Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Деление отрезка в «золотом отношении»

«Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность»

Франсуа Блондель

Ознакомление с понятием золотого сечения. Рассмотрение «золотых» пропорций применительно к историческим архитектурным памятникам, а также к современным зданиям.

Мы хотим понять, почему шедевры мировой архитектуры вызывают у нас ощущение гармонии? И вызывают ли такие же ощущения здания и сооружения нашего родного города Батайска.

Мы применяли полученные в процессе изучения информатики и геометрии знания, использовали компьютерных инструментальные средства и современные телекоммуникационные технологии.

2. Метод проведения исследования

Сбор, анализ, обобщение и систематизация материала: научных, научно-популярных статей и иллюстраций о золотом сечении и об архитектуре. Самостоятельная попытка найти золотое сечение в некоторых современных зданиях.

Инструментальная обработка полученных материалов на компьютере, применение на практике современных телекоммуникационных технологий.

3. План выполнения исследования

Подбор материалов к проекту: книг, журналов, статей, репродукций и фотографий; поиск документов и картинок в сети Интернет по теме исследования.

Ознакомление с понятиями золотого сечения, числами Фибоначчи.

Изучение статей о «божественной пропорции» в архитектуре, в поэзии.

Рассмотрение и анализ «золотых» пропорций следующих архитектурных сооружений:

Египетские пирамиды.

Древнегреческий храм Парфенон.

Собор Парижской Богоматери.

Храм Покрова Богородицы на Нерли.

Храм Василия Блаженного на Красной площади.

Анализ известных стихотворений на предмет наличия «божественной пропорции» и симметрии.

Самостоятельное исследование на наличие золотого сечения в зданиях и сооружениях родного города.

Гуляя по нашему любимому городу, поражаешься красоте его зданий. Стоишь и не понимаешь, благодаря чему это здание выглядит одновременно таким устойчивым и хорошо сохранившимся, а также таким воздушным, красивым. Многие люди, ограничиваются только удовольствием, получаемым от красоты и искусства, и не желают, да и не в состоянии, пожалуй, понять: что же доставляет им это удовольствие.

В своем исследовании мы постарались разобраться в природе красоты и ее связи с симметрией. Если быть точнее, то в ходе исследования мы планируем ответить на следующие вопросы:

1) Почему симметричные архитектурные сооружения приятны глазу человека и кажутся ему красивыми?

2) Какова история золотого сечения?

2) Как использовалась золотое сечение при создании архитектурных ансамблей города Батайска и близлежащих районов?

II. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

1. Симметрия

Вам хорошо знакомо слово симметрия. Понятие симметрии характеризует особую структуру организации любых систем, в которой сохраняются (остаются инвариантными) определенные признаки при выполнении определенных преобразований. Признаки, которые будут сохраняться, могут быть геометрическими, физическими, биологическими, химическими, информационными и т. д.

Окружающие человека люди, растения, животные и вещи симметричны.

Глаз человека привыкает видеть симметричные объекты. Они воспринимаются как гармоничные и совершенные. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота. Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Но оказывается, что существуют определенные закономерности, наличие которых в симметричных объектах придает им особую красоту и гармонию. Всё, что даёт человеку ощущение гармонии, создано по принципу симметрии, в частности, «золотого сечения».

2. История золотого сечения

Принцип золотого сечения впервые был сформулирован Евклидом: отношение целого к большей его части должно равняться отношению большей части к меньшей. Если разделить отрезок прямой на две неравные части таким образом, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), это и будет графическим изображением принципа золотого сечения.

В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам "Начал" Евклида. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом,

В 1509 г. в Венеции была издана книга монаха Луки Пачоли, величайшего математика Италии, "Божественная пропорция" с блестяще выполненными иллюстрациями Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.

В то же время в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица - ртом и т. д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.

Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).

Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m(φ), рядом откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов

В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон.

Принцип золотое сечение лег в основу композиционных решений в различных видах античного, искусства Возрождения и последующих эпох истории культуры.

3. Деление отрезка в «золотом отношении»

Для того, чтобы разделить отрезок АВ в "золотом" отношении, достаточно выполнить следующие построения с помощью циркуля и линейки:

Из точки В восстанавливается перпендикуляр, равный половине АВ.

Полученная точка С соединяется линией с точкой А.

На полученной прямой от точки С откладывается отрезок CD, равный ВС.

На прямой AB откладывается отрезок AE=AD. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

4. Золотое сечение в шрифтах и бытовых приборах

5. «Золотые» геометрические фигуры

Золотой пятиугольник

Замечательный пример «золотого сечения» представляет собой правильный пятиугольник – выпуклый и звездчатый

Д ля построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник.

Пусть О - центр окружности, А - точка на окружности и Е - середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восстановленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.

Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.

Есть и золотой кубоид- это прямоугольный параллелепипед с ребрами, имеющими длины 1. 618, 1 и 0. 618

Спираль Архимеда.

Последовательно отсекая от золотых прямоугольников квадраты до бесконечности, каждый раз соединяя противоположные точки четвертью окружности, мы получим довольно изящную кривую. Первым внимание на неё обратил древнегреческий ученый Архимед, имя которого она и носит. Он изучал её и вывел уравнение этой спирали.

В настоящее время спираль Архимеда широко используется в технике.

Золотой прямоугольник

Прямоугольник с отношением сторон, равным φ, выглядит изящнее, чем прямоугольники с отношением сторон, скажем, 2:1, 3:2 или 5:7? Чтобы ответить на этот вопрос, были проведены специальные эксперименты. Результаты их не вполне убедительны, но все же свидетельствуют о некотором предпочтении, отдаваемом золотому сечению. Впрочем, может ли прямоугольник сам по себе быть захватывающе прекрасным или отталкивающе безобразным?

С эстетической точки зрения золотое сечение имеет определённые достоинства.

Это подтверждается экспериментом, который был проведен в конце прошлого века: из десяти прямоугольников, среди которых был и «золотой» (со сторонами, отношение длин которых давало золотое сечение), испытуемые должны был выбрать один. Около 22% общего числа испытуемых выбрало именно«золотой прямоугольник».

Книги, почтовые открытки, бумажники, шоколадные плитки и множество других предметов имеют форму золотого прямоугольника.

Если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат или к большей стороне «золотого» прямоугольника пристроить квадрат, то получится, снова «золотой» прямоугольник.

Золотой треугольник:

Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии

АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника

6. Золотое сечение в природе

Принципу золотого сечения подчинено всё, что связано с природными системами - это пропорции человеческого тела, структура генетического кода – молекул ДНК и РНК, по этому принципу построены звуковой и цветовой ряды, система химических элементов и периоды обращения планет Солнечной системы.

Человеческое тело делится в пропорции золотого сечения линией пояса.

У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.

Раковина наутилуса закручена подобно золотой спирали. В настоящее время спираль Архимеда широко используется в технике.

7. Золотое сечение в поэзии

В строении стихотворений проявляются некоторые закономерности, в основном, золотая пропорция, и числа Фибоначчи.

Исследования поэтических произведений с этих позиций только начинаются. Поэзия А. С. Пушкина - образец наиболее выдающихся творений русской культуры, образец высочайшего уровня гармонии.

Для анализа метрики стихотворений А. С. Пушкина рассмотрены его произведения периода 1829-1836 г. г. , периода создания наиболее совершенных стихов. Сюда вошло 109 стихов.

Число строк в стихотворениях этого периода изменялось от 4 до 116. Однако большие стихотворные формы встречаются редко; число стихотворений с количеством строк более 60 составило всего 9 штук. Средний размер этих стихотворений составил 88 строк.

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие, мне дороги права:

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья,

Вот счастье! Вот права.

Характерно, что и первая часть этого стиха (13 строк) по смысловому содержанию делится на 8 и 5 строк, то есть все стихотворение построено по законам золотой пропорции.

На графике распределения стихотворений А. С. Пушкина по числу строк в них отчетливо выделяется несколько максимумов - наиболее встречающихся размеров. Они явно тяготеют к числам 5, 8, 13, 21, 34. Проявляется закономерная тенденция в творческой манере поэта–он предпочитает стихотворения, размер которых близок к числам ряда Фибоначчи.

Тяготение размера стихов к8,13,21строчкам проявляется и у многих других поэтов, но ни у одного из них эта тенденция не выражена так отчетливо, как у А. С. Пушкина.

8. Золотое сечение в музыке

Композитор и ученый М. А. Марутаев подсчитал количество тактов в знаменитой сонате "Аппассионата" и нашел ряд интересных числовых соотношений.

В частности, в разработке – центральной структурной единице сонаты, где интенсивно развиваются темы и сменяют друг друга тональности, - два основных раздела. В первом 43,25 такта, во втором – 26,75.

Отношение 43,25:26,75=0,618:0,382=1,618 дает золотое сечение.

В композиции многих музыкальных произведений отмечается наличие некоторого «кульминационного взлета», высшей точки, которая крайне редко расположена в центре произведения, обычно она смещена: подъем мелодии занимает пять тактов, а последующий спуск – три. Изучая восьмитактные мелодии Бетховена, Шопена, Скрябина, советский музыковед Л. Мазель установил, что во многих из них вершина, или высшая точка, приходится на сильную долю шестого такта или на последнюю мелкую долю пятого такта, т. е. находится в точке золотого сечения. В музыкальных произведениях различных композиторов обычно присутствует не одно золотое сечение, а целая серия подобных сечений. Каждое такое сечение отражает свое музыкальное событие, качественный скачок в развитии музыкальной темы. Наибольшее количество музыкальных произведений, в которых имеется золотое сечение, у Аренского (95%), Бетховена (97%), Гайдна (97%), Моцарта (91%), Скрябина (90%), Шопена (92%), Шуберта (91%).

Характерно, что наиболее часто золотое сечение обнаруживается в произведениях, принадлежащих гениальным авторам. Частота проявлений золотой пропорции является одним из объективных критериев оценки гениальности авторов и гармонии композиции музыкального произведения.

9. Золотое сечение в физике и астрономии

У каждой планеты имеется минимальный радиус орбиты, но есть и максимальный – как у всякого эллипса. У всех девяти планет Солнечой системы отношения максимального и минимального радиусов орбит – целые степени числа золотого сечения. Погрешности совсем незначительны – доли процента. У Земли же отношение радиусов равно числу золотого сечения в первой степени.

Отношение расстояния от Солнца до Земли к расстоянию от Солнца до Плутона – число, выражающее золотое сечение.

Благодаря золотому сечению был открыт пояс астероидов между Марсом и Юпитером – по пропорции там должна находиться ещё одна планета

10. Золотое сечение в живописи

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т. е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность – одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды».

Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

На картине И. И. Шишкина "Сосновая роща" просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины приблизительно в золотом сечении. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит в золотом сечении правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины в пропорциях золотого сечения. Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда художник создает картину с бурно развивающимся действием, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.

С эстетической точки зрения золотое сечение имеет определённые достоинства. Это подтверждается экспериментом, который был проведен в конце прошлого века: из десяти прямоугольников, среди которых был и «золотой» (со сторонами, отношение длин которых давало золотое сечение), испытуемые должны был выбрать один. Около 22% общего числа испытуемых выбрало именно«золотой прямоугольник».

Книги, почтовые открытки, бумажники, шоколадные плитки и множество других предметов имеют форму золотого прямоугольника.

Если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат или к большей стороне «золотого» прямоугольника пристроить квадрат, то получится, снова «золотой» прямоугольник.

11. Золотое сечение в скульптуре

Греческий скульптор Леохар (4. в. до н. э. ) создал статую Аполлона Бельведерского, воплотившего представления древних греков о мужской красоте. Линии, проведенные на снимке, определяют основные пропорции тела: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.

Древние скульпторы знали и использовали золотую пропорцию как критерий гармонии, канон красоты, корни которой лежат в пропорциях человеческого тела. “Человеческое тело – лучшая красота на земле”, - утверждал Н. Чернышевский. Эталонами красоты человеческого тела, образцам гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя. В создании своих творений греческие мастера использовали принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно на месте пупка. И не случайно величину золотой пропорции принято обозначать буквой Ф; это сделано в честь Фидия – творца бессмертных скульптурных произведений.

Одним из высших достижений классического греческого искусства может служить статуя “Дорифор”, изваянная Поликлетом. Фигура юноши выражает единство прекрасного и доблестного, лежащих в основе греческих принципов искусства. Широкие плечи почти равны высоте туловища, высота головы восемь раз укладывается в высоте тела , а золотой пропорции отвечает положение пупка на теле атлета. Расстояние от подошвы копьеносца до его колена равна (3,высота шеи вместе с головой -(4, длина шеи до уха -(5, а расстояние от уха до макушки - (6. Таким образом, в этой статуе мы видим геометрическую прогрессию со знаменателем(: 1, (, (2, (3, (4, (5, (6. ).

Таким образом, золотое сечение – один из основополагающих принципов в скульптуре.

12. Золотое сечение в архитектуре

С древнейших времен человек стремился к красоте. Когда он строил жилище, шил одежду, мастерил предметы быта, то заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени.

Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность- польза - красота».

Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие Древней Греции. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону.

«Золотое сечение» многократно встречается при анализе геометрических соразмерностей Парфенона. Многие искусствоведы, стремившиеся раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое это здание оказывает на зрителя, искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию. Известен целый ряд пропорций. Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. Приняв за ширину торцевого здания, можно получить геометрическую прогрессию, состоящую из восьми членов: расстояние между второй и седьмой колоннами равно (, между третьей и шестой - (2, между четвертой и пятой - (4. Аналогичные закономерности мы видим и в построении здания по высоте. Объединив их, получаем прогрессию: 1, (, (2, ( 3, ( 4, ( 5.

Высота крыши Парфенона относится к расстоянию между крышей и капителями колонн, как (4: ( 5, т. е. так же, как отрезок ВС относится к отрезку ЕС.

13. Загадки египетских пирамид

Наиболее значительным открытием стал факт присутствия в геометрии пирамиды Хеопса принципа золотого сечения.

В пирамиде Хеопса принцип Золотого Сечения отражён в треугольнике сечения по оси симметрии в вертикальной плоскости

Сумма 2-х равных сторон равнобедренного треугольника GCF относится к его основанию также как сумма равных сторон и основания к сумме равных сторон, т. е. :

CG + CF = CG + CF + GF

   GF              CG + CF

Такое равенство возможно только в том случае, если угол наклона граней пирамиды CFG составляет 53 градуса. Именно такой наклон имеет место в пирамиде Хеопса, которую условно можно назвать классической.

Отношение поверхности граней к площади основания также равно золотой пропорции.

Гениальные создатели пирамиды Хеопса стремились поразить далеких потомков глубиной своих знаний, и они достигли этого.

14. Золотое сечение в архитектуре России

Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Яркими примерами использования в архитектуре симметрии, а в частности, золотого сечения пестреет русское зодчество.

Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =0,618 

В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию

Проведя гармонический анализ Смольного собора в Санкт-Петербурге, можно сделать вывод, что в его пропорциях соблюдена основная схема золотого сечения.

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства.

15. Золотое сечение в архитектуре города Батайска.

Гуляя по нашему любимому городу, поражаешься красоте его зданий. Стоишь и не понимаешь, благодаря чему это здание выглядит одновременно таким устойчивым и хорошо сохранившимся, а также таким воздушным, красивым. Многие люди, ограничиваются только удовольствием, получаемым от красоты и искусства, и не желают, да и не в состоянии, пожалуй, понять: что же доставляет им это удовольствие.

Огромное количество примеров использования золотого сечения в мировой архитектуре подвигло нас на исследование архитектурных построек моей Малой Родины – города Батайска. Мы проанализировали многие здания на предмет наличия пропорциональности в их размерах, отыскивая примеры использования золотого сечения.

Наиболее ярко золотое сечение проявляется в религиозных сооружениях города и старинных зданиях. До наших дней симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты. Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения. Стоит только посмотреть на великолепные Соборы, храмы и церкви нашей малой родины.

Соборы и храмы

Свято-Троицкий храм

На месте современного Свято-Троицкого храма стоял Одигитриевский собор. Он был самым большим в Батайске - его приход составлял 17 тыс. 275 человек. Второй придел храма был освящен в честь Святого Духа. По рассказам рыбаков, звон колоколов его колокольни в ясную погоду был слышен даже в Таганрогском заливе.

В 30-е годы Одигитриевский храм был разрушен, а в здании воскресной школы, находившемся на церковном дворе, разместился кинотеатр. В 1991 году открылся Свято-Троицкий приход в бывшем здании кинотеатра а, во дворе храма была воздвигнута металлическая звонница. В год 2000 -летия Рождества Христова было начато строительство Свято-Троицкого храма и вскоре строительство нового Свято-Троицкого храма стало общегородским делом.

Храм построен по всем канонам, в основе которых лежит принцип золотого сечения.

Величественные очертания русско-византийского стиля, золоченые купола, башенные часы уже вызывают восторг у каждого, въезжающего в наш город. По сути, еще недостроенный храм уже сегодня стал главной достопримечательностью нашего города.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Свято-Покровский храм упоминается в документах Батайской железнодорожной станции в 1860-1870 годах. Храм был каменным, пятикупольным, расположенным на территории ныне занимаемой Лицеем № 10. Разрушен он был в 30-е годы прошлого века. После окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году, недалеко от прежнего места расположения Покровского храма был открыт молитвенный дом. В 1971 году построен новый храм, звонница, устроено купольное сооружение, установлен позолоченный крест, крытая галерея – веранда, трапезная и другие службы, ограда, позолочен купол, благоустроено внутреннее убранство храма.

Формы храма достаточно каноничны, статичны, но поражает цвет – бирюзовый, небесный, светлый, добрый и спокойный. Он привлекает прохожих опрятной чистотой и строгостью линий. Фасад здания храма представляет собой прямоугольник, отношение длины и высоты которого составляет золотую пропорцию.

Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев

Есть в городе Батайске еще одно прибежище для верующих людей – храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Находится он в Красном саду в кирпичном здании. Несмотря на то, что это здание не было предназначено изначально для религиозных нужд, оно имеет в основе своего внешнего облика пропорциональные размеры. В 2000-летие Рождества Христова здесь открыли храм.

Свято-Никольский храм

6 апреля 2005 года в канун христианского праздника Благовещения был заложен первый камень будущего Свято-Никольского храма в поселке РДВС. Храм будет построен за три года, первоначальный проект храма должен был быть копией Свято-Даниловского монастыря, но сейчас немного изменен. На данный момент уже подходят к концу работы по строительству первой очереди. А еще в этом же микрорайоне рядом с Домом культуры построен и освящен памятник Николаю Чудотворцу.

Здания города Батайска

Мы не имели доступа к проектной документации зданий города Батайска, поэтому нам было сложно узнать настоящие размеры нужных нам зданий. Но выход был найден. Мы проводили измерения по фотографиям, а при измерении на местности использовали знания, полученные на уроках геометрии: подобие треугольников и тригонометрию.

Старинные здания города, такие как здание железнодорожного вокзала, дома культуры: городской центральный, железнодорожников, в поселке РДВС, любимые жителями города, замечательны своими гармоничными пропорциями, которые подтвердили сделанные по фотографиям расчеты.

Более современные постройки советского периода тоже подвергались золотому сечению. Начиная с одноэтажных построек советского времени и заканчивая высотными домами в новых микрорайонах, при возведении жилого фонда, архитекторы стремились внешность домов сделать гармоничной и удовлетворяющей эстетические запросы людей. Таковыми являются дома в микрорайонах Северный, Восточный, где отношение размеров зданий содержит золотую пропорцию.

Многие дома частного сектора, как построенные в последнее время, так и строящиеся, формирующие лицо современного города, тяготеют к законам красоты.

Однако, исследовав на присутствие золотых пропорций здания, построенные в современном стиле «модерн» ( это здание хлебокомбината, торгового центра по ул. Кирова, здание бассейна), мы убедились в хаотичности величин размеров построек, которые не вписываются в канонические рамки. Но и эти здания вписались в архитектурный ансамбль города, потому что архитекторы сумели найти им место, гармонично вписав их в старинные кварталы.

Заключение

Также мы рассмотрели применение «золотого сечения» с древнейших времен до наших дней, как один из основных, наиболее общих законов мироздания.

Отвечая на вопрос, почему симметричные архитектурные сооружения приятны глазу человека и кажутся ему красивыми, мы сделали следующие выводы:

1). Все мы с вами живем в симметричном мире, поэтому в рукотворных вещах человек интуитивно стремится к симметрии;

2). Симметричные объекты воспринимаются как гармоничные и совершенные. Чтобы архитектурное сооружение было красиво, в основе проекта должны лежать законы золотого сечения;

3). В результате исследования я наглядно убедилась, что золотое сечение ярко присутствует в архитектуре города Батайска.

Мы думаем, что наша работа является не только исследованием, но и минипособием для первого знакомства с «золотым сечением». В работе кратко затронуты все опорно-полагающие аспекты.

В нашем проекте мы описали применение «золотого сечения» только на нескольких зданиях, но здания, при построении которых применяли «золотое сечение», встречаются в нашем городе неоднократно. Но в современных зданиях, особенно массового типового строительства, Золотые пропорции находят редкое применение.

Очень хотелось бы, чтобы наш родной город имел свое гармоничное лицо, замечательные архитектурные сооружения, которые будут радовать наших потомков и приносить эстетическое наслаждение не одному будущему поколению.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)