Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тема сиротства в произведениях художественной литературы и в жизни

Проблема сиротства интересовала людей во все времена. Заняться изучением этой темы меня побудило многое: материалы газеты «Советское Заполярье» о газсалинском детском доме, о детях, оставшихся без попечения родителей, рекламные заставки «Возьми меня, мама». Всё это заставило меня задуматься над вопросами: как относятся художники слова в разные исторические периоды развития общества к проблеме сиротства, проблеме, волнующей многих, в чем причина этого явления и каков его характер.

Распространённой темой детской литературы конца XIX - начала ХХ вв. становится тема сиротства, и это вполне закономерно: в эпоху двух войн и революции сиротство в России становится настоящим национальным бедствием: миллионы людей погибли, миллионы детей остались одинокими. Начало ХХ века - время трагических событий, повлекших за собой серьёзные изменения в общественном сознании. В такие переломные моменты в литературе и культуре в целом осуществляются попытки осмыслить происходящее. Так, в повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко - повести о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России - писатель пишет от лица ребенка, у которого нет самого дорогого человека на свете. Главный герой - мальчик Вася. Вспоминая детские годы, рассказчик заметит, что он «рос, как дикое деревце в поле», как «молодой волчонок», как «пугливый зверёк». Эпитеты несут уточняющую и удручающую нагрузку. После смерти матери отец, поглощённый горем, совсем забыл о его существовании, отворачивался от него с досадой и болью. А когда замечал, то думал, что он дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем. Вася жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: «Мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил себе на колени и приласкал». От невнимания близких людей к мальчику, «ему становилось очень горько и досадно». Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: «. с шести лет я испытал ужас одиночества». Ребенок понял, что он никому не нужен, никто не принимает участия в его воспитании, ни от кого мальчик не чувствует ласки и внимания, и он начинает бродяжничать. Что же увидел Вася, выйдя на улицу? Главным архитектурным украшением Княж-Городка была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли «сонные», «заплесневелые пруды», «пустыри с кучами всякого хлама», «деревянный мост», «вонь, грязь, кучи ребят», «кладбище», «полуразрушенный замок», «заброшенная часовня». Часто в городе появляются «несчастные тёмные личности, красноносые старцы», «безобразные старухи», «полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором», и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Используя тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события - встречу с детьми, которые жили на кладбище и в качестве жилища использовали подземелье. Десять раз, повторяя слово «подземелье», автор как бы «вбивает» его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым, благодаря выразительным деталям: «каменные плиты пола», «каменные дуги колонн», стены «выступали жестокими холодными камнями». Даже фигура профессора «была похожа на каменное изваяние», а каменные стены смыкались «крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки». В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе «невидимый каменный взгляд». И снова мы видим, что писатель «злоупотребляет» одним эпитетом. В данном случае – «каменный», а также близкими ему по значению словами – «холодный», «жестокий». В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в нем живут люди, в том числе дети - Валек и Маруся - социальные сироты. Вася, общаясь с детьми, хочет понять, что происходит с Марусей, поэтому и спрашивает: «Отчего она такая?» «Серый камень высосал из неё жизнь», - пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. «Это было для меня, - скажет он, - загадкой, страшнее всех призраков старого замка». Познакомившись с детьми подземелья, мальчик не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не понимал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: “Он нехороший”. «Неправда, неправда, - возразил Валек, - ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья - самый лучший человек в городе». Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете». А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: «Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде». Это Вася об отце, который тоже «только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына». Слова «нашёл» и «узнавать» - ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

Вася впервые в жизни сталкивается с людьми, которые живут так плохо. Ему тяжело оттого, что он ничем не может помочь несчастным и обездоленным людям. Но он приносит бедным детям яблоки и сладости, которые ему удается взять из дома. Доброе сердце Васи страдает при виде больной девочки, и, чтобы хоть чем-то ее порадовать, он берет у сестры большую и красивую куклу. Вася - единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал. Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня - Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города.

       Повесть производит на юного читателя глубочайшее впечатление. На страницах этого короткого произведения описаны страдания и горе несчастных людей. Судьба детей - сирот заставляет читателя переживать из-за несправедливого устройства человеческого общества. Валентин Галактионович Короленко всегда боролся за правду. Он не мог равнодушно смотреть на страдания простого народа, горячо ненавидел зло, насилие, несправедливость. «Нельзя так жить, - говорили его повести, рассказы, очерки, - нельзя безропотно терпеть жестокую, несправедливую власть богатых над бедными. Нужно бороться за лучшую долю для всех».

Особым произведением, поднявшим проблему сиротства во время войны, является знаменитый рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает скромный труженик, отец семейства, который жил и по-своему был счастлив. И вдруг беда. Война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами: она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Страшная весть о гибели жены и детей, встретившая Соколова по возвращении из плена, смерть сына, настигшая солдата в последний день войны, поразили Андрея в самое сердце, на которое итак выпало с излишком. «Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может потому и болит? Похоронил я в чужой, немецкой земле свою последнюю радость и надежду; ударила батарея моего сына, провожая командира в последний путь, и словно во мне что – то оборвалось»,- грустно произнес Соколов.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и страдать. Андрей Соколов, избитый, окровавленный, почти разорванный собаками встает после неудавшегося побега. Встает, «похоронив в чужой, немецкой земле свою последнюю радость и надежду» - сына, у которого и у мертвого «так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки». Встает

«с мертвыми потухшими глазами, глазами, «словно присыпанными пеплом»но эти глаза, «наполненные такой неизбывной смертной тоской, смогли разглядеть Ванюшу, у которого «глазенки как звездочки ночью после дождя».

«Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: »Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: »Погиб на фронте». – «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого». – «Где же ты ночуешь?» – «А где придется». «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: »Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе легко и как – то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я твой отец. » Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, как будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутсяКак я тогда руля не упустил, диву можно даться! Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойноВстанешь, зажжешь спичку и любуешься на него»

Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни Андрея Соколова. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им избавиться от одиночества. Андрей Соколов своего рода тоже сирота, и ему также тяжело было осознавать это и жить.

Произведение Михаила Шолохова – это вызов времени и призыв к людям всего мира сохранить общечеловеческие ценности, отказаться от войн и насилия, утвердить ценность человеческой жизни.

В центре внимания рассказа Андрея Платоновича Платонова »Юшка» простой человек, «сирота» по своему душевному состоянию. Он работал у хозяина в кузнице, который кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежду он должен покупать сам. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то дети бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди. Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

-Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!. Вы, должно быть, любите меня!. Отчего я вам всем нужен?. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу

Дети не слышали и не понимали его. Они по – прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.

Юшка с детства страдал грудью, по этой своей болезни он каждое лето уходил от хозяина на лето. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно и опять работал с утра до вечера в кузнице. Как обычно вечером он брел из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним, и Юшка, должно быть, первый раз в жизни ответил. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка перевернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся

Юшку похоронили и забыли. Вспомнили о нем лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина, где ей найти кузнеца. Оказалось, что она была сиротой, а Ефим Дмитриевич, называвший себя Юшкой, поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать ее и приносил деньги на год. Теперь девушка, окончив университет, получив профессию врача, приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете. Произошло непостижимое: Юшку давно позабыли, но известную всем женщину – врача все в городе зовут дочерью доброго Юшки. Состоялось признание Юшки и просветление тех, кто его калечил и кого он жалел и любил. Позднее прозрение современников дает надежду на то, что эти редкие создания, при жизни называемые «чудаками», «глупыми», «юродивыми», не утомятся утолять страдания таких же сирот, как и они. Хочется верить, что ими не оскудеет наше село. Ни город. Ни вся земля наша.

Доброму, чуткому отношению к одиноким, обездоленным людям учат нас со страниц своих книг писатели. По-моему, они нарочито, поднимая проблему сиротства, показывают всю боль трагического положения беззащитных людей, преднамеренно обнажают переживания героев, надеясь пробудить в нас сострадание. Порой мне кажется, что писатели говорят нам: «Будьте милосердны! Не прячьте глаза! Посмотрите вокруг! Помогите обездоленным!» И в настоящее время авторы часто затрагивают тему сиротства, например, А. Приставкин, Н. Новиков, В. Астафьев, для того чтобы помочь обществу осознать важность этой темы и сделать счастливыми детей-сирот. Надо заметить, что в большинстве произведений классиков литературы, обращавшихся к данной теме, речь идет о сиротстве физическом, то есть о случаях, когда родители того или иного персонажа умерли, погибли. Среди детей-сирот во все времена подавляющей причиной детских страданий была потеря родителей. Сегодня большинство детей – сирот являются таковыми при живых родителях.

Глава 2. Часть 2. СТАТИСТИКА.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн. ) находится в зоне социального риска.

В нашем районе, по словам главного специалиста отдела опеки и попечительства, на данный момент сирот – 161 человек, в приемных семьях воспитываются - 27 детей, 76 детей находятся под опекой, в детском доме – 58. С вопросом, как вы считаете, почему наша страна занимает первое место по количеству детей - сирот, я обратилась в социально - психологическую службу школы. По мнению Татьяны Эдуардовны Заикиной, люди стали более черствыми, более равнодушными по отношению друг к другу. Причина этого в коренном изменении, ломке нравственных устоев общества в тоталитарный период его развития. В этом повинно наше государство. Она хорошо помнит рассказ отца о том, как ее бабушку по ложному доносу посадили в тюрьму, несмотря на то, что у нее было четверо малолетних детей. Никто не задумался: как же дети? Женщины в советское время почти сразу после рождения ребенка были вынуждены выходить на работу, подавляя в себе материнские инстинкты, пропадая на колхозных полях, в заводских цехах. Им запрещалось прерывать беременность, и они вынуждены были рожать по 10 детей и более. Но и тогда брошенный ребенок был редкостью. Чаще мать сама умирала от истощения и болезней, но она до последнего пыталась сохранить семью и детей. Только в 60-е годы началось значительное смягчение законодательства в отношении матерей. Женщина - мать имела право взять отпуск по уходу за ребенком. Последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов стала резкая смена духовных, нравственных приоритетов. Семья с ее ценностями, воспитание детей резко уходят на второй план, на первый - достаток, деньги, красивая жизнь. После финансового кризиса до сих пор сотни семей в небольших селах не имеют нормального жилья, денежных средств, чтобы поправить здоровье, улучшить жилищные условия, дать образование детям. От безысходности люди пьют, гибнут, сидят в тюрьмах. У них нет перспективы. Таким не до детей

Итак, распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20– 30-х годов, перестройкой, экономическим кризисом.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Миллионы детей лишены родительской ласки. От цифр становится плохо. Как помочь? Оказать помощь способен не каждый. Человек, на мой взгляд, никогда не испытывающий чувства одиночества, не сможет взять приемного ребенка и полюбить его, как родного. Люди часто сомневаются в своей способности сделать счастливым чужого ребенка. Хотя это возможно.

Я решила провести опрос среди своих знакомых, которые не имеют детей или же имеют одного ребёнка. Из 30 человек 17 сказали, что не хотят приемных детей, так как уже получили жизненное удовлетворение, имея родных детей, 5 человек указали на то, что этот вопрос очень сложен для столь быстрого ответа и требует серьезного рассмотрения, а 8 человек ответили на вопрос категорично - нет. Я считаю, что для детей, попавших из детдома в новую приемную семью, это начало новой счастливой жизни. Я хочу познакомить вас с сочинением моей одноклассницы Сабировой Алии: «Наша мама умерла, когда мне исполнилось всего лишь три года. Осиротели и три мои старшие сестры и брат. Нас определили в газсалинский детский дом. Жилось трудно. Несмотря на хорошие бытовые условия, мне, как самой маленькой, очень хотелось материнской ласки, домашнего тепла. Часто плакала в подушку, мне, уже повзрослевшей, хотелось увидеть маму, прижаться к ее груди. Скрашивало нашу жизнь то, что мы по-прежнему были вместе. Старшие всячески пытались окружить меня заботой и лаской. Они приносили лакомства, игрушки, часами возились со мной. Так прошло несколько лет. Сейчас мы проживаем в семье родной тети. У каждого из нас свои интересы, свой взгляд на жизнь, свой характер, но объединяет нас одно - мы настоящая полная семья. В ней я не чувствую себя беззащитной, меня есть кому выслушать, погладить теплой рукой по голове, успокоить, в чем я часто нуждаюсь. Самым близким и родным человеком я считаю тетю Веру, мне порой кажется, что она любит меня больше своего родного сына и внуков. Благодаря тете, я не чувствую себя сиротой».

Наше государство не оставляет без внимания родителей приемных детей. Ежемесячно оно выплачивает пособие на содержание одного ребенка – 6 тысяч, ребенка-инвалида - 9 тыс. рублей (в северных районах за счет окружных средств 13-18 тысяч). Многие частные предприниматели занимаются благотворительностью, которая значительно улучшает положение детей. Они закупают для воспитанников учебные принадлежности, одежду, игрушки. У нас в школе традиционно проводится акция «Помоги ближнему своему». Учащиеся охотно откликаются на призыв. Отрадно, что дети понимают необходимость участия в жизни обездоленных людей.

Проблема одиночества актуальна. Мне хочется надеяться, что проведенные мною исследования, могут стать важным шагом на пути формирования активной и гуманной гражданской позиции людей.

Каким мне видится решение проблемы:

– необходимо поднять культурный уровень населения; воспитывать в людях естественное, гуманное чувство к детям, новорожденным, одиноким;

– введение в образовательные программы школы уроков этики семейной жизни;

- государство должно строить клиники для принудительного лечения родителей-алкоголиков, которых чаще всего лишают родительских прав;

-если бы каждая бездетная семья усыновила одного - двух детей, то количество детей сирот значительно сократилось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)