Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Традиционная символика в современном песенном творчестве

В русской поэтической символике, как в капле воды, отражается история нашего народа и его культуры, отражаются периоды истории в целом и истории литературы в частности. Можно утверждать, что каждая эпоха, каждое крупное общественно-литературное движение имело свою символику или по-своему подходило к ней. История поэтической символики, взятая в целом, очень показательна и поучительна – хотя бы в плане наблюдения за тем, что остаётся в сознании народа и что исчезает, какова была идеология и психология людей прошлого, их эстетические вкусы и запросы.

Начало русской символики уходит в дописьменные и отчасти в дославянские времена. Примерно двадцать процентов в общей номенклатуре русских символов реально имеющихся в наших поэтических текстах, составляют древние исконные символы, существовавшие, как показывают фольклорные, литературно-письменные и другие материалы, уже в период славянской общности или возникшие ещё ранее. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах и др. фольклорных жанрах, просто фигурировали в устном общении; позже они стали появляться в произведениях индивидуального творчества.

Символы всех славянских народов имеют общую древнюю основу, хотя она и сохранилась в отдельных культурах в разной степени. Так, в украинской культуре древняя народная символика осталась в значительно большем объеме, ближе к своей первозданности, чем в русском фольклоре и культуре в целом. Нельзя недооценивать значение народных традиционных лирических песен в изображении различных фактов и явлений из бытовой и общественной жизни народа.

Как уже отмечалось ранее, главное назначение подобных песен в выражении определенного отношения к этим фактам и явлениям, в показе богатства народных мыслей, чувств и переживаний. Именно этими жанровыми особенностями традиционной лирической песни, на наш взгляд, и обусловлено необычайно широкое употребление в ней всевозможных символических образов.

Употребление образов природы не в их прямом, а в переносно-поэтическом значении, выражение посредством этих образов всевозможных переживаний свойственно не только фольклорной лирике. Характеризуя родовые особенности литературной лирики, Белинский писал: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект, все зависит от того веяния, того духа, которыми проникается предмет фантазиею и ощущением. Что, например, за предмет — засохший цветок, найденный поэтом в книге? — но он внушил Пушкину одно из лучших, одно из благоуханнейших, музыкальнейших его лирических произведений». «. Чисто лирическое произведение,— писал Белинский, — представляет собою как бы картину, между тем как в нем главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает. » Сказанное может быть распространено на литературную лирику всех времен, в том числе и на современную советскую лирику. Однако, следует подчеркнуть, что употребление предметов и явлений природы в их переносном значении, широкое использование поэтической символики особенно показательно именно для народной лирики. Это объясняется временем ее возникновения, спецификой содержания и назначения.

Уяснение, так сказать, жанровой принадлежности поэтической символики, как нам кажется, в какой-то мере проливает свет и на ее происхождение.

Утрачивая с течением времени свои частицы, исконная символика мало пополнялась нововведениями, возникавшими в недрах русской культуры.

Древние исконные символы были мотивированы прежде всего реальной жизнью народа, окружающей природой; наблюдения над различными явлениями общественной жизни и природы рождали в сознании людей известные ассоциации, получившие выражение в речи.

Так, обычай встреч девушек с молодыми людьми у воды, у колодцев ассоциировался с идеей любви. Это повлекло за собой символические производные: пить воду – любить, выстроить мост через реку – способствовать любви, переходить реку – брак, любовная связь.

Уж как я милёнку угожу -

Через речку я мосточек замощу.

Не велят Маше за реченьку ходить

Не велят Маше молодчика любить.

Подомным же образом обычай устраивать весёлые гулянья, хороводы весной на холме, возвышенности, освещаемой красным солнцем и раньше другой земли, освободившейся от снега, вызвало к жизни устойчивое обозначение КРАСНАЯ ГОРКА - общеизвестный символ любви, весёлых гуляний и брака.

КОЛОКОЛ, скликавший народ на вече, во время которого происходил свободный обмен мнениями и всенародное обсуждение важных дел, оказался тем самым сопричастным идеям свободы и демократии.

Вероятно, преимущественно благодаря аналогии стали символами некоторые птицы и животные : сокол – добрый молодец, утка – молодая женщина, селезень – жених , добрый молодец, куница – девушка, кукушка – одинокая женщина и др.

Сложен символический дериват ХОДИТЬ ПО КАЛИНОВОМУ МОСТУ , в котором сплавлены символические значения КАЛИНЫ и ВОДЫ:

Как по лугу , по лужочку,

По калинову мосточку

Шла девица за водой,

За ней парень молодой.

Ещё более сложно возникновение ассоциации мяты с любовью:

Я куплю млада младенька

Пахучия мяты;

Посажу я эту мяту

Подле своей хаты

«Не топчи, бел кудреватый,

Пахучия мяты.

Я не для тебя сажала:

Для кого я поливала,

Того обнимала.

По русским народным преданиям мяту, в троицын день, кладут под подушку, чтобы увидеть во сне будущую невесту.

Часть народной символики имеет явное древнерелигиозно-обрядовое происхождение, мотивирована древними верованиями, заклинательными или гадательными обрядами. С определённого времени такие вкрапления эстетизировались для читателя, старо условное значение определённых актов превратилось в художественное дополнение к описываемому.

Как он поднял чару зелена вина,

Он спустил в чару свой золочен перстень,

Подносит к княжне поручения

«Прими сию чару единой рукой,

Да выпей-ка чару единым духом,

Буде пьёшь до дна, так видаешь добра,

А не пьёшь до дна, не видаешь добра».

Здесь идёт речь о том, как жена Добрыни ждёт его в течение многих лет, и о том, как кончается разлука. БРОСАНИЕ КОЛЬЦА В СОСУД С ВИНОМ, водой и др. , становилось как бы магическим актом, приближающим свидание с любимым человеком.

Меня бателько домой кликает,

Домой кликает, замуж выдаёт,

Возамуж, замуж – за крестьянина.

Я крестьянина всей душой люблю,

Я гулять пойду во зелёный сад,

Я цветов нарву, я венков навью.

Витьё венков ассоциировалось со счастливой любовью, венки обычно вились в троицын день и передавались обычно любимому человеку, как брачный обет. Венок часто выступал не только залогом, но и , если так можно выразиться,, «показателем» любви: его бросали в воду и смотрели, поплывет он, или потонет; с первым, как правило, связывали счастливую любовь, со вторым – разлуку, измену.

Брошу свой веночек на воду,

А сама подале отойду

Тонет ли. Не тонет ли венок?

Тужит ли, не тужит ли дружок?

Как все венки поверх воды, а мой потонул,

Как все дружки домой пришли, а мой не пришёл.

Мы придерживаемся мнения исследователей, которые относят возникновение русской народно-поэтической символики к периоду разложения родового строя и зарождения классового феодального общества.

Песенная символика возникла и оформилась в законченную поэтическую систему, на наш взгляд, в связи с возникновением и формированием лирической песни.

Материалом для песенной символики послужил объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий крестьянина мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д. ), некоторые виды трудовой деятельности крестьянина (сеяние, сажание, поливание, косьба, рыболовство, охота и т. д. ) и обрядовые действа (вытаптывание сада, открывание ворот, расплетание косы и т. д. ).

Раскрытие содержания символов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их никак не связано с выражением религиозных представлений. «Символические образы в фольклоре свидетельствуют о стихийно-материалистических представлениях народа, о больших и глубоких наблюдениях в области явлений природы», — пишет исследовательница народной лирики.

Анализ предметного мира песенной символики в определенной мере свидетельствует о ее национально-бытовом, географическом своеобразии. Так, например, роза, очень распространенная в украинских песнях, в русских песнях встречается довольно редко, а в песнях северных районов вовсе не встречается. Зато береза, распространенная в России повсюду, находит в русских песнях, и особенно бытовавших в северно-русских районах, необычайно широкое использование. В этой связи В. М. Сидельников высказывает такое наблюдение: «Очень редки в протяженной песне образы розы, кипариса, лавра, винограда и чернослива. Они не характерны для русской песни и вошли в нее из восточной поэзии». «Нам кажется, — пишет он далее, — что в русских песнях упоминается не южный виноград, а так называемый «дикий виноград», который рассаживается возле домов в центральных и других районах России наряду с плющом, хмелем и другими вьющимися декоративными растениями. В одной из песен чулковского сборника говорится, что «стояла светла светлица» в саду «во вишенье, во зеленом виноградьице». Виноград обвивал эту «светлицу», рос вокруг стен ее. Южный виноград, как правило, растет небольшим кустарником, и в винограднике вишня не садится. Ягоды у «дикого винограда» мелкие и черные, а листья с обратной (внутренней) стороны зеленовато-красноватые. И когда поется в песне «виноградье красно-зеленое мое», то, видимо, имеются в виду листья этого винограда. Этот вид винограда встречается и в русской народной вышивке (в скатертях, на платках, на шалях), и в кружевах»2.

Итак, предметом, источником символов является окружающий человека природный мир. А что же является объектом символизации? Объектом поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения.

В основе создания поэтических символов в народной лирической песне лежит сопоставление на основе каких-то подмеченных общих черт и признаков образов и явлений из человеческой жизни с предметами и явлениями из мира природного, выражение одного при помощи другого.

Пожалуй, наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц — символ отца, солнце — матери и звезды — детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Наблюдения показывают, что наибольшее количество поэтических символов имеют в народной лирической песне женские образы. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что традиционные лирические песни создавались в основном женщинами, в них полнее всего отражаются именно их духовный мир, мысли, чувства и переживания. Этому способствовала и получившая широкое распространение в народных песнях поэтическая яркая, образная символика.

Особенностями образного содержания народных лирических песен обусловлено и специальное употребление в них поэтических символов. Так как народные лирические песни, если можно так выразиться, в своем подавляющем большинстве двухгеройны (в них говорится о взаимоотношениях двух героев: девушки и молодца, жены и мужа и т. д. ), то вполне естественно, что поэтические символы в них чаще всего употребляются попарно: селезень и у тушка, гусь и лебедушка, сокол и вишня, дуб и осина , дуб и береза, голубь и голубушка и т. д.

Тогда же, когда в песне — не два, а три и более образов, то, естественно, и количество символов в ней может увеличиваться. Так, в одной лирической новогодней песне, в которой величаются хозяин дома, его жена и дети, употребляются такие поэтические символы, как месяц, солнце и звезды. Эти же символы и в том же самом значении встречаются нам и в свадебных лирических песнях. В одной из них встречаются символы отца — береза, матери — яблоня и их дочери — горькая осина.

Таким образом, можно заключить, что многие поэтические символы народных песен весьма определенно персонифицированы, о чем подробно говорилось выше.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что чаще всего различные растения в песнях являются символами не каких-то конкретных человеческих образов, а в зависимости от их состояния (например, цветения или увядания) выражают то или иное настроение, передают определенное психологическое состояние героев.

Анализ текстов показывает, что поэтические символы в их четко персонифицированном значении употребляются главным образом в обрядовой (свадебной) лирике. Что же касается песен необрядовой лирики, то в них поэтические символы чаще всего обозначают не какой-нибудь конкретный образ (хотя, конечно, и это нередко встречается), а являются выразителями того или иного настроения, создают определенный эмоциональный колорит.

В этой связи Н. П. Колпакова совершенно справедливо пишет: «Два основных цикла человеческих эмоций — радость и горе с их многочисленными тематическими подразделениями — составляют основное содержание народных лирических песен». Именно поэтому она всю символику русских народных лирических песен разделяет на две группы: а) символику счастья и б) символику горя.

Символами счастья, и прежде всего счастливой любви, могут быть, например, свет солнца, а также цветение растений. Например, одна песня начинается такими словами счастливой героини:

Вы, лазоревы цветы,

Расцветайте во саду!

Ах, я ли, молода,

Со надежею иду,

Я земным лужком

Со милым дружком

Можно, конечно, привести и некоторые другие символы счастья. Однако следует заметить, что в связи с особенностями эмоционального содержания традиционных лирических песен в них значительно больше символов не счастливого, а горестного значения. Прежде всего отметим, что если цветение любого растения означает веселье и радость, то, наоборот, его увядание — символ печали, горя, разлуки. Так, одна грустная песня, в которой сообщается о том, что молодец покинул девушку, начинается такими строками:

Сохнет и вянет в поле травка,

Она вянет без дождя,

Все желтеет и бледнеет

От холодной от росы.

И тоскует и горюет

Девчонка по дружку.

Такие деревья, как береза, калина, груша и другие, могут быть не только символами любви и счастья, но иногда также символами горя и несчастья. Так, груша без вершины — девушка без родителей; береза, на которой сидит кукушка, — символ печали и т. д. Всегда являются символами горя и печали осина , сосна, рябина , горькая полынь.

Используя значение поэтических символов, песня достигает определенного обобщения:

«Совыкались под белой березой,

Развыкались под горькой осиной!»

Кроме того, печальное символическое значение в традиционных народных лирических песнях имеют такие образы и явления природы, как крутые горы, чистое поле, ветер, шум леса, листьев дерева, роса. Особенно часто в символическом значении горя и печали в народных песнях выступает туман.

Одни и те же символы могут реализоваться в самом различном конкретном песенном содержании. Так, образ полыни можно найти в песнях, рассказывающих об обмане девушки милым, о разлуке молодца с любимой, о трудной солдатской службе. Образ тумана создает печальное настроение и в песне, передающей мысли и чувства девушки, разлученной с милым, и в песне, содержащей грустные размышления солдат в связи с тем, что они вынуждены покинуть родину. В данном случае мы можем говорить об известном полисемантизме поэтических символов. Каждый раз их точный смысл определяется конкретной песенной ситуацией.

С другой стороны, одни и те же явления из жизни людей могут выражаться самыми различными символами — образами природы. В этой связи Н. П. Колпакова замечает: «Сплетни символизируются заплетающейся травой, спутанными корнями, вянущими травами, пошатнувшимся частоколом и, наконец, завываниями метели. Символами несчастной любви, разлуки с милым могут быть, наряду с другими явлениями природы, чистое поле, синее море, туман и ветер-непогодушка. Иногда все эти символы могут встретиться в одной песне. Так, например, девушка, тоскуя о милом, ушедшем от нее на долгую солдатскую службу, мысленно обращается к нему с такими словами:

«Погляди-тка, мой сердечный друг!

У нас на дворе туман, туман,

Что густой туман с частым дождичком;

Во чистом поле буйны ветры,

Что буйны ветры с вихрями;

На синем море непогодушка.

Есть у девушки зазнобушка;

Зазнобивши сердце детинушка,

Зазнобил он в поход пошел,

Что во путь, во землю Турецкую».

В песне «Я вечор своего милого провожала далеко» символами горя одновременно выступают «темный лес», «полынь горькая трава», «высохшие горы» и «туча-гром со сильным частым дождем».

Одновременное употребление в песнях нескольких символов — явление довольно распространенное. Разумеется, при этом эмоциональная выразительность песни значительно усиливается, психологическое напряжение иногда достигает предела. Это видно в приведенной выше песне. Уход милого в солдаты был равносилен его смерти. Поэтому естественно, что при выражении чувств, связанных с этим фактом, в песне используются одновременно многие символы горя и печали.

Наблюдения показывают, что композиционно-стилистические формы выражения поэтической символики в русской народной лирике довольно разнообразны и имеют некоторую специфику в песнях более ранних и более поздних по своему происхождению, в обрядовых и необрядовых.

Исследователи единодушны в мнении, что наиболее древними являются поэтические символы обрядовой песенной поэзии.

Наша древняя символика прошла через многие века, пережила нашествие и, в сущности, засилье античных символов в поэзии, оказавшись незаменимой, и является ярким свидетельством глубинности, самобытности и непреходящей ценности русской культуры.

Из сказанного можно заключить, что поэтические символы в народных (обрядовых и необрядовых) лирических песнях выполняют важную композиционную роль. С использованием их значения создаются песни приемом сюжетно-образного параллелизма. Поэтические символы входят в зачины, которые являются своеобразным эмоциональным обобщением конкретного содержания песен. При помощи символов создаются описательно-повествовательные части песен по принципу «ступенчатого сужения образов». Не утрачивая своего традиционного значения, символические картины органически входят в сюжет песни, чаще всего представляя сюжетную экспозицию.

Символика играет значительную роль и в поэтической стилистике песни. Выше мы уже отмечали, что на основе использования символов в народной песне создаются устойчивые стилистические словосочетания типа «Нападала роса на темные леса; нападала грусть-тоска на мила дружка», которые выполняют функции своеобразного обобщения основного эмоционального содержания песни.

Поэтические символы послужили источником и многих эпитетов в лирической песне. Это, к примеру, эпитеты «светел месяц» и «красное солнышко», относящиеся к родителям.

«Осветил ты меня, светел месяц.

Отогрел, красное солнышко,

Отпоил, откормил, родной батюшка.

Отлелеял, родимый мой», — говорит девушка своему отцу на пропоинах. Это также эпитеты, характеризующие жениха («ясный сокол») и невесту («белая лебедушка») Молодец, прощаясь с девушкой, говорит ей:

«Ты прости, прости, моя любушка, моя белая лебедушка. »

В такой же ситуации девушка говорит своему милому:

«Ты прости, прости, надежа, сокол ясный мой»

Символы лежат также в основе некоторых метафор. Так, например, на основе поэтического символа «калина (малина) — девушка» в одной хороводной песне возникает такая метафорическая картина:

Ходила малина

Тихими шагами,

Тихими шагами,

Крутыми берегами,

Кликали калину

В пять голосочков.

А вот созданная на символических представлениях метафорическая картина одной свадебной песни, записанной уже в наше время:

Ты, заря моя, зорюшка,

Ранняя заря, утренняя!

Молодая княгиня, ой, Марья,

Обошла горы зарею,

Вдарила в ворота тучею —

Пролил сильный дождь по двору.

Сама поплыла лебедью,

Лебедушкой белою.

Прилетела соколушкой ясною,

Садилась за стол с соколом.

Из необрядовой лирики метафоричность наибольшее развитие получила в солдатских песнях. В других ее видах чаще употребляются не метафоры, а сравнения.

Символические сравнения прежде всего встречаются в свадебной лирике. Например: на основе поэтических символов «рыбица — невеста», «тучи — печаль» в свадебных песнях создаются сравнения: «чужие люди, как тучи грозные»; «Разлучают нас с тобою, точно рыбицу с водою».

Известны они и в хороводных песнях, отражающих тему замужества. Например:

Какова горька осина,

Таково житье со старым.

Какова сладка малина,

Таково жить с родней.

Впоследствии символические сравнения с соответствующими союзами употребляются и в необрядовой лирике. Например: «Ах, да с молодцем девушка стоит, ровно зорюшка горит»; «Сидит старый с молодою, как со ягодою».

Однако чаще всего различные символические сравнения в народной лирике выражаются в форме конструкций синтаксического параллелизма. Вот пример такой формы сравнения из одной свадебной песни:

Расшаталася грушица.

Перед яблонцой стоючи,

Расплакалась девица,

Перед батюшкой стоючи.

Особенно много символических сравнений, выраженных в форме синтаксического параллелизма, мы находим в необрядовой лирике. Приведем примеры таких сравнений:

Не светить солнцу ярче вешнего,

Не любить тебе больше прежнего.

Не схаживать туману со синя моря,

Злой кручинушке с ретива сердца.

Эпитеты, метафоры и сравнения, возникшие на основе определенных символических представлений, способствуют созданию в народных лирических песнях ярких образов, наиболее отчетливому выражению различных мыслей, чувств и настроений.

Изучение поэтической символики народных лирических песен, раскрытие ее функций, уяснение значения отдельных поэтических символов, определение стилистических и композиционных форм их выражения окажет существенную помощь в уяснении жанровой природы русской народной лирики, истории ее поэтической стилистики.

Такова в общих чертах история нашей поэтической символики.

Глава 2. Особенности литературной поэтической символики.

Особым периодом русской поэтической культуры был 18 век, резко сменивший прежние литературно-художественные декорации. Пришедший с запада классицизм принёс в русское искусство значительную часть своих устоявшихся символов, в частности античного происхождения (лавр, олива, лира, роза, эгиба, скипетр и др. ). Эти, а также некоторые другие единицы, большей частью обозначающие атрибуты царской власти( орёл, порфира, престол, трон, держава, венец, кедр, лев, луна, рог), в меньшей степени христианские символы( луч надежды, лодка в море), составили почти всю систему классицистских символов в русской поэзии данного века. Оно доминировали по частности употребления, переходя из оды в оду.

Там степи кровью напоены,

Родили лавры нам зелены.

У Сумарокова:

В пустыне хижина состроена сия,

Не для затворника состроили ея:

В порфире с скипетром, с державой и короной

Великий государь имел жилище в оной.

У Петрова:

Война, война висит ужасна,

Россия, над твоей главой,

Секване мочь твоя опасна:

Она рог стерти хочет твой.

Вряд ли можно говорить, что использование этих символов сопровождалось созданием большого, тем более специфического художественного эффекта. В основном классицистические скипетры, троны, лавры, лиры становятся всё более трафаретными и ходульными:

Московски музы, лиру стройте,

И хором радостным воспойте

Блаженны наши времена!

Это во многом объясняется теми условиями зависимости от двора и меценатов, в которых жили и писали поэты того времени, вынужденные громкими словами выражать подобострастие великим мира сего. Удача больше сопутствовала поэтам, когда они писали о себе, о своих друзьях. Именно в таких стихотворениях появлялась действительная выразительность античных и иных символов:

Я на лотовых листах

И на ветке мирты лёжа,

На здоровье пить хочу.

(Лотос- символ забвения, мирт – символ любви).

Совершенствование использования символов, поиски новых приёмов относятся лишь к концу века, ко времени заката классицизма, особенно заметно это у Капниста, Державина, Бенитского, Дмитриева. Одним из успешных приёмов была массированная подача символов, сосредоточение их на небольшом отрезке текста:

В мирной ограде покоя

Гений рыдает,

Долу повержен, дымится

Пламенник жизни.

Ветви навислые ивы

Кроют могилу

Лира поэта при корне

Древа безмолвна,

Острый кинжал Мельпоменин

В прахе сверкает.

Муза печальна, трепеща,

Урну объемлет

Расцвет поэтической символики в русской литературе приходится на первую половину 19 века и связан с творчеством поэтов-романтиков, неоклассицистов и реалистов. Символика становится шире по сферам-источникам и разнообразнее по номенклатуре. Унаследованные от классицизма, античные символы пополняются, широко употребляется народная символика, а также христианская, западноевропейская символика средневековья и нового времени, отчасти восточная поэтическая символика. Приемы введения символа в тексте становятся значительно более интересными. Эстетическая нагрузка символа меняется. Он уже не тонет в океане одических громких слов, несёт на тебе особый смысловой акцент, является опорным пунктом экспрессии, иногда стержнем всего стихотворения.

В этот период очень активно используется античная символика , отражающая существовавшие когда-то обычаи древнего мира, его религиозные верования. Нужно точно представлять себе. Почему это происходило. Поэты-дворяне, получавшие специфическое, классическое образование, испытывали вполне объяснимое духовное влияние сублимировано донесённой до них, отлакированной временем античной культуры. Они привыкали мыслить категориями и понятиями античности , например, как откровенно это делает Е. Баратынский:

Переменяют годы нас

И с нами вместе наши нравы;

От всей души люблю я вас,

Но ваши чужды мне забавы.

Уж Вакх, увенчанный плющом,

Со мной по улицам не бродит

И к вашим нимфам вечерком

Меня, шатаясь, не заводит.

В данном случае античные символы превосходно выполняют свою функцию – изображать торжественность, возвышенность, нежность, трагичность и т. п.

В «Кратком словаре» даны наиболее частотные в нашей поэзии античные символы. Рассмотрим и другие, часто встречающиеся в стихах пушкинской эпохи, иллюстрирующих искусство символического изъяснения: ЛЕЖАТЬ НА ЦВЕТАХ – символ счастья, блаженства:

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали

(Пушкин)

Уснув меж розами, на тёрнах я проснулся.

(Пушкин)

ПУТЬ, УСЫПАННЫЙ ЦВЕТАМИ – символ славы, признания, счастья:

Живи и радуйся! Роскошными цветами

Усыпан путь весёлый твой.

(Губер)

РОЗЫ НА МОГИЛЕ – символ скорби и поминовения:

И сам амур в печали

Светильник погасил:

Не кипарисну ветвь унылу,

Но розу на его он положил могилу.

(Батюшков)

ПЛАТАН(растение) ассоциируется с идеей добра , личного благополучия :

Некогда Титир и Зоя, под тенью двух юных платанов,

Первые чувства познали любви.

(Дельвиг)

НИМБ(ореол) – античный символ божественности, славы, величия. Изображается виде светлого круга вокруг головы бога:

Давно ли с трепетом народы

Несли мне робко день свободы

И слава в блеске над главою

Неслась, прикрыв меня крылом?.

(Пушкин)

КУПИДОН И БАБОЧКА – символ взаимосвязи любви и души. Бог любви изображался терзающим бабочку, что выражало идею власти любви над душой.

Пафоса бог, Эрот прекрасный

На розе бабочку поймал

И, улыбаясь, у несчастной

Златые крылья оборвал.

«К чему ты мучишь так, жестокий?»-

Спросил я мальчика, сквозь слез.

«Даю красавицам уроки», -

Сказал – и в облаках исчез.

(Батюшков)

ПЛЮЩ, ОБВИВАЮЩИЙ ДУБ, - символ дружбы любви и преданности:

Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый

О дружба! Это ты!

(Жуковский)

ФАКЕЛ погребальный, УРНА – символы траура:

Ждёт ли перстень обручальный?

Ждут ли путника пиры

Или факел погребальный

Над могилою сестры?

Древние на похоронах сжигали покойника, поднося факелы, собирали пепел в урну и хоронили. В новое время в Европе умерших не сжигали, но на похоронах человека из высшего сословия факельщики ритуально несли факелы , позднее фонари

Античные символы встречаются в произведениях почти всех поэтов первой половины прошлого века, в особенности у А. С. Пушкина, К. Батюшкова, А. Дельвига, Е. Баратынского, Н. Гнедича.

Поэзия Пушкинской поры, в целом представлена довольно широко. Народная символика вносит в произведения того периода широкое дыхание жизни народа, истории России. Ценен уже сам факт обращения к исконным символам, их творческое осмысление, поиски возможностей их приложения.

Поэты в разных случаях по-разному решают, как воспользоваться народной символикой.

Ее употребление могло иметь характер стилизации фольклора:

На осенний мелкий дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слёзы горькие льёт молодец

На свой бархатный кафтан.

( Дельвиг)

То не кукушка в роще тёмной

Кукует рано на заре –

В Путивле плачет Ярославн,

Одна, на городской стене.

(Козлов)

Часто народный символ встречается как элемент повествования о народно быте.

Деды взяли в руки полы и с молитвой по рукам.

По старинному поверью они хлопали полой!

( Слепушкин)

ПОЛА- символ сделки, сговора, Торгового договора. По обычаю, продавец передавал покупателю товар « через полу», другой принимал точно так же. Отсюда идут дериваты : ИЗ ПОЛЫ В ПОЛУ, ИЗ-ПОД ПОЛЫ, БИТЬ ПО РУКАМ.

Народную символику можно встретить и в «Евгении Онегине» Пушкина, и в поэмах Жуковского, Катенина.

Христианская символика , по сравнению с 18 веком, становится более распространенной. В поэзии часты такие символы, как ЛОДКА В МОРЕ, КРЕСТ, ДЕСНИЦА, СВЕТ, ЯКОРЬ, РАДУГА, ЗВЕЗДА, ЛУЧ, и т. п.

Поэты неоднократно обращались к символу ЛОДКА В МОРЕ, выражая с его помощью разные чувства. Так, Гнедич пишет:

О провидение! Ты, ты мой зыбкий челн

Спасало, бурями гонимый;

Не брось ещё его , средь новых жизни волн,

До пристани – уже мне зримой.

Следует также иметь ввиду, что знаменитое стихотворение Н. Языкова «Пловец» также основано на развёрнутой символике ЛОДКА В МОРЕ, но в дальнейшем было сознательно переосмыслено читателями, как революционная аллегория.

Другие встречающиеся христианские символы, также забытые, - это ДЕСНИЦА И ЮДОЛЬ.

ДЕСНИЦА символизирует бога-отца:

Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны выи

Десница мстящая творца.

(Пушкин)

ЮДОЛЬ (долина) – символ земной жизни, как печального горького и суетного существования:

И век лучший вознесясь от мрачной сей юдоли,

Свидетель нерождённых лет –

Свободу пел одну на языке неволи,

В оковах был я, твой поэт!

Христианскими являются символы надежды – ЗВЕЗДА И ЛУЧ:

И я в безумии дерзал

Не верить дружбе бескорыстной.

Внезапно ты явилась мне

И вновь в небесной вышине

Звезда надежды засияла.

(Рылеев)

Лучи обманчивых надежд

Ещё горят во тьме ночей.

(Полежаев)

Западноевропейские символы средневековья и нового времени составляют небольшой процент в поэзии того периода(звенеть щитом, бросить перчатку, опоясать мечом, железный венец). Они, в сущности, все эпизодичны.

ЗВОН ЩИТА символизировал прославление, ликование, славу:

Пускай, ударяя в звучный щит

И с видом дерзновенным,

Мне слава издали грозит

Перстом окровавленным

(Пушкин)

ГОРЯЩИЕ ГУБЫ – символ победы и торжества:

Уж скальды пиршество готовят на холмах,

Зри: дубы в пламени, в сосудах мёд сверкает,

И вестник радости отцам провозглашает

Победы на морях.

(Батюшков)

Ритуальное опоясывание мечом означало посвящение в рыцари:

В сем священном Родриг храме

Бденье рыцарства свершил.

Королевскими руками

Опоясан он мечом.

(Катенин)

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕНЕЦ – символ монархической власти, связан с коронованием Наполеона в Милане железной ломбардской короной.

Оцепенелыми руками

Схватив железный свой венец,

Он бездну видит пред очами,

Он гибнет, гибнет наконец.

(Пушкин)

Малочисленны символы, пришедшие с Востока. Они удачно используются в произведениях , имеющих ориентальный характер, создавая нужный колорит:

Помянув Магомета,

Всадник, встретясь с тобой,

К сердцу знаком привета

Прикоснётся рукой.

Наиболее интересен с художественной точки зрения восточный символ СОЛОВЕЙ И РОЗА – символ влюблённости:

Ты слышал, как фонтан шумит во тьме полночной,

Как пламенно поёт над розой соловей?

(Козлов)

Долина как прежде блистает красою,

В долине над розой поёт соловей

( Красов)

Начиная примерно с середины 19 века в русской литературе доминировало направление критического реализма.

Под влиянием новых факторов общественно-исторического развития русская поэзия перерождается; она адресуется новому читиателю.

Старая символическая система классицизма-романтизма, ядром которой были античные символы, разрушается, идёт на убыль, теряет в поэзии свой статус. Многие поэты теперь избегают античной мифологии, лишь изредка вспоминая о ЛИРАХ И ЛАВРАХ. И это не случайно. Дворянская культура потеряла своё былое значение в духовной жизни общества, всё большую роль начинает играть духовная культура, идеология разночинцев.

Разрушение целостной и общей для всех символической системы пушкинского времени определило, как нам кажется, становление и существование трёх главных тенденций: Стремление пользоваться преимущественно книжной, инородной символикой, исконной народной символикой, создание и развитие качественно новой символики.

Первая тенденция объясняется, очевидно общественной и индивидуальной духовной инерцией и являлась в существенной мере формой искейпизма.

Ложе из лилий и роз приготовил тебе я

Бросься на мягкое свежедушистое ложе

(Щербина. )

В несколько изменённом виде эта тенденция продолжается в поэзии Брюсова, Блока, Мережковского, хотя у этих поэтов инонациональные символы более часто служат средством создания необходимого национально-исторического колорита, фона и не выглядят поэтому искусственными «пересадками» на русскую почву:

Что ж, пред кем, скажи, в Александрии

Я сложил и фаски, и венец,

Взор закрыл на распри мировые,

В Риме кинул золотой дворец?

(Брюсов)

Тенденция употреблять преимущественно исконные народные символы и одновременный, почти полный отход от всякой другой символики осуществлялись в творчестве Никитина и Сурикова , чего практически не было до них.

Повествуя о тяготах жизни простых людей, эти поэты нередко усиливают рассказ привлечением близких народу, понятных ему символов:

А умер тихо, бедненький,

Как свечка догорел!

(Никитин)

ДОГОРЕВШАЯ ИЛИ ПОТУХШАЯ СВЕЧА считалась предвестником смерти, и, Разумеется, сравнение поэта вовсе не случайно. В печально-лирической народной песне «То не ветер ветку клонит» на стихи С. Стромилова также поётся:

Догорай, моя лучина,

Догорю с тобой и я.

В поэме Никитина «Кулак» введен символ слёз - ЖЕМЧУГ:

Намедни, помнится, во сне

Все бисер, да жемчуг низала –

И доведётся плакать мне.

В той же поэме - ПАДУЧАЯ ЗВЕЗДА как символ печали и смерти:

Знать умер кто Кто ни умрет,

Так, говорят, звезда спадёт

У И. Сурикова также достаточно народной символики страдания:

Что не жгучая крапивушка

В огороде жжется, колется,-

Изожгла мне сердце бедное

Свекровь-матушка попреками.

Пролетарская революционная поэзия, сменившая народническую, имеет своё своеобразие символики, опирающейся на народно-революционные традиции и переосмысливающей некоторые известные представления.

Ярким символом пролетарской дореволюционной поэзии и её бесспорным этико-эстетическим достижением явился КУЗНЕЦ, РАЗБИВАЮЩИЙ ЦЕПИ:

То, что страдалица, мать выносила,

Сын-богатырь не захочет снести.

Мысли живой не задушит в нём голод,

Сил молодых не надломит борьба.

Смело возьмет он тяжёлый свой молот

И разобьёт им оковы раба.

( Радин)

Поэты воспевают КРАСНОЕ ЗНАМЯ, ставшее главным и неотъемлемым знаком революции:

Гори, моё сердце, как красное знамя,

Которое поднял рабочий-борец.

(Гмырев)

Советская поэзия воспевала и воспевает великие символы борьбы и труда, мира и дружбы:

Не будет недругом расколот

Союз народов никогда.

Неразделимы серп и молот,

Земля, и колос, и звезда!

(Маршак)

Качаясь на волнах эфира,

Минуя горы и моря,

Лети, лети голубкой мира,

О песня звонкая моя!

(Ахматова)

Характерно, что в песенной поэзии немало народной символики:

Если в тёмную ночь

Иль средь белого дня

Ни за что ни про что

Ты разлюбишь меня,

Ничего не скажу

На дарёном платке

Узелок завяжу.

(Здесь имеется в виду народный способ избавления от порчи).

В нашу жизнь вошли и некоторые символы, придуманные писателями, - АЛЫЕ ПАРУСА (из творчества Грина), СИНЯЯ ПТИЦА (из пьесы Метерлинка). Оба эти символа связаны с идеей романтики, высокой мечтой о счастье.

Глава 3. Современная песенная символика.

В данной части работы я попытаюсь перейти от теории к практике, и на примере песен, которые поются сегодня, показать, что в этих песнях живут литературные традиции, возникшие еще в русском фольклоре.

« Белый танец».

В этот серый скучный вечер

Я тебя случайно встретил.

Я позвал тебя с собою

И назвал своей судьбою.

У тебя глаза как небо,

Словно ночь твои ресницы.

Твои руки, словно крылья –

Крылья одинокой птицы

Символика белого, которая присутствует в этой песне, уходит своими корнями в дописьменные времена. Белый цвет- символ чистоты, добродетели, радости, цвет добра, удачи, исцеления от недугов, очищения и приумножения. Этот символ соседствует с традиционной образной системой: руки здесь – крылья одинокой птицы, глаза – море, с его безграничной глубиной, ресницы – ночь, покрывающая тайной сокровенные мечты и мысли; серые стены молчания – это образ подчеркивающий обыденность существования за пределами переживания.

Несколько иная символика в песне « Белая гвардия». Эта песня посвящена поэту, композитору и исполнителю Александру Галичу, творческая судьба которого достаточно драматична. Он был вынужден эмигрировать в 1974 году и умер на чужбине. Здесь « белый» - это цвет эмиграции, символ ледяного безмолвия, непонимания. Символика красного в этой песне, конечно же, восходит к образу Советской власти, который характерен для поэтики, начиная с 1917 года. Это подчеркнуто рядом контекстных синонимов: октябрь, кумач, огонь. Вместе с тем красный – это символ очищения, мужества и храбрости. Вино в русской поэтической символике олицетворяет приближение свидания с близкими, желанными людьми. Так благодаря поэтической символике эта песня приобретает знаковость, посвящение конкретному человеку, по судьбе которого прошлась история недавнего прошлого.

Песня « Ты предал меня» оправдывается типичными символами любви – страданиями, которые пришли из народной поэзии: « иллюзия», « сон», «обман», « капкан слез». Круг замкнулся: « река любви застыла льдом». Но пробуждение от холодного сна неизбежно. Из капкана слез можно улететь, поднявшись над прошлым, чтобы жить вольно и полно:

Ты предал меня, я знаю.

И ангел в тебе растаял.

Я вижу тебя насквозь.

Ты любишь меня, но брось

В душе твоей пустота.

Не верю я, любовь твоя – иллюзия.

Прости меня, что так заблуждалась.

Тобой жила и снова попалась

В капкан твоих новых слёз,

Но шутишь ты всё не всерьёз

Песня « Проститься» группы « Уматурман» тоже основана на традиционной символике:

По минутам осыпается

Ожидание невозможного.

Ранним утром просыпается

От движения неосторожного.

Как молчание ледяной зимы

Нас закутало неизвестностью.

Здесь так долго друг друга искали мы

И наверно, пропали без вести.

Проститься, нету сил, закрываю.

Я глаза закрываю, сквозь туман уплывая

По аллеям столицы

Проститьсяза потерей потеря,

И года полетели. За дождями метели,

Перелётные птицы.

Хотя автор этой песни и вряд ли задумывался о символичности образов, которые использовал в песни. Но тем не менее, образ метели – символ смятения, томления и освобождения от какой-то угнетающей тревоги; дожди – это и слезы, и обновление, и грусть; туманы – неизвестность, желание вырваться, перелетные птицы – символ странничества, вольности – с одной стороны, и расставания, покинутости – с другой. И эта символика тесно переплетается со смыслом, который мы видим в песне.

«Сокол мой ясный». Речь в этой песне, конечно, не о птице. Просто согласно исконной славянской традиции многие птицы и животные приобретают роль символа. Так, сокол, - это добрый молодец, возлюбленный. Ему-то и посвящена вся песня, расшифровывать которую вовсе не требуется.

. Автором следующей песни является девочка, моя сверстница. Текст этой песни еще раз очень ярко доказывает незримую связь времен. Как уже говорилось, авторы современных песен вряд ли выискивают символы, которые наиболее полно выражают состояние их души. Просто « душа» - понятие вечное и слова для ее песен тоже приходят из вечности « Все будет хорошо»:

Кто-то выключил дождь,

Кто-то солнце позвал,

Кто-то выстрелил в ложь,

Гром греметь перестал.

Зачем мы слышим звуки тьмы,

Когда весь свет живет для нас?

Зачем мы ждём опять зимы.

Ведь белый снег не здесь сейчас?

Символ « белые цветы» был очень характерен для поэтической поэзии 17-18 века. Это символ славы, признания, радости. Нить – олицетворение путеводности, взаимовыручки. « Кинжал» - тайный страж свободы, судья позора и обиды, молния богов. Авторские метафоры « Выстрелить в ложь», « выключить дождь» завершают картину всеобщего благополучия, когда « все будет хорошо».

Завершает путешествие от теории к практике « Разноцветная Москва».

Конечно, название песни не следует понимать буквально. Оно символизирует хорошее настроение, радость и желание всем этим поделиться. Но световая гамма этой песни все-таки символична и вполне подлежит толкованию. Цвет апельсина – оранжевый цвет. Он согревает душу и тело, пробуждает чувства, восстанавливает затраченную энергию. Беж- действует успокаивающе, устраняет гнев, ревность и подозрительность. Зеленый – цвет жизни и надежды. Он пробуждает осознание жизни. Фиолетовый цвет - его особенно почитали индийские йоги, поскольку он ведет к восприятию мудрости, пробуждает в человеке высшее сознание и ясновидение. Вот вам и фиолетовый пломбир!

Конечно, невозможно рассказать о всех символах, которые унаследовала современная песенная поэзия. Но, согласитесь, очень интересно наблюдать за словом, овладевать мастерством, говорить образно и точно. А « живая связь времен» все-таки существует в тонкой материи интуиции жажды творчества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)