Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Белгородский народный костюм

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет, историческая память и плодоносят, те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. В Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную художественную культуру своего края: характерные особенности национальной одежды, обычаи, традиции, народные промыслы. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями - главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины. А. С. Пушкин писал: <<Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости>>.

Русский народный костюм- это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, этикете. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня.

В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной?

Народный костюм - это <<чудо чудное, диво дивное>>. Это была не просто одежда, а сказка. Он сегодня является гордостью национальной культуры.

Еле заметный свет мерцает в маленьком окошке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном - родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завёртывают беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землёй, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и всё то, без чего он не сможет существовать.

Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить своё дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нём узоры.

Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребёнка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду. Лёгкие, перекрещивающиеся под углом стежки - ряд маленьких ёлочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель - дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

Первое моё знакомство с народным костюмом произошло три года назад, когда меня мама привела в детский коллектив народного танца <<Радуга>>. Именно там я увидела очень красивые костюмы, в которых девочки исполняли различные народные танцы.

Теперь я участница коллектива, и за это время мы исполнили много народных танцев, в том числе и русских. Прежде чем начать работать над танцем наш руководитель знакомит с историей данного танца, затем мы подбираем костюмы, которые соответствуют тематике танца. Мне кажется, что наши костюмы очень похожи на костюмы, которые носили наши бабушки, прабабушки. Так приятно доставлять людям радость, напоминая об их молодости! Особое настроение нашим танцам придаёт музыкальное сопровождение. Русские народные песни также знакомят нас с обычаями, традициями, бытом наших предков.

Всё это очень интересно мне узнавать.

Даже современная девушка преображается, когда надевает старинный народный костюм с его простой и умной красотой.

Костюм к танцу <<Ивана Купала>>, который посвящён русскому народному празднику

Костюм к русскому народному танцу <<Барыня>>

Танец под песню <<Сапожки русские>>

Знакомство с историей русского народного костюма я продолжила в музее. В нашем музее собран богатый краеведческий материал, который активно используется учителями для проведения факультативных занятий <<Учись любить свой край>>. Я узнала, что в Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремёслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

Народный фольклор

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Да приданое немалое.

Байки - побайки

Матери - китайки,

Отцу - кумачу

На две ластовки,

А брату - бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Русские народные частушки

Как я Ваню подпояшу

Чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую,

Назову картиночкой.

Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали,

Танцевать сюда попали.

Ты расти, расти коса,

Будешь городу краса.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для ос,

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

Наши девы - молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

Ах, моё приданое

Крепкое, не рваное -

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

В сундуке моём добро

Бережно хранится.

Когда времечко придёт,

Доченьке сгодится.

Старый бабушкин сундук.

Тайны жизни в нём живут,

Наша женская судьба

Место в нём своё нашла.

Русские народные загадки о различных предметах одежды

* На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы. )

* Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает.

(Шуба, тулуп. )

* Тепла не даёт, а без него холодно.

(Пояс. )

* Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка. )

* Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а ночью заперт.

(Лапти. )

* Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают.

(Сапоги. )

* Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки. )

Поговорки

* Идёт, словно павушка плывёт.

* Из милости ступает, травы не мнёт, ненароком взглянёт - что сто рублей подарит.

* Ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Какова пряха, такова на ней рубаха.

* Красна девица статью.

* Девичья коса - всему миру краса.

Русская народная песня

Лён ты мой зелёной,

При горе при крутой

Уж я сеяла да сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала,

Чоботами приколачивала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я полола, полола ленок,

Я, половши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я дёргала, дёргала лён,

Уж я, дёргав, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я мочила, мочила ленок,

Я, мочивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я сушила, сушила ленок,

Я, сушивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я, мявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я трепала, трепала ленок,

Я, трепавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я чесала, чесала ленок,

Я, чесавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я пряла, пряла ленок,

Уж я, прявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я постоянный читатель нашей детской городской библиотеки им. А. А. Лиханова. Для того, чтобы познакомиться с историей белгородского народного костюма я посетила очень интересное мероприятие, благодаря которому, я больше узнала о красоте народных промыслов, меня восхитило творчество народных мастеров, я познакомилась ближе с историей русского национального костюма, который является гордостью нашего родного края.

Фольклорные посиделки в детской библиотеке

<<Тайны бабушкиного сундука>> (посвящённые русскому народному костюму)

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной берёзке, да мало ли в чём ещё!

Мы часто слышим - <<красота родной земли>>. Как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей. )

Мила нам природа родных мест, красивое всё, что связано с понятием <<родина>>. Вдали от неё человек тоскует, душа его печалится, рвётся к отчему дому.

Родина - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина, Отечество святое -

Перелески, рощи , берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от Луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущий: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времён. В одном из литературных памятников древнерусской литературы 12 века - <<Слове о погибели Русской земли>> летописец воздаёт такие похвалы своему отечеству.

Летописец (с бумажным свитком в руках; читает): <<О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными - городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многомудрыми, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!>> Ведущий: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей. Отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные тёмные брови, у женщин - плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его <<Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова>>.

Ходит плавно - будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит словно - соловей поёт,

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием.

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белую цалуются.

Ведущий: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своём доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо - матрёшках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в ни нравится, что удивляет, волнует.

(Ответы детей. )

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов обычные люди или нет?

(Ответы детей. )

Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате. )

Бабушка Арина (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу - ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте. Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберёмся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут: <<Не шей мне, матушка, красный сарафан.>> Сами же одна другой краше: рубахи на них шёлком шитые, сарафаны - как цветы в поле, яркие да нарядные.

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды - то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Ведущий: Особенное, бережнее отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре.

Бабушка Арина: Помню, певала я своему дитяти Ванюше колыбельную. А уж нравилась она ему, голубчику моему. (Поёт, баюкая куклу. )

Байки-побайки

Матери-китайки,

Отцу-кумачу

На две ластовки,

А брату-бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Ведущий: В этой старой русской колыбельной песне встречаются слова, которые могут быть непонятны сегодняшнему слушателю.

Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани; ластовка, ластовица - четырёхугольная разноцветная вставка в рукав женской рубашки; позумент - тесьма из золотой или серебряной нити; кострица - жёсткая кора растений, годных для пряжи (лён, конопля); лопанцы - рукавицы, катанцы - валенки.

Ведущий: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!

Бабушка Арина: Хотите покажу, что в сундуке своём храню? (Вынимает из сундука поочерёдно предметы женского народного костюма. )

Сама я родом из Белгородчины. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, понёвы, передника - запона, головного убора - <<сороки>> или кички.

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и пани, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и <<оберег>>. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Летописец: Вышивка представляла собой орнамент из определённых фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и , самое главное, - на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определённом порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки - <<обереги>> имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

Бабушка Арина: В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понёва. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли понёву <<вечным хомутом>> да <<бабьей кабалой>>. Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные понёвы, которые украшались по подолу нашивками - <<оберегами>>. Самая нарядная понёва называлась <<годовой>>, надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям - <<воскресную>> - надевали к обедне по воскресеньям. Шили понёву из шерстяной ткани домашнего изготовления чёрного, синего или красного цветов.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли <<запоном>>, <<занавеской>>. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шёлковой ленты.

Ведущий (обращает внимание на характер узоров передника и предметов костюма): Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю. Обилие красного цвета придаёт узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово <<красный>> было у наших предков синонимом слова <<красивый>>.

Бабушка Арина: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права <<опростоволоситься>>, то есть показаться на людях с <<простой>> - непокрытой головой.

Летописец: Головой убор русской крестьянки (<<сорока>>, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами <<сороки>>.

На Белгородчине в некоторых местах шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло своё достойное место в истории русского народного костюма.

Бабушка Арина: В нашем селе священник не пускал в церковь, если кто придёт <<с рогами>>. Женщины по-своему <<обманывали>> его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

Ведущий: Так крестьянки отстаивали своё право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

Сила нашего народа не только в верности традициям, но и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом тёплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блонды.

А ещё на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: одной окрашенной нитки, а на ткани - то ромашки, то петухи, то ёлочки, то фигурки людей и животных.

Бабушка Арина (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу руками давайте. Трудом славен человек да уменьем.

Ведущий: От того, как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это - целая жизнь.

Бабушка Арина: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живёте: пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Ведущий:

Отдохнули все по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдём.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем,

Дело по душе найдём!

<<История костюма - история народа>>

Задание для первой тройки игроков

Эта часть одежды являлась основой женского русского народного костюма. Состояла из трёх полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других - по бокам. Эта распашная часть костюма надевалась поверх длинной рубахи, являлась предметом особой гордости крестьянки южно-великорусских областей России, в том числе и Белгородчины. О каком элементе русской народной женской одежды идёт речь? (Понёва. )

Задание для второй тройки игроков

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы. Он представлял собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде круга, лопатки, рогов. Спереди украшался вышивкой, нитями, бисером, жемчугом. Дополнительным украшением служили пушки - шарики из гусиного пуха. Как назывался этот женский головной убор? (Кичка. )

Задание для третьей тройки игроков

Наряду с домоткаными холстами в русской деревне применялась также фабричная хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. Её использовали для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, для отделки головных уборов. Как называлась эта столь популярная среди русских рукодельниц ткань? (Кумач. )

Задание для финальной игры.

И в женском, и в мужском русском народном костюме существовала обязательная деталь, без которой крестьяне не мыслили своей одежды. Одно из народных названий этой детали <<подживотник>>. Помимо чисто технического назначения, он выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защитить человека от влияния внешних вредоносных сил, создавал магический круг. О какой детали русского народного костюма идёт речь? (Пояс. )

Задание для суперигры.

Одним из важнейших элементов женского крестьянского костюма являлся передник из белой холщовой ткани домашней выработки. Праздничный передник полностью покрывался узором из вышивки, цветных отделочных вставок, шёлковых лент, белых или цветных кружев, бахромы из шёлковых или шерстяных ниток. Передник, присборенный выше линии груди, как бы драпировал, <<занавешивал>> женскую фигуру сверху донизу, придавая ей статность, величавость. Вместе с рубахой, понёвой, головным убором (кичкой) он составлял единое целое женского народного костюма Белгородчины. Как назывался такой передник? (Кумач. )

Вывод: Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Этап №2

Рубаха - древнейший элемент одежды. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

Мужскую рубаху шили длиной до колен, носили навыпуск, подпоясывали ремешком или тканым поясом. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и <<оберег>>. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Узором <<ограждали>> ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивался низ рукава. Подол рубах расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине - символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья - символы плодоносящей почвы; птицы и животные и - символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.

В старину существовал обряд <<чтения узоров>>. В одно из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатую старую женщину, которая поясняла им значение изображения на девичьей одежде узоров. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять их. Нередко случалось, что невесту в свадебном наряде под руки выводили к гостю и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.

В сёлах нашего края самой главной деталью в женском костюме была понёва. Понёва - это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашонкой. С понёвой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий, пословиц и поговорок, например: <<Понёва оденется - воля переменится>>.

Понёву носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как <<вечный хомут и бабья кабала>>. Существовал обряд - <<загонять в поньку>> (понёву), когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали понёву. Теперь эту девушку можно было сватать. Полотно для понёв нашего края ткали на ручном домашнем стане, а затем расшивали геометрическим орнаментом окрашенными в разные цвета шерстяными нитками.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли <<запоном>>, <<занавеской>>. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шёлковой ленты.

Сарафан являлся главной частью традиционного костюма. В наших краях были выявлены местные названия сарафанов: <<великоденский>>, (Белгородский район); <<сорококлинка>>, <<шубка>>, <<с ломом и лендой>>, <<подвухатый>> (Ивнянский район); <<шестиклинка>>, << в один зубец>>, <<штофный>> (Грайворонский район); <<в два зубца>>, <<в три зубца>> (Борисовский и Грайворонский районы); <<окружной>>, <<полный>> (Яковлевский район); <<саян>> (Белгородский, Ивнянский, Шебекинский районы); <<абликатный>>, <<косоклинка>>, <<с ломом>> (Курская область).

Женские сарафаны отличаются от девичьих, также как будничные - от праздничных. Различия прослеживаются по принципам декорирования и по материалам, используемым для украшения. Сарафан молодой женщины (молодухи) имел некоторые отличия от сарафана пожилой женщины. Девушки и молодухи носили сарафан синего, реже красного цветов. По количеству <<золота>> (вставка на груди из парчи), можно было судить из какой семьи женщина - бедной, богатой или среднего достатка.

В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи - кофты с воротником и длинными рукавами.

По силуэту они напоминали маленькие шубки.

Головой убор русской крестьянки <<сорока>> или кичка был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами <<сороки>>.

Кокошники богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью.

На головные уборы часто наносились солнце, звёзды, композиции, связанные с небесным <<ярусом>> мира. Даже многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связавших землю и небо: сорока, кичка

(утка), кокошник (от кокошь - курица).

Замужние женщины прятали волосы, заплетённые в две косы, от <<дурного глаза>> и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой.

До нас дошло слово опростоволосилась, что значит, попала впросак, в нелепую ситуацию.

Молодые девушки оставляли свои волосы непокрытыми. В связи с этим головные уборы русских женщин делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Мужской костюм не имел значительных отличий. Он состоял из рубахи и портов (штанов).

Рубаха шилась длинною до колен и подпоясывалась кушаком , к которому подвешивали все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок, так как не было карманов.

Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из тёмной ткани, иногда - в полоску.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. В холодное время - свита.

Зимой надевали тулуп. Шили его чаще всего из овчины, мехом внутрь, с большим воротником и рукавами. Носили его мужчины и женщины. Женские полушубки украшались орнаментом из кусочков кожи и тесьмы.

Головным убором для мужчин служил войлочный колпак с отворотом и без отворота, а позже появился картуз - фуражка с козырьком. Зимой носили треухи и меха - прообраз будущей ушанки.

Веками самой типичной обувью для России были лапти. Лапти плели из лыка - это подкорка липы. Иногда, правда использовали дуб или берёзу. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки. Для того чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору трёх-четырёх деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой верёвкой. Внутрь для тепла и мягкости клали соломку, а ноги обматывали онучами, т. е. кусками ткани.

На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков и верёвок, обмотанных вокруг ноги.

Всем хороши были лапти, вот только снашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять, а летом всего четыре-пять дней. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой три-четыре пары.

Валенки появились на Руси намного позже. Они стояли дорого, поэтому в бедной крестьянской семьях на всех детей могла быть одна пара. Их надевали по очереди. И лапти, и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни.

Шили и кожаную обувь: различные сапоги, чёботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и для левой ноги форму.

Вывод: На Руси говорили: << Встречают по одёжке, а провожают по уму>> Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Этап №3

Обобщение результатов.

После проведения исследования я пришла к выводу о том, что необходимо изучать культуру своего народа, традиции родного края, историю создания русского костюма.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос:

1) Интересуются ли учащиеся культурой своего народа?

2) Знают ли историю создания русского костюма?

3) Хотят ли дети знакомиться с историей Белгородского народного костюма?

После проведения эксперимента мне удалось не только умом, но и сердцем проникнуться к творчеству русского народа и любовью к родной земле. Я надеюсь, что молодое поколение будет интересоваться и уважать традиции своего народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)