Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Понятие познавательной деятельности учащихся

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в частности проявления в последние несколько лет заметной гиперактивности и снижения кругозора у детей, а так же введения Единого Государственного Экзамена, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В связи с этим, традиционные формы работы и контроля знаний не всегда доказывают свою эффективность.

Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах контроля знаний учащихся. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им необходимо научиться добывать информацию, синтезировать и применять ее в разных областях повседневной жизни, ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

По мнению психологов, развитие познавательной деятельности - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательноq деятельности.

Так же необходимо пересмотреть систему контроля знаний учащихся, что позволит, не только более продуктивно и достоверно выявлять те или иные особенности различных приемов и методов преподавания, но и существенно повлиять на интерес учащихся к познавательному процессу.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмодеятельности обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

При формировании познавательного интереса и творческого подхода при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных интересов и их творческой активности.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т. е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников.

Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?

Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Можно и нужно в целях активизации использовать и такие приёмы:

• особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

• добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость

• создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение. );

• использовать нестандартные способы проверки знаний (компьютерное тестирование, урок-соревнование и т. д. ).

Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т. д. ). Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности и контроля знаний.

Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.

Компьютер сегодня проникает во все деятельности жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В обучении информатики на уроках необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, давать тестовые задания, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

2. Нестандартные способы контроля знаний учащихся

Ещё в 70-е годы ХХ века наблюдалась опасная тенденция к снижению интереса учащихся к занятиям. Отчуждение учащихся к познавательной деятельности педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждения интереса к учебному труду.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Они являлись реакцией педагогов на новые цели образовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков. Гуманистические тенденции в народном образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, его мотивации, запросов и потребностей школьников. Но для увеличения эффективности необходимо так же применять нестандартные способы контроля знаний, иначе вся идея нестандартного урока потеряет смысл.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учеников. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Как видно из таблицы 1, приведённой ниже, большую часть таких уроков составляет игровые формы проведения занятий. Для этих целей лучше всего использовать игровые формы контроля знаний так как их можно включить в саму игру. Такая форма будет более эффективна для младшей школы, но можно включить и в более старших классах, что потребует некоторой сложности в подаче материала. Так же в последнее время хорошо себя зарекомендовали тестовые задания, они легки в составлении, проведении и анализе результатов. Правильно составленные тестовые задания позволят лучше подготовиться к выпускному экзамену (ЕГЭ).

Таблица 1

Классификация уроков нетрадиционной формы

Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и Уроки повторения и обобщения знаний, Уроки проверки и учета знаний и навыкам закрепления умений умений уроки лекционной формы практикумы практических работ семинары внеклассного чтения, зачетные викторины, сочинения уроки-диалоги повторительно- конкурсы, обобщающие смотр знаний уроки- экспедиции, путешествия их работ, диспуты, смотр знаний, защита творческих уроки- исследования сочинения , игровые - КВН, «Что? Где? Когда'» работ, проектов, творческие отчеты уроки- инсценировки уроки- диалоги, «Поле чудес», «Счастливый случай», учебные конференции уроки с ролевой, деловой игрой интегрированные,

(«пресс-конференции») театрализованные (урок-суд), интегрированные уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования

3. Использование игр при контроле знаний учащихся

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Современные уроки информатики значительно отличаются от других предметов своей направленностью на формирование практических навыков работы с компьютером, различными формами, приемами и методами обучения, в том числе и нетрадиционными. Одной из форм проведения таких уроков является игра.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игра по своей сути – сложный, многогранный метод обучения, который выполняет следующие функции:

• обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д. ),

• развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

• воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

• мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Играть любят все. Любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки. Но игра - не самоцель. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение её в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Надо использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов (кроссворд, чайнворд, ребус и пр. ).

Игр при контроле знаний можно использовать в качестве:

• контроля усвоения нового материала как одного из способов организации обратной связи.

Рассмотрим игровой момент "Кто больше?". Учащимся предлагается решение какой-либо задачи. Требуется за определённый отрезок времени составить как можно больше вопросов, перечислить термины, используемые в данной теме. Попутно учащиеся вспоминают материал не только изучаемой темы, но и предыдущих.

текущего контроля умений и навыков, контроля домашней подготовки, итогового контроля, после завершения изучения какой- либо темы.

Использование игры на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, фантазии и эмоции - правое.

Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Учитель на уроках использует элементы игры, кроссворды, загадки, ребусы, старается преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Учителю информатики в этом случае проще – у него есть компьютер. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Нетрадиционные формы проведения урока, в частности, уроки информатики с элементами игры, вызывают у младшего школьника интерес и усиливают познавательную активность. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Приведем пример игры для контроля знаний учащихся:

Проведение конкурса на лучший кроссворд, составленный учениками в виде домашнего задания: ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя понятия, изученные на уроках, и знакомятся с новыми.

Критерии оценки кроссворда объявляют ученикам при выдаче задания.

Ученик должен объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены на уроках. При подготовке работы можно получить консультацию учителя.

Оценивают также красоту сетки: ее симметричность или оригинальную форму. За хорошую сетку начисляют 20 баллов. Для уменьшения субъективности этой оценки используют следующие критерии.

Оценка повышается, если слова пересекаются не на одной букве, а на двух и более. Такой кроссворд составить значительно труднее! За каждое слово с двумя пересечениями дают 3 балла; три пересечения - 8 баллов; четыре пересечения - 15 баллов; пять пересечений - 20 баллов. На оценку влияет количество слов, использованных автором. Каждое слово сверх заданного минимума оценивают в 10 баллов. За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляют по 10 штрафных очков.

Результат можно подсчитать по формуле:

S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*М+20-10*P, где N2 - количество слов с двумя пересечениями; N3 - количество слов с тремя пересечениями; N4 - количество слов с четырьмя пересечениями; N5 - количество слов с пятью пересечениями; М - количество слов, превышающие минимально заданное; 20 баллов начисляю только за красивую сетку; P - число фактических ошибок в вопросах.

При результате больше 100 ставят пятерку, от 60 до 100 - четверку, меньше 60 - тройку.

Возможны и иные системы оценки.

Эта работа закрепляет знания терминологии и способность пользования литературой по вычислительной технике. Составление кроссвордов, особенно учебных, - очень непростое дело. Ведь речь идет не об определениях, а об описании понятий. И основная задача при этом - дать корректное, понятное и узнаваемое описание.

4. Тестирование как нестандартный способ проверки знаний учащихся

В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;

6) контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;

7) во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;

8) тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль;

9) правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность;

10) использование тестов на уроках оптимизирует процесс развития познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

Сам термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.

В определение теста входят:

• система заданий (все задания теста должны обладать системообразующими свойствами: принадлежать к одной теме или дисциплине; быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии); взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике);

• специфическая форма (форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной);

• определенное содержание (термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам);

• возрастающая трудность (последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от простого к сложному).

Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

По количеству заданий различают следующие виды тестов:

• короткие (до 20 заданий);

• средние (20-500 заданий);

• длинные (более 500 заданий);

Тестирование имеет четыре формы:

1) закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных);

2) открытые тестовые задания;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности.

В школах отдается предпочтение закрытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов. Теперь раскроем понятия форм тестов.

Закрытые тестовые задания.

Исторически первой является форма заданий, где есть несколько готовых ответов, из которых только один правильный. Задания такой формы стали применяться с начала 20 –х г. г. и получили название закрытых.

Наименее удачными считаются задания с двумя возможными вариантами ответа, так как велика вероятность угадывания. Её можно снизить, указав не менее четырех ответов. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты. Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.

Составлять тестовые задания на выбор правильного ответа нужно по принципам:

• альтернативы – приводятся два полярных или 3 варианта ответа;

• противоположности – допускается более широкая вариативность ответа (3-4 варианта, среди которых чаще всего встречаются антонимы);

• удвоенного противопоставления,

• градуирования – варианты ответов строятся ступенчато и чаще представляют собой количественные значения;

• сочетания – варианты ответа строятся из сочетаемых между собой комбинаций слов;

• кумуляции (накопляемости) – ответы строятся так, что последующий аккумулирует предыдущие.

Открытые тестовые задания.

Если до начала 80-х г. г. задания закрытой формы были самыми распространенными, то затем большую популярность приобретают также задания открытой формы.

В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ (на отдельном листе).

Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.

Задания на установление соответствия.

Эта форма тестовых заданий появилась сравнительно недавно. Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т. д. и одним элементом другого множества. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «Установить соответствие». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.

Общие требования к тестовым заданиям и тестам:

• Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

• Формальная чистота.

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

• Надежность.

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

• Краткость заданий.

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

• Однозначность ответа.

Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.

• Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состоящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. Засекается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается расчетным.

• Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.

Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда я намеренно в начале теста ввожу несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал.

Также нужно иногда включать 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

• Вариативность содержания.

Тест должен включать в себя следующие элементы:

• имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета);

• номер варианта (чем больше, тем лучше, минимум - 4);

Критерии качества тестов.

Научно обоснованный тест – это метод, соответствующий установленным стандартам надежности и валидности. Традиционно выделяются два основных критерия качества тестов. Первый из них связан с понятием точности измерений и известен, главным, образом, в виде понятия надежности теста. Качество педагогического контроля в школе зависит не только от надежности используемых методов, но и от их валидности. Валидность теста — его пригодность для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию, пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию или, что то же самое, характеристика его способности изучать то, что он должен изучать по замыслу автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы позволяет сделать вывод о целесообразности и актуальности использования как игровых, так и тестовых технологий в учебном процессе. Использование игровых и тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Контроль знаний обеспечивает обратную связь «учитель — ученик», определяя необходимые коррективы в методике обучения. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация – это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению того или иного вида контрольно проверочной работе, будь то тест или урок-игра. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

Компьютерные технологии в последние годы начинают активно входить в арсенал методов обучения. Сегодня уже совершено ясно, что решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения достижимо лишь на основе органичного применения компьютерной техники в учебном процессе наряду с традиционными методами педагогики. Это позволит значительно повысить качество образования в образовании.

Итак, в своей работе мы рассмотрели теоретические основы возможностей развития познавательной деятельности учащихся на уроках информатики при использовании нестандартных способов контроля знаний.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)