Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что такое семья

Как устойчивое объединение, семья возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Для создания семьи необходим так называемый брак, - зарегистрированный, или незарегистрированный. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр. , во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался фактический (незарегистрированный) брак.

Рассмотрением этой темой, но в логической последовательности наших рассуждений, мы в дальнейшем и займемся.

Товарищество – дружба – любовь

Мои бабушка и дедушка нередко вспоминают о своей юности: рассказывают друг другу различные истории из жизни до их знакомства, если даже они об этом говорили тысячу раз, вспоминают о том, как они познакомились и в конце обязательно прибавят: «Эх, а мы ведь тогда даже не дружили!» А как я люблю, когда 77-летний дедушка и 69-летняя бабушка сидят прижавшись друг к другу и улыбаются. Я с уверенностью могу сказать, что они счастливы и ни минуты не пожалели о том, что они вместе. А ведь до этого они прошли путь от товарищества к семье. И нашей целью в данной главе рассмотреть этот – путь и понять важность каждой ступени: товарищества, дружбы, любви.

Первой ступенью является товарищество. Для начала поставим перед собою вопрос: «Возможно ли утверждение о том, что товарищеские отношения – незаменимая школа любви, считать истинным?» Чтоб ответить на этот вопрос, рассмотрим суть этих отношений. «Товарищ!» - такое обращение одного человека к другому стало этической нормой взаимоотношений советских людей. И сейчас – в пору демократии – эти отношения расширяются, углубляются, наполняются новым смыслом. В основе этих отношений лежит взаимный интерес к совместной деятельности. Именно товарищеские отношения помогают людям объединяться, побеждать, развивать культуру. Товарищество развивается там, где есть интерес друг к другу, где радости и заботы одного воспринимаются заинтересованно всеми.

И в доказательство выше сказанному представим такой пример из жизни бабушки и дедушки. «Познакомили нас общие знакомые на одном из вечерних сеансов в кино. Естественно, молодой Фаниль не мог не обратить внимания на красивую, молодую Гаилю, то есть на меня. И после сеанса он вызвался меня провожать. У нас сразу нашлась тема для разговора – обсуждение фильма. В ходе беседы выяснилось, что мы оба бухгалтеры. Мы долго беседовали. Именно тогда наши отношения можно было назвать товарищескими», - рассказывает бабушка.

Товарищество – благородное чувство, большая ценность. Товарищество надежный фундамент для подлинной дружбы. Основой дружбы является общность целей и интересов, взаимный интерес друг к другу, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных отношений. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность. Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Хорошей школой для дружбы является товарищество. Препятствием к дружбе не могут быть недостатки: вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность. Дружба должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный. Еще Цицерон заметил, что «дружба возможна только между честными людьми». А Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Отвага нужна, как мы думаем, для достижения намеченной цели, для преодоления встречающихся на пути трудностей, испытаний. Так же важен еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на собственные». Мы обратили внимание и на высказывание древнегреческого высказывание Солона: «Упрекай друга наедине, хвали – публично». Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в своих силах, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Естественно, что друзья должны быть готовы к испытаниям, должны уметь выходить из затруднительного положения достойно, деликатно. Настоящая дружба строго избирательна. Испытанных друзей у человека немного. Карл Маркс писал: «я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею». Естественно, что дружба возникает неслучайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте. В ранней юности обостряется потребность утвердить себя, быть самостоятельным, глубже познать себя, других людей, определить свое будущее, испытать свои силы и чувства. Поэтому особо важной для юности становится дружба. Она незаменимая школа обмена мнениями, обсуждения смысла жизни и планов на будущее, выработки взглядов и убеждений. При этом ценится не только то, что дружба дает человеку какие-то преимущества и права, но и то, что она налагает на него серьезные обязательства. И воспринимается это с гордостью, как возможность утвердить и испытать себя. А. В. Мудрик в своей книге «О воспитании старшеклассников» писал: «Дружба важна для старшеклассников постольку, поскольку в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости. Именно в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости. Именно в общении с друзьями можно утвердить свое открытие мира и находить поддержку своим настроениям, чувствам и переживаниям». Нередко юноши и девушки тянутся к старшим, особенно тогда, когда видят во взрослом свой идеал. Незаметно для себя они стремятся подражать старшему другу, ценят его похвалу, прислушиваются к его замечаниям. Естественно, что юношей и девушек не может удовлетворять общение только со старшими. И закономерно: среди друзей у них преобладают сверстники. Это происходит потому, что юноши часто ищут в друге свое подобие, второе «я». В ранней юности друзей выбирают чаще всего среди ровесников своего пола. Но совершенно естественно появляется потребность в более интимной дружбе, возникает увлеченность лицам другого пола. Дружба в пору ранней юности между мальчиком и девочкой существенно отличается от однополой дружбы. Нередко она является своеобразной основой зарождающейся любви. Поэтому мы сейчас будем говорить о самом благородном и высоком чувстве – любви. Любовь почти всегда означает чувство самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Это особенно характерно для любви между мужчиной и женщиной. Конечно, чувство любви, присущее современному человеку, стало таким благодаря длительному историческому развитию взаимоотношений между мужчиной и женщиной. На сегодняшний день в обществе созрело понимание большой нравственной ценности и силы индивидуальной любви. Вместе с осознанием этого любовь стали считать важной основой брака. А брак без любви все чаще признавался безнравственным. Ф. Энгельс писал: «И на бумаге, в теоретической морали и в поэтическом изображении, не было ничего незыблемого и прочно установленного, чем положение о безнравственности всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и на действительно свободном согласии супругов. Одним словом брак по любви был провозглашен правом человека». Сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключается по любви. И ничто не скрепляет супружество прочнее, чем взаимная любовь, а это самое главное условие прочности семьи.

Возникновение моногамной семьи

В настоящее время для любого цивилизованного общества нормой является половая связь только между супругами. Любые половые связи до или вне брака не регулируются обществом, не находятся под защитой закона. Чтоб понять причину этого, ознакомимся с современной точкой зрения на возникновение моногамной семьи. На протяжении миллионов лет предлюди вели образ жизни, который мало отличался от образа жизни современных высших обезьян. Они были объединены в стада, во главе которых стоял вождь. Считается, что в первобытном человеческом стаде существовали неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочерёдно с разными самками.

Прямохождение и переход к мясной пище должны были осложнить взаимоотношение в предчеловеческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Фактором, препятствующим полному уничтожению стада, могло служить создание устойчивых парных связей. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки любви присущей лишь человеку, и той высокой избирательности полового влечения, которое тоже является признаком, отличающим человека от всех других представителей животного мира.

Древние люди инстинктивно понимали, что при изоляции племен друг от друга появляется опасность вырождения, именно поэтому они не имели половых связей со своими соплеменницами по каким-либо причинам, им разрешалось вступать в половую связь с представительницами чужого племени. Постепенно контакты с другими группами людей становились все более тесными и частыми.

Выход на межгрупповые и межплеменные половые связи привел к тому, что за несколько тысячелетий в развитии человечества произошел гигантский скачек вперед. Половые контакты людей из разных групп способствовали их оздоровлению, увеличению числа крепких как физически, так и в психологическом плане людей. В результате образовались человеческие роды.

С появлением родов половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, которые должны быть признаны обществом. Впервые такие обязанности возникли с появления группового брака, представляющего собой союз родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, прежде всего, возникли права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата. Однако понимать сущность матриархата как полное главенство женщины над мужчиной было бы не верно. Будучи ограниченными в своих действиях беременностью, родами, вскармливанию детей, их воспитанием, женщины почти не участвовали в добывании пищи и зависели от мужчин, уходящих на охоту. Группы мужчин и женщин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. К этому времени происходят сложные изменения в структуре общества, когда вновь созданная семья начала сама производить и добывать продукты. Перед парной семьей стояли крупные проблемы. Прежде всего, такая семья была как бы вне рода, вне группового брака. Мужчина должен был теперь сам обеспечивать возможность существования жены и детей. В ответ на это женщина стала оказывать мужчине посильные услуги – готовить пищу, заботиться о нем, шить одежду. Подобной сожительство между мужчиной и женщиной возникало все чаще. Однако, широкое распространение имели и многоженство, и многомужество, т. е. мужчина и женщина могли состоять в нескольких парных браках.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на передний план выдвигается мужчина. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится вынесение соблюдения супружеской безответственности. За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов – кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века почти во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялось законодательством.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено дифференцирование детей на законных и незаконных. Эти завоевания были ликвидированы контрреволюцией в 1794 году. Лишь Октябрьская революция 1917 года отменила все законы, которые ставили женщину в зависимость от мужчин. Граждане обоего пола стали полностью равноправны перед законом.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами всегда претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Современное виденье брака

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, другие родственники). Социологи на сегодняшний день выделяют три основных типа семьи: 1. традиционная, т. е. патриархальная; 2. неотрадиционная, где женщина находится в эксплуатируемом положении в отличие от 1, в котором жена зависит от мужа по каким-либо причинам; 3. эгалитарная семья, то есть семья равных.

Однако сегодня рядовой гражданин выделяет два вида семьи: официальная и неофициальная. Гражданская (неофициальная), характеризуется совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически неоформленной семьёй. Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, неосвещенные таинством венчания. Сегодня это определение распространилось на семейные союзы, непризнанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. В нашей стране по поводу незарегистрированного брака бытует много мнений. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьёзную должность. Сегодня многие пары предпочитают жить, не регистрируя свои отношения. Объясняют они это тем, что «женитьба – это всегда какие-то ограничения».

Нам известен такой пример. Мужчина и женщина живут вместе вот уже 6 лет, а на вопрос: «Почему вы не узаконите свои отношения?» - ответили: «Для этого нужны деньги». Ответом получили мои слова о том, что можно обойтись без грандиозного пира, а просто с родителями прийти в ЗАГС и узаконить свои отношения. В ответ мне опять возразили, сказав, что «когда появиться ребенок – тогда и поженимся». Получается, что люди просто не хотят брать на себя ответственность за «тех, кого они приручили».

Наверное, это даже к лучшему, судя по данным Росстата, в 2005 году на 100 заключенных браков приходится 55 разводов. Видимо, люди учатся на чужих ошибках и, не желая повторять горький опыт «дяди Вани, тети Мани», предпочитают не регистрировать свой брак.

Мы решили выяснить, что думают обо всем этом жители нашего города и провести свой небольшой социологический опрос. Задавали вопрос прохожим с 6 до 8 часов вечера тогда, когда многие шли с работы домой. Но, несмотря на усталость все останавливались и отвечали с большим удовольствием. Как мы для себя определили, анкетирование является либо дикостью, либо народ у нас очень приветливый и доброжелательный. Ведь в больших городах людей, просящих ответить на несколько вопросов, просто-напросто не замечают. Гражданам города Нефтекамск мы задавали всего лишь один вопрос: «Вы «за» гражданский брак, или «против»?» Сей вопрос, был задан как взрослому населению, так и молодому. Интересно, что среди молодых людей ответили «за» 52%, а среди взрослых положительный ответ дали 36 из 100.

Соответственно, среди «тинэйджеров» 48 против неофициального брака, а среди «предков» такого мнения придерживается большинство – 64%.

Во время анкетирования некоторые люди давали развернутые ответы.

Римма Эдуардовна, возраст которой за пределами бальзаковского, ответила: «По-моему, главное не штамп в паспорте, а отношения между людьми. Но, конечно, когда появляются дети союз двух взрослых людей лучше оформить официально».

Рамиля(23 года): « Конечно я за свободные отношения, несмотря на то, что в материальных вопросах зарегистрированный брак обеспечивает большую надежность. А если и вступать в брак, то только в зрелом возрасте».

Элина (30 лет): «Я сама живу в свободном браке, и поэтому считаю, что регистрация необязательна».

А её оппонентка – Ильвира утверждает обратное: «Я вот уже несколько лет живу в гражданском браке, поэтому думаю, что намного лучше, если брак зарегистрировать. Я против гражданского брака».

Сергей(40 лет): «Семья необходима в наши дни, но не в 20 лет. И конечно надо официально оформить свои отношения, хотя бы для уверенности».

Мария и Катя (по 18 лет): «Семья требует много забот и мешает карьере. Поэтому лучше вообще не выходить замуж».

Подводя итоги социологического опроса, можно говорить, что молодежь разделилась на два практически равных лагеря, т. е. среди «тинэйджеров» идеалистов и реалистов равное количество, а большинство людей постарше противники гражданского (незарегистрированного) брака, возможно, основываясь на жизненном опыте (своем или чужом не имеет значения) предпочитают надежные отношения.

Стадии развития семьи

Следующей ступенью развития отношений между мужчиной и женщиной является семья. Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Одновременно, семья есть и одна из фундаментальных институтов общества, и самый сплоченный и стабильный ячейкой социума в целом.

Семья, рождается – в социальном смысле – именно с момента заключения брака, оформленного в отделе Записи актов гражданского состояния специального документа, юридический закрепляющего союз двух взрослых людей. Брак – это исторический обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жениха и невесты и достижение ими определенного возраста. Препятствие заключению брака со стороны третьих лиц, в том числе родственников, может стать уголовно наказуемым деянием. Закон не допускает заключение брака между здоровым и психически больным человеком, между близкими родственниками, между братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными. Браки между близкими родственниками называют инцестом или кровосмесительными. Как правило, в таких случаях рождаются больные дети с признаками вырождения. Религиозный обряд брака не имеет юридического значения, то есть не порождает у супругов прав и обязанностей, защищаемых законом, государством. Из этого правила есть исключение: например, церковный брак был заключен до 1917 года, то он признается государством, потому что в момент возникновения имел юридическую силу. Сегодня, подтверждением заключения брака является свидетельство о заключении брака.

К нам в руки попали два свидетельства о браке: одно датируется 23. 01. 1930 года, второе 12. 03. 1997 года. Проведем сравнительную характеристику. Первое свидетельство о браке выдано Камалову Гатуфу Камаловичу и Хасановой Гизельхаят Хисамутдиновне 23 января 1930 года Сельским Советом в деревне Тузлукушево Чекмагушевского района.

По словам дедушки, Камалова Фаниля Гатуфовича, история этотого свидетельства такова: «Мой отец и моя мать зарегистрировали свой брак в мечети. А точнее мулла выдал им, после чтения никаха, свидетельство о заключении брака». На сегодняшний день такое свидетельство является большой ценностью. До 1918 года законным считался брак, которого благословил представитель религиозной конфессии, пока не был принят декрет о регистрации брака в государственных органах. Постепенно чтение никаха и венчания утратили свое значение, и многие пары ограничивались лишь регистрацией в органах ЗАГС. В стране, где «господствовал» атеизм, это было нормой.

После распада СССР в 1991 году, возобновилась традиция «скреплять союз двух сердец» религиозно. Примером служит второе свидетельство о браке, заключенном отделом ЗАГС администрацией города Нефтекамск. Этот документ выдан 12 марта 1997 года Тубилову Фанису Фуадовичу и Сабитовой Гольсире Гасимовне. Однако они не ограничились этим и получили благословение муллы.

Подытоживая вышесказанное, можно заметить, что в истории России существовал период, когда ее многонациональный народ отказался от соблюдения традиции и норм своих предков. В наше время заключение брака религиозно государством не признается, но приветствуется, как свидетельство высокого уровня нравственности российского народа.

После заключения брака рождается семья. Это и будет темой дальнейшего нашего исследования.

Социологи и демографы подчеркивают один важный момент – преемственность поколений. Под семьей, существующей в течении длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство – очень важная характеристика семьи. Она описывает, то что ученые именуют жизненным циклом семьи. Жизненный цикл семьи – последовательно значимых, этапных событий существований семьи – начинается с заключения брака и кончается либо его расторжением, либо с момента смерти одного из супругов.

Заключение брака первая или начальная стадия семьи. Обратим свой взор на фотографии 1960 года. Это фото было сделано по случаю бракосочетания Камалова Фаниля Гатуфовича и Халиковой Гаили Габдулхаковны (см. фото 1).

Эта была первая стадия развития семьи Камаловых. Она продолжается до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительского дома отселяется первый взрослый ребенок. Смотрите фото №2 – Камаловы Фаниль и Гаиля с двумя детьми – Наилей и Айдаром.

На третьей стадии идет процесс отселения взрослых детей. Ее называют «зрелой» фазой. Родители, которым уже за пятьдесят, становятся бабушкой и дедушкой.

На этой фотографии мы видим дедушку Камалова Фаниля в окружении внуков и взрослых детей. Внуки занимают опустевшее место после отъезда взрослых детей. Теперь это уже отношение между внуками и прародителями. Третью стадию иллюстрирует фото №4. Внуки Гульназ, Альбина и Алия.

Эта стадия заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушки и дедушки. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия – стадия «затухания».

Она заканчивается смертью одного или обоих супругов. Но в нашем случае не все так печально. Именно в начале четвертой стадии в жизни наших героев, Фаниля и Гаили, неожиданно для всех появилась Гульнур – четвертая внучка, еще один шанс перейти в третью стадию, возможно в самую дорогую и счастливую в жизни человека .

Нет брака – нет проблем?

В этой главе будут исследованы положительные и отрицательные стороны гражданского брака, то есть попросту сожительства, и официального зарегистрированного брака.

Гражданский брак – проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая, казалось бы, малость, как штамп в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра Ваш (надеемся, что нет) гражданский муж попадет «под машину». Вы не сможете оставить себе даже его фотографию, потому что, согласно ныне действующему законодательству, все совместно нажитое имущества отойдет его официальным родственникам.

С юридической точки зрения, гражданский брак – бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже только потому, что так интересней. Если вы любите человека, Вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если – нет, то, наверняка, Вы еще не уверены в избраннике «на все сто».

Но, все-таки, в каких же случаях гражданский брак – безусловное благо? Самый распространенный вариант – неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Неплохо какое – то время пожить вместе. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, Что легче будет расстаться, нежели обрекать (по-другому и не скажешь) себя на семейную жизнь.

Гражданский брак прописан молодым людям, достигшим совершеннолетия, у которых желание любить и быть любимыми намного превышает финансовую состоятельность. Такой вид брака может быть временной формой личной жизни – на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в, так скажем, стабильно-семейные, они изначально создаются как временные, партнер для них подбирается совершенно по иным критериям, чем для семьи. Неофициальную разновидность брака выбирают люди с уже состоявшейся биографией («звезды» различной «величины»), потому как гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству.

Существуют, наряду с, так скажем, положительными сторонами гражданского брака, отрицательные его проявления. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, нет уверенности в серьезности намерений партнера. Лишены они и определенного социального статуса.

Основной враг гражданских браков – общественное мнение. Которое далеко не всегда принимает подобные эксперименты, считая их в какой-то степени экстравагантными и несерьезными, что не все «экспериментаторы» пропускают «мимо ушей». Так, чтобы успешно продвигаться по карьерной политической лестнице, Вам не только придется обзавестись официальным супругом, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни.

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, которые, в процессе первичной социализации, довольно болезненно воспринимают насмешки со стороны так называемых «агентов» социализации (в нашем случае «агентами» выступают друзья, школа). Здесь совет один: объяснить ребенку, что он вполне себе может гордиться тем, что его семья не похожа на другие, - это не последняя ситуация в жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Теперь поговорим об официальном браке. Вообще, брак есть юридически оформленный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности, и имеющий целью рождение и воспитание детей.

Юридическое оформление брака состоит в его регистрации, имеющей правообразующее значение. Законодательством предусмотрено, что только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает правовые последствия (статья 10 Семейного Кодекса Российской Федерации). К зарегистрированным приравниваются религиозные браки, совершенные до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния. С фактическими супружескими отношениями последствия не связываются.

Регистрация брака порождает взаимные права и обязанности супругов; имеет доказательственное значение: свидетельство о браке является доказательством наличия брака, оно предъявляется для осуществления ряда прав - на алименты, пенсионных, наследственных и других.

Порядок заключения брака установлен в статье 11 Семейного Кодекса Российской Федерации и в федеральном законе от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи лицами, намеревающимися вступить в брак, заявления в ЗАГС. Месячный срок предназначен для проверки серьезности намерений лиц, вступающих в брак, а, следовательно, направлен не предотвращение легкомысленных браков. Семейный Кодекс РФ допускает при наличии уважительных причин сокращение этого срока, но не более чем на один месяц органом ЗАГСа по месту государственной регистрации заключения брака. Причинами сокращения месячного срока могут быть признаны: призыв на срочную военную службу, предстоящий отъезд будущего супруга, находящегося на военной службе или приехавшего на короткий срок для регистрации брака, беременность, срочный выезд в командировку, рождение ребенка и прочие. Уважительность причин сокращения срока регистрации брака подтверждается соответствующими документами.

Увеличение месячного срока может быть обусловлено тяжелой болезнью одного из супругов, лишившей его возможности явиться в загс, срочным отъездом, в случае поступления заявления о наличии препятствий к регистрации брака (для их проверки) и т. д. Срок на заключение брака может быть установлен по инициативе органов ЗАГС. После регистрации брака супругам выдается свидетельство о браке, подтверждающее его заключение.

Сама по себе подача заявления в ЗАГС никаких правовых отношений для лиц, подавших в загс заявление, не устанавливает. Отказ от вступления в брак не влечет никаких правовых отношений для лиц, подавших заявление в загс.

Заключение брака происходит в торжественной обстановке, но для этого необходимо согласие лиц, вступающих в брак. Не исключено, что будущие супруги откажутся от торжественной процедуры регистрации. Но если они настаивают на торжественной обстановке, то органы ЗАГСа обязаны ее обеспечить.

В результате брака помимо личных неимущественных отношений, таких как право на определение фамилии при заключении брака и в период существования супружеского союза, право на свободный выбор занятий и других, у супругов возникают также имущественные права и обязанности (под имущественными понимают права и обязанности супругов, имеющие имущественное содержание).

Однако, жизнь, следующая за вступлением в брак, - семейная жизнь – не всегда источник радости. Но и развод, если семейная жизнь не сложилась, не стоит рассматривать как спасение от конфликтов и бытовых трудностей. Супруги, как правило, взрослые люди и сами вправе принимать решение о том, жить им вместе, или нет. Но не следует забывать о «возникшем вследствие брака» ребенке, ведь он может довольно болезненно воспринять расставание мамы и папы.

Каждый год в России регистрируется 500-600 тысяч разводов, в результате чего от 400 до 600 тысяч детей остаются с одним из родителей, в большинстве случаев с матерью.

По мнению социологов, браки оказываются неустойчивыми, если проблемой становятся отношения супругов с родственниками. Также очень серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с работой жены и разделением домашних обязанностей. Жены часто жалуются. Что их мужья мало «получают». В то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства.

Конфликты конфликтами, а как поступить с ребенком? Сама ситуация развода и возникшие в связи с ней новые проблемы требуют особенного внимания родителей прежде всего к самим себе, честной и самокритичной оценки собственных побуждений. Родителям, думаем, следует сразу договориться о совместном воспитании ребенка, создать все необходимые условия для его полноценного развития.

Хотя, при любых условиях, детям разведенных родителей живется несладко: где финансовые дела подкачают, где зависть просыпаться начнет. Поэтому всегда следует помнить, что «мы в ответе за тех, кого приручили», в нашем случае – за детей.

Рассмотрим брачное состояние населения на 1000 человек в возрасте 16 лет и более.

Интересным является тот факт, что в период с 1989 по 2002 гг. число никогда не состоявших в браке и разведенных резко возросло, а количества людей, состоящих в браке, стало на четыре человека меньше; число овдовевших осталось практически на том же уровне. Это связано, по нашему мнению, с политикой «перестройки». До 1995 года СССР не «общался» с западными странами-соседями, где регистрация брака не имела большого значения. После того, как Горбачев открыл «дверь в Европу», к нам стали стремительно проникать моральные устои Запада, в число которых входил неофициальный брак. Также социологи выявили такую тенденцию: число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин на 65 тысяч человек.

В качестве вывода можно указать несколько существенных различий между гражданским и зарегистрированным браком.

Это, во-первых, определенная уверенность в завтрашнем дне, присущая браку официальному, которой нет в гражданском браке. Во-вторых, переход от неофициальных отношений встречается гораздо чаще, чем переход обратный. Ну и, наконец, в-третьих, зарегистрированный брак способствует более успешной социализации детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)