чу и др. Время было смутным, и попытки Конфуция заняться государственной деятельностью объяснялись его стремлением восстановить нарушенный справедливый порядок вещей. Встретив противодействие князей и чиновников, он решил написать книгу о том, каким должно быть идеальное правление. Конфуций «обратился к истории, из которой черпал примеры, поясняющие его взгляды на политику, нравственность, обязанности правителя и подданных». Так появился его труд «Весна и осень», в котором разъяснены принципы

«мудрого правления и основы поведения людей».

Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он прежде всего известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества. Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза книги- записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: «Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном — не отрадно ли это?» В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, — долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). «Долг — это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно. Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей». Гуманность — это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма». «Чего не желаешь себе, не делай и другим», — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» — значит стать гуманным человеком». Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге «Лунь юй» (»Беседы и суждения»), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. «Обогащайте его», — сказал Конфуций. — «А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?» — спросил тот. «Воспитывайте его», — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: «Шу — фу — цзяо» (народ — богатство — воспитание). Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею «малого благоденствия» — «сяокан», согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.

Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений. До него, система образования Древнего Китая состояла из казенных школ различных ступеней, которые содержались властями и в которых в качестве учителей выступали главным образом чиновники высоких рангов. Казенные школы практически были недоступны представителям простого народа, чьим уделом считался тяжелый физический труд. В них обучались в основном дети аристократии и богатых китайцев. Лучшие и передовые умы китайского народа всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа

Милетская школа одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени, она существовала в Ионии.

В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес, сказал, что началом всех вещей является вода и что мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником. Фалес, занимавшийся, помимо философских размышлений, астрономией и геометрией, гидроинженер и толковый политик, считался одним из умнейших людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось в списке семи величайших мудрецов древности, он «первым бьш назван мудрецом».

Милетская школа известна как первая философская школа. Она первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки. В ней впервые бьш сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На основной вопрос о первооснове мира они давали вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Ее религия была олимпийской, но она, по-видимому, не принималась всерьез. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать как научные гипотезы, и они редко испытывают на себе какие-либо неуместные влияния антропоморфных стремлений и нравственных идей. Но, например, на развитие философского мышления Фалеса имели определенное влияние его разносторонние интересы. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Основой всего Фалес считал Воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Еще у Фалеса все полно богов, демонов, душ; мир - живое целое, и души в нем - не что-то внешнее, а его органические порождения. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».

Человек для Фалеса - наблюдатель, он следит за природными явлениями, их изменениями и особенностями. Он связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Он проводит целый ряд ассоциаций, сравнивая бесформенность, непостоянство воды с постоянной изменчивостью вещей, делая выводы из наблюдений водоворота в природе, рассматривая различные мифы, связанные с водой.

Критическое отношение к чужим мнениям, желание пропустить их через призму собственного сознания - большое достижение греческой философии. Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса Анаксимандр. Многие положения его учителя не могли его устроить, он их переосмыслил и первым из европейцев решился написать и обнародовать свои познания о природе. Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему: ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств алейрон. С ним Анаксимандр сравнивал бесконечное движение в мире: движение Солнца, звезд, движение противоположностей друг к другу. И самому мыслителю принадлежит идея единства и борьбы противоположностей. Человек остается тем же наблюдателем, смотрящим, который видел четкую картину мироздания, осмысливая простые опытные модели. Анаксимандр даже искал числовые отношения между диаметрами трех космических колец.

Конечно, его картина мира не верна. Но все же, полное отсутствие в ней богов, божественных сил поражает. Ровно как и смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала.

Все-таки Анаксимандр не был полностью свободен от мифологических корней, и сравнивал алейрон с Хаосом из «Теогонии» Гесиода.

Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на сушу и, сбросив с себя чешую, стали сухопутными. От животных произошел человек. У Анаксимандра, человек зародился и развивался внутри какой-то громадной рыбы. Родившись уже взрослым, первочеловек вышел на сушу. Обобщая натурфилософскую концепцию Анаксимандра, можно отметить, что у него описание мира начинается с его происхождения и завершается появлением человека. Человек находится в тех же условиях, что и вся природа, он натурализирован. Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют материалистические положения милетской школы.

Анаксимен был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия, о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает - Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Земля, огонь и вода являются только как бы островками, со всех сторон окружёнными воздушным океаном, который, кроме того, заливает собой все пустые промежутки, проникает во все поры другого вещества и омывает его отдельные частицы. Да и животные с растениями не могут жить без воздуха. То есть человек выступает в роли зависимого.

Идея плотности - большая заслуга Анаксимена, воспринятая современной наукой. Современная физика, вслед за Анаксименом, считает, что газы, жидкости и твёрдые тела различаются друг от друга по расстоянию между составляющими их частицами (атомами, молекулами), то есть по их плотности. Но предвидение Анаксимена относится не только к области физики, но и к философии. Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество, унаследованный от него многими современными мыслителями. Уплотняясь, материя делается холодной, разрежаясь - горячей. С бытовой точки зрения, Анаксимен был не прав, зачастую твёрдые тела бывают намного горячее воздуха. Античные мыслители, в том числе Аристотель, обрушивались на него с критикой. Но с точки зрения современной науки Анаксимен полностью прав.

Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно мало говорили о душе, о сознании. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения Богов. Анаксимен говорил, началом является безграничный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха. «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием. Но он был убежден, что не богами создан воздух, а что они сами из воздуха» (Августин).

Анаксимен является последним представителем философии милетской школы. Как видно эта школа стремилась материалистически объяснить мир, его отдельные явления, его принцип или основу.

Вопросы, поставленные философами того времени, заслуживали внимания, и смелость мыслителей воодушевила последующих исследователей. Но, несмотря на все разногласия с их мнением в будущем, учения милетских философов легли в сокровищницу европейской культуры, они бесконечно дороги. Как бы далеко не ушла в своём развитии наука с тех далёких пор, каких бы высот не достигла философия, нельзя забывать, что ничего этого не было бы без самых первых, порой не всегда удачных шагов.

Аристотель Стагирит (384-322 до н. э. ) - великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

В аристотелевский корпус входят сочинения по логике, физике; цикл трактатов по зоологии и психологии, этике и политике, риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др. ).

Аристотель разделял философию на три части - теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика. Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина - ложь, а с понятиями добро - зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное - риторику и поэтику).

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы - от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях).

Аристотель считал, что Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли - себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного -он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия. Таковым было его представление о первой философии (метафизике).

В учении Аристотеля об этике высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. В Политике Аристотель излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения - государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Высказывания Цицерона:

1. Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

2. Часто даже не полезно знать, что произойдет в будущем: ведь это несчастье -сокрушаться о том, чему нельзя помочь и не иметь последнего и, однако, всеобщего утешения - надежды.

3. Самое лучшее для человека - совсем не родиться, а после этого самое лучшее -скорее умереть.

4. Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя. если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

5. На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем (остальные) родственники.

6. Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило в удел разум и способность мыслить, тогда, как остальные существа все лишены этого.

7. Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда речь идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.

8. Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

9. Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

10. Разве порядочному человеку пристало лгать? Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Высказывания Сократа:

1. Людям легче держать на языке горящий уголь, нежели тайну.

2. Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

3. Кто мудр, тот и добр.

4. Я знаю, что я ничего не знаю, но другие знают еще меньше.

5. Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

6. Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь - ты свободен!

Высказывания Платона:

1. Никто не становится хорошим человеком случайно.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

3. Бытие определяет сознание.

Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она - величайшее из зол.

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.

Те, кто достаточно умны, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Высказывания Конфуция:

1. Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.

2. Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.

З. Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут" чувствовать вражды

4. Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы?".

5. Сего дня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям? б. Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы?".

7. Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: "[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от оружия". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять".

8. Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

9. Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.

10. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Высказывания Аристотеля:

1. Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом.

2. Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

3. Друг всем - ничей друг.

4. Надежда - это сон наяву.

5. Остроумие - это дерзость, получившая образование.

6. Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

7. Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а большой степени такой любви.

8. О военных упражнениях граждан надо заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого не заслуживает, но для того, чтобы прежде всего они сами не попали в рабство к другим.

9. Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время.

10. У кого есть друзья, у того нет друга.

Словарь терминов.

Атеизм исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно.

Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др. ), Бытие личности. Вера — принятие чего — либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Гносеология - теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания.

Государство — основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.

Гражданское общество — необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу; мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

Гуманность - это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма». «Чего не желаешь себе, не делай и другим»

«Двуединая» добродетель - справедливость и благотворительность

Дивинация - угадывание, гадание

Долг - это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно.

Идеализм — направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными.

Идеалист - верящий в Бога, приверженец идеи мира идей, вещей

Конструктивизм - философские подходы, в которых познание воспринимается как конструирование интерпретаций Вселенной

Лицзи - политика

Ли цзи »Книга этикета, правил поведения»

Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями.

Материализм — это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир

— по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно; мир и его закономерности вполне познаваемы.

Материя — (латинское та1епа). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя — центральная категория , диалектического материализма.

Натурфилософия — (от лат. пашга — природа) — фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней

Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист.

формой фил.

Натуральный дуализм- философское направление в конфуцианстве, возникшее в конце

Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Притан - одним из тех, кто созывали и вели народное собрание

Сома - Все элементы мироустройства: вещи, люди, боги, животные, идеи и социальные формы, такие как государство, семья, войско, при всем их различии, сделаны, в представлении греков, из одного материала

Софисты - учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины V — 1-й половины IV вв. до н. э. , которые впервые в Греции стали преподавать свое искусство за деньги.

Субъект — (от лат. зиЬ]есШз — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на обьект.

Судьба — в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность, как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

Сяокаи - идея «малого благоденствия»,согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

Цзюньцзы- человек, носитель высших моральных качеств.

Шицзин - мораль

Шуцзин - язык

Экзистенция - одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности.

Юэцзин - литература

Явление — (от греч. рйатотепоп — являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и в чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что воспринимается чувствами.

Античная философия, её этапы Главный философский интерес

Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др. )

Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др. )

Числа (Пифагор и др. )

Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др. )

Форма (Аристотель и др. )

Эллинистическая Самодостаточность человека (киники)

философия Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Неоплатонизм Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум

- Мировая Душа - Материя

Историческая эпоха философии Идеалы добра Основные добродетели человека

Античность Благо Мудрость, справедливость, мужество

Природа рационального познания Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)

Сущность - это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики

(Аристотель)

Интерпретации природы техники Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания

Интерпретация специфики природы Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной

Что такое человек? Микрокосмос

Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон)

Душа - это форма человека (Аристотель)

Что такое общество? Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

Наши достижения

Цицерон. При создании данного портфеля я знакомилась с работами античного философа - Марка Туллия Цицерона. Если сказать честно, то я не знала о нем практически ничего. Мне было конечно известно, что Цицерон - великий оратор и философ, но то, какое отношение у него было к человеку, к обществу, к богу, к государству мне известно не было.

Итак, что же я узнала о Цицероне в ходе своей работы? Ну во-первых, он написал много трактов, где говорил о своем взгляде на ход вещей. Главный и самый известный из них -тракт «Об обязанностях». Во-вторых, знакомясь с некоторыми из его трактов, я наткнулась на большое количество различных мыслей. С ними можно очень много и долго спорить, но Цицерон практически всегда давал своим читателям свободу выбора - он писал тракты в форме диалога, где каждый участник выражал свою точку зрения. \ На мыслях Марка Туллия, выраженных в его трактах остановимся подробнее. Вот некоторые из них:

1. Справедливость. «Первое требование справедливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали на это несправедливостью».

2. Военная мораль. «Война может быть только вынужденным актом и допустима лишь в тех случаях, если переговоры не дают никаких результатов».

3. Рабы. «К рабам следует относиться как к "наемникам", т. е. требовать от них работу и предоставлять то, что им "полагается"»

4. Благотворительность. «Благотворительность (или щедрость) не должна ни вредить тому, по отношению к кому ее проявляют, ни идти за счет других людей; она не должна превышать средств самого благотворителя и должна распределяться в соответствии с достоинством того, по отношению к кому ее проявляют».

5. Общество. «Общество связывает людей союзом, разумом, речью (этим люди и отличаются от животных). Человек обязан помогать человеку, но средства отдельных лиц невелики, и потому необходима градация благотворительной деятельности».

6. Бог. «Лучше отказаться и от единственного бога, преградив тем самым дорогу суевериям. И это будет самым правильным».

7. Судьба «Если существует судьба, то все события, включая человеческие поступки и вызвавшие их стремления и решения воли, происходят с необходимостью в силу предшествующих им естественных внешних причин и поэтому не находятся в нашей власти. А если так, то мы не свободны в своих поступках и не несем за них никакой ответственности и, следовательно, не заслуживаем ни наград, ни наказаний. В таком случае теряют смысл правосудие и нравственность, а вместе с ними и вся гражданская жизнь, ибо само их существование зависит от предположения человеческой свободы и ответственности. Поэтому вероятнее допустить, что никакой судьбы нет».

Мне очень понравилось изучать Цицерона. Я согласна со всеми его мыслями. Конечно, практически все эти мысли Цицерона подвергались сомнению. Но, как мы видим, многие из его изречений сейчас лежат в основе морали. А многие мысли ( например о том, что человек отделился от животных благодаря прямохождению и труду) он высказал первым, задолго до появления ученных, доказавших это (Дарвин). С некоторыми из его трактов спорят и сейчас. Но все это никак не может помешать нашему выводу о том, что Цицерон все-таки был великим философом, во многом опередившим свое время.

Аристотель и Мелецкие школы. Становление собственной греческой философии происходит в VII веке до н. э. В это время появляются выдающиеся мыслители, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Мне стало известно, что философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей философии охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Неудивительно, что и ранние греческие философы ищут некоторое первоначало, фюсис, из которого все произошло: у Фалеса это - вода, у Анаксимена -воздух, у Анаксимандра - «беспредельное», которое, судя по всему, мыслилось, как «стихия», и как некоторое первовещество. Понятно, что здесь это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение. Так, например, для греческих натурфилософов характерен вопрос: чем мы мыслим - кровью, воздухом или огнем? Разумеется, говоря о том, что мы мыслим, допустим, огнем, натурфилософ хотел показать, что из всех природных стихий, «огонь» - самая подвижная и легкая, «живая», и в этом ее сходство с мышлением. Но ведь это метафора, аналогия, а не логическое понятие. А любая метафора способна фиксировать лишь одну сторону явления, и поэтому любое явление можно описать с помощью бесчисленного множества метафор, так как оно имеет бесчисленное множество сторон. То есть, метафорическое мышление не может быть доказывающим. Поэтому я думаю, что натурфилософ может, скорее, показать, чем доказать. Точно сказать можно лишь то, что эта греческая школа стихийно тяготеет к материализму.

Естественно, что она важна не своими достижениями, а своими исканиями, хотя ей и принадлежат первые глубокие догадки о происхождении жизни, вечности движения, первые объяснения отдельных явлений, принципов и основ.

Последователь подобной философии - Аристотель, модернизирует подобное учение, приписывает неадекватную его содержанию терминологию. Этот великий греческий философ является основателем естествознания. Я узнала, что он имел большое значение для своих современников, разработал все отрасли знания, обратил внимание на значение наблюдения и опыта.

Как стало известно, философия Древней Греции определила все взгляды того времени, проникла в средневековую Европу и повсеместно была принята на веру вплоть до научной революции середины XVI в. , которая поставила их под сомнение.

Сократ и Платон. Проделав данную работу, я познакомилась с античными философами, с их биографией, трудами, высказываниями. Раньше я мало, что знала о них. Сбор информации о Сократе и Платоне - одних из важнейших философов Древнего мира -помог понять мне проблемы и волнующие вопросы того времени. Уже тогда затрагивалось то, что актуально сейчас: проблема бытия, проблема человека, его счастья, его познавательной деятельности, его воли и свободы, проблемы абсолютной истины, морали и Бога.

Я узнала много нового - это принципы Сократа и его мировоззрение. Сам мыслитель был из бедной семьи, но это не помешало ему получить хорошее образование и стать наставником для многих , кто хоть что-то пытался понять в окружающем мире. Я не согласна, в некоторой мере, что человек не нуждается в учении, о чем доказывал Сократ, по его теории уже изначально в человеческой душе содержатся все необходимые навыки. Я не догадывалась, что уже тогда говорили о самопознании, что Сократ предвосхитил открытый Бэконом индукционный подход. Только Сократ опирался на интуицию и самоочевидность, а Бэкон на эксперименты и наблюдения внешнего мира. Сократ был идеалистом, верил в Бога, и полагал, что нельзя просить у всевышнего то, что можешь достичь собственными усилиями (деньги, слава, воинская доблесть). Он навсегда вошел в культурную духовность человечества.

Платон, наоборот, был из знатного рода, но однажды, услышав речь Сократа, перестал заниматься своими привычными делами - написание стихотворений, участие в хоре - и предался философии. Странным для меня показалось то , что он никогда не записывал мысли, а говорил все вслух. Сократ считал, записать мысль - это остановить ее. Пытался постичь абсолютную истину. Как оказалось, он был основоположником объективного идеализма, теории рациональности. Интересно размышлял о государстве, написал три работы ( «Государство», «Политика», «Законы»), заключил, что государство идеально только в том случае, когда в нем проживает 5040 человек.

Таким образом, в эпоху Античности философы очень глубоко изучали человека, его душу, его место в обществе, затрагивали вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов, делали выводы, по которым, мы, в какой-то мере, живем и сейчас, в современном мире.

Конфуций. В ходе своей работы я познакомился с творчеством известного древнекитайского мудреца, основоположником философской школы «Жуцзя» Конфуцием. До начала работы я немного знал о нем , но почитав и разузнав о нем побольше я узнал гораздо больше и заинтересовался этим.

Что можно сказать о Конфуции, помимо того, что он был известнейшим древнекитайским мудрецом? Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества. Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. На некоторых изречениях Конфуция остановимся по подробнее.

-Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут" чувствовать вражды -Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы?".

-Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?

-Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы?".

Надо сказать, основные идеи Конфуция даже в древние времена считались утопическими. Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.

Подводя итог, мы не можем быть точно уверены в том, что говорил Конфуций. Многие из его драгоценных высказываний имеют огромное значение в жизни людей. Какие-то из его изречений могут до сих пор являться тайной для современного общества. Но несмотря на все это, это всего лишь догадки, которые никак не могут опровергнуть того, что Конфуций был, есть и будет являться одним из самых известных китайских мудрецов, первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

Итоговое эссе

Становление античной философии происходит в XI веке до Н. Э. В это время появляются выдающиеся мыслители, которые в своей деятельности выражали интересы современного общества. Самыми известными и значимыми представителями того времени являются философы Древней Греции, Древнего Рима и Древнего Китая.

Изучив литературу, связанную с этими мыслителями, нам стало известно, что этот период является совокупностью всех видов и форм познания, главный интерес всех представителей философии охватывает определенный круг проблем. Они затрагивают вопросы, которые актуальны и сейчас: проблемы бытия (материи), что является первоосновой жизни на Земле; проблема человека, его познавательной деятельности, проблемы истины и морали; проблемы воли и свободы человека; проблема человека и Бога.

В процессе исследовательской работы мы познакомились с большим количеством новых терминов, таких как: гносеология, дивинация, конструктивизм, натуральный дуализм и т. д. Мы изучили позиции античных философов, их взгляды на бытие и другие важные проблемы, столкнулись с множеством противоречий в работах мыслителей, однако выявили общие черты. Общество представлялось, как большая сеть, все элементы которой взаимодействуют, причём сам человек являлся фигурой нравственной. Философия приобретала черты метафоричности, она, скорее, изображала, показывала, чем старалась что-либо доказать. Из всего изученного нами материала мы поняли, что античная философская школа тяготеет к материализму.

В ходе нашей работы мы старались абстрагировать выбранный материал на поставленный перед нами вопрос об обществе и человеке. Сравнивали взгляды античных философов на интересующую нас тему. Выявляли главные черты позиций мыслителей. Мы считаем, что данную работу можно назвать исследованием, так как мы подбирали информацию, изучили большое количество материала, искали ответы на поставленные нами вопросы и делали множество выводов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)