Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Свадебные обряды и традиции на Руси

Заключение брака в старину было длительной и сложной церемонией. Сговору -сватовству предшествовали особые вечериночные игры молодёжи долгими осенними и зимними вечерами. На них пелись величальные припевки, предваряющие будущие свадебные величия. Эти величия были ещё предсвадебной игрой, а не обрядом. Обряд – особое поэтическое обращение человека к окружающему миру, природе. Фольклорный обряд означает перерождение путём воображаемого перехода в иной мир (жизнь – смерть – жизнь). Это лирическое прощание со старым в жизни человека, его семьи и рода. Семейно-бытовой фольклор – произведения, связанные со свадебным и похоронным обрядами. Участие в таких обрядах связывалось с наступлением очередного этапа в жизни человека и обретением им новой общественной значимости (зрелый муж, родительство, умерший предок и др. ). Например, в 1930-х гг. Н. М. Языков записал в селе Старая Ярыкла Симбирской губернии два варианта одной свадебной песни, в которой девушка оплакивает разлуку с родным домом.

В первом варианте поётся:

«На море утушка купалася,

На синиим серая полоскалася

Встрепенувши, серая воскликнула:

«Как-та мне, утушки, с бережка поднятиса,

С синим моречком, серою расстатиса?.

Во тереме девица одеваласа,

С высоким красная наряжаласа;

Одевши, Марья-душа за стол села,

За столом села девица, заплакала:

«Как-та девицы с теремом расстатиса?»

В другом варианте также развёрнуто сопоставление «птица – девушка на выданье». Но начинается песня со слов отца дочери, выходящей замуж. Используется краткое отрицательное сравнение «не птица (павынька – павлиха) - девушка на выданье. Приезд сватов и замужество уподобляются подступу врага к городу и плену.

Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. В чём же состоит свадебный обряд? Какие существовали свадебные традиции?Какие свадебные обычаи сохранились до наших дней? Изучению данных вопросов посвящена моя работа. Я считаю, что многим молодым людям будет очень интересно узнать: о браках на Руси и их традициях:

-смотрины невесты;

- царские свадьбы;

- сговоры;

- приданое;

- приготовления к свадьбе;

- подготовка к венчанию;

- сходка новобрачных;

- укручивание;

- по дороге в церковь;

- венчание в церкви;

- пиршество в честь новобрачных;

- поздравления царя;

- в последующие дни; о свадебных обрядах и обычаях разных народов; о светском свадебном этикете в России XVIII-XIX в. в. ; о современных свадьбах нашей местности.

Браки на Руси.

Браки сопровождались самыми затейливыми обрядами, и никогда семейная жизнь не облекалась таким блеском, как в эти торжественные минуты жизни.

Русские женились вообще очень рано. Бывало, что жениху было от 12 до 13 лет. Парни как будто хотели уйти от соблазна холостой жизни. Редко случалось, что русский долго оставался неженатым, если только не болезнь была тому причиною или какое-нибудь горе заставляло остаться холостым, или он желал постричься в монастырь.

Смотрины невесты.

При ранней женитьбе было совершенно естественно, что жених и невеста не знали друг друга до брака, и тот и другая, будучи детьми, были под влиянием и надзором родителей и удалены от людского взора. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и уговариваться между собой.

Жених не мог даже заикнуться, что желает жениться – родителю предоставлялось право распоряжаться его судьбой. Только тогда, когда жених вступал во второй брак, или был уже в зрелых летах, или не имел родителей, приступление к бракосочетанию делалось им лично.

Иногда же первый шаг начинался со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители невесты засылали к жениху близкого им человека сватом. Он обыкновенно начинал речь похвалою честному имени жениха и невесты, говорил о взаимной любви двух родов и представлял выгоды, какие могут произойти от соединения их родством. Если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Таким образом действовали и сами цари: Михаил Фёдорович предлагал свою дочь за датского принца. Иногда браки начинались по воле высших лиц. Так цари и великие князья женили своих бояр и приближённых и сами выбирали им невест, а господа совершали браки между своими слугами, также не спрашивая их согласия.

Родители, желая женить сына, советовались с близкими родственниками и часто не говорили об этом самому жениху. Выбрав дом, с которым не стыдно было породниться, они посылали к родителям невесты свата или сваху для предварительного объяснения. Если родители невесты не желали совсем отдать дочь за предлагаемого жениха, то отговаривались обычно тем, что она ещё молода или подобным предлогом. Если же были согласны, то не заявляли об этом сразу, а говорили, что посоветуются с роднёй и назначали день решительного ответа. Когда, наконец, давали согласие, сват или посредник просил дозволения видеть невесту. Случалось, что такого дозволения не получали, иногда из-за гордости, иногда из-за того, что невеста была дурна собой. Хотя чаще всего родители разрешали видеть девицу, и тогда посылалась какая-нибудь родственница жениха или же ехала сама его мать (такая женщина называлась смотрительницей).

Показ невесты происходил различными способами: иногда смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем своём наряде с лицом, закрытым покрывалом, иногда же невеста сидела за занавеской, и занавеска отдёргивалась, когда подходила смотрительница. Смотрительница прохаживалась с нею по комнате, заговаривала с ней, стараясь выпытать, умна ли она, хороша ли, «не безъязычна ли речью во всем исполнена».

Бывало, если у родителей дочь-невеста - урод, то вместо неё приводили меньшую и выдавали смотрительнице за невесту, а если не было другой дочери, то представляли служанку. Жених не имел права видеть невесту до брака и, следовательно, должен был довольствоваться теми известиями о ней, какие передавала ему смотрительница. Он узнавал обман не раньше, как после венчания. Обманутый жених мог жаловаться духовным властям, производился розыск, спрашивали соседей, знакомых и дворовых людей и, если обман открывался, то виноватого наказывали кнутом и брак расторгался. Но такое случалось очень редко, обыкновенно улаживали дело так, что жених поневоле оставался жить с суженой и позднее ему говорили нравоучение: «Не повидав подлинно, не женись!» Зато потом, став мужем, он себе в утешение колотил жену, принуждая её постричься в монахини, а иногда и тайно умертвлял. Поэтому некоторые женихи не доверяли смотрительницам и настаивали, чтобы им самим разрешили видеть невесту, и родители, как правило, разрешали, если дорожили женихом, но тогда жениху отделаться было уже трудно. Если же невеста при смотринах ему не нравилась, он мог не жениться. Но в дальнейшем парень должен был избегать разговоров о прошедших отношениях, так как родители невесты, злясь на него, могли подать жалобу духовным властям о том, что он их бесчестит, дурно говорит о невесте и отбивает женихов, даже, если жених ничего и не говорил. А могло случиться и так, что жениха принуждали жениться или заплатить за бесчестье, если он уже успел жениться на другой.

Впрочем, уберечься от обмана было не всегда легко, так как жених, хотя и видел невесту, но только раз, и вплоть до самой свадьбы её ему не показывали, и родители невесты, если они были бесчестные люди, могли всё-таки подменить невесту или показать невесту только в окно.

Царские свадьбы.

Великокняжеские, а впоследствии царские свадьбы начинались смотром девиц. Собирали с разных сторон девиц дворянских фамилий, и царь смотрел на них и выбирал себе по вкусу. Когда великий князь Василий Иванович собрался жениться, то на смотр к нему привели тысячу пятьсот девиц. Иван Васильевич Грозный приказал князьям, дворянам и детям боярским отовсюду свозить дочерей своих – девок. В Новородчине со всех пятин должны были помещики свозить их в Новгород к наместнику, а наместник обязан был доставлять их к царю по требованию. Это была обязанность всех отцов, и кто оказывался виноватым в непослушании и медленности, тот подвергался опале и казни.

При втором бракосочетании царя Алексея Михайловича девицы были собраны в доме царского приближённого, и царь смотрел на них из потайной комнаты в окошко, так как принят был обычай не посещать домов своих подданных царём. Он выбрал трёх и приказал доверенным женщинам освидетельствовать их душевные и телесные достоинства, а затем по рекомендации этих смотрительниц выбрал Наталью Кирилловну.

Избранную царём невесту брали во дворец, облекали в драгоценные одежды, нарекали царевною, и она жила отдельно от царя до самого брака, так как и цари подчинялись общим народным нравственным обычаям – разрешали себе только один раз видеть невесту.

Сговоры.

После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось в разное время дня и даже вечером, смотря по тому, как было угодно назначить хозяевам. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почётные места в переднем углу, а им обычно был правый угол дома под образами, а сами садились возле них. Несколько минут они молчали, глядя друг на друга: так следовало по обычаю. Потом отец жениха или пожилой родственник держал церемониальную речь, в которой говорил, что они приехали для доброго дела, а родители невесты говорили, что рады такому приезду. Тогда составляли уговор письменно, где указывалось, что обе стороны решили, а именно: в какое время жених обязывается взять себе в жёны такую-то и какое приданое родственники её должны были дать за ней. После сватовства сваты жениха и невесты бьют по рукам через стол, который символизирует последнюю преграду между родом жениха и невесты. После рукобития расстроить свадьбу было уже невозможно. Закончив сватовство, невеста, даже если жених ей был мил, поёт унылые песни – плачи. В песнях она просит брата защитить её, сравнивая себя с птицей, теряющей красивые перья, с белой лебедью, жалующейся соколу, с тонкой берёзкой, которая от тоски клонится до земли. После сватовства и рукобития невеста снова должна «реветь». Плакала невеста и в песнях. Которые исполняла в кругу подруг – девушек на обряде девичнике накануне свадьбы:

«Полетай-ка, моя молодость,

Во сыры бора, во тёмны леса!

Сядь-ка, моя молодость,

Что на саму на вершиночку,

На вершиночку, да на елиночку»

В ответ ей поют подружки, а невеста отвечает им. Песни, которыми невеста оплакивает свою девическую жизнь и переезд в дом жениха, похожи на причитания плакальщиц на похоронах: символом и замужества, и смерти в свадебном и похоронном обрядах было перемещение, долгий путь в чужую сторонушку - в новый дом или в мир смерти. Смерть и замужество в старину осмысливались как переход в иное состояние, девушка, выходя замуж, становилась совсем другой, она как бы умирала для своего рода и рождалась заново в роде мужа. Иногда свадьбы совершались через неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

Приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы и состояло из мебели, платьев, домашней утвари и украшений (рабов, денег и недвижимого имущества, если девица была дворянского происхождения). От жениха ничего не требовалось, старинный обычай платить за невесту постепенно исчез.

Обычно приданое доставлялось в дом новобрачных на другой день после свадьбы, но недоверчивые родители жениха нередко требовали, чтобы оно было доставлено до свадьбы, помня пословицу: «Денежки на стол, девушку за стол». В уговоре всё было подробно записано, и для обеспечения верности условий назначалась неустойка. Та сторона, которая уступала, обязывалась платить известную сумму: такие суммы назначались, смотря по состоянию, но всегда не маленькие для несоблюдающего обстоятельства. Сговор писал подъячий, которого специально приглашали. Иногда тут же в записи прибавляли условие, чтобы муж не бил жены своей, а в случае нарушения его родители могли подать иск на зятя. Невеста не присутствовала при сговоре. По окончании сговора одна из женщин семейства или родни невесты приносила жениху и его родственникам подарки от имени невесты. Сговор имел юридическую силу. Отказаться после этого от брака значило оскорбить семью.

Приготовления к свадьбе.

Когда день, назначаемый для бракосочетания, приближался, у жениха и невесты делались приготовления: собирали и оповещали родственников, которые будут участвовать в торжестве, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени были необходимы для свадебного обряда; они должны были исполнять разные символические должности как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, он сопровождал повсюду жениха, так что без него жених не ступал ни шагу. Затем следовали посажённые отцы и матери, если не было родных, или их должности исполняли настоящие родители. Отец и мать жениха благословляли его на брак, отец и мать невесты выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и младшие дружки и две свахи из замужних женщин – женихова и невестина. С обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почётный совет. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги – свечники, каравайщики и фонарщики. Важным лицом был ясельничий или конюший, который предохранял свадьбу от колдовства, порчи, лиха, так как свадебное время считалось очень удобным для этого.

Накануне свадьбы собирались к жениху и невесте гости, составляющие свадебный поезд тех и других.

В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно.

У посадских и крестьян был обычай в то время посылать невесте в подарок от жениха шапку, пару сапог, ларец, в котором находились румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а иногда принадлежности женского рукоделия: ножницы, нитки, иглы. А вместе с ними лакомства: изюм, фиги и розгу. Это символические знаки говорили о том, что если молодая жена будет прилежно работать, то её станут кормить сладостями и баловать, а иначе будут бить розгами.

Подготовка к венчанию.

Венчание проходило большей частью вечером. Утром в день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха готовить свадебное ложе. Существовало поверье, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в этот дом, где устраивают свадьбу. Против этого были разные средства. Сваха обходила кругом хоромы, где устраивалось брачное торжество. Это шествие совершалось церемонно. За свахой множество прислужников несли на головах разные принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачной комнатой избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли и, таким образом, брачная спальня не имела подобия могилы. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами, под стенами всегда были лавки с полавочниками; по четырём углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали соболей, в княжеских и царских свадьбах по сорок штук, а в других – по одному соболю, а сверху на оконечность натыкался калач. На лавках по углам ставили оловянную кружку мёда для питья, над дверьми и над окнами внутри и снаружи на стенах прибивали по кресту. Когда в эти покои вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель готовилась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы (в царских свадьбах число их было тридевять, т. е. двадцать семь, а в обыкновенных свадьбах – по сорок), и то и другое числа имели символические значения и, вероятно, употреблялись произвольно; на снопы клали ковёр, а на него перины, иногда до семи, одна на другую; у простых людей клали иногда по две перины и более, по желанию. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шёлковые наволочки; постель была застлана шёлковой простынёй, и на неё сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах тёплое одеяло, соболье или кунье с оторочкой из более богатой материи, чем само одеяло, шубу и ковёр и закрывали простынёю. Вокруг постели устраивались занавески из тафты.

Над постелью ставили образа и крест, те самые, которые шествовали впереди при вносе постели. Образа были задёрнуты занавесками. Возле самой постели ставили кадки или открытые бочки с пшеницей, рожью, овсом и ячменем. Это означало изобилие, которого желали новобрачным в их новом доме. На царских свадьбах сенник устраивали во дворце. Между тем, у жениха и невесты пекли свадебные караваи, хлебы, готовили стол.

Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать в самое лучшее платье и навешивать на неё сколько можно было украшений, а девицы пели ей свадебные песни.

Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солонницами и перечницами, устраивали поставец, как водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении или рундуке. На этом месте клали бархатные или золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями; возле самого места ставили одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей: оно должно было опахивать новобрачных. Перед местом ставили стол, накрытый тремя материями, одна на другой; на них клали соль в солонке, калач или сыр. Над местом прибивали икону, и, кроме того, ставили во всех четырёх углах по одной иконе.

В то же время жених в доме своих родителей собирался со своими провожающими. Нарядившись в венчальный наряд, он ждал, когда ему дадут знать, что пора ехать за невестой. В свите гостей находился и священник, который будет их венчать.

Когда в доме невесты было всё готово, ей на голову возлагали венец – символ девичества – и вели в зал, где для жениха и невесты было устроено место. Плясуньи шли с песнями, а за ними каравайщики, которые несли на подносах, обитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты. Потом следовали фонарщики и свечники. У жениха и невесты было по свече, два свечника несли одну свечу, так как они были тяжёлые: у жениха – в три пуда, у невесты – в два. На свечах были серебряные или позолоченные обручи и бархатные и атласные кошельки. Около этих свечей несли обручальные свечи и водокрещённую свечу, которой зажигали брачные свечи. В царских свадьбах свечи жениха и невесты несли перед будущей царицей. Дальше шёл дружка, который нёс большую металлическую миску-осыпало, в ней лежали хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы. По бокам шли по двое и держали путь, чтобы никто не перешёл дороги. За ним две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой шли сидячие боярыни, две из них держали по миске: на одной из них лежала кика – головной убор замужней женщины с принадлежностями: подубрусником, гребешком и чаркой с мёдом, разведённым в воде или вине. На другой лежали убрусы, приготовленные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и убрусами ставилось на столе перед главным местом, по бокам стола стояли каравайщики, свечники и фонарщики. Невеста садилась на своё место, а возле неё сажали обычно брата или родственника. Все остальные, садились по своим местам по чину.

Когда все усаживались, отец и мать невесты, действительные и наречённые, посылали дружку к жениху, который извещал жениха, что пришло время идти за невестой.

Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойни есть!» Вставали с образами родители, жених кланялся им в ноги, целовал образ и получал родительское благословение, и процессия трогалась в путь, жениха под руки вёл тысяцкий. Сопровождающие жениха садились кто на лошадей верхом, кто в сани.

Сходка новобрачных.

Родители невесты выходили к ним навстречу. Когда шествие достигало двора невесты, они входили в подготовленный покой, где сидела невеста. Жених молился, знаменовался крестом и клялся образом на все четыре стороны, потом с дружкой подходили к своему месту, так как надо было выкупить это место у того, кто сидел рядом с невестой. Тот, получив несколько монет, уступал своё место, и жених мог сесть на одну подушку с невестой. В царских свадьбах сидящего рядом с невестой отводили, взяв под руки.

Такие же сходки жениха с невестой были и на царских свадьбах, правда, происходило это в одном и том же дворце. Царь был в одной из палат, царица – в другой. Она проходила в Грановитую палату, перед ней шёл священник и кропил то место, где она садилась. На этом месте лежало сорок соболей, которых поднимали, когда она садилась, а рядом с ней садился один из знатных князей. Посылали за царём. Первым приходил к царице наречённый отец, кланялся на все стороны, кланялся будущей государыне и садился. Потом посылал к царю боярина с речью: «Государь царь и великий князь всея Руси! Время тебе идти, государю, к делу». Государь принимал благословение митрополита и со всей свитой шёл в Грановитую палату. Священники кропили водой путь, тысяцкий вёл царя под руки, за ним следовали стольник с колпаком и стряпчие. Придя в палату и благословившись, царь подходил к месту и садился возле будущей жены вместо посажённого.

Начинали разносить кушанья. Гости ели, но не для того, чтобы наесться, а для порядка. Когда были поставлены все блюда первого кушанья, священник читал «Отче наш» и молитву. По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и матери невесты для благословения чесать и крутить невесту. Они разрешали. Зажигались свадебные свечи, свечники; затем, поставив свои свечи, держали между женихом и невестой большой кусок тафты с нашитым крестом так, чтобы жених и его свита не видели невесты. Сваха снимала с невесты покрывало, затем венок; другая женщина подносила миску с кикой и гребнем. Сваха смачивала гребень в чарке с мёдом и расчесывала невесту, после чего свивала и скручивала её волосы и надевала подубрусник, кику и покрывала её той же шалью, что отделяла её от жениха.

Венок оставался на память о девичестве; после того подносили свахе миску с осыпалом, и она осыпала невесту и жениха и их опахивала сорока соболями. У посадских людей во время расчёсывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделённые друг от друга покрывалом, они должны были приложить щёки к покрывалу. Перед ними держали зеркальце, и жених мог увидеть лицо своей будущей жены и дружелюбно ей улыбнуться. В то же время один из гостей подходил к ним в вывернутом шерстью тулупе и желал невесте столько деток, сколько было шерсти в тулупе.

Укручивание.

Во время обряда укручивания невесты сидящие вокруг боярыни и девицы пели свадебные песни, а дружка подходил к матери и отцу невесты и просил резать сыр и печево. Они разрешали. Дружка резал перечисленное выше на мелкие кусочки и клал на большое блюдо, где лежало много полотенец, отдав затем блюдо меньшему дружке, сам же получал от невесты вышитый её руками убрус и подносил жениху. В это время младший дружка разносил всем гостям куски печева и полотенца, а также посылал их матери и отцу жениха, оставшимся у себя дома. Сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть брала горстями всё, что было в осыпале: серебряные деньги, хмель, куски материи, и все хватали на лету, что могли схватить. Между тем подавали другое яство.

По дороге в церковь.

Как только на столе появлялось третье яство, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения везти молодых к венцу. «Благослови Бог!» - отвечали те. Все вставали. Родители брали по образу в окладах, с драгоценными украшениями. Рядом стоял священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать подносили кольца и, взяв дочь за руку, отдавали жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею дочь, приговаривая: «По этим ударам ты, дочь, знаешь власть отца, теперь эта власть переходит в другие руки, вместо меня за ослушание тебя будет учить этой плетью муж!» С этими словами он передавал плеть жениху, а тот, приняв плеть, говорил: «Я не думаю иметь в ней нужды, но беру её и буду беречь, как подарок». Он закладывал её в кушак. А, между тем, выходили свечники и каравайщики. За ними выступали свадебные гости. Путь устилался кусками материи, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту к дверям за руки, всё ещё закрытую. Тысяцкий устанавливал порядок шествия. Между тем, сорок соболей, взятых с места, где сидели невеста и жених, клали на то же место, а скатерть, за которой резали печево, и сыр складывали и отдавали ключнику.

На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг. Когда свадьба происходила у бояр, близких к особе царя, то на этот торжественный день давались царские экипажи и лошади.

Сани у невесты были убраны как можно наряднее, покрывались атласом, а на сиденье клали бархатные подушки; богатый ковёр спускали со спинки, под дугой, как правило, подвешивались лисьи и волчьи хвосты.

На месте жениха в санях сидел другой, его выводили так же, как и из-за стола, и невеста садилась в сани с двумя свахами. Подобный обряд совершался и относительно жениха. У крыльца стояла лошадь, и на лошади сидел другой, и, когда появлялся жених, тот вставал и шёл пешком, а жених садился с тысяцким в сани или в коляску. Жених должен был приехать к церкви раньше невесты. Даже на самых простых свадьбах новобрачные ехали, а не шли пешком.

В царских свадьбах путь до церкви устилался коврами, и двадцать человек детей боярских наблюдали, чтобы никто не переходил пути между женихом и невестой.

На простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни, и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось церковью, а свадебные песни назывались криком.

Когда молодые были в церкви, ясельничий вместе со своими двумя помощниками стерёг кони и сани, чтобы никто между ними не перешёл, и лихие люди не наделали бы чего дурного.

Венчание в церкви.

Путь от церковных дверей до аналоя устилался материей, а также сам аналой устилался материей и соболями. Когда свадьба происходила вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места, а когда свадьба была после обедни, то они становились у церковных столбов, слушали литургию, а по окончании её подходили к аналою.

В XVI веке венчание происходило после обедни, в XVII – вечером, и тогда высокая чета венчалась тотчас по прибытии в храм. После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение: в нём обычно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться своих духовных отцов, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал учить жену палкою, как подобает главе семьи. Потом брал жену за руку, вручал мужу и повелевал им целоваться. В знак повиновения жена иногда припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал её полой платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец, священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и отдавала опять мужу. Оба пили три раза, муж допивал, бросал под ноги чарку и топтал её вместе с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут сеять раздор между нами». Существовало поверье, что, кто из супругов первый наступит ногой на чашу, тот над другим будет сохранять первенство; правда жёнам это редко удавалось.

Подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а тысяцкий посылал дружку вперёд к отцам жениха и невесты и оставшимся в доме гостям известить, что молодые обвенчались в добром здравии. Дружка разрезал каравай, и священник отсылал его отцам обеих семей, как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обет быть людьми одного стола и одного хлеба – хлебосолами – и жить дружно, как зерно одного колоса.

При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных семенами конопли и льна, желая им счастья, другие дёргали жену за рукав, как будто хотели разлучить её с мужем, а жена прижималась тесно к своему суженому. На знатных свадьбах существовал обычай бросать окружающим монеты. Из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа, у простого народа с песнями, плясками и криками. На царских свадьбах в тот покой, где было окручивание. Когда в XVI веке свадьбы происходили после обедни, то царица отправлялась в свои покои, свечи и каравай уносили в сенник к постели, а царь ездил по монастырям и, возвращаясь домой, посылал звать жену и гостей к обеду. Если же венчание случалось вечером, то все ехали прямо к жениху.

Пиршество в честь новобрачных.

Когда поезд прибывал в дом жениха, навстречу выходили отец и мать жениха с образом и с хлебом-солью и благословляли новобрачных. При входе в дом потешники по распоряжению ясельничего играли в зурны и бубны. Тогда новобрачные садились за стол, а за ним – все остальные. Невеста была уже открыта и должна была непременно плакать, выражая разлуку с родителями и страх перед новым образом жизни, а женщины и девицы пели печальные песни.

«На море утушка купалася,

На синиим серая полоскалася

Встрепенувши, серая воскликнула:

«Как-та мне, утушки, с бережка поднятиса,

С синим моречком, серою расстатиса?.

Во тереме девица одеваласа,

С высоким красная наряжаласа;

Одевши, Марья-душа за стол села,

За столом села девица, заплакала:

«Как-та девицы с теремом расстатиса?»

Ни жених, ни невеста не должны были ничего есть, хотя перед ними и ставили кушанья. Когда гостям подавали третий раз – лебедя, – перед новобрачными ставили жареную курицу, дружка брал её и обёртывал скатертью, второй из трёх, положенных перед новобрачными перед венчанием. Он обращался к отцу и матери и говорил: «Благословите вести молодых почивать». Те отвечали: «Благослови Бог!» - и шли к дверям, отец останавливался у дверей, и мать шла к сеннику. Дружка уносил символическую курицу в сенник, за ним шли свечники и каравайщики и ставили свечи в кадку с пшеницей, стоявшую у изголовья брачного ложа. Тысяцкий, дружка и свахи вставали. Жених и невеста подходили к дверям, отец брал невесту и говорил жениху: «Сын наш! Божьим повелением и благословением нашим и матери твоей велел тебе Бог сочетаться законным браком с такой-то приемли её и держи её и т. д. ». Сын брал свою жену за руку, выходил с ней из дверей и шёл до сенника, тут встречала их мать или сваха в вывороченной вверх шубе и осыпала новобрачных. Гости уходили в покои, из которых вышли и продолжали пировать.

Тогда в старину между женихом и невестой происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским со времён язычества, состоявший в том, что жена в знак благодарности должна снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае ей придётся угождать мужу. При этом муж в знак своей власти ударял будущею спутницу жизни по спине плетью, полученной от тестя.

Когда молодые были в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил ясельничий с обнажённым мячом для предохранения от всякого лиходейства. Через некоторое время отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если жених через дверь отвечал, что он в добром здравии, это означало, что между ними доброе случилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здравии, и получал подарки. И все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Ведь жених и невеста ничего не ели в этот день, теперь пищею для них была та самая курица, которая была в сеннике, обёрнутая в скатерть. Кроме этого символической еды были и другие кушанья. На царских свадьбах государя кормили перед сенником, а царицу – в самом сеннике. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили его поздравляя.

Поздравление царя.

На другой день новобрачных вели при звуке зурны и литавр и пении песен в отдельные мыльни. Жена шла в мыльну со свахой и матерью жениха, а муж мылся с тысячником и дружкою; молодая жена посылала ему в мыльну сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.

На царских свадьбах происходил обряд раскрывания. Боярин, наречённый царским отцом, раздвигал стрелой покров, заслонявший царицу; до того времени, даже и после венчания, её гости не видели. Только после этого обряда гости подходили к ней и могли иметь счастье видеть её светлые очи. Затем они шли к столу. Все ели, пили в изобилии и веселились, одаривали подарками.

В этот же день, если новобрачный имел доступ к царю, жених являлся во дворец с гостями. Все кланялись до земли. Царь спрашивал их о здравии, поздравлял жениха, жаловал подарками, состоящими обычно из соболей, дорогих материй или серебряных сосудов, а в заключение приказывал подать всем по кубку вина да по ковшу вишневого мёда. Все выпивали и уезжали домой. Новобрачная не ездила с мужем к царю, а посылала царице и царевнам подарки: шитые золотом и серебром убрусы из тафты.

Если же случалось, что невеста не сохранила своей чести, имевший несчастье взять себе такую жену не смел являться царю на глаза. На свадьбах редко дарили деньги, большей частью вещи, а также скот и лошадей. После окончания пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених за них должен был одаривать подарками равного достоинства в течение года непременно всех, кто ему подносил их. Если он не исполнял в срок этого долга, то в продолжение времени отдавал вдвое.

В последующие дни.

Все эти дни послесвадебного пиршества невеста почти ничего не говорила, кроме формальных обрядных вещей. Её малословие считалось достоинством. Зато другие женщины, приглашённые на свадебное торжество, пользовались большой свободой и часто доходило до абсурда: женщины, в обыкновенное время скромные и целомудренные, выпив, позволяли себе смелые выходки.

Царские свадебные торжества продолжались несколько дней. На другой день делали княжий стол, на третий – стол от царицы. На четвёртый день царь делал стол духовенству. В дальнейшие дни устраивались столы другим сословиям: стольникам, стряпчим, дворянам, гостям иноземным, посадским, которые специально приезжали к царскому торжеству с поздравлениями и дарами. Царь же в эти светлые дни изливал щедроты: несколько дней кормил простое духовенство на дворе, раздавал им деньги, посылал в города деньги и молельные грамоты, ездил по монастырям с молодой женой, кормил и одаривал червонцами. Народ везде приветствовал царя и царицу образами и подносил им хлеб и соль. Царь не забывал угнетённых и нищих, посещал богадельни и тюрьмы и отпускал на свободу узников, посаженных за долги или за неважные проступки.

Свадебные обряды и обычаи разных народов.

Каждый народ имел свои взгляды и обычаи на образ брака. Но как молодые мужчины, так и женщины на Руси из простонародья, несмотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимали, что значит вечная связь, даруемая венцом, связь с лицом неузнанным – неразрывна до конца жизни того и другого.

У разных народов Северной России свадебные обряды весьма различны, и представляли они картины чрезмерно живые и разнообразные по своей характеристике. Обряд – это народная пьеса, повторяемая от раза к разу, в которой сама жизнь и веселье удивительно трогательно переплетаются с чертами народного быта и религии, с которой слиты эти обряды воедино.

Обычай похищения невесты.

Такой обычай существовал у русских славян: Родимичей, Вятичей, Северян. Во время игр поселян в поле на какой-либо праздник, среди песен и плясок мужчины выбирали себе невесту и уводили к себе в дом. Древляне уводили к себе девиц, как в древности римляне сабинянок. Само выражение «играть свадьбу» напоминает древние игры, чем и начиналось приобретение невесты.

Обряд покупки невесты.

Геродот упоминает о древних обычаях, пришедших из Иллирии. Историк говорит, что там девушки, достигшие совершеннолетия, собирались с родителями в одном месте, куда и стекались молодые люди и мужчины для покупки девиц. Отсюда некоторые народы заимствовали до сих пор существующий обряд выкупа невесты.

Обычай снимания сапог. В русских коренных обычаях водилось и сейчас местами водится, что новобрачная должна разувать супруга. Этот обычай в древности вообще изображал покорность, рабское отношение, даже унижение, потому что, кто же снимает другому сапоги, если не человек, вполне подчинившийся. Из истории известно, что этот обычай был даже во времена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его раздеть.

В Германии во времена Лютера был тот же обычай, чтобы в первую брачную ночь снимала молодая супруга сапог и клала его в изголовье постели, как знак господства над женой, мужчины над женщиной.

Иностранцы Омарий и Гербенштейн во время пребывания в Москве были очевидцами, как даже на княжеских и боярских свадьбах совершался обычай разувания и троекратного ударения плетью, которую вместе с гостинцами клали в ларчик к невесте. Обряд этот продолжался до начала нашего века в крестьянском быту.

Куничное на свадьбе.

Из старых языческих преданий пришёл этот свадебный обычай. Куница в свадебных обычаях является памятником норманнских налогов. Куна, кона – женщина. Куница присутствует в простонародных песнях свадебного характера. В южно- русских песнях невеста употребляется чёрной кунице, а жених чёрному соболю. Известно, что в России до ведения монеты металлическим предметом денег являлись меха: отсюда слова куна, пол-куны, пол-ушка (полушка, медная мелкая монета). Отсюда возникает сравнение молодых людей то с куницей, то с соболем как оценка достоинств.

Свадебные птицы.

Ещё с язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесённую ему на постель жареную куропатку, часть которой отдавал своей супруге. У немцев в середине века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовною.

Жареную курицу подносили новобрачным и в России, что видно из описания старинных свадеб. В Москву в начале века ещё дарили молодым парам живых гусей в ленточках и даже иногда и лебедей, как в старину на столах княжеских молодым подавали жареных лебедей. В народе есть поверье, что только и можно есть лебедей новобрачным.

Баня, меха

К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежат: мытье в бане накануне свадьбы и после её, подстилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытьё в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах – прибыток в доме, а сидение на мехах – богатство.

Головной убор новобрачных.

Известно, что в России новобрачной надевали на голову кокошник, кокуй или кику, расплетали косу надвое с известными песнями. Обычай этот, по-видимому, перенят был у татар. Хотя у немцев тоже было обыкновение у новобрачной не распускать волосы, а связывать их на голове и прикрывать чепцом. У язычников же было обыкновение женщинам являться покрытыми; у евреев, как и у русских, до сих пор фата является символом стыдливости и скромности. Таким образом, старинные обряды, отчасти исчезнувшие, отчасти существующие и поныне, не являются новостью и своеобразностью, но скорее заимствованными путем влияния других народов.

Вскрывание молодых.

С введением некоторых европейских обычаев Петром 1 многие старинные обычаи были запрещены и, между прочим, вскрывание молодых «запрещено указом». Петр 1 старинные праздники с их особенностями превратил в шутку.

Предосторожности и приметы.

Свадьбы прежде всего играли на святках. Нужно заметить, что свадебные обряды сопровождались всякого рода предосторожностями от лихого глаза, от лихого человека. Опасения были справедливы при тех воззрениях на приметы и явления.

Свадебные песни.

Все, наверное, слышали старинные свадебные песни, нетрудно понять их значение.

У римлян девицы пели песни до полуночи у спальни новобрачных. У русских весь свадебный обряд сопровождается песнопениями во время сговора и девичника. В характерах этих песен высказывается приготовление к обязанностям жены и хозяйки, изображение замужней жизни, иногда тоски девичьей при воспоминании о том, как, волей-неволей, она должна оставить дом родителей. В так называемых «свадебных песнях» отмечаются старинные свадебные обычаи, в некоторых припевах упоминаются Ладо, Тур, Лель, как славянские боги любви и радости. В них встречаются синее море, горюч-камень, терема и светлицы, скатерти браные, караваи, гривны и т. д. , а темы указывают на своё старинное происхождение.

Суженый.

Происхождение этого слова, по-видимому, от судьбы, которая посылает невесте жениха. Само слово «невеста» означает – неизвестная, неведомая – и указывает на тот обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, точно как и невеста своего суженого, так как оба молодых сочетались браком по воле не своей, а родительской. Отсюда понятно, почему в старину называли венчание «Судом божим», заведомо видя в образе сочетание людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который присуждает в этом случае брачный венец.

Свадебные причитания, голошения.

Существовало суеверие, что будто бы невесте необходимо в девичник и перед свадьбой плакать за столом, основываясь на старинной поговорке «не плачешь за столом, будешь плакать за столбом». В некоторых местностях невеста, покрытая фатой среди подруг – девиц, садится на возвышенное место и начинает причитать, т. е. говорить напевным голосом слова и приветы отцу и матери, братьям и сестрам и всем родственникам, прощаясь со своим домом и, если её выдавали на чужбину, то и с подругами.

Свадьбы с трубами.

На свадьбах русских царей и важных бояр, кроме песен, играли в трубы зурны в

XVII веке. Такие свадьбы и назывались «свадьбы с трубами».

Деревенские обычаи. Дружка.

Из всех лиц, участвовавших в свадьбе, самое деятельное лицо – это дружка. Он распоряжался всем, что только принадлежало свадьбе и свадебным обычаям. Дружка должен был быть и песенник, и весельчак, плясун и вообще ловок, смышлён, а также недурён собой и приятен в общении.

В средней Азии на протяжении столетий за невесту выплачивали калым. Соблюдение этого обычая стоял больших расходов. Обычай преследовал цель – не обогатиться за счёт жениха, а проверить его деловые качества, выявить, на что он способен ради своей избранницы. За короткий срок собрать немалую сумму денег можно было, лишь владея несколькими ремёслами и прослыв среди людей искусным мастером.

Определёнными испытаниями подвергалась накануне и невеста. Их отзвуки сохранились и сегодня. Девушка готовит плов, халву и другие яства, которые посылает в дом жениха. Одежда будущего супруга также шилась руками невесты, по всему этому он мог определить, насколько умелые руки у его избранницы.

Светский этикет в России XVIII-XIX в. в.

Помолвка.

Изящество, такт, достоинство, вежливость – качества, которые должны быть присущи светскому человеку. Подобный образ жизни диктовал и отношение между людьми. Молодой человек, избравший себе жену, раньше, чем сделать предложение, спрашивал, готова ли сама девушка и её семья породниться с ним. Такие браки были благоразумные, в них любви и рассудку отведены были равные доли.

После принятия предложения обе семьи извещали родственников о предстоящей свадьбе. Те, в свою очередь, должны были ответить горячими поздравлениями. Помолвка совершалась в доме родителей невесты, куда приглашались близкие родственники обоих домов. На другой день родители жениха приглашали к обеду невесту с её семьёй.

Жених имел права приходить к невесте в любое время, что являлось стеснительным для семьи, поэтому этим правом старались не злоупотреблять. Оставлять молодую пару наедине было не принято, с ними постоянно находилась или мать невесты, или пожилая женщина. Жених мог приносить невесте в подарок цветы, конфеты и фрукты. Никаких фамильярностей, кроме поцелуя в руку или в лоб, невеста не позволяла. В знак внимания к жениху невеста могла втыкать в свой корсет пару цветков из подаренного букета. Она не сидела праздно при посещении жениха, а занималась какой-нибудь ручной работой.

В ответ на подарки жениха невеста могла подарить ему золотой медальон со своим портретом или другую безделушку, но ценных подарков она ему не делала.

Если свадьба расстраивалась после обмена подарками, то обе стороны обыкновенно возвращали их друг другу. Если невеста отказывала жениху, то он должен был относиться к ней так, как будто ничего не случилось. Если отказ поступал от жениха, то он из деликатности должен был уехать на время из города.

Свадьба.

В день свадьбы жених и невеста не виделись до встречи в церкви, куда невеста приезжала в сопровождении своего посажённого отца мальчика с образом. Выезжала она из дома тогда, когда приходил шафер жениха с букетом от него и говорил, что жених ждёт её в церкви. Присланный букет обязательно был из белых цветов. Если невеста – молодая девушка, то на ней должно было быть белое платье из тяжёлой шёлковой материи или из кашемира, смотря по средствам. На голове – венок из померанцевых цветов и мирт, а также длинная кружевная или шёлкового тюля вуаль, спускающаяся назад или закрывающая лицо. К поясу и на верху корсажа прикалывался пучок цветов. Под венцом невеста не держала в руках букет, передавала его шаферу, но носовой платок держала при себе.

Вдовы венчались в венках из померанцевых цветов, но без мирт и без вуали.

Пожилые особы – в таком же виде, но платье светло-серого или нежно-лилового цвета.

Если свадьба происходит утром. То платье невесты с высоким воротником и длинными рукавами. Приглашённые дамы также должны были быть в закрытых костюмах и шляпах.

Приличия требовали, чтобы молодые выходили из церкви последними для того, чтобы застать дома всех гостей и принять их поздравления. Если молодые сразу уезжают тотчас в путешествие, то сразу после шампанского и угощения гости разъезжались. Наиболее близкие из гостей провожали молодых на станцию. Но не всегда всё так было хорошо, часто молодых девушек выдавали замуж за богатых стариков. Примером этому служат знаменитая картина В. В. Пукирёва «Неравный брак» и множество песен, данной тематики.

Свадебный наряд XVΙΙΙ – XΙX в.

У церкви стояла карета,

Там пышная свадьба была.

Все гости нарядно одеты,

Невеста всех краше была!

На неё было белое платье,

Веночек приколот из роз,

Она на святое распятье

Смотрела сквозь радуги слёз.

Когда ей священник на палец

Надел золотое кольцо,

Из глаз её горькие слёзы

Ручьём потекли на лицо.

Я слышал, в толпе говорили:

«Жених неприглядный такой.

Напрасно девицу сгубили. »

И вышел я вслед за толпой.

О современных свадьбах нашей местности.

В нашей местности существуют свадебные традиции, которые всегда соблюдаются односельчанами. Многие обычаи сохранились с давних времён.

Конечно, как и принято, начинается всё со сватовства невесты. В дом невесты приходят сваты, жених и его родственники. Они просят для своего голубка найти голубку, которая залетела в этот дом На сватовстве родители договариваются о свадьбе, времени и месте проведения, о приглашённых, о дружках – свидетелях.

В назначенный день свадьбы жених на украшенных машинах приезжает за невестой. Обычно ворота дома девушки раскрашивают лентами, шарами, плакатами «Тили- тили тесто, здесь живёт невеста»

Начинается выкуп невесты. Близкие родственники невесты: сёстры, братья, подруги проверяют жениха на смелость, ловкость, веселье, щедрость. Просят жениха расколоть чурку, вытащив из неё монеты, сплясать, спеть, выкупить косу, завернуть куклу, ласково назвать любимую, доказать свою любовь и др.

После того, как невеста возьмёт свадебный букет, выкуп считается состоявшимся. Дружка жениха старается хитростью, ловкостью проникнуть в дом и вручить девушке свадебный букет. На какие хитрости родственники жениха только не идут, лишь бы быстрее проникнуть в дом невесты.

Затем жених и невеста едут в ЗАГС. Муж должен после регистрации вынести свою супругу на руках. После этого молодожены отправляются по достопримечательным местам.

После чего свадебный кортеж проезжает через всё село. Жители села перетягивают верёвкой дорогу, преграждая путь молодой паре. Машины должны остановиться, а молодожёны, выйдя из машины, угостить всех шампанским и конфетами. А люди в свою очередь поздравляют новобрачных, желая им всего хорошего. Обязательно после катания молодожёны приезжают в дом жениха. С хлебом-солью встречает мать. По обычаю молодые откусывают хлеб, кто больше кусок откусит от свадебного каравая, тот и будет в доме хозяином. О, как стараются молодые «отхватить побольше кусочек».

В назначенное время начинается свадебное торжество. Все гости усаживаются за столы. Справа от невесты рассаживаются её родственники, слева от жениха – его родственники. На столе перед молодыми ставят блюдо из птицы (обычно украшенного гуся) и две бутылки шампанского, перевязанных красной лентой. Потом одну бутылку шампанского распивают на годовщину свадьбы, а другую - при рождении ребёнка.

В самый разгар свадьбы проходит блинование, которое проводят крестные. Гости, съедая блин, поздравляют невесту и жениха, дарят свой подарок. В этот день можно красть невесту, её туфлю, а жених должен выкупить туфлю и найти невесту. Куда только не умудряются спрятать её: и в огород, и в сарай, и у соседей. Дружка жениха обязан беречь невесту, чтобы «бедненькому» жениху не пришлось свою молодую жену искать. Чем больше на свадьбе будут гости кричать: «Горько!», тем слаще будет жизнь семейной пары! – такое поверье существует в нашей местности.

А на следующий день молодые сами должны угощать гостей. Они продают ложки и вилки, праздничного гуся, свадебный торт. В этот день ряженые устраивают праздничное шествие с песнями, частушками, плясками по селу. А родителей молодожёнов катают на шкурах, стараясь перевернуть их в грязь или в сугроб, «купают их». Бедные родители, сколько шишек и синяков получают они в этот день?! Но они с достоинством выносят все испытания. А запрягают в «сани» самых удалых, ретивых «коней» - молодых мужчин. Тёща и свекровь погоняют их плёткой, чтобы прокатили с ветерком. Весело, шумно.

Недаром поётся в песне:

«А это свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала,

И крылья эту свадьбу донесли.

Широкой этой свадьбе было места мало

И неба было мало, и земли»

И по обычаю в этот день гости тушат свадебный овин. Приносят ворох сена или соломы, устраивают на этом месте пляски, бросая мелкие деньги в солому. Задача молодых: собрать все деньги. Да, достаются молодожёнам эти денежки не даром! Гости наступают на руки, стараются выбить монеты из рук, подсыпают и бросают рублики в ворох. Потеют молодые, но свои рублики собирают. Они стараются собрать в мешок и всю солому. И вот после долгих трудов, когда весь «сор» (так его называют) собран, его выносят за ворота, разжигают костёр и прыгают через него. Только после этого обычая свадьба считается «закрытой». Овин потушен.

И, конечно, здорово, если после такой пышной и весёлой свадьбы союз двух любящих людей сохранится на долгие-долгие годы. Выдержит все беды и невзгоды на своём пути!

Эти приятные юбилеи.

Названия свадебных юбилеев знакомы многим. Но специалисты называют их не всегда идентично. Есть и такой вариант.

Зелёная свадьба – её отмечают в течение первого года после заключения супружества каждый месяц в день свадьбы. Дарят обычно только цветы.

Мучная свадьба- празднуется в первую годовщину после бракосочетания. Принято дарить предметы домашнего обихода.

Деревянная свадьба – празднуется спустя 5 лет. Подарки только из дерева – шкатулки

Медная свадьба – наступает через 7 лет. Принято дарить только изделия из кованой меди, медную бижутерию и посуду.

Розовая свадьба- в 10-ую годовщину. Супруг дарит жене алый букет роз.

Никелированная свадьба – отмечается спустя 12 лет. Дарят никелированную посуду и приборы.

Стеклянная свадьба – её черёд спустя 15 лет. Принято дарить стеклянные вещи.

Фарфоровая свадьба – 20 лет. Дарят фарфоровые сервизы.

Серебряная свадьба – широко известная дата, 25 лет. Семейный союз благороден и стоек к жизненным испытаниям, как серебро. Подарки –только серебро.

Жемчужная свадьба – отмечается спустя 30 лет. Дарят изделия из натурального жемчуга, который не темнеет, как не потемнели за столько лет отношения между супругами.

Льняная свадьба – юбилей 35-летия. Супругам снова дарят предметы домашнего обихода.

Рубиновая свадьба – наступает через 40 лет. Муж дарит жене перстень с рубином.

Золотая свадьба – отмечается спустя 50 лет. Дарить полагается золотые и позолоченные предметы и украшения.

Бриллиантовая свадьба – празднуется теми счастливчиками, которые сумели прожить вместе 60 лет, устояв перед бурями судьбы, как бриллиант.

В течение лет материальные условия заключения брака и взаимоотношений «мужчина-женщина» существенно видоизменялись. Но их традиционная брачная структура: мужа-отца, кормильца и защитника, и женщины-матери, заботницы и хранительницы очага – сохранились.

Большинство женщин – осознанно или неосознанно – хотело быть за мужем, защитником, кормильцем и поильцем, а большинство мужчин хотело бы иметь здоровую мать своих детей, умелую хозяйку, верную опору во всех превратностях судьбы.

На Любви да Совете во все века держится семья!

В августе 2005 года мои прабабушка и прадедушка Тармановы Николай Арсентьевич и Елена Михайловна отметили бриллиантовую свадьбу. 60 лет вместе! Пережили войну, голод, нужду. Дедушка с войны вернулся инвалидом без правой руки, а бабушка, выйдя замуж за молодого 21-летнего парня без руки, «обрекла» себя на трудную жизнь. Б. Лена помогала ему во всём: заготавливать и рубить дрова, косить сено, строить дом. Сено мечут: Коля на зароде стоит, а Лена с вилами под зародом На покос пойдут: привяжет Николай литовку к правой культе и пойдет махать ею, а жена не отстаёт. Даже своего первенца, Леонида, бабушка родила на покосе в поле. Вот как умели работать! Мой дедушка мастер на все руки: и отличный плотник ( дом, наличники, мебель, скамейки сделаны его руками), и охотник, и рыбак, и любитель- художник (у него несколько своих картин), и интересный собеседник. А бабушка плясунья, песенница, рукодельница. Много интересного она мне рассказала о свадебных традициях, описанных в данной работе. Сколько она знает песен, частушек, прибауток, молитв. Прожили они вместе сложную, трудную, интересную жизнь. Вместе и в радости, и в горе! Заботились друг о друге, помогали друг другу. А сейчас живут нашими радостями и неудачами. Я горжусь ими! И эту работу я посвящаю им: д. Коле и б. Лене. Пусть они живут ещё долго и согревают нас своим теплом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)