Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Библия о воспитании детей

Важный аспект воспитания – методы и средства воспитания. Он чаще всего обходится стороной или же нагружается политическими и классовыми элементами. Применительно к российскому обществу эта проблема особенно актуальна, т. к. классовое наследие, предрассудки, стереотипы и элементарная безграмотность в воспитании детей, по-прежнему даёт о себе знать.

В послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию в данном 2010г. значительный фрагмент выступления посвящен воспитанию, школе, учителям. В обращении в частности сказано: «Беречь жизнь и здоровье ребёнка – это прямая обязанность его родных и близких. Тем ужаснее, когда насилие в отношении ребёнка происходит в семье. Известно, что жестокость порождает встречную жестокость. Дети ведь усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем, конечно, переносят её в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью. Долг всего общества – сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи».

Воспитание детей — задача сложная, и она требует немалых усилий. Поэтому неудивительно, что родители часто теряются, а учителя испытывают затруднения когда дело доходит до воспитания детей. Многие осознают, что им необходима помощь. Любой родитель, несомненно, хочет получить самый лучший совет. Но где найти такой совет?

Хоть Библия и не практическое руководство по воспитанию детей, все же под вдохновением Создателя в ней записано много советов, которые могут быть в этом полезными. В Библии подчеркивается необходимость воспитания лучших качеств — именно этим, по мнению многих, часто пренебрегают. Значит, можно сказать, библейские советы — это основа правильного образования. Они помогли уже тысячам людей, которые жили в разное время и в разных культурных условиях. Поэтому библейские советы, которые приведены ниже, вероятно, помогут и вам правильно воспитывать своих детей.

В Библии применяется особая, необычная для современного языка терминология. Так обстоит дело с термином «вразумление». Этот термин автор предлагает понимать как методические указания в практических действиях по воспитанию. Библия ясно показывает, как родители должны вразумлять детей. Так, Библия, обращаясь к отцам, например, указывает, что отцы не должны раздражать детей, но воспитывать их обучая наставлениям Бога. Т. е Библия отдаёт предпочтению отцу в семье в деле воспитания детей. Жена ему, естественно помогает, но, тем, не менее, ей отводится вторая роль.

В «Библейском толковом словаре» по этому поводу говорится: «В Библии вразумление, с одной стороны, тесно связано с обучением, наставлением и знанием, а с другой стороны — с порицанием, исправлением и наказанием. Обычно это слово употребляется в связи с воспитанием детей» . Таким образом, вразумлять означает гораздо больше, чем просто делать замечания,— это включает все аспекты воспитания, необходимого для полноценного развития ребенка.

Итак, цель воспитания – вразумление, т. е. обучение, наставление и знание. При этом, Библия указывает, что родители не должны раздражать своих детей. Но как этот принцип реализовать на практике?

1. 2. Почему и как учить?

Как известно, мать и приемный отец Иисуса знали обстоятельства, при которых родился Иисус. Поэтому они осознавали, что он должен будет играть важную роль в исполнении намерений Бога. В их случае слова «вот наследие от Господа: дети» имели уникальное значение Они полностью осознавали свою ответственность и были, таким образом, побуждаемы следовать божественным указаниям; так было в случае, когда им было сказано бежать в Египет или позже отправиться в Галилею .

В соответствие с библейским сюжетом, родители Иисуса осознавали свою ответственность в отношении воспитания. Правда, Библия отмечает, что Иисус всегда был послушным во время своего дочеловеческого существования. Но находясь на земле, он научился быть послушным в совершенно новых обстоятельствах. С одной стороны, ему необходимо было слушаться «несовершенных» родителей, потому что даже совершенный ребенок нуждается в воспитательных мерах в виде наставления и обучения. Его родители предоставляли это. С другой стороны, воспитание в форме наказания не было нужно. Иисус слушался всегда; ему никогда не нужно было повторять дважды. Мы читаем: «И Он пошел с ними [со своими родителями] в Назарет; и был в повиновении у них»

Иосиф и Мария также знали, как учить Иисуса своим примером. Нам известно, что ежегодно родители Иисуса ходили на Пасху в Иерусалим. Иосиф показывал, что он заинтересован в их духовном благополучии и что он серьезно относится к поклонению Богу. Что мешает современным отцам поступать точно также - своим собственным послушанием в вопросах поклонения могут учить послушанию своих детей.

Благодаря прекрасному воспитанию в праведности со стороны Иосифа и Марии «Иисус. преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков». Какому прекрасному примеру могут следовать сегодня родители! .

Послушание ведет к праведному положению перед Богом - так считает Библия. Далее она делает вывод о том, что всё начинается с детства, а значить – с семьи. Поэтому Библия подчеркивает необходимость воспитания детей с младенчества . Причем, акцент делается именно на послушание. По мнению Библии – это единственный путь к нравственности и добродетели. Т. е. главные человеческие ценности недостижимы без послушания.

1. 3. Воспитанию – время.

Родители должны выделять время для своих детей - это аксиома. Во Второзаконии 6:7 отцам о заповедях Бога сказано: «Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». Дети рождаются с потребностью в родительской заботе и внимании. Беседуя с детьми каждый день в спокойной обстановке, вы сможете понять, что они чувствуют. Таким образом, вам будет легче достигать их сердца и прививать им библейские принципы, побуждая их» боятся Бога и заповеди Его соблюдать»

Воспитание детей Библия сравнивает со строительством дома, а вразумление — со строительным инструментом. Если родители правильно пользуются этим инструментом, они смогут воспитать личность ребенка, прививая ему хорошие качества и подготавливая его к жизненным трудностям. Результаты такого «строительства» описываются в Притчах 23:24, 25: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя».

В Эфесянам 6:4 также говорится о «наставлении Господнем». Греческое слово, переведенное как «наставление», может также означать «увещание» и «внушение».

Обучение — неотъемлемая часть воспитания всесторонне развитой личности. Многие родители ежедневно выделяют время на то, чтобы читать своим детям. В Библии говорится, что Тимофей, миссионер, верно преподающий слово Бога, был» с младенчества знаком со священными Писаниями».

Обучение требует дисциплины. Если ребенка будут мягко исправлять, ему это пойдет на пользу. В Притчах 13:1 сказано: «Мудрый сын слушает наставление отца». Воздействовать на ребенка можно разными способами, например словом, лишением чего-то приятного или каким-то другим наказанием.

Как родителям проверить, правильно ли они воспитывают свое дитя? Прежде всего, если детей наказывают, им важно понимать, за что. Если исправляют ребенка, то нужно постараться, чтобы он при этом почувствовал по отношению к себе любовь и заботу.

«Внимательно следите за тем, чтобы вы поступали не как люди немудрые, а как мудрые, выкупая для себя подходящее время, потому что дни злы» .

Невозможно уследить за детьми, когда они находятся вне дома. Поэтому важно прививать им правильные ценности, чтобы они принимали верные решения, когда вас нет рядом .

Достичь хороших результатов возможно лишь в том случае, если вразумление основано на любви. Каким образом родители могут «раздражать своих детей»? Так, если наказание не соответствует серьезности проступка или если замечания высказаны в очень критичной форме, то это вызовет у детей негодование. Исправлять всегда следует с любовью. Если, наказывая детей, вы объясняете, почему это делаете, они поймут, что вы наказываете потому, что любите их .

Важно также вразумлять детей вовремя. В Екклесиаста 8:11 замечается: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». Подобно этому, многие дети постараются проверить, смогут ли они избежать наказания за проступок.

2. Наказание: исправить или покарать?

2. 1. Цели наказания.

Слово наказание можно трактовать достаточно широко. В одном словаре говорится, что «наказывать» — значит «подвергать. наказанию, налагать взыскание, карать, взыскивать за вину». Но есть также и второе значение — «давать наказ, приказ; приказывать строго, повелевать, предписывать, велеть». Сегодня в целом люди относятся к любому наказанию отрицательно.

Однако Библия представляет наказание в ином свете. Царь Соломон писал: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай» . Эти слова относятся не к наказанию вообще, а к наказанию и наставлению, основанным на Божьих возвышенных принципах. С другой стороны, наказание, основанное на человеческих идеях, идущих вразрез с возвышенными принципами Бога, зачастую жестоко и губительно. Это объясняет, почему многие относятся к наказанию отрицательно.

«Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» .

В Библии слово «наказание» имеет широкий спектр значений. С одной стороны, под ним понимается наставление, воспитание, обучение, порицание, исправление, иногда даже более строгие меры воздействия. Такое «наказание» основано на любви и идет на благо тому, к кому оно применяется. Его цель — исправление.

Бывают случаи, напоминает Библия, когда, наказывая, Бог не намеревается исправить человека или преподать ему урок. Например, с того самого дня, как Адам с Евой согрешили, они начали испытывать на себе последствия своего непослушания. Бог изгнал их из рая — Эдемского сада, и они на себе прочувствовали всю тяжесть несовершенства, болезней и старческих немощей. Через сотни лет мучительного существования они погибли навсегда. Все это было не исправительными мерами, а скорее заслуженным возмездием, карой, за их грех. Адам с Евой согрешили намеренно и не раскаивались — они были неисправимы.

Заслуживает внимания тот факт, что Библия в общем не представляет Бога как карателя. В большинстве случаев он описывается как любящий учитель и терпеливый наставник . Да, Божьи наказы и наставления всегда идут рука об руку с любовью и терпением. Поняв, что за исправительными мерами стоит любовь, христиане могут успешнее исправлять других и правильно реагировать, когда исправляют их.

2. 2. Наказывают любящие родители.

Необходимо понимать, как правильно применять исправительные меры. Особенно это касается родителей. В Притчах 13:24 говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Чтобы воспитывать ребенка, недостаточно лишь быстро и решительно его наказывать. Большинство детей нуждаются в многократных увещаниях и наставлениях. Поэтому родители должны отводить на ребенка время, быть терпеливыми и тщательно обдумывать свои методы воспитания.

Почему в современном мире так много зла и страданий? Однако отсутствие справедливости не дает нам повода сомневаться в праведности Бога.. Бог справедливости — не тот, над кем можно насмехаться; он не оставит без наказания тех, кто намеренно грешит, но воздаст каждому по его делам. «Бог человеколюбивый и милосердный, медленный на гнев, великий в милости и истине. но не оставляющий без наказания» . В согласии с этими словами Бог в некоторых случаях считал необходимым произвести суд над теми, кто сознательно нарушал его праведные законы.

Вот классический библейский пример обращения Бога с древним народом Израиль. Израильтяне не перестали грешить и поступать вероломно даже после того, как овладели Обетованной землей. И хотя их нечестивое поведение сильно «прогневляло» Бога, он не отверг их сразу же . Вместо этого он проявил милосердие и сделал все возможное, чтобы помочь им стать на правильный путь. Он умолял их: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» . Расценивая жизнь как драгоценность, Бог неоднократно посылал своих пророков к израильтянам, побуждая их обратиться от злых дел. Однако в целом народ упорствовал в своих грехах: люди не вняли предупреждению и не раскаялись. Тогда, ради своего святого имени и всего, что с ним связано, Он предал израильтян в руки их врагов .

Пример обращения Бога с израильским народом может многому нас научить. Всевидящее око Бога, напоминает Библия, замечает любое беззаконие и видит то, что глубоко затрагивает наше сердце .

«Любовь. добра»,— писал апостол Павел. Родители, которые по-настоящему добры к своим детям, стараются последовательно вразумлять их. Тем самым они подражают Богу. Вразумление, о котором говорится в Библии,— это не только наказание. В него включается также воспитание и обучение. Какова цель такого вразумления? Апостол Павел объясняет: «Обученным через него [оно] приносит мирный плод — праведность» . Когда родители, проявляя доброту, обучают своих детей в согласии с волей Бога, они помогают им стать праведными в глазах Бога. Если дети принимают наставление от Всевышнего, они обретают мудрость, знание и рассудительность, что намного ценнее серебра и золота .

2. 3. Послушание положительно

Обучение послушанию через принятие воспитательных мер способствует развитию уравновешенной личности и помогает нам узнать наши ограничения, считает Библия. Это помогает нам избегать быть требовательными и равнодушными к правам и потребностям других. Это помогает нам избегать приступов неуверенности. Одним словом, это приносит счастье.

Поэтому, взрослый ты или ребенок, учись послушанию, принимая воспитательные меры, чтобы было тебе благо"

Люди нуждаются в исправлении с самого детства, утверждает Библия. «Кто жалеет розги своей,— говорит царь Израиля,— тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» .

Еврейское слово, переведенное как «розга», имеет также значение «жезл, скипетр». В Притчах оно относится к родительской власти. В этом контексте использование «розги» не обязательно подразумевает телесное наказание. Скорее «розга» означает средство исправления в любых формах. Одному ребенку, чтобы исправиться, может быть достаточно мягкого замечания. Другому может потребоваться строгое внушение. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов»,— говорится в Притчах 17:10.

Главное действующее лицо воспитания по Библии – родители. Именно на них лежит главная ответственность за воспитание и обучение – это особенность, которую следует подчеркнуть. Не государство, а родители.

Занимаясь воспитанием, родители должны всегда руководствоваться любовью и мудростью, а также думать о благе ребенка. Заботливые родители не закрывают глаза на недостатки сына или дочери. Напротив, они их замечают и помогают устранить, пока те не слишком укоренились. Любящие родители внимают увещанию Павла: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» .

Кто не пользуется родительской властью, тот безразличен к своему ребенку или не любит его. Кто же пользуется ею мягко, но решительно, тот проявляет любовь.

Итак, родители должны осуществлять свою власть одновременно и с любовью и твердостью. Родители должны знать как учить и чему.

Заключение

Таким образом, основные идеи Библии в вопросе воспитания, как нам представляется, заключается в следующем.

Первое. Именно на родителей возлагается воспитание и обучение детей.

Второе. Родительский пример – это основа практической работы по воспитанию

Третье. Родители побуждают осуществлять свою власть, как с любовью, так и с твердостью.

Четвертое. Неотъемлемый элемент воспитания – наказание. В Библии говорится: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» . Конечно, любое наказание должно соответствовать серьезности проступка. Но какой бы метод наказания не избран, всегда следует помнить о мягкости, самообладании и рассудительности, подчеркивает Библия. В этом и заключается любовь.

Пятое. Родительский авторитет должен проявляться в любви, а не грубости. Только в этом случае, возможно, достичь наилучших результатов.

Естественно, что родительская любовь — это больше, чем просто слова. Она проявляется главным образом в делах- это принципиальное положение Библии. Заботясь о материальных и духовных потребностях детей, родители выражают им свою любовь, особенно если то, как они это делают, показывает, что ими движет, прежде всего, любовь. Родительская любовь выражается также во вразумлении. Ведь «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» . Библия заявляет далее, что если родители не вразумляют своих детей, то это свидетельствует об их ненависти! Библия констатирует, что родителям (употребляется термин несовершенные) не всегда легко достичь такой уравновешенности. Тем не менее, это стоит любых усилий. Настойчивое, любящее вразумление поможет ребенку в дальнейшем вести счастливую, плодотворную жизнь. Вознаграждение за воспитание достойных членов общества - прекрасный результат, который стоит любых усилий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)