Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Коллективизм и товарищество

История нашей страны богата различными событиями, войнами и столкновениями. Но были и приятные моменты в жизни, может быть даже полезные для всего общества.

Сегодня я хотела бы более подробно изучить время, когда каждый ребёнок и взрослый был по–настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты. Это время надежд, где каждый верил, что его маленькая империя под названием «Пионерия» будет существовать вечно. Они просто жили и учились, преодолевали трудности, все были чем-то заинтересованы и увлечены, все стремились к чему–то, у всех была цель в жизни. Да, сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде! Сколько различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за всё время существования пионерской организации. Их учили понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в коллективе, и это главное.

Только поймите меня правильно, ни о какой унификации, ни о каком возврате к единообразию речи не идет. Не потерять бы главного, вот о чём я хочу сказать, сохранить бы то ценное, что делало честь Пионерии; обновить то, что необходимо обновить для того, чтобы идеи пионерского движения (жить единой жизнью с народом, своим трудом нести радость людям, бороться за высокие моральные качества каждого и т. д. ) двигались вперёд. А главное довести всё это до сознания каждого, где бы он не жил.

Именно этим вопросам посвящается предлагаемая Вашему вниманию работа. В ней собраны не только исторические факты, но и мои размышления, на примере места, где я живу – моего села, моей маленькой родины – Ражево. Быть может, кто–то, прочитав, скажет, что ничего нового он не узнал. Что ж. А кто–то не согласиться в корне. Тоже вариант. Но я не претендую на истину в последней инстанции.

Эта работа скорее приглашение к совместному поиску и размышлению. Очень хочется, чтобы мы вместе и как можно быстрее определились в главном: что такое Пионерство, кто такой пионер, что мы имеем на сегодняшний день и что нас ждёт в будущем?! На фотографиях пионеры 80-х и конца 50-х гг.

С чего всё начиналось?

Начало поиска

«Пионердвижение» самых первых лет пионеров (периода НЭПа) сильно отличалось от того, чем оно стало в 30-х годах. В момент своего зарождения оно оказалось как бы продолжением «русского скаутизма», который возник на кануне первой мировой войны. Поэтому, чтобы создать детскую коммунистическую организацию, надо было разобраться в сущности этого движения. Лидерами его были известные «скаутмастера», в том числе И. Н. Жуков. В качестве содержания деятельности Пионерии Жуков пытался (в первое время с успехом) утвердить «длительную игру». Считалось, что «проигрывание» пионерами важных исторических событий от глубокой древности до современности будет способствовать подготовке к жизни. В качестве методики первое время в Пионерии использовалась система «бойскаутинг». Первыми формированиями были клубы и отряды, создававшиеся по месту жительства и при предприятии по инициативе самих подростков.

После февральской революции скаутское движение пережило своеобразный подъем, что было связано с некоторой демократизацией общественной жизни и стремлением максимально использовать опыт развитых «демократий», вплоть до копирования внешних черт. При этом «за бортом» скаутского движения и до, и после Февральской революции оставались дети из непривилегированных классов, что вызывало резкое неприятие скаутской организации большей частью ребят. Подобные эксцессы – конфликты со скаутами детей из крестьянских семей и рабочих семей – неоднократно описаны в литературе. Даже делая скидку на то, что на такие эпизоды существовал специальный партийный заказ, приходиться признать, что это явление носило массовый характер.

Положение резко изменилось после Октябрьской революции. Большинство скаутских организаций оказались в оппозиции к новой власти из-за социального происхождения их членов.

Если изначально в условиях жесткой классовой борьбы, пионерские дружины организовывались вокруг пролетарских очагов – заводов и фабрик – то потом с преобразованием советского общества в бесклассовое, «допуск» в пионеры получили дети «враждебных элементов», что способствовало консолидации населения. Процесс этот достиг пика в 1936 году и в основном к началу войны был завершен. Окончательно все различия стерлись к 1945 году – в костре Великой Отечественной войны перегорели взаимные обиды; и жители СССР окончательно ощутили себя единым нардом. Советской власти был нужен свой собственный тип организации, который прижился бы в детской среде, смог бы донести до детей основные принципы идеологии государства, помог бы вырастить из ребёнка гражданина.

В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучают бойскаутизм. 24 ноября состоялся доклад Н. К. Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержание работы РКСМ. Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных особенностей; развитие наблюдательности и приучение к активным действиям и самодеятельности. В 30-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинение её школьной администрации (а особенно после Постановления 1934 года «о перегрузке» школьников общественной работой), «пионерработа» стала всё больше и больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Стали исчезать вожатые – парни. В пионерском активе стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом.

Позже, в хрущёвско–брежневские времена, во время всеобщей борьбы за мир; военный аспект пионерской организации постепенно отходил на второй план. Боевые пионерские песни 30-х годов, зовущие в бой и говорящие о готовности молодёжи защищать страну с оружием в руках, сменились песнями, прославляющими советскую действительность. Шефские отношения между отдельными воинскими частями и пионерами сменились внутришкольными праздниками на 23 февраля, а настоящие дальние походы – на Кавказ или в леса – Зарницей. При этом в молодёжной среде всячески сохранялось и поддерживалось уважительное отношение к армии, проводилась мысль о том, что «косить от армии» недостойно мужчины. К сожалению, отсутствие серьёзных и интересных дел заставляло многих ребят воспринимать Пионерию как «обязаловку». Впрочем, с началом войны в Афганистане положение несколько изменилось – стали организовываться «афганские комнаты», в классы приглашались войны – афганцы. Вообще же стремление интернационализировать пионерское движение прослеживается с самого его зарождения, и тому подтверждением служат школьные « комитеты дружбы» - например с Вьетнамом или с Кубой.

Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачёв с его всячески декларируемой политикой одностороннего разоружения. В это же время прекратились военные игры. Кроме военной базы из-под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодёжному движению.

Высшей точки процесс достиг в 1980 году – носить пионерский галстук в части общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики. Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило своё существование осенью 1991 года, в связи с распадом единого государства - СССР.

Новое прочтение старого

Было бы грешно отказываться от всего, что было в пионерской организации за прошедшие 85 лет. И нельзя открещиваться, как бы это ни было модным, от её истории. Ведь в ней не мало позитивного, как, впрочем, и поучительного.

Не имея возможности в этой работе углубиться в исторические проблемы пионерского движения, ограничимся следующим: не исключено, что какие – то страницы истории Пионерии требуют переосмысления; не исключено, что исторические работы, посвященные пионерской проблематике, порой грешили односторонним подходом, так что мне, что называется, есть, где разгуляться. Поэтому нужно учесть все стороны этой «монеты», и постараться избавить себя от попыток представить историю Пионерии лишь в черном свете (к сожалению, в некоторых газетных и журнальных изданиях нет – нет, да и проскакивают такие нотки, когда дело касается этой темы) или наоборот только в белом.

Как мне кажется, особого внимания заслуживают начальный и самый последний этап существования союзной Пионерии. Серьёзные исследования этих узловых периодов жизни организации позволяют лучше осмыслить её исторический опыт и подсказать сегодняшним организациям пути в грядущее.

Не следует, по моему мнению, отказываться и от традиционно принятых в пионерской организации символов и атрибутов. Не хочется здесь вступать в полемику с теми, кто заявляет, что барабан устарел, а горн – это пережиток «проклятого прошлого». Могут ли устареть музыкальные инструменты? Другое дело, раньше в пионерской организации эти инструменты использовались сплошь и рядом не так как надо. Да что говорить, немного было хороших горнистов и умелых барабанщиков. А, кроме того, раз в организации неблагополучно, то и атрибутика срабатывала слабо. И вовсе не обязательно в организационной работе использовать горн и барабан, можно обновить инструменты, придать им новый смысл и звучание. Вот в этом – то и дело.

То же самое с символикой. Думается, нет никакого особого открытия в том, что отношение к символам организации является лакмусовой бумажкой отношения подростка к самой организации. Проблема «галстука в кармане», и постепенное снижение возрастного порога, бережного отношения к тому же галстуку, сигнализировали - дело плохо! (В советское время был широко распространен стишок – «римейк» стихотворения Щипачёва «Пионерский галстук». Как повяжешь галстук, береги его, А захочешь кушать, поверни его. )

Но всё это не повод для того, чтобы вообще отказаться от пионерской символики. Другое дело, требуется, как бы это сказать, новое прочтение сути пионерских символов, что ли?! Большинство детских организаций продолжают использовать в своей практике красный пионерский галстук, в ряде случаев с некоторыми вариациями. И это не удивительно. Давайте заглянем в историю.

Во–первых, у пионеров в нашей стране никогда других галстуков и не было. А традиции – вещь серьезная и важная.

Во–вторых, что же, при каждом изменении цветов государственного Флага, менять и галстуки? Но кто поручиться, что нынешний государственный Флаг последний?!

В–третьих, одинаковые по цвету галстуки, являются, прежде всего, символом принадлежности к одной и той же организации или к организации одного типа. А это чисто психологически для подростков очень важно. Так легче определить «своих». Так что сохранение единых по цвету галстуков у пионеров вполне объяснимо и обосновано. Но тогда как объяснить символику галстука современным тинэйджерам? Где найти новый смысл? Ясно ведь, что по–старому (по марксистко–ленинским принципам) объяснять символику галстука лучше не стоит и даже думать об этом. Тогда я решила провести небольшой социоопрос среди своих одноклассников и учителей нашей школы, задав им вопросы: знаете ли вы, почему в Пионерии были красные галстуки? Хотели бы вы, чтобы в нашей школе были галстуки соответствующего цвета (у нас в школе уже есть галстуки, только они синие, одевают их учащиеся только по торжественным случаям)? Какие новые идеи вы бы внесли в ношение галстука? И вот, что в частности я получила в ответ. Многие учителя (примерно 70%) нашей школы были за введение в школьную систему некоторых традиций, в данном случае этой символики. Как они это объясняют. «В нашем детстве ношение пионерского галстука было почетным делом, так как его давали не всем учащимся. Этот единый красный цвет объединял нас, обязывал нас перед чем-то. Мы знали, что такое Отечество, Родина, а сейчас тема патриотизма в молодёжных кругах стала не актуальной. Мы носили галстуки, знали историю нашей страны, нашего народа и боролись за улучшение моральных качеств. У каждого из нас было стремление стать чем-то лучше, внести свой вклад в развитие Отечества. Каждый был заинтересован своим делом, и учиться было интересно. Если этот вопрос разбирать со стороны эстетических качеств, то галстук не только делал форму учащихся красивой, но и торжественной, единой, приятной глазу» (фотографии пионеров нашей школы разных лет)

Современные школьники также высказали своё мнение. «Если ввести в школе галстуки, то придется менять весь стиль одежды. Всё-таки галстук и школьный костюм не будет сочетаться, если они не будет выполнены в едином стиле. Прививать любовь к галстукам нужно с самого детского сада, учить малышей этому, чтобы не возникло конфликтов, чтобы они понимали, зачем им это и были готовы принять новые изменения. А резкое введение вызовет у старшеклассников только бурю негодований и возмущений. Мы бы хотели, чтобы сначала посоветовались с нами – каким цветом будет галстук, как мы его будем носить и по каким дням. Если все предложения будут учтены, то и ношение галстука будет принято только положительно. Главное, чтобы это было сделано не как обязаловка, а по доброй воле». Вот вам и ответ.

Проблема пионерских традиций особая, я уже отмечала, что многое из того, что было принято в пионерской организации, требует переосмысления. Однако есть в Пионерии и то непреходящее, от чего отказываться не стоит. Нет сомнений, что пионерские традиции, овеянные романтикой, пронизанные идеями заботы об окружающих, построенные на игровой основе, спаянные дружбой, всегда будут актуальны. В опыте пионерских организаций есть нимало форм и методов работы, безусловно, ценных. Это всё то, что мы могли бы взять с собой: костёр, тимуровская разведка, ночной десант, «Зарница», встреча рассвета, орлятский круг. Мои родители до сих пор помнят всё это. Я поинтересовалось у мамы, помнит ли она приём в пионеры, и как всё это проходило.

«Ещё за час до начала мы заглядывали в зал, где должно было это произойти. Смотрели на алые галстуки ребят, завидовали им и говорили всем, что скоро станем пионерами. И вот это произошло. Двери зала открылись, и мы строем вошли в него. Вошли без галстуков, без пионерских значков. У каждого сердце билось тревожно. Входили мы под звуки горна, под барабанную дробь. И от этого становилось всё особенно торжественным. Мы остановились. Барабан и горн стихли и в зал внесли дружинное знамя. Конечно, никто из нас ещё не понимал, что означает знамя. Но знаменосец шёл так торжественно, что всем стало ясно: наступил самый важный момент. И всё это не просто игра. Это настоящее. Лицо старшего вожатого тоже было торжественным. Горнист стоял неподвижно. Барабанщик, гордо подняв голову вверх, выбивал дробь. И знамя, чуть покачиваясь, обходило строй, задевая нас своим алым полотнищем. Каждый в строю: волновался, вспоминал, готовился шагнуть в новую жизнь. Председатель совета дружины вышла на середину зала и дала команду:" Сдать рапорт!". Потом старший вожатый сказал, что сейчас нас примут в пионеры. И сердце забилось так тревожно и радостно, словно здесь решалась моя судьба. Председатель дружины скомандовала: «Стоять смирно!». И начался торжественный приём в пионеры. Мы дали клятву пионеров перед бюстом Ленина, перед пионерами дружины, перед знаменем. Тогда я думала, что эти слова буду помнить вечно. Потом настало самое главное - галстуки! Старшие ребята подошли к нам. Высокая девушка мне быстро и легко завязала галстук и приколола пионерский значок. Я вскинула руку вверх и сказала: «Всегда готов!». Всё это было так здорово, торжественно. Никогда не забуду!»

«Всегда готов!».

Моей маме(Фото справа) было приятно вспоминать своё прошлое. Сейчас, наверное, никто из нас не сможет поделиться такими воспоминаниями, потому что у нас, у современной молодёжи, их нет. А чтобы они были, нужно лишь во все это вдохнуть новое, с современным содержанием, добиться обновления звучания, не потеряв суть. Я думаю, не обязательно всё копировать, можно организаторам придумать что-то своё - популярное среди молодёжи. Посоветоваться с нами, не сомневаюсь, среди нас ещё остались энтузиасты, которые своими идеями оживят умы молодёжи нашей страны!

«Три кита» Пионерии. Нести радость людям.

Стержневую сущностную идею пионерства определила Н. К. Крупская, которая связала Пионерство с посильным для ребёнка участием в общем труде по улучшению окружающей жизни. Всё Пионерство состояло из трёх компонентов: познание окружающего Мира, его преобразование и улучшение, воспитание и формирование Граждан своего Отечества. Действительно, улучшать мир невозможно без его познания, в процессе которого человек заинтересованный и неспокойный не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далёких , проблем своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная практика стимулирует стремление к дальнейшему открытию Мира. А всё это в свою очередь формирует настоящую гражданственность не словесную, а деятельную.

Вообще о пионерской деятельности можно говорить много, но остановлюсь на том, что является наиболее важным: деятельность должна быть, прежде всего, социально направленной.

Социальная направленность деятельности изначально закладывалась в основу пионерской идеи. Практика показывает (данные выводы взяты из научных работ ленинградских учителей) если развлекательные, познавательные т. п. дела сбалансированы по своему количеству и значимости с общей деятельностью пионерского коллектива, если они не заслоняют общественно значимую деятельность, не отодвигая её «на десятое место», они необходимы. Эти дела помогают формировать личность подростка, развивать его творческие и иные потенциалы. Таким образом, пионерская деятельность имеет черты социальной и личностной направленности. А, кроме того, следует подчеркнуть её многопрофильность. В этом один из залогов успеха деятельности организации. Но деятельность необходимо определённым образом организовать, определить отношения внутри молодёжной общности.

Коллективизм и товарищество

Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества. Именно этого нам не хватает в современном мире. Я думаю, главное и для школы, и для родителей научить подростка жить именно в обществе, в коллективе, чтобы в дальнейшем он не потерялся как личность. Именно на этом построены идеи Пионерии: нужно, чтобы радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело, раскрытие его человеческих качеств. Поэтому чем ближе отряд подходит к уровню настоящего коллективизма, тем чаще и активнее ребята участвуют в его текущей деятельности, тем тщательней учитывается расстановка сил, интересов и наклонностей отдельных ребят. Чем крепче становился отряд, тем чаще решения принимались не формальным большинством, а с учётом всех точек зрения. В коллективе все должны относиться друг к другу с уважением и доверием.

Товарищество является основой в отношениях. Оно имеет весомый воспитательный потенциал. Товарищеские отношения предполагаю не только статусное, так сказать, юридическое равенство партнеров, но их отношенческое равенство. Особенно это важно в отношениях между взрослыми и детьми. Ещё Игорь Петрович Иванов, академик АПИ СССР доктор педагогических наук, сумел обосновать, как мне кажется, наиболее продуктивную с точки зрения воспитательного воздействия на личность подростка, систему отношений – отношений товарищества и творческого содружества поколений в процессе активной созидательной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.

Коллективизм и товарищество является основой любых отношений. Хочется подчеркнуть, что я рассматриваю коллективизм, как средство для стимулирования развития личности и как основную форму её существования в организации, при этом не исключена индивидуальность в ней. Товарищество же, как принцип, который является для нас основным средством нормализации межличностных отношений, в том числе и отношений между взрослыми и подростками. Ставя товарищество во главе угла позиции взрослого в детской, самодеятельной, общественной организации Пионерство стремилось, чтобы такие отношения (товарищеские) пронизывали все стороны жизнедеятельности организации и все стороны отношений пионеров и их старших друзей. А соотнести формальные и неформальное отношения в процессе деятельности особенно трудно.

Самодеятельность и игра

Самодеятельный характер пионерской организации является одной из основных её характеристик. Самодеятельность рассматривается в нескольких позициях:

Во-первых, как принцип деятельности организации, который вытекает из её природы и сущности, как организации общественной, и находит своё выражение в добровольности членства и свободе выхода из её рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, в системе пионерского самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей.

Во-вторых, как особое качество деятельности детей по внутреннему побуждению, а не по внешнему принуждению, когда дети выступают в качестве субъектов целеполагания, организации и оценки деятельности и своей жизни в организации; наконец, как качество личности, включающее в себя такие компоненты, как инициатива, самодеятельность и творчество. Не нужно рассматривать самодеятельность преимущественно лишь, как принцип жизнедеятельности, и лишь декларировать её в массовой практике. Самодеятельность не должна быть связана только со школой. Чтобы принцип самодеятельности заработал, чтобы в результате всего этого в организации формировались личности инициативные, самостоятельные и творческие, необходимо найти и последовательно применять специальный инструментарий. Можно в данном случае попробовать «Коммунарскую методику». Она будет работать, если всё будет применяться комплексно, а педагогическая и методическая системы тесно переплетутся между собой. Но это ещё не всё.

Можно воспользоваться идеей длительной воспитательной игры. Суть такой игры заключается в том, что подросток включается в организованную с воспитательными целями длительную рулевую игру, в ходке которой он действует по определённым правилам, входит в свою роль, вступает в отношения с окружающими. Всё это при определенных условиях, соответствующих задачам воспитания правилам игры, может стать серьёзным инструментом для развития личности ребёнка. При последовательном провождении и тесной связью с жизнью, результат может быть интересным и поучительным.

Методика длительной воспитательной игры, подкрепленная «Коммунарской методикой», может стать серьёзным оружием в воспитании будущего поколения.

Пионеры нашей школы. Ражево.

Пионерская организация нашего села

Пионерия охватила все уголки нашей необъятной страны. У моего родного села Ражево тоже есть своя история, которая связана с пионерской организацией.

В селе Ражево в 1926 году был организован пионерский отряд. Ражевская ячейка комсомола работу с пионерским отрядом поручила Анне Ильиничне Терентьевой-Зыковой.

В начале отряд пионеров был небольшой. Население села в то время было малограмотным или совсем не грамотным. , в немалой степени – религиозным. Пионеров, как и комсомольцев, в ряде семей встречали "в штыки". Но желание самих ребятишек было большое – стать пионером. В то время работа с пионерами была новой. Вожатые не были подготовлены к работе с детьми. Но она велась, работники выполняли её с большим желанием. В основном помогали пионеры комсомольской ячейке. Во время проведения ликвидации неграмотности, пионеры оставались с маленькими ребятишками дома, чтобы женщины могли пойти учиться в ликбезе. Некоторые пионеры учили дома своих матерей читать и писать. Вели борьбу с религией. В клубе ставили постановки, пили песни на антирелигиозные темы. Во время коллективизации вели разъяснительную работу среди населения о выгоде коллективного труда, писали неграмотным заявления о приёме в колхоз. Когда организовывался колхоз в селе Ражево, пионеры в весеннее время, помогали боронить пашню, полоть хлеб, также они собирали по домам золу, которой женщины удобряли поля, ходили за лошадями.

В то время мало было лекарств, и пионеры собирали лекарственные травы: стародубку, мать-и-мачеху, тысячелистник и отдавали фельдшеру Терентьеву, а он их сушил и лечил травами людей. Много ставили в клубе постановок. Ребятишки их смотрели с удовольствием. Во время пионерских сборов присутствовали и те дети, кто хотел быть пионером, но кому не разрешали родители. Отдельные взрослые запугивали пионеров, а кулацкие ребятишки дразнили их. Несмотря не на что, отряд с каждый годом рос. Из воспоминаний Анны Ильиничны: «очень трудно было, работа новая, незнакомая. В 1927 году меня послали на первые окружные курсы пионерских вожатых. Подучилась. Приехала обратно - стало легче» За хорошую работу её отряду дали барабан и игру крокет, но ребята так и не научились в нее играть. Свои деревенские игры были больше по душе. (Записано со слов Анны Ильиничны). Самыми активными были пионеры: Борькин Степа, Шураков Федя, Терентьева Галя, Ершов Степа, Ершов Женя, Веселова Галя, Болтанов Витя, Терентьев Толя, Веселов Гриша, Савина Валя, Савин Коля, Малышев Саша.

1932 год в школе образована пионерская организация учителем начальной школы Анной Александровной. В 4 классе 16 учеников из них 7 пионеров, Родители не разрешали вступать в пионеры. Церковь была не закрыта, в ней проводилось богослужение. Набожные родители заставляли ходить в церковь на служение. В избе-читальне учительница проводила ликбез - обучала неграмотных, пионеры ей помогали, проверяли тетради, извещали ликбезников, делали показ букв. В 1932 году пришли в колхоз первые 2 трактора-колесника и проходили мимо школы, все ребята побежали за трактором, смотреть, как они пашут. После такой сенсации на селе, у нас в классе был сбор, посвященный трактору - "Первый трактор в колхозе"",- так о своем пионерском детстве рассказывает Лютенко Полина Петровна.

После окончания школы она работала в нашей школе, учила детей географии. Самым трудным временем для пионеров были года Великой Отечественной войны. До войны они были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных потерь. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Пионеры нашей школы отправляли тёплые вещи на фронт, помогали старикам и женщинам. Школьники занимались хозяйственными делами: рубили дрова, убирали хлеб, шили одежду.

В 50 –е годы начинает активно работать тимуровское движение. Тимуровцы помогали людям, которые пришли с фронта. Заботились об охране леса. Они помогали детям делать уроки, читали им интересные книги, показывали весёлые игры, пели и танцевали. Прививали первоклассникам любовь к Родине. Ходили в разнообразные экспедиции. В 60 – е годы пионеры вели поисковые работы, по местам Боевой славы. Некоторые ребята за отличные успехи в учёбе, труде и самодеятельности ездили в Артек.

В 70 – е годы наши пионеры вели переписку с детьми из других стран. Вопросам патриотического и интернационального воспитания в нашей школе уделялось большое внимание. Воспитательная работа в этом направлении проводилась как на уроках, так и во внеурочное время. Среди пионеров были популярны клубы интернациональной дружбы (КИД), которыми занималась в Ражевской школе учитель немецкого языка Людмила Григорьевна Волосникова. Людмила Григорьевна окончила тюменский педагогический институт, всю свою жизнь она посвятила школе, сейчас находится на заслуженном отдыхе. КИД образован в 1973 году. Ребята поддерживали тесную связь с пионерами – тельмановцами, а также с ребятами Болгарии, Чехословакии. На уроках они изучали культуру и историю Германии. Кидовцы пели песни на немецком языке, посвященные Ленину. Ездили с концертами в другие деревни. Вместе с Людмилой Григорьевной писали письма немецким друзьям, участвовали в Международных фестивалях в Артеке «Пусть всегда будет солнце».

Незаметно пришли 80-е годы. Одним из любимых обрядов пионеров всех времен был пионерский костер. Он был сложен в виде звезды. Это символизировало свободу и силу нашего народа, победу над фашистами, счастливое будущее.

После распада СССР раскололась и Пионерия. Какое - то время в нашей школе вообще не было детской организации. Но интерес и ностальгия по прошлому взяли своё. В 1997 году образовалось детское объединение «СМиД» (союз мальчишек и девчонок), цель объединения - создание условий для социальной адаптации ребёнка. Развитие его творческих способностей и возможностей.

Эта организация просуществовала до 2002года. «СМиД» сменила молодёжная организация «ЮВЕНТА». Вместо синих галстуков - ярко оранжевые. Набирает силу волонтерское движение. На снимке - волонтеры 2006 года Ражевской школы с Волосниковой Ольгой Владимировной.

На заседаниях школьники решали вопросы самоуправления, нравственного поведения и активности учащихся. А в 2004году у нас появилось «Школьное братство», которое существует ныне. Оно построено на разделении власти и труда. В каждом классе был свой сектор по определённым задачам, выбирается председатель, все вопросы решаются коллективно: успеваемость школьников, дисциплинированность, воспитанность, активность и направленность.

Заключение

Пионерская организация – это демократическая, общественная, самодеятельная организация детей и взрослых с ярко выраженной общественно полезной направленностью со своей многопрофильной личностно и социально ориентированной деятельностью, главной воспитательной задачей которой является формирование активных, творческих и самодеятельных Граждан своего Отечества, любящих Родину, уважающих весь народ, живущий на Планете. Это определение идеально описывает всю сущность Пионерии. Выбрав именно эту тему, я не предлагаю вам воссоздать пионерскую организацию в том виде, в котором она была раньше. Я всего лишь хочу, чтобы вы задумались над тем, как воспитывается нынешняя молодёжь, как она относится к патриотизму, к народам, живущим на территории Российской Федерации. Половина нашей молодёжи вообще не принимает участия в улучшении окружающей жизни, не откликаются на те события, которые происходят в стране, иногда даже из дома им лень выйти, потому что их разум опутан всемирной паутиной – Интернет. Подростки толпами нападают на студентов из других стран, бьют окна и поджигают здания, где они живут и работают, оскверняют памятники, рисуют фашистскую символику, конечно, это делают не все, но ряды юных националистов – скинхедов растут с каждым днём. Дедовщина в армии и в школе стала самой актуальной проблемой на сегодняшний день. Идеи патриотизма стали не так популярны, как раньше, многие «косят от армии», придумывая самые нереальные отговорки. Слово «солдат» стало для многих смертным приговором, а над человеком, у которого возникла идея отдать жизнь за Родину, смеются и шутят. Что будет дальше? Неужели мы вот так всё потеряем, что было сделано не лёгким путём наших предков. Может всё–таки стоит задумать о воспитании смены и позаимствовать кое-какие методы и идеи у Пионерии? Пусть название, атрибутика и символика современной организации будут другие. Должна остаться пропаганда воспитания солидарности, терпимости к другим национальностям, любви к труду, к народному богатству, к тому, что создано нашими дедами. Постараться воспитать у каждого чувство прекрасного, чувство ответственности и дисциплинированности, требовательности к самому себе и окружающим. Мы должны бороться за высокие моральные качества, а не разлагать их. Может тогда изменится отношение к Отечеству, а люди станут более гуманными друг к другу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)