Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что такое искусство

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело. Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.

Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

Искусство оказывает на человека и моральное, и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств. История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным толчком для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д. Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т. е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина: «Глаголом жги сердца людей». Думается, в этом истинное предназначение искусства.

В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Человек благодаря общению с искусством стремится сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя.

Прошло уже более 65 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

« Когда грохочут пушки – музы молчат» - эту фразу опровергают работники искусства, которые положили огромный труд на поддержку духа защитников Родины и работников тыла. Музы не молчали. Работники культуры и искусства воодушевили народ на борьбу: писатели – пламенным словом, артисты – вдохновенной игрой, художники – ярким плакатом, композиторы – призывной песней. Война часто вызывает могучий взлёт духовной деятельности, рождает новые произведения и целые направления в искусстве. Война вдохновляла писателей, поэтов, художников, композиторов на бессмертные творения, и история даёт этому массу примеров.

«Куйбышев – культурная столица в 1941-1945г. г. » - эта тема важна для воспроизведения полной картины истории нашего города. Задумывая эту работу, мы поставили перед собой цель, показать роль Самары в сохранении культуры в трудное для страны время. Находясь в Куйбышеве люди трудились не покладая рук, творили для страны, поддерживали дух народа. Важно было сохранить народное единство. Культурная жизнь, не остановившаяся во время войны, немало этому способствовала. Самара стала культурным центром, поэтому нельзя недооценивать вклад нашего города в Победу Великой Отечественной войны.

I. Музы не молчали

15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение, учреждавшее по сути «запасную столицу» в Самаре (тогда г. Куйбышев). Почему именно нашему городу суждено было стать запасной столицей? Близость к фронтам, один из важнейших в государстве железнодорожных узлов, прямое сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, центр одного из крупнейших военных округовНу а, Волга – транспортная магистраль, защищавшая город с запада.

В Самаре в начальный период войны решались многие сложнейшие вопросы военно-хозяйственного, мобилизационного и внешнеполитического характера. Итак, г. Куйбышев (Самара до 1935 и с 1991) в годы Великой Отечественной войны превратился в столицу тыла. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, учреждения культуры, был построен бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность. Резко изменился состав населения за счет предприятий, учреждений и населения, эвакуированных из Москвы и других крупных городов Союза, за счет правительственных учреждений и дипломатических корпусов. Одновременно город стал и культурным центром.

Культурная жизнь области в годы войны была весьма интенсивной. В Куйбышеве в эвакуации находились Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. В первые месяцы войны из Ленинградской государственной библиотеки в нашу область было эвакуировано более миллиона уникальных книг, в том числе и знаменитая библиотека Вольтера. Здесь жили в это время Дмитрий Шостакович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Валерия Барсова и другие известные композиторы, певцы, музыканты. Разумеется, влияние этих выдающихся коллективов и мастеров искусства на формирование эстетических взглядов трудящихся области было огромным.

Несмотря на трудности военного времени, в области расширилась сеть творческих коллективов. Был создан симфонический оркестр, организован музыкальный лекторий госфилармонии.

Небывалого размаха достигла музыкальная жизнь. Именитые артисты, прославленные коллективы вели здесь широкую концертную деятельность. Читая скупые строки архивных документов и периодическую печать того времени, поражаешься богатству и разнообразию, а главное, высочайшему уровню культурной жизни. Невольно возникает картина непрерывного бурного потока художественных событий, как бы непрекращающихся концертов в госпиталях, клубах, театрах, концертных залах, воинских частях. Поражает и тяга людей к музыкальному искусству.

Документы тех лет свидетельствуют о переполненных залах, где звучала классическая музыка, о живейшем интересе к опере, оперетте. Даже ночные эстрадные концерты в фонд обороны давали полные сборы. Это после 10-часового рабочего дня при полуголодном режиме и тревожных сводках Информбюро.

1. « Самара – это город, который пригрел в войну Большой театр».

Деятельность Большого театра СССР в военном Куйбышеве – интереснейшая страница в истории его музыкальной культуры. 1941 был очень тяжелым для Большого театра. 14 октября 1941 года правительство, проявило особую заботу о сохранении творческих кадров и художественных ценностей эвакуировало работников Большого театра с их семьями в город Куйбышев. Здание театра в Москве опустело.

В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев. В первые дни на сцене Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы "Травиата" и балет "Лебединое озеро". В апреле 1942г - новая премьера, подготовленная хором, оркестром и солистами ГАБТ: кантата С. Прокофьева «Александр Невский». В октябре того же года состоялась Декада советской музыки, в программу которой наряду с произведениями Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, С. Прокофьева, Н. Мясковского вошли лучшие произведения местных композиторов.

А в конце 1942 года были показаны премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. Юровского. В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов.

С начала октября 1941 года тремя эшелонами сюда прибыли 500 артистов и сотрудников театра. Среди них В. Барсова, И. Козловский, М. Михайлов. М. Рсйзен, О. Лепешинская, А. Мессерер, А. Пирогов, В. Лубенцов, А. Ермолаев, Г. Жуковская, Б. Златогорова, Е. Межерауп, Е. Сливинская, С. Остроумов, А. Батурин. Б. Бугайский, П. Норцов, С. Красовский, С. Стрельцов, народный артист СССР С. Самосуд, народный артист РСФСР Ю. Файер, народный артист СССР Л. Штейнберг, заслуженный деятель искусств РСФСР А. Мелик-Пашаев и профессор В. Небольсин. В составе труппы прибыли также главный художник П. Вильямс, художник М. Петровский, главный хормейстер М. Купер и другие.

Один год и 9 месяцев без отпусков и выходных, при неустроенном быте, с постоянной тревогой о родных и близких, выдающиеся вокалисты, дирижеры, артисты балета и оркестра, художники, режиссеры несли высокое искусство труженикам тыла и бойцам, отправлявшимся на фронт.

Местная периодика достаточно полно освещает работу Большого театра: «ГАБТ за время пребывания в Куйбышеве дал ряд спектаклей из своего основного репертуара в концертном или полном сценическом оформлении. Одновременно с текущей работой театр провел ряд концертов, в которых принимала участие, наряду с ведущими артистами театра, и талантливая молодежь. Кроме спектаклей, театр ежедневно дает несколько концертов в госпиталях, воинских частях, на заводах, предприятиях и в школах города. Артисты ежедневно участвуют в культурно-художественной жизни города, выступая в филармонических концертах, по радио, руководят художественной самодеятельностью в воинских частях, на фабриках и заводах».

Труппа ГАБТ взяла шефство над окружным военным госпиталем. В декабре 1941 года в нем состоялось торжественное заседание, посвященное принятию шефства, а в заключении - большой концерт, в котором участвовали лучшие артистические силы Большого театра. В течение всей эвакуации в госпитале прошли десятки концертов, бойцы встречались с искусством Максаковой, Скобцова, Златогоровой, Межерауп, Норцова, Леонтьевой, Большакова, Сливинского, Хромченко и многих других артистов.

Помимо госпиталя артисты давали концерт в спец. авиачасти на поляне Фрунзе, в Доме Красной Армии (ОДО).

Были весьма распространены совместные выступления солистов Большого театра и артистов филармонии, куйбышевских театров драмы и музкомедии.

Ритм концертной жизни артистов Большого театра был неправдоподобным, сумасшедшим по своей интенсивности. Оперные и балетные звёзды поистине совершали творческий подвиг.

Формальными сроками окончания эвакуации стали 13-22 августа 1943 года (Последние спектакли ГАБТ состоялись 11 июля 1943 года: "Евгений Онегин" утром, "Дон Кихот" вечером. С 12 июля работникам театра был предоставлен отпуск. 13 августа началась реэвакуация. ), но глубочайшая творческая связь Большого театра с Куйбышевым не закончилась. Артисты ГАБТ приезжали потом на гастроли и во время, и после войны. В частности, И. С. Козловский уже 26 и 27 ноября 1943 года выступал на сцене Дворца культуры имени Куйбышева. Позже он скажет: «Самара - это город, который пригрел в войну Большой театр».

2. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом я посвящаю свою симфонию».

5 марта 1942 года в Куйбышеве, впервые в стране, оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда, подкрепленный в своем составе самарскими музыкантами, в том числе, и из оркестра филармонии, исполнил Седьмую ("Ленинградскую") симфонию Д. Шостаковича. Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою симфонию", - написал композитор.

В книге С. М. Хентовой подробно описан эпизод о прибытии Шостаковича в Куйбышев. Почти без вещей, без денег, с двумя детьми на руках, удручённый пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии. Вместе с композиторами P. M. Глиэром, А. И. Хачатуряном, В. Я. Шебалиным, Д. Б. Кабалевским, пианистом Э. Г. Гилельсом, дирижёром Б. Э. Хайкиным, скрипачом Д. Ф. Ойстрахом, художником Н. А. Соколовым. Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 81, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра.

В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали чемоданчик с партитурой. Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в квартире № 13 по улице Фрунзе 140 « И сразу комната стала прибежищем для многих знакомых и малознакомых людей: кто оставался на ночлег, кто просто заходил «на огонёк», зная, что встретит заботу и участие. Кормили чем могли». Постепенно преодолевались угнетённость и растерянность первых дней пребывания композитора на куйбышевской земле. После очередной неудачной попытки добровольцем уйти на фронт , Шостакович взялся за работу.

Уже в начале ноября 1941 года газеты известили о творческом вечере Д. Д. Шостаковича. Интенсивность и многогранность концертной и общественной работы Шостаковича в Куйбышеве поразительны. Неоднократно выступал он в филармонии, в драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, ездил по госпиталям. Играл и свои произведения, и классику.

Его можно было встретить на улице, он иногда заходил в 1-ую музыкальную школу. Здесь педагоги музыкального училища, закрытого в военные годы, продолжали заниматься со своими студентами. Он был доступен для общения.

В ноябре семья переехала в двухкомнатную квартиру (ул. Фрунзе, 146), получила продуктовые карточки, и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность. Незаконченная Седьмая «Ленинградская» симфония мучительно звала, притягивала всё существо. И вот в декабре 1941 года она полностью захватила композитора. 27 декабря симфония была закончена.

Интерес к произведению был огромным. Еще 16-го февраля, больше, чем за полмесяца до премьеры, "Правда" опубликовала статью Алексея Толстого. Он был одним из тех, кто слушал репетиции симфонии и кому было дано понять масштаб предстоящего события.

Местная газета "Волжская коммуна" в преддверии премьеры и на следующий день после нее посвящает ей целые страницы. Концерт транслировался по всей стране. На другой день после премьеры микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось её восторженное шествие по лучшим оркестрам мира. Эхо концерта разнеслось по всему миру.

В военном Куйбышеве были созданы и другие произведения: опера «Игроки» (по Н. Гоголю), Вторая фортепианная соната, сюита «Родной Ленинград», романс «Сыну» (на сл. У. Ралея в переводе Б. Пастернака), «Сонет 66» (на сл. В. Шекспира), романсы «Макферсон перед казнью», «Дженни», «В полях под снегами» (на сл. Р. Бёрнса в переводе С. Маршака), песня «Королевский поход» (на англ. нар. текст в переводе Маршака), музыка к спектаклю ансамбля НКВД «Отчизна», оркестровка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Именно здесь, на Самарской земле, была задумана Восьмая симфония, восстановлена и завершена опера погибшего на фронте любимого ученика В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Известны и публицистические работы, написанные в Куйбышеве в 1941-1942 годах: статья в газете «Известия» (13 февраля 1942 года) «Моя Седьмая симфония», аннотация к Седьмой симфонии в программе концерта (5 марта 1942 года), рецензия на постановку Большого театра оперы М. Глинки «Иван Сусанин» в газете «Правда» (7 мая 1942 года), статья «Замечательный оркестр» в «Литературной газете» (1 августа 1942 года), статья «Выдающийся музыковед» (об А. С. Оголевце в газете «Волжская коммуна» 14 января 1943 года).

В октябре-ноябре 1942 года состоялись два авторских концерта, в которых принимал участие сам композитор.

Музыкально-общественная работа Шостаковича в Куйбышеве имела решающее значение для развития творческой жизни и музыкального образования города.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза композиторов, который возглавил Шостакович.

В 1942 году Союз композиторов провёл «Открытый конкурс на лучшее музыкальное произведение всех жанров, посвящённое 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции».

27 авторов представили на конкурс 58 произведений. Председатель жюри - Д. Д. Шостакович.

Известно, что Дмитрий Дмитриевич охотно помогал куйбышевским композиторам: В. Н. Денбскому, А. Ю. Ожарко, А. Я. Пейсину, Л. Ф. Другогву. Леонид Филиппович Другов рассказал, что в течение всего времени пребывания Шостаковича в Куйбышеве тесно общался с этим великим мастером, консультировался, показывал свои произведения, наброски. Куйбышевские музыканты, вспоминая работу в Союзе композиторов и встречи с Шостаковичем, неизменно подчёркивали его особую деликатность, интеллигентность. Он всегда был внимателен к людям, готов помогать чем мог.

Общественная работа отнимала много времени и сил. Вместе с московским композитором М. М. Черёмухиным он организует в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В. В. Барсовой и художником В. П. Ефановым работает в оргкомитете создававшегося весной 1942 года филиала Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Он занимается приглашением в Куйбышев именитых музыкантов, устраивает встречи и дискуссии, вникает во все мелочи композиторской организации, работает консультантом Комитета по делам искусства при Совете Народных Комиссаров СССР, в ноябре 1942 г. выступает с пламенной речью на антифашистском митинге работников литературы и искусства.

Величайший композитор двадцатого столетия жил и работал в Самаре - Куйбышеве 1 год и 5 месяцев.

3. Деятельность самарской филармонии во время Великой отечественной войны.

Незадолго до войны (5 апреля 1940года) была создана куйбышевская филармония. При куйбышевской филармонии функционировали Передвижной оперный театр, Студия эстрадного искусства (затем – Театр эстрады и миниатюр), Хор русской песни (позднее – ансамбль песни и пляски), лекторий, передвижной оперный театр, струнный квартет, симфонический ансамбль.

В ноябре 1941 г. филармония лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному театру оперетты. А осенью 1941 г. была эвакуирована из Москвы труппа Большого театра. Ей передали здание местного оперного театра, а его коллектив переехал в здание филармонии - “Олимпа” под названием “передвижного театра оперы”. Но как ни странно, масштаб концертной деятельности филармонии рос от месяца к месяцу. Появилась новая слушательская аудитория, которую составили эвакуированные из разных городов страны. Филармония должна была проводить и концерты солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера советских композиторов, многие из которых жили и работали в это время в Самаре (Дмитрий Шостакович, Юлиан Крейн, Константин Щедрин, проводивший заседания членов Союза композиторов, - отец Родиона Щедрина). На сцене филармонии давали вечера камерной музыки самарские музыканты, выступали артисты Театра эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского.

Особый интерес представляет программа английской музыки, представленная 19 октября 1942 года в помещении Драмтеатра. Этот концерт прошел по инициативе Союза композиторов. Английское посольство подарило в Куйбышеве Всесоюзному обществу связи с заграницей ноты произведений английских композиторов. Лучшие партитуры были отобраны для исполнения в открытом симфоническом концерте, который организует в Куйбышеве ВОКС совместно с Куйбышевской филармонией. В концерте прозвучали произведения Р. Уштьямса, Д. Астрланда, С. Станфорда, Э. Эльгара, Ф. Делиуса.

М. П. Максакова исполнила две народные песни, в частности, "Колыбельную" Кирилла Скота.

Но вот Большой театр возвращается в Москву, уезжают из Самары многие видные музыканты и артисты, переводят на работу в столицу и директора

А. К. Щепалина. Всё возвращается на круги своя.

После 3-х летнего перерыва и последующего за ним срочного ремонта (не хватало даже дров для отопления!), 7 декабря 1943 г. в “Олимпе”, снова возвращенном филармонии, состоялся первый симфонический концерт объединенного оркестра филармонии, оперного театра и музкомедии. В программе - музыка всеми любимого Чайковского. Дирижировал А. А. Эйхенвальд, руководивший оркестром оперного театра.

Спустя несколько месяцев, самарская музыкальная жизнь обогатилась новым знаменательным явлением: с гастролями приехал дирижер Государственного симфонического оркестра СССР Натан Рохлин, “человек-оркестр”, умеющий играть почти на всех существующих инструментах. За несколько репетиций, в концертах он добился от музыкантов “ансамблевой точности и сочности, даже пленительности звучания”. Обаяние его личности, мастерство стали залогом длительных творческих отношений с артистами нашего оркестра еще в течение многих и многих лет. Появление его за пультом на сцене филармонии с радостью и трепетным волнением ожидали сотни любителей музыки.

В 1945 г. выделился в самостоятельную творческую структуру музыкально-литературный лекторий, существующий и поныне. Не будет преувеличением сказать, что благодаря усилиям артистов лектория многие жители сел и деревень самарской области впервые увидели и услышали многие музыкальные инструменты, классическую музыку, узнали множество имен отечественных и зарубежных поэтов, писателей и композиторов. Именно они, артисты лектория, жертвуя порой большой сценой ради идеи музыкального просвещения и обрекая себя на тяготы походной жизни, были тем недостающим связующим звеном, без которого рассыпалась бы золотая цепь искусства.

Почётной и ответственной была в годы войны работа артистов эстрады. В1943 году бригада возглавляемая Яном Ядовым дала за 4 месяца 208 концертов. Все члены бригады были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Любимица самарской публики Верочка Зенкевич с фронтовой бригадой добралась до Берлина и в день Победы пела на его улицах “Ах, Самара-городок”. Ей, также как и другой артистке Самарской филармонии, певице Наталье Снегиревой, была объявлена благодарность и выдана грамота от лица Верховного главнокомандующего “За овладение Берлином”. После войны они долгое время продолжали трудиться в филармонии, объездили с концертными группами лектория почти всю Самарскую область

А знаменитый дуэт Демидовых - отец и сын, концертная гармоника и баян, - кто не знал их в Самаре? Они составляли один из самых популярных номеров самарской эстрады с 30-х до середины 60-х годов. Объездили во время войны с концертами страны западной Европы, были и в Порт-Артуре.

Всего работники искусства Куйбышевской области дали 23 949 концертов и спектаклей, на которых присутствовали 12200600 человек.

4. Деятельность куйбышевских театров в годы войны.

Эвакуация столичных театров оказала большое влияние на местные театры.

К началу Великой Отечественной войны в г. Куйбышеве работали два музыкальных театра — театр оперы и балета и театр оперетты.

Решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 13 июля (1941 г. ) оба театра были объединены и вновь созданный единый музыкальный театр получил название «Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии».

Объединенный музыкальный театр начинал свое новое существование в условиях суровой военной действительности, потребовавшей от всего коллектива самоотверженной и напряженной работы.

В коллектив объединенного театра вошли лучшие работники обоих театров. Объединенному коллективу предстояло заново создавать свой театр, осваивая оба жанра. Весь хозяйственный инвентарь обоих театров также поступил в распоряжение объединенного театра. Однако инвентарь театра оперы и балета понес значительный ущерб в связи с тем, что декорации и часть костюмов перед самым началом войны были отправлены в г. Орджоникидзе, куда театр должен был выехать на гастроли. Весь этот инвентарь для театра был утерян полностью. Таким образом театр мог ставить в основном только музыкальные комедии и оперные спектакли с самым несложным оформлением. В таком положении театр работал с 9 августа до половины октября 1941 г. , когда в г. Куйбышев прибыл Государственный академический Большой театр СССР. Театр Дворца культуры, в помещении которого работал театр оперы, балета и музкомедии, был предоставлен в распоряжение ГАБТ СССР, а Куйбышевский музыкальный театр переехал в театральное помещение по ул. Фрунзе, д. № 141, где помещалась филармония. Здесь, в этом здании, протекала и складывалась жизнь театра в наиболее сложный и ответственный период его становления.

Вся работа театра должна была быть перестроена и подчинена основному лозунгу военного времени «Все для фронта, все для победы!». Театр должен был средствами искусства воспитывать чувство патриотизма, любовь и гордость советским искусством, советской культурой, на которую посягал оголтелый враг. Театр должен был обслуживать трудящихся тыла, отдающих все свои силы обеспечению фронта всем необходимым для победы, обслуживать воинские части и госпитали в тылу и действующие части Красной Армии. Двум коллективам двух различных музыкальных жанров предстояло спаяться в единый коллектив и создать единый музыкальный театр, обеспечивающий творческий рост и развитие обоих жанров.

Если до эвакуации в г. Куйбышев ГАБТа СССР театр еще ставил оперные спектакли, то после приезда Большого театра музкомедия стала основой его репертуара. Ни для театра, ни для зрителя не было смысла в дублировании оперных постановок в худшем издании.

В 1941 г. театр выпустил два новых спектакля — советскую оперетту «Взаимная любовь» и классическую оперетту «Цыганский барон».

1942 г. театр выпустил премьеру — «Сильву» Кальмана. К 24-й годовщине Красной Армии театр выпустил спектакль «Чапаевские дни», на музыку композитора Я. Л. Фельдмана.

Основной и важнейшей для театра постановкой в 1942 г. был спектакль «Табачный капитан» (текст Н. Адуева, муз. А. Эйхенвальда). Пьеса, как и музыка к ней, были написаны по заказу театра. В Куйбышеве была осуществлена ее первая постановка, в которой и автор пьесы и композитор принимали деятельное непосредственное участие. Этот советский музыкальный спектакль, выпущенный театром к 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, сыграл огромную роль в творческой жизни театра. Напряженная работа, направленная к созданию яркого патриотического спектакля, творческий подъем и атмосфера ответственности за общее дело крепко сплотили весь коллектив, сделав его действительно единым, монолитным.

Общественность города горячо приняла и высоко оценила этот спектакль.

Таким образом, 1942 год стал годом становления театра, годом интенсивных поисков творческого лица, собственного творческого почерка.

Зима 1942/1943 гг. сложилась очень трудно для театра из-за запущенного состояния помещения, в котором он работал. Необорудованное, холодное здание невозможно было отеплить в должной мере. Балет репетировал в валенках, оркестр — в перчатках. Когда температура воздуха начинала угрожать здоровью артистов, репетиции отменялись, но спектакли шли каждый вечер.

Согласно репертуарному плану на 1943 г. 2 июля театр выпустил русскую классическую оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Подготовка этой оперы потребовала от коллектива большой и напряженной работы. Для поднятия музыкальной культуры спектакля музыкальное руководство им было поручено народному артисту СССР дирижеру Л. П. Штейнбергу. Оркестр был пополнен музыкантами ГАБТа. Оформлял спектакль художник М. В. Кожин. В данной стадии становления театра постановка спектакля «Снегурочка» была серьезным достижением.

За 1943-1945 зрители увидели следующие спектакли: музыкальная комедия Гаджибекова «Аршин Мал-алан», оперный спектакль «Риголетто», оперетта И. Кальмана «Сильва», русский классический оперный спектакль «Евгений Онегин» Чайковского, спектакль «Перикола» Оффенбаха, оперетта Кальмана «Марица».

Одним из важнейших участков деятельности театра в годы Великой Отечественной войны была военно-шефская работа. Формы ее были чрезвычайно разнообразны. Сюда относилось художественное обслуживание воинских частей и госпиталей, призывных пунктов и агитпунктов на вокзалах, помощь красноармейской самодеятельности и шефские концерты и спектакли на стационаре, помощь семьям фронтовиков внутри коллектива и сбор средств в фонд семей фронтовиков, организация посылок на фронт и сбор средств на танковую колонну, эскадрильи «Валериан Куйбышев», «Советский артист», (фонд Главного командования, фонд Сталинграда), шефство над госпиталем и посылка бригад на фронт. Все бригады, направленные на фронт театром, получили высокую оценку своей деятельности со стороны бойцов и командования обслуживавшихся воинских частей. Фронтовая работа театра неоднократно отмечалась приказами Комитета по делам искусств при СНК СССР и центральной прессой.

Драматический театр им. М. Горького поставил в годы войны 39 спектаклей. Героика и патриотизм, беззаветная преданность народу – вот основа репертуара театра военных лет. Он одним из первых в стране успешно поставил пьесы А. Корнейчука «Фронт», «Нашествие» Л. Леонова, «Русские Люди» и «Парень из нашего города» К. Симонова, «Офицер флота» А. Крона. Большой популярностью пользуются и спектакли классического репертуара: «На дне» М.

Горького, «Бешенные деньги» А. Островского, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Событием театральной жизни стала постановка спектакля «Ключи Берлина», который шёл четыре – пять раз в неделю. Эта пьеса о победоносном походе русских войск при императрице Елизавете Петровне, кончившемся взятием Берлина.

«Ключи Берлина» шли с неизменным успехом, и фраза Аргамакова в адрес немцев: « Помните, что мы до Берлина дошли, а вам никогда до Москвы не дойти», - вызывала всегда бурю аплодисментов.

Театр стал заполняться до отказа. В зрительном зале появились москвичи: партийные и общественные деятели, учёные, писатели, художники, артисты. На премьерах тетра, а также на ночных «понедельниках» (встречах работников искусств и литературы, организованных ВТО) можно было увидеть А. Толстого, А. Афиногенова, Емельяна Ярославского, И. Эренбурга, Д. Шостаковича, И. С. Козловского, В. В. Барсову, С. Самосуда и других.

Целые ряды в партере были заняты секретарями, советниками, военными атташе и самими послами миссий, аккредитованных при правительстве СССР.

Есть огромный исторический смысл в том, что театр не только продолжал работать, но и создавал спектакли большого художественного значения.

В годы войны театральный коллектив был занят не только постановкой спектаклей. Широка и значительна была его общественная деятельность. В общей сложности 1 миллион 100 тысяч рублей собрал коллектив на укрепление обороноспособности страны.

Группа актёров – И. Щеглова. Л. Леонидов и другие – провела на фронте около 200 дней, дав для бойцов 485 концертов. А концерты в госпиталях, эвакопунктах и воинских частях, находящихся в тылу, продолжались изо дня в день. 89 работников театра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. ». В одном этом факте – красноречивая оценка напряжённой творческой жизни театра в суровые сороковые годы.

5. «Окна ТАСС».

Вся работа художественного музея в военное время подчиняется задачам патриотического воспитания народа. В музее экспонируются первые антифашистские сатирические «Окна ТАСС», открывается большая выставка «Историческое прошлое советского народа», раскрывшая в произведениях искусства героические страницы борьбы русского народа с иноземными захватчиками.

С первых же дней Великой Отечественной войны в жизни Куйбышева — города, находящегося в глубоком тылу,— ощущался ритм военного времени. Уже в июньские дни 1941 года в витринах магазинов на Куйбышевской улице, в окнах Дворца культуры им. В. В. Куйбышева появились первые военные плакаты «Окон ТАСС», возрождающие традиции знаменитых «Окон РОСТА» времен гражданской войны. Был создан штаб «Окон ТАСС», который вскоре стал одним из центров выпуска плакатов в стране.

«Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами и в течение длительного времени, делались по трафаретам и небольшими тиражами. При этом их можно было исполнять очень быстро, что давало возможность оперативно откликаться на события сразу после сообщений последних известий с фронтов Отечественной войны.

В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах,— в три смены. Одни художники делали оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж

Плакаты «Окон ТАСС», острые по содержанию, яркие и эмоциональные по форме, производили сильное впечатление и выразительностью языка. Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов С. Маршака и Демьяна Бедного.

Плакат в военные годы вновь стал одним из ведущих видов искусства. В Куйбышеве тогда устраивались выставки плаката: местного художника П. Бунакова, графика и сатирика, ленинградского мастера И. С. Астапова .

Живописные произведения первых военных лет — начало воплощения темы Великой Отечественной войны в советском изобразительном искусстве. Картины, как и графические листы той поры, носят несколько репортажный характер, но в них — стремление раскрыть героические образы защитников Родины, передать единство советского народа в дни тяжких испытаний.

Произведения куйбышевских мастеров, созданные в годы Великой Отечественной войны, и сегодня волнуют зрителей глубокой правдивостью изображения событий, фактов, человеческих характеров. Их отличает суровость и аскетизм. В них ничего не приукрашено, не придумано. Драматические пейзажи войны выполнены авторами с натуры, и именно потому они особенно дороги нам. Это правдивые документы великой героической эпохи, имеющие непреходящую художественную ценность.

Произведения, созданные в Куйбышеве в годы войны, находятся в собрании Куйбышевского художественного музея.

Когда в силу военной необходимости музей вынужден был временно свернуть свои коллекции, его сотрудники продолжали нести боевую вахту, ведя пропагандистскую работу в воинских частях, на фабриках и заводах. Совместно с Союзом Художников они принимают активное участие в подготовке и организации художественных выставок – «Отечественная война» (1942), выставка произведений художников Куйбышевской области в честь XXV годовщины Красной Армии (1943), Куйбышевская область в дни отечественной войны (1944), Художники в дни войны (1945).

За годы войны было организовано 8 выставок, на которых экспонировалось 612 картин и рисунков на тему Великой Отечественной войны. Выставки посетили более 300тыс. человек.

Продолжала увеличиваться коллекция художественного музея. У эвакуированных покупались картины К. Г. Савицкого, В. П. Ефанова, И. П. Цыбульникова, скульптуры В. П. Акимова, А. В. Грубе. Всего было куплено 170 картин

За годы войны куйбышевский музей становится одним из крупных культурных центров Поволжья.

6. Трудная тыловая жизнь.

В первый же месяц войны из Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина нашу область было переправлено более миллиона уникальных книг, в том числе и знаменитая библиотек Вольтера. С помощью работников Куйбышевской областной библиотеки книги размещаются в Мелекессе (ныне г. Димитровград).

С началом войны ряд сотрудников областной библиотеки уходит на фронт, почти половина была направлена на различные предприятия города

Война ставит перед библиотекой новые и сложные задачи, необходима помощь заводским инженерам и техникам в решении научно-технических проблем. Большой спрос на историческую, военно-патриотическую литературу. Поступают и необычные запросы. Требуется, например, литература женщинам-колхозницам, собирающимся сделать упряжь для коров, читатели просят помочь в варении мыла и ведении огородов. На Средневолжском станкозаводе и швейной фабрике «Красная звезда», в общежитиях, агитпунктах и ремесленных училищах проводятся читательские конференции и литературные вечера. В районы рассылаются рекомендательные списки книг. Библиотекари выступают с обзорами литературы по городскому радио.

Главная тема — героизм советских людей на фронте и доблестный труд в тылу. Организуются вечера, беседы, выставки, посвященные видным русским и советским полководцам, И. В. Сталину, народным героям, выдающимся ученым, писателям, композиторам. Для молодежи выпускаются библиотечные плакаты «Кем быть», призывающие овладевать нужными стране рабочими профессиями. В отделах библиотеки постоянно действовали выставки новых книг и периодических изданий, открылся читальный зал в отделе иностранной литературы.

В 1942—1943 годах библиотека активно обслуживает литературой Президиум Верховного Совета СССР, Наркоминдел (для них комплектовались передвижки), работников иностранных посольств. Особо возрастает роль отдела иностранной литературы, которым заведует Эрна Францевна Коничек. Его фондом пользуются сотрудники правительственных учреждений и зарубежные дипломаты. Среди читателей библиотеки военной поры видный чехословацкий государственный деятель, посол Зденек Фирлингер, члены Союза польских патриотов, талантливый публицист Илья Григорьевич Эренбург, известный дипломат, работавший в Куйбышеве над своими мемуарами «Пятьдесят лет в строю», Алексей Алексеевич Игнатьев, художник Петр Владимирович Вильяме, оформлявший спектакль «Ромео и Джульетта», писатель Николай Альфредович Адуев, члены семьи эвакуировавшегося Дмитрия Ильича Ульянова.

О напряженности работы тех лет можно судить хотя бы по таким цифрам: в 1943 году библиотекари выдали 680 тысяч книг, провели 234 беседы, составили 82 рекомендательных списка литературы, совершили 55 выездов в районы для оказания методической помощи сельским библиотека.

Куйбышевская областная библиотека с честью выдержала выпавшие на ее долю трудности военного времени и смогла добиться больших успехов в своей работе. За годы войны было выдано более трех с половиной миллионов книг, обслужено свыше ста тысяч читателей. Ее посетило более миллиона человек.

Незаметный повседневный подвиг библиотекарей стал одной из славных страниц культурной жизни Куйбышева военной поры. 27 сотрудников областной библиотеки были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. »

7. Литераторы для победы.

Большинство куйбышевских литераторов в суровые годы войны оказались в рядах Советской Армии. Многие погибли в бою. Среди них Иван Булкин, Сергей Шапошников, Александр Макаров, Андрей Петтоки, Леонид Кацнельсон, Александр Ягунов, Захар Городисский и другие.

Оставшиеся в городе Б. Баныкин, Н. Борисов, Е. Шаповалов, Н. Жоголев, К. Киршина и другие работали в редакциях газет, на предприятиях, в многотиражках. Литературная жизнь была интенсивной.

В 1943г. Вышел первый номер альманаха «волга», почти целиком посвящённый великой теме защиты Родины.

В эти годы в Куйбышеве жили крупнейшие писатели А. Толстой, В. Василевская. П. Павленко, И. Эренбург, В. Иванов, В. Катаев, известный дипломат и литератор генерал А. А. Игнатьев – автор книги «50 лет в строю». Все они активно сотрудничали в местной печати. Часто встречались с читателями. Вели большую общественно-политическую работу.

Алексей Толстой с первых дней войны пишет статьи для центральных газет. Беседует с лётчиками, танкистами, которым дарит танк (Государственную премию отдаёт на строительство танка «Грозный»).

Публицистика писателя периода войны – около 80 очерков и статей. Их разящая сила была так велика, что Геббельс включил Толстого в разряд людей, подлежащих уничтожению сразу же, как будут взяты в плен, как особо опасных для рейх

Литература и искусство достойно выполнили гражданский долг перед народом. Они были мощным духовным оружием в общей борьбе.

III. Заключение

Город жил впечатлениями от спектаклей и концертов артистов Большого театра, лучших столичных исполнителей, дирижеров; полнился эмоциональным потрясением от прозвучавшей на весь мир, из Самарского театра оперы и балета, премьеры Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Самуила Самосуда.

Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись с войны. Среди них поэты и писатели, артисты и художники. Но сколько бы не прошло лет со дня Победы, стихи и песни, спектакли и картины, которые возникли в грозные годы, остались в строю. Они всегда будут жить в наших сердцах, они всегда будут теребить наши души.

На высоком волжском берегу склонилось над Вечным огнем у Монумента Славы скорбное лицо матери. И вечерами, когда пламя особенно ярко, в трепещущих бликах света оно словно оживает.

Вечно гореть здесь, на волжском берегу, этому огню в честь ее, Родины, дочерей и сыновей не дошедших до Победы. Нетленной будет наша память о них и вечной – благодарность за мирную счастливую жизнь, ради которой они шли на смерть.

И всегда будут ложиться на гранитные плиты цветы как символ нашей памяти и благодарности.

Никто на забыт, ничто не забыто!.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)