Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Развитие кустарной промышленности

Было основано в 1896 году по инициативе Тульского Губернатора В. К. Шлиппе (он же и стал его президентом). Такое общество было необходимо, так как в Тульской области существовали разнообразные промыслы, но кустари нуждались в помощи: им часто не хватало образования, средств, опыта, чтобы создавать высококачественные изделия и реализовать их. Общество для содействия и развития кустарной промышленности начинало свою деятельность при самых ограниченных средствах, но уже в 1897 году была устроена первая выставка, в которой могли принимать участие как артели, так и частные лица (причем последние находились на льготном положении: места им предоставлялись бесплатно, и только они имели право на денежные награды). Выставка состояла из 15 отделов и, таким образом, здесь были представлены разнообразные промыслы. Успех выставки подсказал следующий шаг: создание художественно-промышленного музея (о котором будет сказано далее). При музее проводились лекции, был организован торговый отдел.

В 1900 году с разрешения Городской думы в Тульском кремле были выстроены специальные павильоны для устройства кустарно-сельскохозяйственной выставки, которая состояла из двух отделов: 1) сельскохозяйственного и 2) кустарно-промышленного.

В 1902 году на выставке в Санкт-Петербурге Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии удостоилось Малой серебряной медали за картограммы кустарных промыслов Тульской губернии и коллекцию металлических кустарных изделий, а также за распространение среди кустарей улучшенных приемов техники и организацию кредитного товарищества, а Тульский кустарный музей – за полезную деятельность и за выставленную коллекцию кружев.

В 1903 году общество открыло первую в России Тульскую художественно-ремесленную учебную мастерскую. В том же году общество приняло участие в первой передвижной учебно-показательной выставке для ремесленников и кустарей (здесь были представлены самоварное производство, оружейное дело, скобяной промысел и т. д. )

Помимо организации выставок и постоянной экспозиции в музее общество занималось сбором и обобщением статистических сведений о кустарных промыслах в Тульской губернии, а также открыло в 1902 году первое Тульское кредитное товарищество (состоявшее из кустарей и ремесленников г. Тулы), организовало помощь кустарям, бывшим рабочим Императорского Тульского оружейного завода (деньгами и материалами), создавало специальные коллекции из изделий Тульских кустарей и рассылало их в другие местности для продажи.

Однако, ассигнования на деятельность общества становились все более скудными, а в 1911 году общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии было передано в ведение Тульской губернской земской управы и вскоре перестало существовать как самостоятельная организация.

Но созданные обществом музей и мастерская продолжали существовать.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ МУЗЕЙ

Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии в 1899 году устроило художественно-промышленный музей. Последний размещался в небольшом здании на Киевской улице.

Делами музея заведовало особое правление. Музей состоял из одиннадцати отделов, представлявших различные кустарные промыслы:

1. Ткацкий

2. Щепной

3. Горный

4. Химический

5. Инструментальный и машинный

6. Кружевной

7. Гончарный

8. Самоварный

9. Скобяной

10. Гармонный

11. Металлический

При музее находилась библиотека, состоявшая как из художественных книг, так и из специальной литературы. Особым достижением явилось составление карты кустарных промыслов Тульской Губернии. В помещении музея устраивались различные чтения, лекции и беседы, имеющие отношение к кустарной промышленности.

В 1903 году, когда при поддержке все того же Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии и по инициативе полтавского художника А. К. Малова была создана Тульская Художественно-Ремесленная Учебная Мастерская, музей перевели в более просторное помещение, предоставленное Министерством Внутренних Дел, тогда как мастерская была размещена в старом здании. Увеличение площади давало новые возможности. Например, был расширен Показательный отдел, где давались кустарям ежедневные объяснения и советы по различным промыслам.

В своем отчете от 10. 11. 1904 В. Шлиппе писал так: «Этот [показательный] отдел постепенно пополняется многочисленными металлическими сплавами, изготовляемыми по рецептам в лаборатории Императорского Тульского Оружейного завода особо нанятым от Общества лаборантом, затем дополняется образцами припоев и покрасок по металлу. Кроме того, производится также в нужных случаях химический анализ сырых материалов, а именно: кож, медной латуни и проч. Наконец для библиотеки кустарного музея выписывались книги и журналы по техническому и другим местным производствам. Здесь же в музее особо нанятой ткачихой производится также демонстрирование ткачества на особом станке, называемом «самолетом» (Еще в 1907 году шла речь об объединении музея и мастерской, но произошло это только в сентябре 1911 года. С 1 октября 1911 заведующим музеем был назначен заведующий Художественно-ремесленной мастерской Сергей Григорьевич Монастырский; официально передача от прежнего заведующего (Н. В. Поклонского), занимавшего этот пост уже 3 года, состоялась 21. 09. 1911 на заседании комитета Художественно-Промышленного музея. С. Г. Монастырскому было поручено подготовить музей к открытию для публики и составить план его дальнейшего развития .

15 декабря 1912 года Художественно-Промышленный музей был, наконец, открыт для посетителей. Теперь он состоял из следующих отделов:

1. Кустарных, ремесленных и фабрично-заводских изделий;

2. Образцов, пособий и инструментов, употребляемых в местных производствах;

3. Художественного

4. Библиотеки

Многое сделал для расширения музея (и особенно для создания художественного отдела) С. Г. Монастырский, обращавшийся с письменными просьбами в учебные заведения и музеи Москвы и Санкт-Петербурга. К его просьбе отнеслись благосклонно. Академией художеств было предоставлено музею 12 картин: Петров А. И. Старая изгородь, Лагорио Л. Ф. «Капе де Монте», Попов А. А. «Старушка», Рылов А. А. Глубокая река, Клопов В. А. «Норвегия» и др. ; училищем технического рисования барона Штиглица была прислана коллекция гипсов . По просьбе Министерства Торговли и Промышленности музею были пожертвованы изделия Императорских фарфорового и стеклянного заводов, в том числе и авторские работы (ваза многослойного хрусталя «Кампанула» рис. и исполнение И. Степанова, тарелка «Башкир» (надглазурная живопись красками муфельного огня) рис. и исп. Я. Горяева; пепельница «Пальметки» рис. и исполнение Е. Гурецкая и др. ) . Мастерскими была приобретена коллекция изделий учащихся Императорского Строгановского училища (керамика и фарфор). Позже коллекция музея пополнилась изделиями учащихся училища Барона Штиглица по классу керамики (вазы и статуэтки - всего 34 предмета), изделиями красносельских кустарей, новыми картинами и графическими работами (Михайлов М. «Автопортрет», «Чайный сервиз»; Бенуа А. И. Зима в Финляндии, Орлов К. В. «Сарай в деревне» и др. ). Министерством Торговли и промышленности была пожертвована Торгово-Промышленная карта Европейской России.

В книге «Описание экспонатов Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской на Санкт-Петербургской международной выставке «Устройство и оборудование школы» 1912 года сказано: «При Тульских Художественно-ремесленных учебных мастерских имеется Художественно-промышленный музей с образцами фабрично-заводских и кустарных изделий и библиотекой с техническими и художественными изданиями. Имеющиеся в музее коллекции служат учащимся пособиями при изучении конструкций слесарных изделий, художественные же журналы библиотеки являются пособиями при составлении рисунков для заказов и программных работ».

В 1913 году произошло печальное событие: из музея было похищено серебро. С. Г. Монастырский писал об этом так: «В ночь с 14 на 15 августа в помещение музея проникнули воры и похитили серебро Красносельских кустарей и Красносельской школы, находящееся в продажном отделе. Сторож музея в ту ночь был дежурным и, находясь во дворе мастерской, ничего подозрительного не заметил. Кража была обнаружена в 7 часов утра, когда отперли отделение для продажи, чтобы подмести полы. Воры проникнули в музей через окно и, выломив замок у двери. Всего похищено на 460 рублей. И полиция, и работники предприняли все возможное, чтобы найти грабителей. Их поиски не увенчались успехом. Были найдены лишь несколько пар серег и серебряная туалетная коробочка, а вор скрылся .

Но музей продолжал свое существование. 9 августа 1915 года было получено разрешение Тульского Губернатора на фотосъемку и зарисовку памятных мест и современных, интересных в архитектурном плане зданий в Туле и уездах Тульской Губернии .

Особую роль сыграл в жизни мастерской и музея тульский художник В. Ф. Гильберт: он работал преподавателем рисования, вел воскресные классы при мастерской (для всех желающих научиться рисовать), в музее хранились четыре его картины («Жатва», «Почтовая тройка», «Зимой» и «Лето») и две акварели («Вокзал» и «Село»). Жил художник недалеко от мастерской (ныне Гоголевская, д. 49) и сейчас на этом доме установлена мемориальная доска.

В декабре 1915 года из Художественно-Промышленного музея в г. Белев на Пасхальную выставку были высланы 7 картин и 1 работа в технике выжигания по дереву.

В том же году с благословения Епископа Тульского и Белевского в музее начались производство и продажа священнослужительских облачений из холщовой набивной материи .

Не раз музей жертвовал кустарные изделия для благотворительных лотерей (предметы быта, игрушки и т. д. )

К 1917 году ассигнования на музей прекратились и здание, где он размещался, как и здание мастерских, пришло в негодность. В 1918 году по распоряжению архитектора Юнга доступ публики в музей был закрыт вследствие ветхости потолочных балок, но музей в то же время продолжал обслуживать мастерскую, как вспомогательное при ней учреждение. С. Г. Монастырский пытался найти выход из положения, он обратился к Тульскому Губернскому Комиссару, подробно обрисовав в своем отчете ситуацию. Потолочные балки прогнили, крыша протекала, штукатурка обваливалась. Просьбы об отпуске средств на ремонт несколько лет подряд отклонялись (как старым правительством, так и новым). «Я прошу Вас, т. Комиссар, - писал С. Г. Монастырский, - посетить музей для личного ознакомления с бедственным положением музея и, в случае признания необходимым перевести музей в другое подходящее помещение, не отказать в предоставлении такого музею» Положение усугубил судебный процесс над С. Г. Монастырским (его обвиняли в неправильном ведении дел Мастерской и музея). Однако в 1919 году обвинение с заведующего было снято и небольшой ремонт зданий все же удалось произвести.

В том же 1919 году произошло еще одно неприятное событие: Пролеткульт начал реквизицию музея и мастерских, обосновывая это передачей Тульской Художественно-Ремесленной школы в ведение Губернского отдела народного образования. Работники Мастерских сделали все, что было в их силах, и реквизиция в конце концов была остановлена.

Решающую роль в судьбе Музея сыграл новый заведующий – И. А. Чарский, занявший этот пост в 1924 году. В тот роковой год Тульским Губоно предполагалась передача Художественно-Промышленного музея музею местного края, тогда как Главпрофобр препятствовал этому, неоднократно разъясняя, что этот музей является учебно-вспомогательным учреждением для Художественно-Промышленной школы, совершенно необходимым для нормального выполнения учебного плана .

Однако, в связи с предстоящим ремонтом школьных зданий пришлось разгрузить музей от «предметов, не имеющих прямого отношения к школе». В январе 1925 года была создана комиссия под председательством т. Чарского в составе представителей от Художественно-Исторического музея (т. Фомичева и Нечаевой), которой поручили в семидневный срок разработать план разгрузки.

15 марта 1925 года в 10 часов утра экспонаты (картины, гипсовые статуи и иконы)погрузили на повозку и отправили в центральный музей.

Основная часть коллекции Художественно-Промышленного музея (живопись и графика) и доныне хранится и выставляется в Тульском областном художественном музее. Судьба многих экспонатов и по сей день остается неизвестной.

Тульская художественно-ремесленная учебная мастерская

В конце XIX - начале XX веков Министерство финансов, возглавляемое в тот период статс-секретарем Витте, проявляло особую заботу о развитии отечественной промышленности и, начиная с 1882, принимало меры к поднятию уровня умственного образования рабочих. Через двадцать лет возник специальный проект положения о технических и ремесленных учебных мастерских и курсах, который был утвержден 18 марта 1902 года в Государственном совете. С 1899 года Министерство финансов работало над созданием общего законоположения о художественно-промышленном образовании, и «10 июня 1902 года получило законодательное утверждение положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства финансов» .

Предусматривалось создание особой системы из четырех типов учебных заведений: училища, где предполагалось готовить художников-рисовальщиков и художников-мастеров; школы, выпускающие людей, способных выполнять сложные и ответственные работы; мастерские - заведения, готовящие работников, хорошо владеющих художественными познаниями и различными техническими приемами; и, наконец, рисовальные классы, имеющие целью сообщать основные познания по рисованию, лепке и черчению.

Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства финансов включало в себя не только расписание должностей в художественно-промышленных учебных заведениях и отдельные положения, касающиеся каждого из четырех типов, но и положения о художественно-промышленных музеях, о деятельности художественно-промышленных обществ. 28 октября 1902 года А. К. Малов на заседании комитета общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии выступил с весьма убедительным докладом «О современном состоянии художественно-слесарного дела за границей по сравнению с таковым в России», в котором умело используя статистические данные, доказывал, что России приходится дорого платить за изящные изделия, привозимые из-за границы и изготовленные из российского же металла. Лучшее средство сэкономить, по словам докладчика, - дать возможность русскому кустарю получить художественно-ремесленное образование. «г. Малов приходит к заключению, что в таком образовании наиболее нуждается Тула, как исторически сложившийся и продолжающий развиваться центр металлического производства, имеющий к тому же значительные естественные богатства в лежащих вокруг него рудных месторождениях» К предложению А. К. Малова отнеслись благосклонно и уже в апреле 1903 года Александр Константинович отбыл в Санкт-Петербург для ходатайства по устройству в г. Туле художественно-ремесленной учебной мастерской. Согласие было получено, и началась работа: подбор педагогического коллектива, устройство классов, разработка учебных планов и т. д.

Заведующим мастерской назначили А. К. Малова.

А. К. Малов Родился 1 октября 1860 года в семье служащего. Закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств по классу архитектурно-декоративной живописи. С 1892 по 1897 работал помощником декоратора при дирекции Императорских театров. Был женат на актрисе А. А. Пасхаловой, имел двух дочерей. Затем переезжал с семьей в связи с переходом жены в разные труппы. В 1899 году разошелся с женой, уехал в Полтаву и работал там с 1899 по 1902 годы наблюдающим за художественным направлением мастерских в Полтавском земском ремесленном училище, там преподавал рисование и черчение. Женился второй раз, имел от второго брака сына и дочь.

В 1902 году занялся устройством мастерской в г. Туле. При поддержке А. Бенуа, А. Лагорио, В. Шлиппе мастерская была открыта. Александр Константинович еще в студенческие годы заболел туберкулезом и так и не смог вылечиться. В 1909 году его уже в беспамятстве отвезли в Ялту. А. К. Малов остался без работы, без средств, с маленькими детьми и женой на иждивении, но он еще надеялся поправиться

9 июля 1909 года, на 48-ом году жизни, А. К. Малов скончался. Он похоронен в Ялте, крест и ограду на его могилу изготовили ученики Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской. Имущество Малова было продано через сиротский суд, его жена и дети уехали в Полтаву.

Тульская художественно-ремесленная учебная мастерская

24 июня 1903 года был утвержден устав Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской. Согласно этому уставу «художественно-ремесленная учебная мастерская в г. Туле учреждалась с целью сообщать учащимся в ней художественные познания и технические приемы необходимые для работника по обработке металлов» . Мастерская размещалась в бывшем здании художественно-промышленного музея, на Киевской улице. Это небольшое каменное двухэтажное здание было не слишком удобным для проведения учебных занятий: дом старый, комнаты маленькие и располагались они неудобно. Педагогическому комитету пришлось вырабатывать особую мебель, занимающую меньше пространства, и занятия распределять таким образом, чтобы в одном помещении не оказывалось слишком много учащихся и т. д.

В первый педагогический состав вошли в основном преподаватели из Коммерческого училища: надворный советник П. П. Смирнов, коллежский асессор Н. К. Кузьмин, коллежский секретарь П. П. Розниченко, классный художник архитектуры В. И. Сироткин, священник Н. И. Архангельский).

Совет мастерской был утвержден в следующем составе: председатель В. К. Шлиппе, начальник Тульской оружейной школы полковник В. С. Страхов, управляющий Тульским отделением государственного Банка Статский советник А. И. Световидов, инспектор Тульского ремесленного училища статский советник А. К. Гофман, титулярный советник А. И. Крапухин.

Учебная программа делилась на три раздела: общеобразовательные предметы, специальные предметы (рисование, черчение и лепка) и занятия в мастерской.

В мастерскую принимали лиц старше 12-ти лет всех сословий и вероисповеданий. Учащиеся носили специальную форменную одежду и фуражки с эмблемами мастерской (перекрещенные молоток и циркуль в обрамлении золоченых листьев).

За обучение взималась плата (6 рублей в год). Срок обучения составлял 3 года, а отделение пока было только одно – кузнечно-слесарное .

Итак, 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря) 1903 года была открыта первая в России Художественно-ремесленная учебная мастерская.

Сначала прием частных заказов и их выполнение считалось обязательным условием практических занятий, но вскоре от этой формы пришлось отказаться, так как срочность и объем заказов часто вынуждали преподавателей нарушать расписание, а учащихся – проводить целые дни за работой.

Здание было так мало, что мастерскую невозможно было принять всех желающих учиться, и выпуск с 1903 по 1909 годы составил всего 23 человека.

Впоследствии произошли изменения в учебном плане: к 3 годам обучения прибавился четвертый год практических занятий. Выпускники мастерской, в течение трех лет успешно работавшие на производстве, имели право на получение звания мастера.

В 1904 году, через год после открытия мастерской, для всех желающих был проведен день открытых дверей и выставка работ учащихся, о чем сообщалось в «Тульских губернских ведомостях» (10 июня 1904 года) .

В 1906 году возникли проблемы с финансированием: новый президент Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии М. В. Арцимович обратился в Министерство Торговли и Промышленности с просьбой принять Мастерскую на содержание министерства, так как Общество более не имеет таких средств, или закрыть. Помощник инспектора по художественной части В. А. Галецкий специально приезжает в Тулу, чтобы решить судьбу Мастерской. Он признает, что «Трехлетнее существование мастерской свидетельствует о несомненной ее полезности для местной промышленности дает уверенность в дальнейшей плодотворной деятельности этого учебного заведения». Чтобы показать важность существования мастерской для нашего города, в состав Совета мастерской вошли представители от Тульского губернского земства, от Тульского Городского общества, от Тульского купечества, от Тульского отделения императорского Русского технического общества и от Тульского ремесленного общества. Дела идут из рук вон плохо: болен заведующий А. К. Малов, здание в очень плохом состоянии, но средств на постройку нового пока нет, не хватает средств и на содержание мастерской .

Тульское губернское земское собрание ходатайствует о передаче Тульской художественно-ремесленной мастерской в их ведение. Эта просьба удовлетворена. Одновременно по требованию учебного отдела Министерства Торговли и Промышленности создается педагогический комитет «для достижения более правильной постановки учебного дела».

Составляются проекты нового здания, предлагает свой проект и А. Н. Бенуа. Мастерской уже передан новый участок с имеющимся на нем зданием бывшей арестантской полуроты для возведения на нем нового здания, но 1 марта 1909 года в мастерских происходит пожар (один из самых серьезных – ибо за время существования Тульской художественно-ремесленной мастерской пожары происходили неоднократно) . Уничтожена инструментальная, слесарная пришла в негодность. Следствие не установило причину пожара.

А. К. Малов чувствует себя настолько плохо, что вынужден бросить все и уехать в Ялту. Исполняющим обязанности заведующего Тульской художественно-ремесленной мастерской в апреле 1909 года назначен Н. В. Поклонский, а в августе того же года на этот пост назначается С. Г. Монастырский.

Следует заметить, что все это время мастерская жила и развивалась: в 1909 открыты чеканная и отделочная, а в 1910 – оксидировочная мастерская, где проводится серебрение, золочение, замеднение и никелирование. Помимо этого каждый год в день мастерских (8 ноября – День Архангела Михаила) проводится торжественное богослужение, для учащихся устраивают воскресные чтения, загородные прогулки, под руководством учителей готовятся «ученические вечера», в программу которых входят чтение и декламация, музыкальные номера, гимнастические упражнения, постановки пьес. Ассортимент ученических изделий, которые с успехом реализуются, и не только в г. Туле) чрезвычайно широк: решетки, ворота, навесы люстры и канделябры, каминные приборы, рамки, скобы и петли, дверные ручки и т. д. В 1909 году Тульская художественно-ремесленная мастерская получает диплом за участие в Санкт-Петербургской выставке, серебряную медаль на Всероссийской выставке в Киеве (1913 г. ) .

Итак, Мастерская продолжает жить, теперь уже под руководством С. Г. Монастырского.

С. Г. Монастырский

Родился 10 августа 1875 года в Костроме, в семье мещан. Окончил Строгановское центральное училище технического рисования в Москве со званием ученого рисовальщика. Работал в Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела в Красном селе, в 1906 году назначен заведующим мастерской. Безупречная репутация С. Г. Монастырского не спасает его: когда отец и брат его жены были замечены в революционной деятельности, его откомандировали в 1908 году в Москву в Строгановское училище. В 1909 году Монастырскому предлагают работу в Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской, а 9 августа 1909 года он - исполняющий обязанности заведующего. В 1911 году С. Г. Монастырский утвержден в должности штатного преподавателя и заведующего художественно-промышленным музеем. 25 марта 1912 года Монастырскому был пожалован орден св. Станислава 3 степени. Сергей Григорьевич побывал в нескольких командировках (в Германии, в Казани, в уездах Тульской губернии) с целью изучения кустарных промыслов, обмена опытом по преподавателю в Художественно-ремесленных заведениях.

Под его руководством обновлен Художественно-промышленный музей, открыто бронзо-литейное отделение, учреждены воскресные классы, где все желающие обучались лепке, рисованию, тиснению по атласу, учреждена при Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской образцовая практическая мастерская, где могут работать выпускники.

Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, но трагическая смерть старшего сына, Германа, в 1919 году лишила Сергея Григорьевича надежды на будущее. Новая власть невзлюбила заведующего мастерскими, который не пожелал вступить в партию и в 1924 году его место занимает И. А. Чарский.

С 1919 года Сергей Григорьевич тяжело болел. Софья Васильевна – жена Монастырского – вынуждена была оставить преподавание в школе. После увольнения Сергея Григорьевич работал художником в «Коммунаре», 28 марта 1925 года С. Г. Монастырский скончался, не дожив до своего 50-летия. Его жена, младший сын Сергей и дочка Вера жили и работали в Туле, но детей и близких родственников у Монастырских не осталось.

Изделия Тульской художественно-ремесленной мастерской

Наиболее значимые и крупные заказы выполнялись в Мастерской в период с 1911 по 1914 годы, хотя и до этого изделия учащихся Мастерской, такие как подсвечники, рамки и т. д. успешно реализовались. В 1908 году для Павильона Министерства Торговли и Промышленности на международной выставке в Санкт-Петербурге были изготовлены железный орел и решетка (этот заказ оплачивался) .

В 1911 году учащиеся трудились над крупным военным заказом, который хорошо оплачивался, но – увы! – не развивал художественный вкус (кантары для упаковки снарядов – не самый изящный предмет).

М. Г. Королев

С 15 сентября 1912 года работал в Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской. Выпускник Императорского Строгановского училища. Поэт, фотограф, живописец, он не только добросовестно выполнял свою работу, но и вел занятия в драматическом кружке, редактировал, уже в Советское время, техникумовскую газету «Наша жизнь». Михаил Георгиевич никогда не служил – его всегда «возвращали» техникуму как «незаменимого сотрудника». В 1946 году М. Г. Королев был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне.

В колледже хранятся его работы, написанные в годы войны (на рваном холсте, на простой хлопчатой ткани, на упаковочном картоне – рисовать было не на чем, а не рисовать он не мог).

Его семья жила в «бараке» (маленьком деревянном доме), рядом с мастерскими(техникумом), вся его жизнь прошла в этом учебном заведении и в тот день, когда его не стало, на 71-м году жизни, техникум погрузился в траур. Сын Михаила Георгиевича – А. М. Королев, прошел войну, окончил техникум и работал там, сначала инструктором, а затем, после окончания Механического института, заведующим механическими мастерскими. В этом году Александру Михайловичу исполнится 80 лет, он уже 7 лет на пенсии, но его по-прежнему любят и помнят в колледже, а о его отце ходят легенды – все, что сохранилось необычного и старинного принято считать его изделиями. *

Тульская художественно-ремесленная учебная мастерская и Революция

Первые тревожные события, отголоски надвигающейся бури, произошли в октябре 1905 года. Забастовка учащихся, не явившихся утром на занятия, чрезвычайно обеспокоила заведующего и педагогический Совет. Однако, на заседании совета постановили следующее: «учебные занятия в школе и мастерских продолжать нормальным порядком, считая наилучшим средством воздействия на учащихся личность преподавателя и дух школы и по возможности избегая мер репрессивных».

Конечно, до 1917 года было все: и листовки, и тайные совещания, но дух школы был сохранен.

И в 1917 году ученики Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской пишут чрезвычайно искреннее письмо новому министру торговли и промышленности, в котором просят расширить учебную программу таким образом, чтобы выпускники Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской могли впоследствии поступить в другое учебное заведение (более высокой ступени). Об этом обращении весьма резко отозвались в Тульской губернской земской управе, как о грубом нарушении устава Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской и поставили это на вид заведующему .

Но затем последовали еще более серьезные события.

Делопроизводитель Тиминский обратился в комиссариат с жалобой, что С. Г. Монастырский платит ему меньше, чем положено и возражения игнорирует. Началась проверка финансовой стороны ведения дел в Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской. В 1919 году С. Г. Монастырского обвинили в неправильном ведении дел, его отстранили от должности. Ученики устроили свой «заочный суд», на котором припомнили и злополучные кантары для военного комитета, и уничтожение листовок, и многое другое.

На «суде» присутствовал тот самый Тиминский (видимо, к нему, ученики относились весьма благосклонно).

Однако, процесс над С. Г. Монастырским был прекращен (дело закрыли за отсутствием состава преступления), а место Тиминского занял Н. С. Иноземцев . И жизнь в Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской шла установленным порядком. Теперь уже мастерская состояла в ведении учебного отдела народного комиссариата торговли и промышленности. В 1918 году мастерская преобразуется в учебное заведение, стоящее над второй ступенью трудовой школы с повышением приемного возраста учащихся до 16 лет.

Инструкторская школа

Миновали тяжелые послереволюционные годы, когда не было дров для отопления, не хватало бумаги и материалов, необходимых для проведения занятий, когда школа не получала ассигнований на ремонт. В принудительном порядке в школе обучались воспитанники интернатов с 1921 года

В 1923 году школа перешла в ведение Управлений по профессиональному образованию губернских отделов народного образования, а в 1924 году – в ведение ВСНХ и теперь именуется «Учебно-показательной мастерской по художественной обработке металла».

Место С. Г. Монастырского теперь занял И. А. Чарский – выпускник Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской по специальности кузнец, бывший чекист, человек, установивший прекрасную дисциплину, добившийся хороших результатов в усовершенствовании учебного процесса, но расформировавший художественно-промышленный музей.

После революции работе Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской вынесли приговор: ее сочли потакающей «гнилостно-буржуазным вкусам», а теперь следовало ориентироваться на характер народной промышленности.

В то время ощущался недостаток в инструкторах по металлообработке. Статистические исследования показали, что мастерские, выпуская даже большее количество человек в год, нежели прежде, не сможет обеспечить инструкторами Тулу и область. В 1927 году Тульская художественно-ремесленная учебная школа переименована в Инструкторскую школу и теперь выпускает не подмастерьев, а инструкторов .

С 1926 года школа перешла в ведение отдела экономики труда и профтехнического образования ПЗУ ВСНХ РСФСР, в том же году при школе открылось общежитие и в том же году Тульский художественный техникум реорганизован в курсы ИЗО при Школе .

Неоднократно возникал вопрос о реорганизации и самой школы, но школа была необходима городу, и вскоре ей присвоили более высокий статус.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)