Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Дети – герои рассказов Чехова

Знакомясь с произведениями А. П. Чехова, я обратила внимание на такую особенность: Чехов не относится к числу детских писателей, но героями многих его произведений являются дети: «Ванька», «Детвора», «Гриша», «Беглец», «Мальчики», «Событие», «Злой мальчик» и так далее. Меня заинтересовал вопрос, почему тема детства занимает такое большое место в творчестве А. П. Чехова. В школьной библиотеке я не нашла критической литературы о творчестве писателя, которая помогла бы мне ответить на возникший вопрос. В связи с этим я решила, перечитав рассказы Чехова, попытаться самостоятельно ответить на заинтересовавший меня вопрос. Актуальность проблемы, я считаю, как раз и обусловлена отсутствием в школьной и поселковой библиотеках доступной мне и ученикам моей школы критической литературы о творчестве Чехова. Я определила цель своей работы: изучить произведения А. П. Чехова, в которых главными героями являются дети и подростки, и понять, почему тема детства волновала писателя.

Достичь названной цели я могла, решив ряд задач:

1) познакомиться со страницами биографической литературы о Чехове, описывающими его детские годы;

2) перечитать произведения писателя, героями которых являются дети, и составить картотеку, содержащую информацию о персонажах этих рассказов;

3) выяснить возраст и социальное положение детей – героев рассказов Чехова;

4) понять, как воспринимают дети-персонажи окружающий их мир, как они себя в этом мире чувствуют, каковы взаимоотношения детей с миром взрослых.

Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу исследования: А. П. Чехов изображает в своих произведениях картины детства с целью показать богатый и своеобразный мир детской души. В ходе анализа рассказов писателя о детстве и детях данная гипотеза может быть уточнена и расширена.

Мне был доступен большой объём материала о детских годах самого писателя. Но главной трудностью, с которой мне пришлось столкнуться при работе над темой, было отсутствие нужной мне критической литературы о «детских» рассказах А. П. Чехова. При помощи моего научного руководителя я смогла получить некоторую интересующую меня информацию из фондов Национальной библиотеки РС (Я) им. А. С. Пушкина. Эти материалы помогли мне более глубоко исследовать проблему.

При проведении исследования мной были использованы следующие методы: автобиографический, системный, типологический, герменевтический.

Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы учениками нашей школы при подготовке к урокам по творчеству А. П. Чехова как в средних классах, так и в старших.

Детство Чехова

Исследование проблемы, почему тема детства занимает такое большое место в творчестве А. П. Чехова, я начала с изучения вопроса о том, какими предстают перед нами детские годы самого писателя.

Анализ биографических страниц, посвящённых детству Чехова, в различных источниках позволяет нам нарисовать следующую картину. Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, в купеческой семье. Семья была многодетной, в ней росли шестеро детей: братья Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил и сестра Мария. А. П. Чехов вспоминал: «В детстве у меня не было детства». И он был прав, характер у отца тяжёлый, деспотический, лаской детей он не баловал. С малых лет им приходилось трудиться. Отец заставлял в свободное время сидеть в лавке, петь в церковном хоре, которым руководил отец. «Если приходилось в большой праздник, – вспоминал старший брат Чехова Александр, – петь утреню, отец будил детей в два и три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вёл их в церковь». «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами, – писал Александр Павлович, – отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел в ней же тоскливо, как узник в четырёх стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул». А. В. Таланов в книге «Чудесный родник» пишет, что А. П. Чехов издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. «Бегать нельзя было потому что «сапоги побьёшь»; шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»

Много лет спустя Чехов писал братьям: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомните ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой».

Большинство исследователей жизни и творчества писателя сходятся в мысли, что Антон Павлович рос в обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Во многих биографических источниках приводится совет А. П. Чехова одному их литераторов: «Напишите-ка о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучавший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из создания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»

Но это только одна сторона детства А. П. Чехова. Другая же заключается в том, что несмотря ни на что, семья Чеховых была дружной семьёй. Несдержанность отца смягчалась сердечностью матери. Все дети были привязаны к родителям и друг к другу и все были одарёнными: братья А. П. Чехова – Александр и Михаил – стали писателями, Николай – художником, Иван – учителем, сестра Мария – педагогом и художницей, в советское время она была бессменным директором дома-музея А. П. Чехова в Ялте; сын старшего из братьев – Александра – Михаил стал выдающимся русским актёром. В семье любили выдумку и шутку, ценили искусство, часто устраивали домашний театр, в котором с удовольствием играли все члены семьи.

Образование Чехов получил в Таганрогской классической гимназии. В книгах о Чехове немало сказано о таганрогской гимназии как о захолустном учебном заведении, где преподавали недалёкие и консервативные учителя. Но в то же время авторы биографических исследований отмечают, что в гимназии трудились и учителя, оставившие заметный след в памяти гимназистов своим остроумием, находчивостью, образованностью. О характере и даже внешности самого Чехова в гимназические годы сведения противоречивы. Одни соученики запомнили его «вялым увальнем с лунообразным лицом» (П. А. Сергеенко), «букой» (В. Г. Тан-Богороз), другие запомнили его как «весельчака, шутника, острослова». В. И. Кулешов утверждает, что в гимназии все без исключения любили Чехова, со всеми он был искренен, добр, прост и сердечен. В учёбе Антон Павлович особыми успехами не блистал, особенно трудно ему давался греческий язык, из-за которого он остался на второй год в пятом классе. Но только гимназическими предметами образование не исчерпывалось, очень рано Чехов начал много читать беллетристической литературы.

Таким образом, анализ биографических страниц, содержащихся в разных литературоведческих работах о Чехове, позволяет сделать вывод, что детство писателя было сложным. В этом периоде невозможно выделить или только положительные, или только отрицательные моменты, нельзя сказать однозначно, был ли Чехов-ребёнок счастлив или несчастен. Но можно сказать определённо, что семья, родители, братья и сестра играли огромную роль в том, как он воспринимал окружающий его мир. Можно предположить, что впечатления собственного детства нашли отражение и в произведениях А. П. Чехова.

Дети – герои рассказов Чехова

Исследовательница творчества А. П. Чехова Н. Ф. Белоконь говорит о том, что рассказов специально для детей Чехов почти не писал. Для детей Антон Павлович написал только два рассказа: «Каштанка» и «Белолобый». Тем не менее у Чехова есть значительное количество рассказов, в которых в качестве главных или второстепенных героев выведены дети. Рассказы Чехова о детях, продолжает Н. Белоконь, читаются с интересом потому, что он с искренним сочувствием и уважением относился к переживаниям своих маленьких героев, к их увлечениям, мечтам, радостям и заботам. Большой художник, он показывает богатый мир детской фантазии, детскую душу с её стремлением к героическим приключениям, к чему-то необыкновенному.

П. Л. Громов утверждает, что в творчестве А. П. Чехова существует определённая концепция детства, которая содержит в себе глубинный философский смысл. Исследователь отмечает, что Чехов, любуясь ребёнком, его наивностью, непосредственностью, искренностью, обращает особое внимание на ту черту детской психологии, которую К. Маркс называет безыскусственной правдой. Чехов часто противопоставляет эту черту детской натуры лживости взрослого человека. Современное общество, по мысли Чехова, подчас извращает в человеке его истинную сущность; эту сущность сохраняют в наивной, непосредственной форме дети, ещё не испорченные буржуазной действительностью, сохраняют лучшее человеческое качество – правдивость и искренность.

При более близком знакомстве с рассказами А. П. Чехова я выяснила, что произведения, в которых в качестве героев Чехов изображает детей, можно разделить на три группы: в таких рассказах, как «Мальчики», «Ванька», «Спать хочется», «Детвора», «Гриша», «Беглец», «Случай с классиком», «Степь», «Кухарка женится», «Событие» и других дети являются главными действующими лицами. С детьми как второстепенными персонажами мы встречаемся в рассказах «Злой мальчик», «О драме». Наконец, в ряде произведений дети как бы сливаются с тем фоном, на котором разворачиваются основные события: «Радость», «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Папаша».

Прежде всего, нас будут интересовать произведения первой группы, так как именно они помогут найти ответ на вопрос, почему тема детства так интересовала писателя. Попытаемся определить возрастные рамки маленьких героев Чехова: самому юному персонажу Грише (из одноимённого рассказа) всего два года и восемь месяцев, гимназисту Володе (также из одноимённого рассказа) уже семнадцать лет. Возраст других героев находится между этими двумя полярными показателями: Нине – 4 года, Ване – 6 лет («Событие»), Грише – 9 лет, Ане – 8, Соне – 6 («Детвора»), Пашке Галактионову – 7 лет («Беглец»), Ваньке Жукову – 9 («Ванька»), Егорушке – 9 («Степь»), Ваньке Оттепелеву – 13 («Случай с классиком»), Варьке – 13 («Спать хочется»), Гимназистами второго класса были Володя Королёв и Чечевицын из рассказа «Мальчики» и Стёпа из рассказа «Накануне поста», следовательно, им около 12 лет.

Приходим к выводу, что Чехов стремится исследовать мировосприятие маленького человека почти на всём протяжении сознательного детства и отрочества.

Социальное положение маленьких героев чеховских рассказов также весьма различно: здесь и дворянские дети («Детвора», «Кухарка женится», если судить по портрету родителей, описанному Гришей, и количеству прислуги в доме); дети чиновников и мещан («Мальчики», «О драме», «Случай с классиком», «Степь», «Накануне поста», «Радость», «Толстый и тонкий»); и простолюдины («Ванька», «Спать хочется», «Каштанка», «Беглец», «Детвора»). Простой математический подсчёт показывает, что, видимо, писателя больше интересовало восприятие окружающего мира детьми – представителями средних и низших социальных кругов.

Попытаемся понять, как маленькие герои Чехова воспринимают окружающий их мир. Некоторые из них чувствуют себя в жизни спокойно и уверенно, их волнуют только проблемы, характерные для их возраста. Так Гриша («Гриша»), маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляя с нянькой по бульвару, испытывает чувство крайнего недоумения: из привычного четырёхугольного мира дома он попадает в новый, ещё не изведанный мир улицы. Автор видит мир глазами ребёнка, пытается понять его внутренне состояние, понять, что чувствует малыш, изучающий окружающую его среду. Мир дома мальчику понятен и близок, он знает, где и что расположено, что на что похоже, что для чего нужно. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка, мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Мальчик понимает, для чего существуют няня и мама: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать. Недоумение героя вызывает только в высшей степени загадочная личность папы, ребёнок пока не способен понять, для чего же в его мире существует папа. Есть и ещё одна загадочная для Гриши личность – это тётя, которая то появляется, то исчезает, при этом за сундуком и под диваном её нет. Новый мир, куда герой попадает во время прогулки по бульвару, сначала вызывает недоумение: здесь столько пап, мам и тёть, что он не знает, к кому и подбежать. Постепенно мальчик начинает привыкать к этой обстановке, ему начинает всё нравиться – солдаты, шагающие с банными вениками под мышками; две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами; апельсины, лежащие в корыте у какой-то няни; стёклышко, которое валяется под ногами и сверкает, как лампадка. Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, – всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения. Вечером Гриша возвращается в привычный ему домашний мир, но его распирают впечатления новой, только что изведанной жизни. Чехов показывает естественную реакцию детского сознания на эти впечатления: всё пережитое ребёнком собралось в кучу и давит его мозг – Гриша плачет. Несмотря на то, что рассказ заканчивается слезами героя, мы, читатели, понимаем, что мальчик счастлив, потому что он окружён любовью, лаской и заботой семьи, родных и близких.

Такими же счастливыми выглядят и герои рассказа «Детвора», за исключением кухаркина сына Андрея. В рассказе описан лишь один эпизод из жизни детей (игра в лото, пока родителей нет дома), но его достаточно, чтобы по отдельным деталям составить представление о их мире в целом. Прежде всего их мир – это семья, в которой есть папа, мама и тётя Надя. По-видимому, дети более близки с мамой, так как они не могут уснуть, «не узнав от мамы, какой на крестинах был ребёнок и что подавали за ужином». Интересную с точки зрения нашего исследования деталь обнаруживаем в конце рассказа: утомившись, все дети уснули на маминой постели – наверное, так было уже не один раз, и это тоже, на мой взгляд, признак счастливого детства. Любопытна история создания рассказа «Детвора». Исследователь жизни и творчества А. П. Чехова М. Ерёмин отмечает, что у этого рассказа были живые прототипы. Оказывается, в подмосковном городке Воскресенске, где учительствовал его брат Иван, Антон Павлович познакомился с некоторыми тамошними интеллигентами. Вот что рассказал об одном из таких знакомств М. П. Чехов: «В городе стояла батарея, которою командовал Б. И. Маевский, человек очень общительный и живой Жили в Воскресенске ещё две-три интересные семьи, но центром всей воскресенской жизни была всё-таки семья Маевских. У них были очаровательные дети – Аня, Соня и Алёша, с которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе «Детвора». Итак, в рассказе дан лишь один эпизод, но по тому, как ведут себя дети, с каким увлечением они играют, можно судить об их характерах, склонностях, которые могут позже проявиться и во взрослой жизни. Мне показалась интересной точка зрения Н. Ф. Белоконь, так увидевшей особенности характера каждого из героев. Гриша играет исключительно из-за денег. «Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженную голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться». Аню, младшую сестру, «копейки не интересуют», счастье в игре для неё вопрос самолюбия. Шестилетняя Соня, «кто бы ни выиграл, одинаково хохочет и хлопает в ладоши». «Алёша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия По виду он флегма, но в душе порядочная бестия Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого». Таким образом, герои рассказа «Детвора» живут интересной жизнью, наполненной чисто детским заботами и забавами. Читатели понимают, что несмотря ни на что, дети любят свою семью, родителей, друг друга, что подтверждается финальным эпизодом произведения. Из общей картины как бы выпадает кухаркин сын Андрей, ведь он не член этой семьи, а сын прислуги. Но его взяли в игру, в игре у нему относятся как к равному, поэтому он и «погружён в арифметику игры, в её несложную философию», поэтому и в конце рассказа вместе со всеми «кстати заодно примостился» на хозяйскую кровать. Конечно, когда родители детворы вернуться домой, эта идиллия будет разрушена, а пока автор от всего сердца любуется своими героями, желая им: «Спокойной ночи!».

С большой любовью Чехов изобразил своих героев в рассказе «Событие». Шестилетний Ваня и его четырёхлетняя сестра Ниночка показаны милыми и непосредственными, с их ребяческими капризами, детскими переживаниями и даже смешной детской неправильностью речи («кошка ощенилась»). Дети живут в своём особом детском мире, в котором рождение котят у серой домашней кошки – это огромное событие, принёсшее детям немало радости. Но автор показывает, как далеки взрослые от детских забот, как не понимают они радости малышей. Когда котята гибнут, детям кажется, что «все люди, сколько их есть в доме», должны всполошиться, но взрослые только смеются Этот рассказ тоже заканчивается слезами героев, но мы чувствуем мягкую улыбку автора, рассказавшего о радостном событии в жизни своих героев – рождении котят, и о неподдельном, искреннем горе детворы, узнавшей о их гибели.

Взаимоотношения с окружающим миром героев рассказа «Мальчики» определить однозначно нельзя. На первый взгляд кажется, что оба мальчика живут одной мечтой – бежать в Америку, совершать подвиги, добывать золото и слоновую кость, охотиться на тигров и львов, сражаться с дикарями. Истоки таких желаний понятны, ведь в конце 19 века очень популярными были приключенческие романы Майн-Рида и Ф. Купера, поэтому бегство детей «в Америку» в то время было нередким явлением. Герои Чехова даже придумали себе прозвища в духе романов об индейцах. Но при внимательном перечитывании произведения мы понимаем, что толкают героев на побег из дома совершенно разные обстоятельства. Володя Королёв в своей семье живёт в обстановке любви и заботы, приезд его на каникулы вызывает в доме бурю радости и у родителей, и у сестёр, и у прислуги. Действие рассказа происходит накануне Рождества, праздника традиционно семейного, и появление Володи в этот момент дома обрадовало всех. Чечевицын же в этот праздник едет не домой, а в чужую семью, хотя его собственный дом находится, судя по тексту, недалеко. Портрет этого героя, его сравнение с кухаркиным сыном, упоминание о суровом и надменном лице его матери говорят нам о том, что скорее всего мальчик несчастен в своей семье; в отличие от Володи, его никто дома, видимо, не ждёт. Можно сделать вывод, что изнеженный и в общем-то счастливый Володя Королёв, начитавшись приключенческих книг, бежит действительно в Америку совершать подвиги. Чечевицын же, кроме всего прочего бежит из дома, бежит от семьи.

В рассказе «Степь» Чехов показывает, как перед девятилетним Егорушкой, впервые выехавшим из родного дома в далёкий город учиться, раскрывается огромный мир, удивительный и прекрасный в своём разнообразии. Перед ним во всей своей красоте предстаёт широкая и раздольная русская степь, полная запахов и звуков, то сверкающая красками и солнцем днём, то таинственная и пугающая ночью. Каждая встреча с людьми, каждое событие кажутся особенно важными и значительными Когда-то в детстве А. П. Чехов сам совершил такое путешествие по степи во время поездки в гости к дедушке. Воспоминания о детских впечатлениях помогли ему так глубоко и правдиво выразить переживания Егорушки.

Другую группу рассказов составляют произведения, герои которых выглядят наоборот несчастными, а события в них разворачиваются по-настоящему трагические: это «Ванька», «Спать хочется», «День за городом». У Ваньки из рассказа «Ванька», у Варьки из рассказа «Спать хочется», у Фёклы и Данилки из рассказа «День за городом» нет такой же любящей семьи, как у героев рассказов «Детвора», «Гриша», «Мальчики», «Кухарка женится». Автор лишает их счастья, радости жизни, забот, характерных для их возраста. Если герои проанализированных ранее произведений вели беззаботную жизнь, учась или играя, то и Ванька, и Варька, вынуждены с малых лет «идти в люди», работать на чужих для себя людей, для того чтобы прокормиться, а Фёкла с Данилкой вынуждены просто нищенствовать, побираться. Чехов рассказывает о том, как Ванька, отданный в город в учение к сапожнику, бесхитростно повествует о своей жизни в письме к деду, живущему в деревне. Мальчик тоскует по дедушке, по деревне, по своей прежней, хоть и полуголодной, но не такой каторжной жизни, как у сапожника.

О тяжёлой жизни и трагической судьбе тринадцатилетней девочки-прислуги Чехов говорит в рассказе «Спать хочется». Беззащитная сирота, отданная в няньки бессердечным и жестоким хозяевам, постоянно живёт в атмосфере приказов, которые хлещут её как удары бича, заставляя всё время работать. Автор описывает в рассказе один день из жизни Варьки, но читатель понимает, что такова вся её жизнь. Днём Варьке трудно не только потому, что она тяжело и много работает, но и потому что она всё время хочет спать, так как ночью вместо сна вынуждена укачивать хозяйского ребёнка. Весь день проходит в мучительной борьбе с этим желанием. Э. П. Сенаторова обращает внимание на то, что в рассказе разными средствами подчёркивается мысль о том, что желание заснуть остаётся неосуществлённым. Оно перерастает в непреодолимую силу, которая полностью овладевает девочкой. Исследовательница отмечает, что «факт убийства Варькой ребёнка Чехов намеренно описывает буднично и неэмоционально, тем самым автор подчёркивает, что девочка не виновата в содеянном, она не убийца, а жертва в этой страшной жизни и её по существу тоже убивают, но другим способом».

Ещё одна группа рассказов – это произведения, в которых тема детства оказывается не основной, но очень важной, так как через отношение к детям показан мир взрослых. В рассказ «О драме» образ ребёнка Чехов вводит для того, чтобы ярче высветить отрицательную характеристику взрослых персонажей. Мы видим, как два друга, судья Полуехтов и полковник Финтифлеев, сидя за приятельской закуской, «рассуждают об искусствах», о благотворном влиянии искусства на человека. Их беседу прерывает маленький краснощёкий гимназист, принёсший от сестры судьи письмо с просьбой посечь мальчишку за двойку по греческому. Полуехтов выполняет просьбу сестры, после чего рыдающий мальчик уходит, а приятели продолжают разговор о высоких гуманных чувствах, которые воспитывает искусство. Чехов показывает противоречие между разговорами о гуманности и антигуманными поступками взрослых людей.

Таким образом, А. П. Чехов показывает в своих произведениях самые разные стороны восприятия детьми окружающего их мира.

Детство в восприятии А. П. Чехова

Итак, детство должно быть самой яркой, беззаботной и счастливой порой. Но в действительности так происходит не всегда. А. П. Чехова очень волновала судьба детей в современном ему обществе. Как мы увидели при анализе рассказов, Чехов не просто рисует картинки, изображает сцены их жизни детей, но и активно вмешивается в саму жизнь, показывает, как уродливое общество взрослых калечит и ломает неокрепшие, хрупкие души детей. Среди детей – героев рассказов А. П. Чехова есть такие, которыми автор откровенно любуется, стремится запечатлеть все самые искренние, иногда просто забавные проявления детской души. Другим героям автор сочувствует, сожалеет о том, как складывается их жизнь. Но есть и персонажи, над которыми автор откровенно смеётся, показывая при помощи сатиры своё истинное отношение к героям.

Дети вырастают, становятся взрослыми, но то, как складывается их взрослая жизнь, во многом зависит от обстоятельств детского периода. Чехов умеет всей художественной системой произведения, а порой одной только деталью, одним ярким штрихом предсказать будущее своих маленьких героев. Мы, читатели, с уверенностью можем говорить, что главной моральной ценностью взрослых Володи Королёва и его сестёр будут семья, дети, добросердечные взаимоотношения с близкими людьми. Наверняка несчастным в личной жизни окажется бывший гимназист Чечевицын, и как-то не верится, что он сможет реализовать себя в любой другой сфере, будь то наука или путешествия. Злой мальчик Коля Замблицкий, вероятнее всего, превратится в человека, который ради своей выгоды будет способен на неблаговидные поступки даже по отношению к самым близким людям. Стёпа, герой рассказа «Накануне поста», вырастет, судя по его нынешним гимназическим успехам и «помощи» его всё время зевающего отца, человеком весьма недалёким, но родители сделают всё для того, чтобы он превратился в настоящего идола пресытившейся семьи. Судьба Нафанаила из рассказа «Толстый и тонкий» тоже вполне предсказуема: он так и будет всю жизнь вытягиваться во фунт и застёгиваться на все пуговицы своего мундира, оказавшись рядом с обладателем более высокого чина; а на лице его, как и на лице отца, будет «написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что находящихся рядом с ним людей будет от этого тошнить.

Как бы ни сложилась в дальнейшем их судьба, но мы знаем, что никогда не будут по-настоящему счастливы в жизни ни Ванька Жуков, Ни Варька, ни нищенка Фёклушка, ни Пашка Галактионов, ни многие другие герои, лишённые в жизни самого главного – дома, семьи, настоящих добрых человеческих отношений.

Итак, рядом с маленькими героями в рассказах А. П. Чехова всегда находятся взрослые: родители, родственники, хозяева, прислуга. Именно они, взрослые, несут ответственность за судьбу детей, и счастливую, и трагическую. Только от взрослых зависит, как сложится жизнь их детей, чего они смогут достичь в жизни, какими они станут. Я думаю, что Чехов, изображая в своих произведениях детей, обращался прежде всего к взрослым, хотел убедить их в том, что от того, как сложится судьба подрастающего поколения зависит, что ждёт само общество в будущем.

Заключение

Изучив рассказы А. П. Чехова, героями которых являются дети, я могу сделать следующие выводы.

Во-первых, произведения, в которых в качестве героев Чехов изображает детей, можно разделить на три группы: рассказы, в которых дети являются главными действующими лицами; рассказы, где дети – второстепенные персонажи; произведения, в которых дети как бы сливаются с тем фоном, на котором разворачиваются основные события.

Во-вторых, возрастные рамки маленьких героев Чехова говорят о том, что писатель стремится исследовать мировосприятие маленького человека почти на всём протяжении сознательного детства и отрочества.

В-третьих, писателя больше интересовало восприятие окружающего мира детьми – представителями средних и низших социальных кругов.

В-четвёртых, всех чеховских маленьких героев можно разделить на две группы: первую группу составляют те персонажи, которые чувствуют себя в жизни спокойно и уверенно, кого волнуют только проблемы, характерные для их возраста; в другую группу герои, которые выглядят наоборот несчастными, а события в таких рассказах разворачиваются по-настоящему трагические.

В-пятых, ответственность за судьбу детей, и счастливую, и трагическую, несут взрослые. Только от взрослых зависит, как сложится жизнь их детей, а следовательно, что ждёт в будущем само общество.

Таким образом, в результате исследования темы «Дети и детство в рассказах А. П. Чехова» я могу уточнить выдвинутую мною в начале работы гипотезу: тема детства волновала А. П. Чехова не только потому, что он стремился изображать в своих произведениях картины детства с целью показать богатый и своеобразный мир детской души, но и потому что, с одной стороны он хотел, чтобы не было несчастных детей, из которых потом вырастут несчастные взрослые; с другой стороны, чтобы те лучшие человеческие качества, которые присущи детям, сохранялись и у взрослых людей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)