Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Судьба сельского мальчишки в годы Войны

Великая Отечественная война - самое значительное событие в жизни нашего народа в XX веке, изменившая жизнь каждой советской семьи. В работе я опишу жизнь своего деда, который жил в те жестокие и суровые времена в обычной уральской деревне. Тогда он был еще ребенком, и толком не понимал, для чего нужна война, за что они воюют и почему так плохо живется всем людям. Бесконечное горе приникало тогда практически во все семьи. Нет такой семьи, в которой не было бы беды, связанной с войной. Уходили отцы, мужья, братья, но не все из них возвращались, а если возвращались то с многочисленными ранениями, кто–то калекой. Единицы приходили невредимыми. Но если не было физических изъянов, то были душевные: боль от потерянных друзей, родных и многое другое.

Война оставила на всех свой отпечаток, оставив в душе много боли. Мой дед как раз таки жил в то время и испытал на себе всю тяжесть повседневной жизни. Может быть, ему и повезло больше, чем другим, поскольку он жил в совхозе «Путь Октября» Кизильского района Челябинской области. Война тогда не дошла до Урала, кровь и насилие не настигло тех мест. Но жизнь была такой же тяжелой повсюду. Уральская деревня и в довоенные времена не полностью обеспечивала продовольствием свой промышленный регион. Война, ослабив ее тем, что ушли в армию большинство мужчин, увеличила нагрузку на деревню за счет роста поставок для возросшей армии, увеличившегося городского населения на Урале из-за беженцев и потери основных продовольственных районов страны и большей части мобилизационных запасов. Деревенские люди испытывали на себе и холод и голод.

Мой дед Землянский Александр Михайлович родился в 1935 году 10 июня в простой деревенской семье. Отца звали Михаил Спиридонович (1907), мать Елена Игнатьевна (1907). Семьи в те тяжелые послереволюционные времена были большими, и семья моего прадеда не была исключением. У него было два старших брата Петр (1928) и Иван (1932), и три младших: Илья (1937), Геннадий (1939) и Владимир (1941). Помимо пятерых братьев было три сестры, которые были рождены уже после войны. Это были : Валентина (1946), Надежда (1949) и Галина (1952).

Мать во время войны трудилась на многих работах. Время было тяжелое, к тому же отца забрали на фронт. Михаил Спиридонович ушел в 1941 году, был ранен, лечился в Ленинграде, был отпущен домой на месяц. По истечению этого срока он вернулся в действующую армию. В конце мая 1945 года он вернулся окончательно. У него не было трех ребер, а в груди был осколок от гранаты, который так и остался с ним до конца его дней.

Дед отчетливо помнит эту встречу. Собрались все родственники, друзья, знакомые. Накрыли на стол тем, что было. Все были очень счастливы. Это был настоящий праздник для души. Гуляли всю ночь .

Но было очень трудно проводить им старшего сына Петю в армию. Хотя война уже и закончилась, люди все равно боялись того, что она начнется снова. Положение в мире было совсем неустойчивым. Провожая старшего сына, дед плакал. Собралось много народу, провожали всей деревней. Но все закончилось хорошо, Петр вернулся домой целым и невредимым.

Прадед довольно строго воспитывал своих детей. Не обходилось и без физического наказания. Бывало, когда все ложились спать, братья начинали шалить и смеяться. Михаил Спиридонович сначала предупреждал, но если сыновья не успокаивались, он мог встать и хорошенько поддать провинившимся мальчишкам. Отец хотел воспитать в своих детях настоящих людей, хотел, чтобы они учились, выбились в люди. Что ж, это, наверное, желание всех отцов.

Отношения же между братьями дед вспоминает с улыбкой. «Дрались, конечно»–говорил дед. Бывали случаи, когда дома никого не было, родители на работе, они чего-нибудь не поделят и раздерутся между собой. Рассядутся по разным углам и дуются друг на друга. Но когда приходила мать или отец, они либо все рассказывали им, либо делали вид, что ничего и не было. Они помогали ухаживать за младшими сестренками, когда родителей не было дома. Но в основном жили дружно и весело .

Братья часто разговаривали между собой о войне, строили планы на будущее. Дед хотел пойти служить, впрочем, как и все остальные, чтобы «отомстить Гитлеру и всем немцам, которые причинили их стране столько горя». Конечно, это были мечты мальчишек во время войны. Часто приходилось им думать и говорить о еде, поскольку кушать было нечего. Были даже случаи, когда мальчишки залазили в чужой огород и воровали капусту, морковь, а потом делили между собой.

Так и жили они все вместе, преодолевая все трудности, возникающие на пути.

2. 1. Дом. Мебель. Посуда

Жили они всей семьей в саманном бараке, который был сделан из смеси глины и песка. Стены были очень толстыми, примерно чуть больше полуметра. Проживало здесь несколько семей. У семейства Землянских было две комнаты: прихожая, где–то 2 х 3 метра, и общая комната 5 х 4, где и проходила их жизнь. В углу зала, возле двери, находилась большая русская печь. Это огромное сооружение занимало практически одну четвертую часть комнаты. Она служила и плитой, на которой готовили, и кроватью, причем сразу для нескольких ребят, и источником тепла в холодную зимнюю погоду.

Пол в их доме был деревянный. К счастью, им не дано было пожить в землянках, но дед немного упомянул о них. Полы были сделаны из толстых досок, которые были плотно прижаты друг к другу, поэтому пол в комнате не скрипел. Мыли его очень тщательно и практически вытирали досуха, чтобы доски не начали гнить от сырости. Полы ведь тогда не красили и они быстро отсыревали, если за ними как следует, не присматривали.

Стены и потолок были сделаны тоже из смеси глины и песка. Так как известки в деревне не было, побелку проводили белой глиной, которую приносили из недалеко находившегося карьера. На стенах никаких ковров не было, впрочем, как и на полу, висели только семейные фотографии и репродукции, на которых была изображена охота, рыбалка и природа.

Мебели, как таковой, тогда еще не было. По центру комнаты стоял большой деревянный стол, который, по словам деда, был передвижной. Его сдвигали в угол, когда ложились спать, просто не хватало места. Сидели они на деревянных табуретках и скамейках. Спали на полу и на печке. В качестве матрасов и одеял были разнообразные тулупы, шинели, в общем, все, что было мягким и теплым. У родителей была большая железная сетчатая кровать, которая отделялась от комнаты простой занавеской (ширмой). У матери был большой деревянный сундук, в котором она хранила разнообразные документы и одежду.

Посуда в основном была глиняной. Это - разнообразные чашки и горшки, в которых хранили молоко и другие продукты. Позднее, уже после войны, примерно после 50-го года появились стеклянные и металлические кружки, фарфоровые тарелки. Ложки были деревянные, сделанные из прочного дерева, которые не разъедались пищей. Они были красочно разрисованы и покрыты каким–то веществом, что продлевало их службу. Это были покупные ложки, но земляки и сами порой занимались их изготовлением. Конечно, они не были такими долговечными, как фабричные, но все же использовались в быту. Было несколько чугунков, настоящих, сделанных из чугуна, в которых варили еду. Вот и вся посуда, которая была в доме (3).

Электричества во время войны в совхозе не было, поэтому в домах жгли керосиновые лампы, восковые свечи. Но это было только у «богатых». В простых семьях, как у прадеда, свет был от обыкновенных лучин, или от свечей, сделанных из топленного свиного сала, которые ужасно коптили и придавали воздуху неприятный запах. Спичек, как таковых, не было. Поэтому приходилось постоянно поддерживать огонь в печи, чтобы утром можно было зажечь лучину и растопить саму печь. Если угли потухали, то шли к соседям за огоньком.

Питание

Большинство людей во время войны столкнулись с острой проблемой нехватки продуктов питания. Не только горожане испытывали голод, в деревнях была та же проблема.

Во время войны хлеб давали по карточкам, в которых устанавливалась норма хлеба и других продуктов на одного человека. По данным историка Потемкиной М. Н. «в сельских местностях карточки, как правило, не вводились, хлеб и другие продукты питания отпускались по талонам и спискам». В нашей деревне была своя талонная система. Местные жители называли эти талоны карточками. Их печатали в сельсовете. По такой карточке можно было в течение месяца получать хлеб. На взрослого работающего человека выделялось 350–400г, на детей 200–250г. Если по каким–либо причинам не удавалось получить норму в срок, то в следующий раз можно был забрать этот неполученный хлеб. Конечно, был он не высшего качества: сероватого оттенка и не очень приятный на вкус. Но тогда даже этому были рады. Хлеб пекли в совхозной пекарне и выдавали в магазине. Дед рассказывал о том, как он, с утра пораньше, приходил в магазин, чтобы помочь перенести хлеб из пекарни. За это им выдавали хлеб вне очереди, и частенько давали еще пол–, а то и целую булку хлеба. Несомненно, это было очень мало, тем более для такой большой семьи, и постоянные мысли о еде не покидали моего деда и его братьев. Но нужно было жить.

Елена Игнатьевна, мать деда, сама пекла хлеб. Так как муки не было, хлеб она пекла из жмыха, шелухи от семян подсолнечника, которым кормили скот. Так же мальчишки ходили на поля и собирали колоски, потом толкли их в ступе и просеивали. Мелкая мука шла на приготовление лепешек, а из крупных остатков зерен варили кашу. Круп во время войны не было, а если и были, то купить было не на что.

Чай в семье Землянских пили травяной. Заваривали шалфей, тысячелистник, шиповник и многое другое. Да и сейчас, когда я бываю у деда в гостях, мне приготавливают травяной чай. Должен признаться, что это довольно вкусно, и в то же время полезно.

Если говорить о сладостях, то ничего кроме сахара дед в войну не видел. Да и то такое счастье выпадало очень редко. Дети были рады маленькому кусочку сахара.

Из горячих блюд дед хорошо помнит затяруху. Этот суп варили с галушками и слегка забеливали молоком. Или суп «салма», приготовленный на муке. Конечно, основной едой были картошка и капуста. Бывало даже так, что ели очистки от картофеля. Варили суп из травы. Туда шел щавель, свекольная ботва, лошадиная кислятка, солодка. Суп, сваренный с этими ингредиентами, назывался «Зеленый» или «Трава». Говорить о сытности таких блюд было бы не уместно. Тогда просто хотели набить свой желудок хоть чем-нибудь, что бы ни умереть с голоду.

Мясо ели крайне редко, его практически не видели во время войны. Это была непозволительная, а может и нереальная роскошь. Если на столе появлялось мясо, это было самым настоящим праздником в семье. Но опять же–все было в небольших количествах.

Больше всего дед упоминал о рыбалке. Рыбы тогда в нашей речке было много, и мальчишки очень часто ходили на рыбалку. В речке в основном водились огольцы и караси. Ловили они рыбу мешками, или сетями, сплетенными из тонких веток. Делали ловушки, которые называли «морды»–это что–то вроде корзины. Огольцов ели прямо с потрохами, не очищая. А из карасей частенько варили домашнюю уху.

Летом Саша с братьями ходили в лес, по грибы да по ягоды. В это время года было на много проще прожить, жили за счет леса. Одну часть ягод и грибов сушили и откладывали на зиму, а другую съедали в сыром или жареном виде.

Были времена, когда есть, было совсем нечего. Тогда на помощь приходили люди. Помогал, кто, чем мог. Так и жили они из года в год, пока не закончилась война. Потом уже стало легче.

2. 3. Одежда

Про одежду, которую тогда носили люди, мало, что можно сказать, поскольку такого большого разнообразия как сейчас, тогда не было. Люди ходили, кто, в чем мог.

Вот что носил мой дед: у него были штаны, с заплатками на коленках, которые ему сшила мать из материала очень похожего на мешковину; простая рубашка, которую дед одевал только по праздникам и в школу; шапка, так же сшитая в ручную. Если говорить о цвете одежды, то чего–то яркого было очень мало.

Летом дед ходил в одних трусах, тоже сшитых матерью

Обуви вообще не было, поэтому все летом мальчишки бегали босиком, и это им не сколько не мешало. Поэтому, наверное, поколение наших дедов на много крепче нас в духовном и физическом плане. Та жизнь очень сильно их закалила.

Зимой носили фуфайку или пальто, которые так же шили сами из темной ткани саржи. Дед очень любил одежду с карманами, поэтому просил мать пришить их, да побольше.

Валенки были одна пара на двоих: пока один ходит в школу или гуляет, второй сидит дома и ждет. Потом они менялись. Если валенки прохудились, а заштопать было нечем, в них вкладывали солому и продолжали носить .

Ни о какой моде не могло быть и речи. Люди, испытывающие большие тяготы во время войны, не думали о том, во что они одеты. Лишь бы не замерзнуть зимой. Каждый был одет так, как мог себе позволить.

Даже после войны мой дед, готовясь к своей свадьбе, просил у друзей и родственников сапоги, костюм, пальто, шапку, поскольку не имел такой одежды. Так они и жили, не обращая внимания на одежду и обувь. «Лишь бы дождить до лета»–говорил дед .

3. Хозяйство

Основным хозяйством тогда был огород, за счет которого и жили. Выращивали все, что можно было. Доминирующим овощем был, конечно же, картофель. Его сажали не на своем огороде, а на выделенной земле, что составляло примерно 15–20 соток. Но не весь этот участок удавалось засадить. Сажать то было практически нечего. Садили даже кожурки от картофеля, и, что самое удивительное, картофель вырастал. Личный огород был небольших размеров. Здесь семья деда выращивала морковь, капусту, свеклу. Раньше в деревнях еще не было водоколонок, и приходилось носить воду из речки, что находилась почти за километр от деревни. Нужно много потрудится, чтобы полить весь огород, таская воду на коромыслах на такое расстояние. После такой работы ужасно болела спина и шея.

За картофелем тщательно ухаживали, так как он был основным продуктом питания. Пололи его вручную, а не тяпками, поскольку просто не имели такого инструмента. Колорадского жука тогда вообще и в помине не было.

Весь собранный урожай хранили в подполе. Хранили навалом, практически все в месте. Овощи не успевали испортиться, так как все быстро съедали.

Никаких маринадов и солений, кроме квашеной капусты, не делали. Слили только капусту в больших деревянных бочках.

Из плодовых и ягодных деревьев и кустарников не было ничего. Собирали все дикое в лесу. Дикой вишни было тогда много, поэтому дед со своими братьями частенько ходили в лес за вишней. В своих огородах не выращивали ни яблок, ни смородины, ни груш.

Из скота держали только корову, поскольку большее животноводческое хозяйство держать было очень хлопотно, к тому же было очень много запретов и ограничений. Например, разрешалось держать одну корову и теленка, кур – 10-15, 5–6 овец. Такое хозяйство появилось у Землянских только спустя несколько лет после войны.

Сено заготавливали самостоятельно: ходили на поля, косили в ручную, затем сгребали граблями в копна, а потом перевозили на лошади или быке. Сено хранили либо на крыше сарая, либо рядом с ним под каким-нибудь навесом.

Сарай представлял собой небольшой домик. Стены были сделаны из переплетенных прутьев, смазанных глиной, либо были насыпные: набивали в землю колья, а к ним прикрепляли небольшие жерди, делали две стены, а между ними засыпали либо землей, либо забивали соломой, либо наземом. Пол был земляной, так как материала на него обычно не было. Окна были маленькие, но со стеклом.

Это и было тогдашним хозяйством семьи моего прадеда. Как уже упоминалось, в те времена было жесткое количественное ограждение личного хозяйства крестьянина, которое к тому же облагалось различными налогами, в основном в натуральном виде. Например, имея корову, нужно было за год, то есть за период дойки, сдать в сельский совет около 50 литров молока, а то и больше. Имея кур, платили налог яйцами, количество которых подсчитывалось по количеству кур.

Раз в полгода комиссия, состоящая из двух–трех человек, ходили по домам и делали опись хозяйства. К счастью, для тех, кто держал немного больше, комиссия не ходила по сараям, а принимала информацию из уст хозяев.

4. Школа

Много дед вспоминал и о школьных годах, которые прошли весело и интересно.

Школа была почти в центре совхоза. Кабинеты были большими, на 30–35 человек. В основном на стенах висели карты, ну и конечно, портреты Ленина и Сталина, которых уважали и чтили.

Парты были деревянные, рассчитанные на два человека. В парте имелся отсек, который открывался сверху. Там лежали книги и школьные принадлежности. Тетрадей тогда не было, писать приходилось на разных бумажках, газетах, в общем, что удавалось найти. Чистые листы выдавали только на контрольные.

Удивило меня то, что у них в школе были учебники. Во время войны в некоторых деревнях учебников не было вовсе, а здесь И что самое удивительное, книги покупали сами. Бесплатными учебниками наделяли только тех, кто хорошо учился. Дед к этому числу учеников не принадлежал, он очень плохо знал литературу, поэтому и остался на второй год в третьем классе.

Никакой формы в те времена не было. Ходили, кто, в чем может. Форма появилась на много позже, а при деде носили ту одежду, которую могли себе позволить.

Чернил тоже не было. Писали сажей. Собирали сажу из печи, разводили ее водой, приготавливая густой черный раствор, и заливали в какой–нибудь пузырек. Сначала писали палочками, потом особыми перьями, на конце которых крепили специально выточенные палочки. Примерно в четвертом–пятом классе появились карандаши, простые графитные. Как же они радовались тому, что теперь не придется разводить сажу и пачкаться, собирая ее из печи. Радости детей не было предела, когда они стали писать настоящими чернилами, это было, по их воспоминаниям, просто чудом. Еще позже появились и цветные карандаши и краски. Ученики были просто в неописуемом восторге. Сейчас для нас ручка или цветной карандаш просто обычный пишущий инструмент, причем уже устарелый, а тогда иметь карандаш было престижно (2).

Четыре года, начальной школы, учил один учитель, затем остальные три–разные. Во время войны среднее образование было семилетним. Учили детей тому же, что и сейчас, только немного в другой форме. Предметы были теми же: алгебра, русский и английский языки, литература, физика

В школе постоянно поддерживалась строгая дисциплина и порядок. Были и октябрята, и пионеры, и комсомольцы. Все они имели отличительные знаки: у октябрят–значок октябренка на левой груди, у пионеров–красный галстук, у комсомольцев–комсомольский значок. У каждых из них были свои обязанности и права. Большими полномочиями и обязанностями обладал, конечно же, комсомол. Они проводили разнообразные мероприятия, собрания, где обсуждали самые разнообразные темы: успеваемость, порядок, дисциплину, труд учащихся

Учеников часто отправляли на отработку на совхозные поля: на прополку картофеля, пшеницы, в зимнее время на снегоборьбу, на уборку, на разгрузку зерна и прочие совхозные работы. Все вырученные деньги (сравнительно небольшая сумма) шли на помощь школе, распределением их и занимался комсомол.

Еженедельно в школе проводили линейки, на которых говорили об успеваемости учеников, об проделанной ими работе, об предстоящих делах. Выявляли самых лучших учеников. Их поощряли книгами и тетрадями, что тогда было за счастье любому ребенку. Так же и высмеивали неуспевающих учеников. Им делали выговор и зачастую вызывали в школу родителей. Было такое и с моим дедом. Тогда дед ушел из школы и пошел работать на совхозные поля.

5. Культурная жизнь

5. 1. Игры

Несмотря на войну, жизнь деда не была такой уж скучной. Были в его жизни и развлечения, игры, в которые они играли. В основном мальчишки играли в мяч, который изготавливали сами. Шили небольшой мешочек, а затем набивали разнообразными тряпками. Играли в футбол на поле. Разбивались на две команды и начинали игру. Но был в деревне и стадион, очень большой, примерно 80 х 80 метров. Зачастую играли и там. Нередко на игру приходили посмотреть девчонки. Которые своими криками поддерживали понравившуюся команду.

Еще одна распространенная игра в то время–городки. От современных городков она практически ничем не отличается. Так же выстраивается из палочек какой–либо формы пирамида, которую затем, с различного расстояния, нужно сбить палкой. Чем меньше фигура, тем больше очков давалось, если ее сшибешь.

Чем–то похожая на нее игра, которую дед называет «Мушкой». В землю вбивали колышек с ровной поверхностью. На верху кола укрепляли «мушку»–какой-нибудь камень или сучок, и сбивали эту «мушку» палкой с различного расстояния.

Так же играли в карты. На деньги не играли, поскольку их практически не было. Играли в «дурака» и «кота». Такие карточные заседания, как выражался дед, проходили в основном на берегу реки, или у кого-нибудь в огороде, что бы никто из взрослых не видел. Играть в карты тогда считалось неприлично для подростков.

Самой запомнившейся игрой для деда была игра «Копейки». Конечно, денег тогда практически не было у мальчишек, но если удавалось их заработать, то они непременно собирались в месте и начинали играть в эту игру. Вот в чем она заключалась: от стены, на определенном расстоянии, выкапывалась небольшая ямка, которая являлась своеобразным банком для монет. Каждый игрок кладет в эту ямку монету, например, пять копеек. Жеребьевкой определяли последовательность, кто первый, второй и так далее. Затем первый игрок брал другую свою монету и ударял ей по стене. Цель игры заключалась в том, что бы ударяющей монетой попасть в ямку. Если это происходило, то игрок забирал себе все деньги, находившиеся там. Если монета не долетала до ямки, то следующий игрок, попав на эту монету своей, заставлял тем самым первого игрока поставить на кон еще пять копеек. Бывало, что в ямке скапливалась приличная сумма, и тот, кто выигрывал, был «богат». Конечно, ребята были настолько дружны, что все деньги свои они складывали и шли в магазин, чтобы купить чего-нибудь сладенького. В основном это был сахар. Но были и случаи, когда выигравший уносил деньги домой и отдавал матери или отцу. Это тоже воспринималось вполне нормально, и никаких драк по поводу дележки не было.

Были и активные игры. Всевозможные «догонялки», «салочки», «прятки» и тому подобное. Любил дед с братьями и друзьями сходить на речку и немного порезвиться в теплой водице. Было весело, и никому не было скучно.

Игрушек тогда почти ни у кого и в помине не было. Об этом дети даже и не мечтали. Если и были игрушки, то конечно самодельные, изготовленные из дерева или глины. В основном это были разнообразные животные, птицы, какие–то сказочные герои. Из глины лепили свистульки, при помощи которых издавались разнообразные звуки.

Но дети были счастливы и тем, что у них было. Этим они дорожили, и до сих пор вспоминают те времена, когда они были вместе и резвились по бескрайним просторам совхозных полей.

5. 2. Клуб

Во время войны мало было каких–либо мероприятий, проводимых в доме культуры. Только после ее окончания стали показывать фильмы, проводить танцы.

Дом культуры представлял собой большое здание в центре деревни. С одной стороны была большая столовая, где проводили различные вечера, свадьбы, с другой находился радиоузел и кинобудка. Также там был небольшой зал, примерно на сто человек, вместо кресел стояли обыкновенные деревянные лавки. Несомненно, была там и сцена, окрашенная в желтый цвет, а по бокам были огромные шторы из красного материала. На стене, прямо над сценой, висели портреты Ленина и Сталина, а также серп и молот. За сценой находилось помещение для артистов.

Кино для деревенских людей было чем–то фантастическим, и каждый старался хоть раз посмотреть на это чудо. Но впускали туда далеко не всех. Были и своеобразные ограничения, например, до шестнадцати лет в кино не пускали. Но это не останавливало пронырливых детей. Дед со своими братьями зачастую пробирались в зал в месте с толпой, и затаившись где-нибудь в углу, смотрели на экран. Показывали фильмы про войну, такие как «Чапаев», «Тихий Дон», «Свадьба в Малиновке» и другие. Люди еще не понимали, как это изображение движется и еще и говорит. Это было чем–то новым, необычным.

Также в клубе проводились танцы под живую музыку. Танцевали в основном под баян. Для этого приглашали гармониста, платили ему определенную сумму и танцевали танго, вальс, фокстрот.

В клубе проводились разнообразные концерты. В деревню приезжали артисты из других деревень и выступали. Потом это переросло в традицию, и концерты превратились в соревнования между совхозами за лучшую культурную программу, которые продолжаются, и по сей день.

Помимо концертов, показа кино и танцев в клубе проводились разнообразные собрания: совхозные и партийные. На совхозные собрания приходили все без исключения. На них рассматривали работу совхоза, вопросы по животноводству, полеводству, оглашались отчеты о проделанной работе, обсуждали дальнейшие планы и меры их достижения.

Все новости, о мире, о политике и остальном работники совхозов узнавали из газет или по радио. Газет тогда было всего две, по крайне мере тех, которые читали в совхозе: районная газета «За коммунизм» и областная - «Челябинский рабочий». Газеты читали толпами, особенно если в них сообщались какие–то важные новости, так как не каждый мог себе позволить выписать газету.

III. Заключение

Жить в деревне было не легче, чем в городе, иногда бывало, что и намного труднее. Но люди выживали, несмотря ни на что. Когда началась война, деду было всего шесть лет. Он еще толком не понимал, что именно происходит в мире, но уже делал для себя какие–то выводы. «Война разрушила мир, она унесла с собой миллионы жизней, которых никогда не вернуть. Она причинила много страданий и боли людям. Если бы не было войны, жили бы мы на много лучше. Было бы у людей больше здоровья» - так думал дед в шестилетнем возрасте. Его мнение не изменилось и сейчас, когда прошло уже много лет. Правда, тогда он не знал, за что люди воюют, чего им не хватает в жизни, почему немцы напали на нас? Этого он не понимал, но был точно уверен, что война была не нужна.

После окончания школы он отработал некоторое время в совхозе, а затем пошел служить в армию. По возвращению домой стал работать комбайнером. Потом завел собственную семью.

С одной стороны все сложилось вполне нормально, но война так или иначе повлияла на его жизнь, пусть даже он и не видел ее, зато ощутил тяготы, которые она породила. Все это закалило не только его характер, но и физическое состояние. Люди того поколения на много крепче и выносливее нас как в физиологическом, так и в духовном состоянии. Дед до сих пор вспоминает, как бегал босиком под дождем и пил из лужи. Но даже в те тяжелые времена, когда людей мучил голод и холод, они жили дружно, помогали друг другу, были истинными патриотами своей родины и даже находили, чему порадоваться в своей жизни.

Самое яркое событие в его детстве – это момент, когда было объявлено о победе СССР в войне против фашистской Германии. В тот момент он находился в школе, был обычный день, который превратился в настоящий праздник 9 Мая. В класс вошел директор школы и объявил радостную новость. Весь народ деревни вышел на улицу, у дома культуры собралась толпа народа, все радовались, плакали от счастья, а кто от боли, в связи с потерей близких. Это был незабываемый день в его жизни.

Узнав подробнее жизнь своего деда, я был просто поражен: насколько в нечеловеческих условиях жили люди, как они выживали, и что при этом чувствовали. Но я был так же удивлен тем, что при воспоминаниях о той жизни дед все–таки находил положительные моменты, радостные эпизоды из детства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)