Бизнес  ->  Финансы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Фальшивые деньги. История возникновения денег

Деньги, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.

Все это то, чем мы пользуемся каждый день, все то, что играет очень важную роль в отношениях социальных групп и внутри каждой из них.

На протяжении многих тысячелетий человечество пользовалось самыми разнообразными формами денег. Ещё задолго до возникновения необходимости расплачиваться за покупки , за много тысячелетий до появления первых купцов и покупателей древний человек обратил внимание на блестящие кусочки желтого металла. Из – за излишней мягкости он не годился для изготовления орудий труда и оружия, однако весьма нравился подругам древних охотников, которые украшали себя блестящими побрякушками. Далее началась длительная и кровавая эпопея погони за этим металлом. Однако наши предки поняли , что не стоит истреблять друг друга из – за блестящих побрякушек , все проблемы можно решить путем мирного обмена. Так зародилась торговля. Постепенно рождалась идея универсального товарного эквивалента , фактически средства платежа. Первую страницу в истории денег написал египетский фараон Менес I , в 3400 г. до н. э. повелевший клеймить слитки золота определенного веса своей титулатурой. Различные весовые параметры кусков драгоценного металла стали соответствовать различным покупательным способностям эти денег , то есть стали их номиналом.

Древние индоевропейцы на своем пути из Индии в Европу в роли денег использовали медные топоры и треножники. У многих экзотических народов Юго – Восточной Азии до недавнего времени средством платежа являлись чай соль и табак. На островах Индийского океана и Западной Африки пользовались раковины каури. Индейцы Америки при обменных операциях использовали зерна какао. С приходом в XVI в. Испанцев платежным средством при торговых контактах между пришельцами и аборигенами стали нитки стеклянных бусин и красные тряпочки. Правда, в ответ конквистадоры получали все то же золото. В славянских древностях известны такие деньги в виде топориков. Властители малоазийского государства Лидия в V в. До н. э. совершили настоящий переворот в истории денег : средства платежа приняли самую удобную для них форму – круглую, так было удобней чеканить маленькие золотые слитки , на которые наносились символические изображения. Древние верили в то, что боги не пренебрегают получать жертвы в виде денег. Так появился сам термин «монета» : римляне пожертвовали в 275 г. до н. э. немалую сумму денег Юноне Советчице ( латинское JUNONA - MONETA), которая им помогла в битве против полчищ полководца Пирра. Так на монетах появились изображения богов. На самом деле уже тогда выпускавшие монеты властители опасались многочисленных фальшивомонетчиков. Один из таких « фальшаков » обнаружили археологи при раскопках на янтарном берегу : безвестный златокузнец эпохи викингов изготовил в форме серебряного денежного слитка подделку из высококачественного олова ( по весу и цвету отличить от подлинника даже сейчас непросто ).

Однако история играла злые шутки и с самими фальшивомонетчиками. Например, нехватка арабских серебряных монет – дирхемов , ходивших в Древней Руси эпохи князя Владимира Святославича ,вынудила приднепровских умельцев наладить производство местных подражаний мусульманским деньгам. Но игра не стоила свеч. Как показывают археологические находки, эти подделки чеканились из такого высококачественного металла , что по своей стоимости значительно превышали дирхемы. Для наших предков эта акция оказалась весьма разорительной , и поэтому впоследствии они перешли к иному денежному суррогату – к шкуркам пушных зверей. Разнообразные казусы с деньгами творились в моменты финансовых кризисов, в период экстренных эмиссий , то есть «допечатки» монет. Так ,например, римский император Калигула в начале I в н. э. недостаток денег в государстве решил возместить собранными на морском берегу ракушками. Разумеется , это вызвало вполне объяснимый гнев покупателей. Много позднее нехватка в исключительных обстоятельствах качественного металла вынуждала европейских правителей делать монеты из низкопробного сырья ( в Третьем Рейхе - из далеко не сортового цинка ),из кожи и даже фарфора. В конце концов это привело к появлению бумажных денег - банкнот и ассигнаций.

Бумажные деньги.

Цветные бумажки, называемые деньгами, занимают привычное место в наших карманах и кошельках ,и, кажется , что так было всегда. История создания денег имеет древние корни ,ведь первые бумажные деньги появились в Китае ещё во время династии Юаньхе ( 806 – 821 г. г. ). Правда ,нужно отметить, что в странах с развитой цивилизацией к тому времени уже на протяжении 14 – ти веков широко использовались в качестве денег монеты из золота , серебра , меди и их сплавов, недаром же китайцы прозвали бумажные деньги « летающими монетами ». А до монет ещё несколько столетий в торговле использовались слитки и благородных металлов, так что история бумажных денег значительно « моложе», нежели история денег из металла. К тому же китайский опыт был ограничен в масштабах и очень непродолжителен.

Вторая попытка использования денег из бумаги была предпринята , и с успехом , опять - таки в Китае во времена правления династии Юань (1280 – 1368 г. г), когда в денежном обращении они стали чуть лине главным средством платежа. Купюры были четырехугольные, разного размера, причем их величина увеличивалась пропорционально номиналу. Текст на них наносили гравированными медными досками , и на каждой купюре специальные чиновники ставили свои имена и скрепляли печатями. После этого главный чиновник ставил красную печать. удостоверяя её подлинность. Вот тогда бумажные деньги впервые обосновались в кошельках , но не наших предков , а жителей далекой от них земли. Описание тогдашней китайской жизни, и в частности бумажных денежных знаков , ходивших в обращении , сделанное знаменитым венецианцем Марко Поло , было воспринято в Европе как выдумка. Европейцами первый эксперимент по использованию бумажных денег был доведен только в конце семнадцатого века , и не в Европе ,а стараниями английских колонистов в Массачусетсе ( Северная Америка ).

На основании этого опыта экономист – экспериментатор Джон Ло обосновал возможность и необходимость введения бумажно – денежного обращения как с финансово – экономической , так и с технической стороны. Его доводы оказались столь убедительны , что в начале восемнадцатого века английское казначейство начало постепенное внедрение в оборот бумажных денежных знаков.

Идеями Джона Ло заинтересовались в Австрии , Голландии, Франции. Петр I настойчиво пытался пригласить его в Россию , но в 1720 г. Во Франции поспешный и плохо продуманный ввод бумажных денег потерпел полный провал. В итоге интерес к ним угас, однако продолжавшееся , хотя и ограниченное. функционирование кредитных билетов Англии вновь возродило к жизни попытки введения бумажных денег сначала все – таки во Франции ,потом в Австрии , а затем в 1762 г. и в России. Во Франции дело со « скрипом »пошло, в Австрии ограничились выпуском неименных банковских записок ( Zettel ) , а в России ,в связи со свержением Петра III , застопорилось ещё на 7 лет.

Вот и выходит ,что бумажные деньги в карманах близких к нам европейцев появились всего два с половиной века тому назад , причем только в двух странах и у весьма небольшой части населения. Почему деньги из бумаги ещё долгое время были недоступны для обычных людей, и как технически осуществлялось их изготовление рассмотрим , в основном на примере России. Необходимость введения бумажно – денежного обращения диктовалось многими экономическими причинами , одна из которых – огромный вес монет , что сказывалось на транспортировке больших сумм. Это касалось прежде всего, торговоразвитых Англии и Франции с их колониями, разбросанными по всему свету ,и , конечно же , необъятно бездорожной Российской империи.

Дл производства бумажных денег требовалась техническая база , способствующая выпуску купюр , достаточно долговечных в обращении и защищенных от подделки и внешне отвечающих возложенной на них задаче. Таковая в Англии и Франции была уже достаточно широка ,а в России её «узость» компенсировалось большим количеством умельцев - самородков , собранных на крупнейшей Красносельской бумажной мануфактуре под Петербургом , которая уже 50 лет поставляла гербовую и писчую бумагу.

В первые десятилетия своего существования бумажные деньги обслуживали крупную торговлю и промышленность, богатых землевладельцев и расходы казны. Поэтому и номиналы их были большими, и именно по этой причине они долго не могли попасть в карманы большинства населения. Так , в России, в первом выпуске бумажных денег 1769 г. которые получили название «ассигнации», было четыре номинала 25,50,75 и 100 рублей. Самый низкий номинал превышал годовой доход даже торговца средней руки.

Бумага для первых русских ассигнаций изготавливалась вручную, довольно трудоемким способом. Сырьем для неё служила пенька. Её трепали, затем три дня держали в воде, прессовали, снова трепали и дважды по 12 часов варили в щелоке для ослабления естественной окраски. Вываренную пеньку помещали в чаны для беления, потом отмывали и ещё раз варили в щелоке. Этот путь пенька проходила трижды и только после этого её загружали в рольные ящики, где в течении восьми часов перемалывались волокна пеньки в однородную массу. Из одного ролла размолотой пеньковой массы получали около 20 тысяч листов. Для этого массу зачерпывали специально приготовленными формами. Равномерно распределенная по поверхности формы масса и образовывала бумагу с водяным знаком ( где на форме были выступы, там толщина бумаги оказывалась тоньше и , соответственно сильнее просвечивалась ). Листы с формы валяльщик сваливал на сукно ,прикрывал другим, затем снова укладывал лист, а на него сукно и так далее. Переложенные сукном 500 листов бумаги составляли так называемую « кладку ». Её помещали под пресс, после чего сырые листы отделяли от сукна и относили в горячее «сушило» , где она. Развешанная на веревках, « проветривалась» не менее трех дней после того как бумага высыхала, листы расправляли и вручную пропитывали животным клеем, уменьшая тем самым способность бумаги впитывать воду, снова отжимали в винтовых прессах и затем накрывали большим сукном, «дабы она отпотела». На следующий день листы вновь развешивали на веревках – уже в холодном помещении, снимая, разделяли на небольшие кипы, которые на ночь зажимали в прессах между медными досками. И лишь на следующий день начинался последний этап приготовления одной партии бумаги. Листы очищали от сора и сгустков ,ещё раз отбраковывали и складывали в пачки по тысяче штук. Затем эти пачки передавали в типографское отделение , где вновь, пока не дойдет до них очередь, зажимали между медными досками. Бумага получалась белой, чуть с желтизной , плотной ,тонкой, выдерживающей повышенную влажность и жару. но ломкой при перегибах. Поскольку размер ассигнации составлял 190 х 250 мм ,то расчет был. видимо ,на шкатулки ,ларцы, конторские книги, но отнюдь не на карманы.

Рисунок ассигнации состоит из узорчатой рамки и текста , выполненных черной краской в один прогон, и двух овальных художественных тиснений ( так называемых медальонов ). Обратная сторона ассигнаций оставалась чистой. В тексте обязательно указан банк – Санкт – Петербургский или Московский ,потому что каждый из них менял «звонкую» монету только на свои ассигнации. Каждая ассигнация содержит подписи ( чернилами ) двух сенаторов, советника и директора банка. По всему периметру ассигнация имеет сложный водяной рисунок – в рамке с узорами текст « Государственная казна » и « Любовь к отечеству действует к пользе оного », а в углах гербы четырех царств России : Астраханского, Казанского, Московского и Сибирского.

Внешне ассигнации были достаточно примитивны ,поэтому попытки изготовления фальшивок начали предприниматься сразу же ,как только эти ценные бумаги появились в Российской империи. Поскольку ассигнации имели только одно существенное различие , а именно номинал , то простей шей подделкой стало «превращение» 25 – рублевой ассигнации в 75 – ти рублевую. На двадцатипятирублевке просто выскабливалась цифра «2» и слово «двадцать» и заменялись соответственно на цифру «7» и слово «семьдесят». Поэтому в 1771 г. выпуск ассигнации достоинством в 75 рублей был прекращен , а имевшиеся на руках подлежали обмену. Фальшивые ассигнации, выполненные кустарным способом очень быстро распознавались ,и злоумышленники отправлялись на каторгу. Для массового «производства» фальшивых ассигнаций требовалась серьезная техническая база, а , значит, и немалый капитал. Так, в 1782 г. был уличен в распространении фальшивых 100 –рублевых ассигнаций генерал –майор Зорич , а их печатание в Брюсселе и доставку в Россию организовали состоятельные братья Зановичи , имевшие иностранное подданство.

Для борьбы с подобными явлениями с 1786 г. ассигнации стали печататься на бумаге другого , строжайше засекреченного состава и нового образца. Значительно был уменьшен их размер , а в водяном знаке стали указывать номинал. Попутно ввели ассигнации достоинством в 5 и 10 рублей , но, несмотря на уже «карманный» размер пятирублевки ( 170 х130 мм ) , количество её обладателей возросло незначительно, так как она равнялась полугодовому доходу мелкого ремесленника. Новые номиналы решено было сделать цветными : 5 рублей – синего, а 10 – розового цвета. Для производства цветной ассигнационной бумаги в Царском Селе была основана новая бумажная мануфактура , а для обмена ассигнаций был организован единый государственный ассигнационный банк с конторами во многих крупных городах.

В 1794 г. во время восстания Костюшко на территории российской Польши , продолжавшегося всего несколько месяцев ,в Варшаве был осуществлен выпуск собственных банковских билетов. Печать для тиснения была повреждена при изготовлении, однако использовалась , так как её неправильной формы излом являлся дополнительной мерой защиты.

В начале XIX в. Состоялась первая крупномасштабная подделка бумажных денег на государственном уровне. С целью подрыва финансов и экономики своих противников наполеоновская Франция в больших количествах производила сначала фальшивые билеты Англии и Австрии ,а затем и русские ассигнации. В основном это были 25 – Рублеве билеты , датированные 1806 – 1811 гг. , весьма похожи на настоящие, хотя значительная их часть имеет опечатку – буква «Л» вместо « Д » в словах «государственный» или «ходячею».

Для повышения качества ассигнаций в 1818 г. создается единая комплексная организация по изготовлению бумажных денег – Экспедиция заготовления государственных бумаг ( ЭЗГБ ). Со следующего года начался выпуск ассигнаций нового образца - на менее ломкой бумаге, с очень сложным рисунком и орлом – гербом Российской империи , а в водяном знаке указывался ещё и год выпуска.

Высокое качество новой ассигнации привлекало пристальное внимание зарубежных специалистов , особенно немецких и шведских , но все их попытки проникнуть в технологическую тайну разбивались об стену секретности. В свою очередь ЭЗГБ сама стремилась узнать и освоить наиболее перспективные европейские достижения , однако в основном внедрялись все же передовые отечественные идеи.

Так, открытая в 1838 г. русским физиком , академиком Б. Якоби гальванопластика сразу облегчила проведение денежной реформы, заменившей ассигнации на государственные кредитные билеты. Их полное единообразие и ускоренное производство стали возможны лишь благодаря получению гальванопластических стереотипов. Кредитные билеты были введены в 1843 г. Среди них появились номиналы 1 и 3 рубля. и именно они появились в карманах уже заметной части населения. Все номиналы отличались размером и цветом, были двухсторонними , с водяным знаком по всей площади. В создании сложного , с переливами оттенков рисунка принимали участие прекрасный медальер и портретист – миниатюрист Я. Рейхель.

С изобретением известным гравером – литографом Г. Скамони, работавшим в ЭЗГБ, способа гелиогравюры стало возможным печатание высокохудожественных портретов. В выпуске кредитных билетов образца 1866 г. появились парадные портреты Дмитрия Донского ( 5 рублей ), основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича ( 10 рублей ), царя Алексея Михайловича ( 25 рублей ), Петра I ( 50 рублей ) и Екатерины II( 100 рублей ).

Как государство расставляет ловушки на пути фальшивомонетчиков.

« Деньги самое гениальное изобретение человечества. Благодаря им развивается экономика , они - тот мотор который , движет миром. »

« Нет на свете ничего хуже денег , они - причина многих преступлений. »

Оба утверждения верны. Деньги несут с собой и добро, и зло, - все зависит от человека , в чьих руках они оказались.

Денежная купюра абсолютный рекордсмен по числу достижений науки и техники , приходящихся на 1 г собственного веса. В неё вложили труд и знания вальщики леса , операторы бумагоделательных машин , химики, граверы, художники , ретушеры. полиграфисты и т. д. В списке причастных к изготовлению денег – добрая сотня специалистов. Я думаю , что показателем уровня развития страны является ни только космос, атом, микроэлектроника , но и деньги ,которыми мы пользуемся каждый день.

Так какие же ловушки государство расставляет на пути фальшивомонетчиков ?

Ловушка первая – защита бумаги. Государство использует особые сорта , причем содержит секреты изготовления в тайне. Такая бумага имеет специфическую плотность ,блеск , шероховатость , шелест и т. д. Специалистам высокого класса в большинстве случаев не требуется изучать водяные знаки, надписи и рисунки. Они чувствуют фальшивку на ощупь. Но такие специалисты есть ни в каждом банке , да ,и преступники ребята ушлые.

Ловушка вторая – водяной знак. На нынешних рублях – это соответствующие рисунки и цифры ( по номиналу купюры ).

Изготавливается он так. В бумагоделательной машине сырая масса подается на металлическую сетку, имеющую рельефные узоры ,надписи ,различные изображения. Н эти участки попадает массы меньше, чем на остальные. В результате они получаются тоньше , а на просвет прозрачнее.

Ловушка третья – введение в бумагу различных волокон. Их насыпают на сырую массу и вдавливают в её поверхность. В последнее время вложения обрабатывают специальными флюоресцирующими составами – тогда они светятся в ультрафиолетовых лучах.

Ловушка четвертая – применение бумаги сложной окраски. Скажем, по белым банкнотам рассеивали крапинки разных цветов. Или четверть листа делали одного цвета , остальную часть – другого.

Пятая ловушка - защита рельефом. наносимым специальными прессами , штампами и т. д. На ощупь на поверхности чувствуется рубчики ,выпуклые узоры и прочие шероховатости.

Шестая ловушка – защита вложениями , например. цветными полосками, которые внедряются в бумагу при изготовлении. На них часто печатались названия банка. Сейчас применяются ленты из металлической фольги.

Конечно, всех ловушек не перечесть. Да и известны они узкому кругу специалистов. Но у меня сложилось представление о том , как работают над защитой бумаги.

Защита с помощью печати. Способы печати.

Высокая печать. Форма высокой печати устроена таким образом , что рельефные печатающие элементы расположены в одной плоскости и выше, чем пробельные элементы. При печати лист бумаги прижимают к печатающей форме , и находящаяся на печатающих элементах краска выдавливается к краям элементов. При этом по краям получаемых изображений образуется характерный «бортик» из краски , и создается небольшая деформация бумаги. Именно таким образом выполнены изображения серий и номеров купюр на российских рублях.

Глубокая металлографская печать. Формы глубокой печати устроены противоположным образом. Элементы изображений углублены в печатной форме. При печати краска из форм прилипает к бумаге и при высыхании образует выступающий над поверхностью бумаги красочный слой достаточно большой толщины, который легко почувствовать на ощупь. С помощью металлографской печати достигается высокая точность и четкость воспроизведения рисунка. Самые мельчайшие элементы изображений на купюрах выполнены именно данным способом.

Офсетная печать. В формах офсетной печати печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Процесс печати с таких форм основан на избирательном смачивании пробельных элементов водой ,а печатающих жирной краской. Таким образом печатаются журналы ,буклеты, книги и т. д.

Орловская печать. Является разновидностью офсетной печати, при которой в элементах получаемых изображений присутствует переход одного цвета в другой. Для орловской печати используется сложнейшее высокоточное оборудование. Воспроизвести эффект орловской печати обычным способом невозможно.

Ирисовая печать. Также является разновидностью офсетной печати. При ирисовой печати в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой. При этом четкая граница перехода отсутствует.

Порядок выявления поддельного денежного знака РФ.

Подавляющее большинство поддельных купюр при сравнении с подлинными обнаруживают существенное визуальное отличие. Наиболее просто выявить подделку , если рядом с сомнительным билетом положить настоящий и внимательно сравнить их. Для большей уверенности можно использовать увеличительное стекло ( с увеличением 8 крат ) и портативную УФ – лампу. Для наиболее быстрого и достоверного определения подлинности купюр( без использования специальных приборов) предлагается следующий порядок её рассмотрения :

1. Рассмотрите купюру на просвет и убедитесь в наличие водяного знака , а также защитной полосы (должен быть повторяющийся текст «ЦБР5» ( 10,50,100,500,1000) в зависимости от номинала купюры. Если таковые отсутствуют – вероятность того ,что купюра фальшивая близка к 100 %.

2. Убедитесь в наличии защитных волосков в бумаге купюры , поверьте , не дорисованы они на банкноте.

3. Если у вас имеется в наличии специальный фонарик , осветите купюру УФ –светом. Если вы увидите свечение защитных волосков , а также элементов узора лицевой и оборотной стороны - очень вероятно , что купюра подлинная , если вы увидите яркое голубоватое свечение – купюра ,скорее всего поддельная.

4. Постарайтесь увидеть кипп – эффект ( буквы РР в нижней части лицевой стороны купюры ). Для этого расположите купюру на ладони ( параллельно земле и в длину от себя ) и, рассматривая купюру под обычным для этого положения углом зрения. отгибайте дальнюю сторону купюры к земле. Если вы увидели буквы , то это весомый довод в пользу подлинности купюры , если нет , то не отчаивайтесь , это не всегда удается сделать на подлинной купюре.

5. Рассмотрите купюру с лицевой и оборотной стороны и убедитесь ,что на купюре нет расплывов краски, изображения четкие ,линии сплошные (не состоят из точек), нет глянцевого блеска купюры.

6. На оборотной стороне купюр, на купонных полях, постарайтесь рассмотреть защитную сетку. Линии должны быть четкими, тонкими, не иметь разрывов , не состоять из точек. Если у вас имеется увеличительное стекло , РАССМОТРИТЕ СЕРИЙНЫЙ НОМЕР КУПЮРЫ И МИКРОПЕЧАТЬ. Серийный номер должен иметь характерные признаки высокой печати , а микропечать должна читаться. Это наиболее верные признаки подлинности купюры.

Если вам по каким – либо причинам не удалось убедиться в подлинности купюры , а сомнения остались , постарайтесь запомнить человека , от которого вы её получили.

Вам сбыли фальшивые деньги , как поступить ?

1. С точки зрения законопослушного гражданина вы обязаны немедленно принять меры к изъятию фальшивых денег из оборота. Для этого необходимо или самому лично явиться в ОБЭП, или, зайдя в банк , попросить проверить подлинность денег , после чего , если ваши подозрения подтвердятся. работники банка вызовут милицию. Уж в крайнем случае просто порвите или сожгите фальшивые деньги и смиритесь с потерей. Не пытайтесь сбыть фальшивые деньги , иначе из потерпевшего можно сразу станете на путь преступления. Любая попытка поправить свое материальное положение путем сбыта полученной фальшивой купюры ставит вас по другую сторону закона (ст. 186 УК РФ ).

2. Если вы работаете в сфере торговли или обслуживания , или ваша деятельность связана с приемом денег от населения ,то, при попытке сбыта вам фальшивых денег ,необходимо :

- принять меры, чтобы под любым предлогом задержать сбытчика и немедленно сообщить в милицию. ;

- если такой возможности нет – постарайтесь с максимальной точностью запомнить приметы преступников , какой транспорт они используют ,государственный номер цвет ,и т. д. , кто помогает сбытчикам ,куда поехали и прочие мелочи , которые бы помогли в дальнейшем задержать их, - и немедленно сообщите в милицию.

3. Какие же основные отличительные особенности фальшивых российских денег ?

Чаще купюры изготавливаются с использованием копировально – множительной техники. Поэтому при увлажнении краситель , как правило мажется. Не выдерживается плотность бумаги , она несколько рыхлая. Отсутствует какой – либо рельеф , водяные знаки. Что пока не получается сделать , так это микротекст. Его можно легко прочитать с помощью лупы. При проверке с использованием детекторов фальшивые деньги люминисцируют ярко – голубым цветом , что не скажешь о подлинных наших рублях.

Ответственность за изготовление и сбыт фальшивых денег.

В 1929 году в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков. В 1932 году к этой Конвенции присоединился СССР. Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам ,занимающимся изготовлением фальшивых денег , независимо от того , затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран.

На России как правопреемнице СССР лежит обязанность унифицировать национальное законодательство по этому вопросу , обеспечить координацию деятельности органов по борьбе с фальшивомонетничеством , обеспечить обмен информацией по выявленным случаям изготовления и сбыта фальшивых денег.

Российским законодательством введена уголовная ответственность( ст. 186 УК РФ ) за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации , металлической монеты , государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

1. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации , металлической монеты , государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния , совершенные в крупном размере либо лицом , ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг , - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Деяния , предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи , совершенные организованной группой , - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

По сложившейся судебной практике в случаях явного несоответствия фальшивой купюры подлинной. а также при наличии иных обстоятельств дела , свидетельствующих о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц , такие действия могут быть квалифицированны как мошенничество. ( п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» от 28 апреля 1994 г. )

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)