Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Пётр 1 Великий

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева. После смерти его старшего брата, царя Федора Алексеевича, обостряется борьба между двумя боярскими кланами – Милославскими и Нарышкиными. 27 апреля толпа, собравшаяся в Кремле, выкрикивает царем сначала Петра в обход его брата, Ивана, а спустя месяц та же стрелецкая толпа, настроенная против родственников его матери сестрой Петра и Ивана, Софьей, подхватывает на копья бояр Матвеева и Долгорукого. Будущий император становится жертвой кровавой расправы. Партия Нарышкиных была отстранена от участия в государственных делах; Петр с матерью поселился в подмосковном селе Преображенском. Силой обстоятельств он был слишком рано предоставлен самому себе. С 1683 г. никем не руководящий он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Современники приписывали природной склонности пробудившееся еще в младенчестве увлечение Петра военным делом. Петр набирает из своих дворовых людей две роты, которые со временем развились в два батальона, человек по 300 в каждом. Они получили название потешных войск. Звание потешного стало особым чином.

«Пожалован я, - читаем в одной челобитной, - в ваш великих государь чин, в потешные конюхи»

Мало – помалу Петр проявляет интерес к технической стороне военного дела, ищет учителей, способных привить ему знания по математике, фортификации, токарном мастерстве, артиллерии. Постепенно военные забавы приняли нешуточный масштаб, и это стало вызывать беспокойство Софьи.

Бегство в Троицу

В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, которые сообщили ему о грозящей опасности со стороны Софьи. Царь бежал в Троице-Сергиеву Лавру. Неприступные стены монастырей во все времена служили надежной защитой от опасности. В тревожные времена за ними могли укрыться не только цари, но и посадский люд, крестьяне из ближайших деревень. В начале 12 века Троицкий монастырь выдержал 16-ти месячную осаду польско-литовских войск. Дал монастырь защиту и молодому царю. Но случилось то, чего не ждали ни в Москве, ни в Преображенском: Софья не смогла собрать стрельцов. В Москве началось великое шатание. В сторону Троицы стали уходить верные Софье бояре и стрелецкие полки.

Вот как описывает это время А. Н. Толстой в своем романе «Петр Первый»:

«День и ночь пыль стояла над ярославской дорогой – шли из Москвы пешие и конные, катили колымаги. Перед стенами Троицкой лавры, в посадах и в поле теснились обозы, дымили костры, - шум и драки ежечасно из-за места, из-за хлеба, из-за конского корма. В лавре не ждали такого нашествия, и житницы скоро опустели, стога в полях были растащены. А стрельцов и служилых людей кормить надо было сытно. За кормом посылали отряды в близлежащие села, и там скоро не осталось ни цыпленка. И все же у Троицы тесно было и голодно. Над лаврой непрестанно гудел праздничный перезвон. Храмы и соборы открыты, озарены свечами, суровое монастырское пение слышалось день и ночь. Софья сама поехала в Троице-Сергиеву Лавру, но была остановлена в селе Воздвиженском, и возвращена обратно в Москву. Троицкий поход окончился. Так же как и семь лет назад в лавре пересидели Москву. Софью заперли в Новодевичий монастырь, брат Петра, Иван правил только номинально; фактически власть перешла к Петру и Нарышкиным. На первых порах Петр оставил правление своей матери, а сам проводил время в военных забавах. В связи с расширением морских забав Петр дважды совершает путешествие на Белое море. В 1694 г. умерла мать Петра, и ему самому пришлось вступить в управление государством.

Наружность, привычки, образ жизни Петра 1

Давайте посмотрим на наружность, привычки, образ жизни Петра.

Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач: постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу. Многие наверняка слышали сказку «Петр и кузнец»:

Вот Пётр Первый приезжает к кузнецу на лошади.

— Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую!

Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подаёт ему:

— Что, хороша, будет эта подкова?

Пётр Первый усмехнулся:

— Хороша, да не совсем!

— Почему не совсем?

— Она, — говорит, — слабая!

— Ну, не знаю, почему она слабая

Тогда царь берёт в руки и разгибает эту подкову. Кузнец:

— Да, действительно слабая.

Берётся делать вторую

— Ну, а эта хороша будет?

Пётр говорит:

— Да так себе!

И эту разогнул. Кузнец берётся третью делать. И третья готова.

— Ну, этой можно подковать, — сказал царь.

Кузнец сделал четыре подковы и подковал. Пётр Первый и спрашивает:

— Сколько тебе за подковы?

— Четыре рубля.

Он подаёт ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его:

— Да у вас и деньги фальшивые!

Пётр подаёт ему второй рубль. И второй сломал кузнец:

— Да дайте, — говорит, — мне деньги хорошие!

Пётр Первый вынимает двадцать пять рублей и подаёт ему:

— На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой?

— Нет, не знаю.

— Я — Пётр Великий, ваш государь. Ну так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты — его рубли!

Сел Пётр Первый на коня и сказал:

— До свиданья, кузнец, ты — хороший молодец!

И после того кузнец его больше не видал.

Как описывает иноземный посол, одиннадцатилетний Петр был живым красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте. Но вероятно вследствие детского страха, пережитого во время стрелецкого бунта, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова, на лице появлялась судорога. При ходьбе он сильно размахивал руками. Торопливость стала его привычкой. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. С его рук не сходили мозоли. Успехи в ремесле поселили в нем уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Но выше всего он ставил мастерство корабельное. Современники считали его лучшим корабельным мастером в России. Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истинный моряк, которому морской воздух нужен был, как рыбе вода. Отсюда же, вероятно, происходит и его несокрушимый, истинный морской аппетит. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде.

Роскоши Петр не выносил. Ходил Петр в кафтане из грубого сукна, шерстяных заштопанных чулках, грубых ботинках на толстой подошве и фетровой треугольной шляпе. Когда Екатерина развернула перед ним великолепный наряд, приготовленный для коронации костюм, он рассердился. Схватил расшитое серебром платье, встряхнул и, указав на посыпавшиеся блестки, сказал: «Если их подмести, хватит на жалованье гренадеру».

Его семья жила скромно. Жена и царевны одевались бедно, в роскошных нарядах появлялись лишь на праздниках. Екатерина в письмах к Петру нередко называла себя «портомойкой», подчеркивая, что стирает мужу портки. Двор русского царя был самым малочисленным в Европе. Ограничив себя и своих близких во многом, Петр отдавал все силы и энергию служению Отечеству. Того же он требовал и от подчиненных. Но, как ни старался, традиционную коррупцию и казнокрадство даже среди своих приближенных изжить не смог. Они были основным источником их доходов, позволяли сколачивать огромные капиталы и жить в царской роскоши, недоступной Петру.

Создание Флота

Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью. Петр это прекрасно понимал. Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота.

        Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

        Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г. , был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армии и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

        После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

Строительство города на Неве

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью "отворялись ворота к морю". Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р.  Охты.

        Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.         

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу - кораблестроительным центром России.

Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану. Указом Петра в 1703 была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр. Очень быстро вблизи крепости стал застраиваться городской остров — нынешняя Петроградская сторона. Даже через добрую сотню лет после появления Петербурга рождение города казалось невероятным чудом. У финнов, хорошо знавших с давних времен этот край, сохранилась поэтическая легенда о создании города. В ней говорится: "Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось: топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел русский богатырь-волшебник и решил строить город. Построил он один дом - поглотила его трясина. Построил второй и третий - все также исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое небывалое дело: взял он и сковал на руках вдруг целый город и поставил его на болото. Не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор". Нелегко эта легенда осуществилась!

В конце жизни, осматривая работы на Ладожском канале и довольный их ходом, он говорил строителям: «Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». Он мечтал, пользуясь речной сетью России, соединить все моря, примыкающие к Русской равнине, и таким образом сделать Россию торговой и культурной посредницей между двумя мирами, Западом и Востоком, Европой и Азией.

Так было положено начало прекрасному городу - северной столице, которую иностранцы восторженно называют Второй Венецией и Северной Пальмирой.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит»

Так восхваляет этот город великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

Заключение

В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.

Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

В духовной жизни побеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.

Результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла собой военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства.

Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.

Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?

• В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат, который являлся высшим государственным органом страны, осуществлял руководство и контроль над всеми учреждениями.

• В 1717-1718 гг. проведена реформа центральных учреждений: вместо почти 50 приказов были созданы 10 коллегий, ведавшими всеми областями жизни страны.

• В 1721 г. в результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, а во главе церкви поставлен святейший Синод, т. е церковь поставили под контроль царя.

• В результате военной реформы были созданы регулярная армия и военно-морской флот.

• В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника.

• В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако рутинная техника и крепостнические отношения в сельском хозяйстве задерживали рост производительных сил. Такая оценка реформ Петра тоже имеет право на существование.

И даже многие просчеты в реформах, которыми Петр 1 славен не меньше, чем победами своими, не могут умалить в глазах наших историческую значимость этого, без сомнения, великого человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)