Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

География и климат Египта

Египет – официальное название Арабская Республика Египет - государство в северо-восточной части Африки и на Синайском полуострове на территории, площадь которой приблизительно составляет 1 001 450 кв. км. Граничит с Израилем, Палестинской национальной администрацией (сектор Газа), Суданом и Ливией. На севере территория омывается водами Средиземного, на востоке — Красного морей. Оба моря соединены посредством искусственно сооруженного Суэцкого канала. Основная часть населения говорит по-арабски и исповедует ислам.

Египет соединяет северо-восток Африки и юго-запад Азии. Максимальная его протяженность с севера на юг - 1025 км и с востока на запад - 1240 км. От Атлантического побережья до центральной Азии на востоке простираются пустыни. Красное море, максимальная глубина которого достигает 2359 м, протянулось с севера на юг на 1932 км и с востока на запад на 306 км. Оно изобилует коралловыми шельфами и рифами, богатейшей морской флорой и фауной, в том числе несколькими видами морских черепах.

Благодаря теплому климату Египет привлекателен для отдыха и путешествий круглый год, поэтому поток туристов на курорты Красного моря не ослабевает ни зимой, ни летом.

Климат страны - тропический. Воздух здесь исключительно сухой, круглый год малооблачно, дожди бывают очень редко. На территории страны выпадает менее 100 мм осадков в год, на средиземноморском побережье 200-400 мм. В пустынных районах дождь идет один раз в несколько лет.

В Верхнем Египте (на юге страны), а также на курортах Красного моря лето жаркое и сухое, в Дельте и на средиземноморском побережье - влажное. Температура воздуха на курортах Красного моря с мая по сентябрь достигает 30-38 градусов, температура воды в Красном море в этот период обычно составляет 26-28 градусов тепла.

Сезонные изменения климата в Египте незначительны. Местные крестьяне делили год на три периода: "Шетуи" (зима), "Сефи" (лето), "Нили" (Время разлива Нила).

Летом на африканском побережье Красного моря дует постоянный ветер. Благодаря морскому бризу летняя жара в Хургаде переносится там значительно легче, а ветер создает впечатление прохлады. Однако ветер лишь охлаждает кожу, но не защищает ее от солнца. Поэтому загорать лучше всего в утренние часы до полудня и пользоваться солнцезащитными кремами.

Весна и осень очень короткие. С марта до середины мая в течение 50 дней возможны песчаные бури - хамсин. Хамсин - жаркий сухой и пыльный, южный ветер на северо-востоке Африки и в Восточном Средиземноморье. Обычно хамсин не достигает побережья Красного моря, где находятся известные египетские курорты. Горы надежно защищают их от нежелательного вторжения ветров.

Зима в Египте мягкая, с теплыми солнечными днями и прохладными ночами. С декабря по февраль на курортах Красного моря температура воздуха 21-25 градусов тепла, а воды - 23-26 градусов. Перепад дневных и вечерних температур может быть значительным.

Туризм является одной из основных доходных статей Египта. Потому, государство всячески способствует развитию этой отрасли. Интенсивно строятся и модернизируются курортные комплексы на морском побережье, в городах — курортах Шарм-эш Шейх, Хургада и др.

В Египте находятся памятники различных эпох и цивилизаций: древнеегипетской, христианской (коптской), средневековой арабской. Наиболее посещаемые достопримечательности:

- древнеегипетские некрополи (пирамиды Гизы и другие, Долина Царей и Цариц в Луксоре, гробницы знати),

- храмы фараонов, особенно в Луксоре и Абу-Симбеле,

- памятники Средневековья — Исламский и Старый Каир.

На Красном и Средиземном морях расположены многочисленные курорты для любителей дайвинга, серфинга и тому подобных увлечений.

Этим летом мы с родителями отдыхали в Египте, в городе Хургада. Хургада расположена на Красном море, а называется оно так потому, что большинство кораллов красные. Когда мы прилетели, нас посадили в автобус и стали по очереди развозить по отелям. Во время пути в отель я узнал много интересного из рассказов гида. Гид красочно описал предлагаемые туристам экскурсии.

Мы посетили много экскурсий, но особенно запомнилась поездка на лодке со стеклянным дном. Нас посадили в лодку, у которой прозрачное дно и вывезли в открытое море. Чем дальше мы отплывали от берега, тем интереснее и богаче становился подводный мир.

Протянувшиеся вдоль всего египетского побережья коралловые рифы являются своеобразным жизненным центром, привлекающим множество рыб. Поражает разнообразие форм кораллов, которые могут быть круглыми, плоскими, разветвленными, а также иметь другие фантастические формы и цветовую гамму – от нежно-желтого и розового до коричневого и синего. Но цвет сохраняют только живые кораллы, после смерти они теряют мягкие покровные ткани и остается только белый кальциевый скелет. По египетским законам колонии кораллов разрушать нельзя.

Здесь можно встретить очень много рыб разных по размерам, по форме и по окраске, например, рыбу-наполеона, получившую свое название из-за характерного выступа на голове, который напоминает головной убор французского императора. Эти рыбы особенно многочисленны у южной оконечности Синайского полуострова. Отличаются яркой окраской рыбы-ангелы и рыбы-бабочки, рыбы-клоуны и султанки. Нам предлагали даже поплавать рядом с этими красивыми рыбами и кораллами, но мы все-таки не рискнули. Удивительно красочный и разнообразный подводный мир Красного моря порадует любителей подводного плавания и всех отдыхающих на красноморских курортах Египта.

Еще одной из понравившихся экскурсий является поездка в Луксор, хотя она была утомительной из-за долгой дороги, но все же оставила прекрасные впечатления. Луксор — город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, административный центр с населением около 376 000 человек. В Луксоре и вокруг города находятся некоторые из важнейших археологических мест Египта. В старину египтяне назвали город «Уасет». Греки назвали его «стоворотными Фивами». Современный город расположен на месте Фив, бывших столицей Древнего Египта в период Среднего и Нового царств, и оттого имеет славу «крупнейшего музея под открытым небом». Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мертвых». Первый — жилой район на правом берегу Нила. Здесь расположены местные гостиницы, большая часть которых находится между железнодорожной станцией и Луксорским храмом. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм. «Город мертвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь есть немногочисленные поселения и знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум. К парадному пилону Луксорского храма примыкает аллея, по обе стороны которой стоят скульптуры сфинксов. Луксорский храм был построен при Рамсесе Втором и посвящен богу солнца Амону. Он тянется на четверть километра вдоль набережной. Карнакский храм - еще более грандиозное и сложное сооружение, чем Луксорский. Самое впечатляющее место в храме - колонный зал фараона Сети Первого. Сто тридцать четыре колонны, высотой шестнадцать метров каждая, снизу доверху расписаны цветными барельефами. Поразило то, что такие большие колоны сумели построить люди, у которых не было современной техники. С южной стороны к Карнакскому храму примыкает небольшое Священное озеро. На его берегу стоит огромный гранитный жук-скарабей, которого египтяне считали священным. Нужно загадать желание и чтобы оно исполнилось, надо обойти жука-скарабея семь раз. Так мы и поступили.

Пилоны и обелиск перед входом в храм Ряды колонн в Луксорском храме Карнак. Аллея сфинксов Карнак. Зал кариатид

Амона-Ра

История

Египет – это очень древнее государство. Историю Египта делят на три основных периода: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Во времена Нового царства Египетская цивилизация достигла наивысшей ступени своего могущества и процветания, страна стала величайшей державой на ближнем Востоке. В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, строительство пирамид, храмов и обелисков, математика, медицина, сельское хозяйство, кораблестроение, производство посуды.

Весь Египет делится на две большие области: Верхний и Нижний Египет, которые имели по нескольку десятков номов. В каждом номе имелся свой главный город и почитались местные боги. В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых божествам. Наиболее почитаемыми были божества Ра, Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне. Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда и немного скота.

Большинство египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича, который сохранял прохладу в дневную жару. В каждом доме имелась кухня с открытой крышей. В кухне стоял жернов для помола муки и печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет или занавешены льняными коврами. Полы были покрыты тростниковыми ковриками. Стулья, кровати, столы сделаны из дерева и составляли всю мебель.

И всё же считается, что история древнего Египта как страны началась тогда, когда фараон первой династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в 3050 году до н. э. и основал на правом берегу Нила город Мемфис. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона. Он был обожествлен при жизни и носил титул "сына Солнца". Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

Уже в те времена в Египте были разработаны сложнейшие системы захоронения, построены великолепные пирамиды. Это было вполне успешное династическое общество. Но в 332 г. до н. э. страна была завоевана Александром Великим, что привело к трем столетиям греческого правления, которое сопровождалось кратким, но существенным периодом римского влияния. Арабы, которые завоевали Египет и распространили на его территории ислам приблизительно в 640 году н. э. , имели самое большое влияние на историю и культуру Египта. Также в истории Египта оставили свои отметки оттоманские турки, французы и британцы.

Новая история Египта началась, когда Египет отвоевал свою номинальную независимость у Великобритании в 1922. Последняя монархия завершила свое правление в 1953, после ниспровержения короля Фароука. В следующем году к власти пришел Гамэль Абдэль Нассер, который имел колоссальную поддержку и популярность на протяжении 14 лет. За ним последовал Анвар Садат, который и войной и дипломатией установил мир с соседним Израилем. Его усилия обошлись ему очень дорого – Садат был убит в 1981. С тех пор у власти находится текущий президент - Хосни Мубарак.

Культура

Поскольку Египет расположен на Ближнем Востоке, его культура основана на восточных традициях, в частности, на религии. Наряду с ней здесь распространен культ семьи и детей: каждый член семьи несет большую ответственность за целостность семьи и за поведения других членов этой семьи.

Древние египтяне верили в жизнь после смерти и считали, что потусторонний мир, в котором тело вновь обретает покинувшую его душу, представляет собой копию реального мира. Поэтому для них крайне важным было правильно устроить процесс погребения усопшего – только так можно было позаботиться об облегчении его загробной жизни. В помощь умершему могли снаряжаться целые ладьи, наполненные самым разнообразным добром (предполагалось, что на ладье ему будет легче преодолеть реку мертвых, лежащую на пути в загробное царство).

С середины I по VII вв. н. э. Египет был христианской страной. Потом он был завоеван арабами, и на сегодняшний день христиан в стране всего 10%, остальные 90% – мусульмане. Люди, исповедующие здесь христианскую веру, называют себя коптами - от арабского "купт", а оно, в свою очередь, произошло от греческого "эгиптос". Возможно, корни его лежат еще глубже, восходя к древнеегипетскому языку. Набожные мусульмане не употребляют алкоголь, хотя при этом не возражают против умеренного его потребления другими. В дополнение к запрещению алкоголя, верующие не употребляют свинину, которую считают грязной едой.

В Египте есть определенные ограничения и правила для женщин. Например, очередь за билетами будет разделена на две линии - мужчин и женщин. При посадке в транспорт, женщины также должны становится в отдельную очередь, и занимать передние места в салоне. В метрополитене первый вагон обычно предназначен исключительно для женщин.

Для мужчины, заговорить с незнакомой египетской женщиной - нарушение этикета. Будьте очень внимательны и уважительны к женщине в разговоре, потому что многие семьи еще следуют древним традициям.

Архитектура

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг, На случай, если тело умершего по какой-либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку

Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т. н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккарe и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где был захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Из пирамид крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т. н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбел. Строительство Ассуанской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи- спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искуство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Клеопатра

История иногда жестоко шутит со своими героями, несправедливо унижая одних и превознося других. О Клеопатре — последней правительнице Египта, большинство судят по исторически недостоверным легендам, художественной литературе, фильмам. Но Клеопатра — одна из самых противоречивых и диалектических фигур в Истории — её роль весьма неоднозначна.

Начнём с того, что она не являлась реальным претендентом на трон Египта. Однако, ей определённо благоволила судьба. Первый консул Рима — Юлий Цезарь пришёл в Александрию — столицу династии Птолемеев просить военной помощи в борьбе с галлами и готами, как раз в то время, когда Птолемей ХII скончался и встал вопрос о престолонаследии. Легитимным Фараоном Египта мог стать только двоюродный брат Клеопатры — Птолемей ХIII. Но Клеопатра пошла на хитрость, граничившую с предательством Родины. Она пообещала Цезарю свою полную поддержку в обмен на помощь ей заполучить трон. И Гай Юлий Цезарь, со своим посольством, фактически захватил неприступный дворец фараонов, практически отрезав легитимного правителя Египта от его армии.

О том, что «сказочная красота» Клеопатры — всего лишь миф, знают многие. И Цезарю и Антонию нужна была не постель Клеопатры, а армия Египта, флот Египта, золото Египта и хлеб Египта. Военной силой они не могли заполучить этого — флот Рима не мог противостоять египетскому, когорты Рима были бы сметены напором египетских колесниц и добиты лучшими в мире лучниками. И это при том, что армия Рима была изрядно потрёпана затяжной войной с племенами на севере, при том, что армии Рима пришлось бы пройти через отнюдь не дружественные провинции — Сирию (Пальмиру) и Палестину. Узнай правители этих нестабильных провинций Рима о войне с Египтом, они восприняли бы это, как последнюю возможность освободить свои государства от римского владычества. Но главное — то, что Риму нужна была не победа над Египтом, а, напротив, его военная, финансовая и продовольственная помощь в борьбе с галлами и готами.

Птолемей ХIII Цезарю отказал, вот тогда и настал «звёздный час» Клеопатры. Фактически сделав Фараона пленником собственного дворца, взять штурмом который не могла бы никакая армия, к тому же — Фараон практически был заложником Цезаря, которому удалось склонить Птолемея ХIII с позиции силы, объявить Клеопатру соправителем Египта.

По большому счёту, Клеопатра предала родину ради собственных амбиций сознательно, но тогда правительница Египта ещё не понимала, насколько обесценилась её корона, к которой она так стремилась. Среди египетской знати и жречества произошёл раскол, в котором Птолемей был виноват столь же, сколько Клеопатра. Фараон проявил малодушие, по большому счёту Цезарь не осмелился бы ничего с ним сделать — если бы Цезарь убил Фараона, то через неделю-две его труп повесили бы на стене дворца на съеденье воронам. А египетская военная машина пошла бы на Рим, вовлекая в себя войска «освобождаемых» римских провинций, но тем не менее, Фараон поддался шантажу, создав опасный прецедент — Клеопатру равноправной Правительницей Египта признал он сам, к тому же, вовлек в это верховного жреца Амона. И поэтому, война Птолемея ХIII с Клеопатрой (при том, что Цезарь принял религию Египта что, собственно для него ничего не стоило, — в Риме относились к своим богам, как к героям легенд и формально соблюдали традицию, Но после этого, он уже не был для народа Египта «опасным чужаком», и, по египетским законам, женился на Клеопатре) из войны против римской экспансии, превратилась в династическое соперничество. Поэтому на стороне Фараона выступило незначительное количество аристократии, а значит — армии — Птолемей ХIII сумел собрать всего четырёхтысячное войско для осады дворца, пленниками которого теперь оказались Цезарь и Клеопатра. Целых три месяца пробивалась к Александрии, на помощь Цезарю пятнадцатитысячная армия, неся большие потери.

К стенам Александрии пришли только шесть тысяч солдат. Но узнав о поддержке Рима, своё двухтысячное войско собрали и сторонники Клеопатры. И, хотя у римлян и египтян-сторонников Клеопатры численный перевес был более чем вдвое, исход последней битвы за Александрию, когда, кстати, сгорела большая часть Александрийской библиотеки, был непредсказуем — всё решила одна египетская стрела, пробившая навылет через шлем голову Птолемея ХIII.

Однако для Клеопатры победа эта была пирровой, а для Цезаря — вовсе роковой. Чтобы устранить раскол среди египетской аристократии и жречества, а значит — восстановить единство армии, Клеопатре пришлось согласиться на крайнее унижение и вдвойне унизить Цезаря, — признав соправителем и Фараоном своего малолетнего брата. Однако этот её поступок — достоин серьёзного государственного деятеля и умного политика, поступок, практически искупивший её предательство. Малолетний Фараон вскоре умер «от неизвестной болезни», Цезарь был провозглашён равноправным соправителем, а рождённый Клеопатрой сын, известный как Цезарион, был не без определённой претензии наречён Рамсесом ХIII, и после смерти родителей должен был стать Фараоном Египта и Императором Рима. Объединение двух великих держав, если бы оно состоялось, означало бы и объединение двух непобедимых армий (можно представить, как, под прикрытием египетских лучников, несокрушимый клин римских легионов продавливает ряды противника, а с флангов его атакуют стремительные и смертоносные египетские колесницы — такой чудовищной военной машине не смог бы противостоять никто), которое позволило бы Цезарю завоевать практически всю Евразию и Африку, а после его смерти единой сверхимперией правил бы египетский Фараон — сын Цезаря и Клеопатры. На этот раз, через своего сына, Клеопатра, начав с того, что предложила Египет Риму в качестве государства-сателлита, фактически обрекла Рим стать вассалом Египта.

Рим встретил Клеопатру, как супругу Цезаря всеобщим ликованием. Она въехала в городские ворота, как Великая Правительница Египта, въехала на платформе, в виде десятиметровой деревянной статуи Сфинкса, которую везли 12 коней. Народ и армия Рима ждали, что галлы и готы будут вскоре сокрушены — за римским легионом, шедшим за парадной колесницей Цезаря, следовавшей перед гигантским изваянием, ехали десять боевых колесниц личной охраны Клеопатры. Казалось, Цезарь хотел показать Риму в миниатюре модель своей будущей всесокрушающей военной машины. Но римская аристократия увидела в ней прежде всего угрозу для себя — всем стало понятно что объявление Цезаря Императором и узурпация им власти над Римом — неотвратимая реальность. Клеопатра была вынуждена вернуться в Египет — в Ливии вспыхнул мятеж. Они расстались с Цезарем — как оказалось, навсегда. 15 марта 44 года до н. э. Цезарь был убит заговорщиками, всё-таки успев стать Императором Рима. Позднее, почти все «тираноубийцы» и «республиканцы» перебили друг друга в борьбе за тот самый императорский трон, из-за претензий на который и был убит Гай Юлий Цезарь.

Но в сознании народа и армии Цезарь остался легитимным и признанным Сенатом Императором, и римляне видели сына Клеопатры — Цезариона (Рамсеса ХIII) — наследником трона.

Клеопатра могла, в принципе, воспользовавшись расколом Рима на несколько воюющих друг с другом группировок, установить силой правление своего сына (а значит и своё) в Риме. Но дорогу к трону Цезариону, в этом случае, должны были расчищать египетские войска. И, прибывший в Рим на боевых колесницах по трупам римских солдат, Цезарион, был бы воспринят народом Рима не как сын Великого Цезаря Цезарион, а как Фараон Египта, захватчик, марионетка властной Клеопатры Рамсес ХIII. И его бы ждала та же судьба, что и его отца.

Клеопатре был нужен союзник — римский аристократ, обладающий своей армией, пусть и немногочисленной (у Клеопатры была своя), но достаточной для торжественного воцарения Цезариона, как легитимного наследника трона Рима. И она выбрала крупного и талантливого полководца — Антония.

Многие авторы идеализируют отношения Клеопатры и Цезаря. Между ними было, практически, только политическое соглашение, скреплённое браком, вначале о возведении Клеопатры на престол Египта, затем о слиянии двух «сверхдержав» в единую Сверхимперию.

А вот в Антония Клеопатра была влюблена. И нельзя сказать, что Антоний отвечал ей взаимностью. Ему нужна была поддержка армии Египта, чтобы победить Августа, так же, как он победил Брута. Но с Августом, в отличие от Брута, в одиночку Антоний справиться не мог. Однако военной помощью планы Антония отнюдь не ограничивались. Ему был нужен трон Египта. Для этого он предложил Клеопатре выйти за него замуж. Клеопатра, естественно, согласилась. И, хотя брак состоялся по законом Египта, египетскую религию, в отличие от Цезаря, Антоний не принял. Это вызвало большое недовольство среди египетской аристократии и жречества. Это была первая из роковых ошибок Клеопатры. Вторая заключалась в том, что она всё ещё грезила о троне Рима. Верховные Жрецы, номархи и военачальники Египта, видели в её амбициях большую опасность для Египта, так как «в стране, где убивают своих Императоров, чужой не продержится». И тогда Клеопатра пошла на обман, согласившись с мнением египетской аристократии, что «нужно обрушиться на раздираемый междоусобицами Рим, нужно мобилизовать армии Сирии и Палестины против Рима, так как потом, Египту не составит труда разбить эти потрёпанные в войне с Римом армии, и посадить в Сирии и Палестине номархов-наместников вместо римских прокураторов». Но чтобы не дать повода Риму объединиться против общего врага — формально возглавить поход на Рим должен римский аристократ и знаменитый полководец Антоний со своими легионами. Рим будет ослаблен, римские провинции на Ближнем Востоке отойдут Египту, а римская армия больше никогда не будет представлять для Египта угрозы. План Клеопатры был признан мудрым, Высший Совет Египта не заметил амбиций Клеопатры занять трон Рима.

Клеопатра просчиталась только в одном — о её браке с Антонием узнали в Риме, что всё-таки объединило враждующие группировки вокруг Августа. Рим официально объявил Египту войну. Однако, сирийскую армию мобилизовать удалось и египетские войска, объединённые с армией Антония и сирийской армией, в Сирии нанесли сокрушительное поражение армии Рима. Тогда Август решил скорейшим путём — значит морем, перебросить большое подкрепление. Но для этого необходимо было победить египетский флот, что большинство приближённых Августа считали полным безумием.

Однако Август поверил предсказанию астролога.

Флот Августа имел безусловное численное превосходство — 80 кораблей против тридцати. Но несмотря на это, флотоводцы Рима считали бой в открытом море без поддержки морских крепостей против египетского флота — абсолютно обречённым делом, ввиду подавляющего качественного превосходства египетского флота. В знаменитой морской битве при Акции сошлись 80 римских однорядных галер против трёх ударных пентарем, трёх ударных трирем Египта, четырёх сирийских трирем персидского образца и двадцати римских галер Антония. Флотоводцы знали, о чём говорили. Выражаясь современным военным языком, 80 эсминцев противостояли трём линкорам, трём тяжёлым, четырём лёгким крейсерам и двадцати эсминцам.

Египетские боевые корабли представляли из себя плавучие крепости — собственно, такую роль они и выполняли — эскортировали десантные корабли, атакуя пиратские крепости с моря, эскортировали торговый флот Египта — они абсолютно не были предназначены для абордажа — только для уничтожения вражеских судов и приморских крепостей палубной артиллерией и таранами. Борта выше ватерлинии, башни, на которых размещались катапульты и баллисты были «бронированы» просоленными в морской воде брёвнами — помимо того, что их не пробивали камни, просоленные брёвна не загорались от попаданий сосудов со смолой, нефтью или маслом. По ватерлинии, почти до самого днища, эти «плавучие крепости» были защищены просмолёнными брёвнами — таранный удар в борт такого судна был невозможен. Сирийские триремы не были столь защищены, однако превосходили египетские в скорости, маневренности, а по мощности таранного удара и количеству палубной артиллерии не уступали египетским, к тому же, были более приспособлены для абордажа. И когда, вслед за флагманской египетской пентаремой (которой командовал сам Антоний) двинулись ещё два осадных египетских корабля, три тяжёлых египетских и четыре тяжёлых сирийских, римские галеры стали буквально разбегаться, ломая боевые порядки, подставляя свои борта под артиллерию и тараны египетских «линкоров», а так же — освобождая путь к римскому флагману — галере, на которой, как предполагал Антоний, находился Август. Паника римских капитанов была полнейшей — одна галера, отворачивая, нанесла удар тараном в борт другой, причём, от сильного и непрямого удара на первой галере разлилась горящая смола. Ещё до первого залпа с египетских судов одна римская галера пошла ко дну, а другая полыхала, как факел. Панику удалось унять только когда капитаны поняли, что если они не будут сопротивляться, то просто будут раздавлены египетским флотом. Но вероятно не до конца — все катапульты и баллисты галер Августа выстрелили по египетскому флоту, со слишком большого расстояния — попали только пять из 120 снарядов — три во флагман, и два, в следующую за ним пентарему. Однако камни отскочили от кораблей, как горох, а сосуд, с нефтью, попавший в одну из башен флагмана, так же, не причинил вреда — нефть прогорела, а просоленные брёвна так и не воспламенились. Зато, из нескольких снарядов, «сорвавшихся» с катапульт, один (зажигательный) попал в римскую галеру, и она загорелась. Флот Августа потерял три корабля, практически, до начала битвы. А ранние и почти неприцельные выстрелы, дали возможность подойти флоту Клеопатры (так как перезарядка катапульты — дело достаточно долгое) на расстояние таранного удара. Из бойниц египетских кораблей, прицельный огонь открыли лучники, больше половины стрел были обмотаны подожжённой, пропитанной смолой паклей. Плотный огонь не дал римлянам возможности перезарядить палубную артиллерию, при том — стрела одного из египетских лучников пробила керамическую амфору с нефтью, ещё одна римская галера превратилась в факел. Египетские и сирийские тяжёлые корабли перестроились клином для эффективного таранного удара, а так же — использования артиллерии. Галеры Антония следовали за ними. Капитаны Августа, увидев приближение несокрушимых громад, стали отворачивать — и подставили борта под египетские тараны. «Линкоры» и «крейсера», буквально перерезали или даже раздавливали римские галеры. — 11 сразу пошли ко дну. Тогда грянул прицельный залп объединённого флота — 4 галеры затонули — тяжёлые камни пробили и палубу и днище, 8 галер вспыхнуло. Раздавив одну галеру, египетская пентарема приблизилась борт к борту к римской галере. Как такового, абордажа не было — лучники перебили команду, двадцать воинов спрыгнули на палубу вражеского судна, и, через несколько минут, над галерой развивался флаг с изображением Гора. Отчаянный римский капитан попытался протаранить египетский флагман, и. просто размолотил носовую часть своей галеры, вскоре затонувшей, о подводную бревенчатую «броню». Выдвинулись тяжёлые сирийские суда, расколов ещё пять галер. Огненные стрелы египетских лучников подожгли четыре галеры. Флот Августа был практически ополовинен, при том, что флот Клеопатры потерял только одну сирийскую трирему от таранного удара и одну римскую галеру от попадания зажигательного снаряда. Внезапна ещё одна, уже египетская трирема села на мель, однако, её артиллерия продолжала топить римские корабли, и, при этом, весь огонь флота Августа был сосредоточен на ней, как на неподвижной цели, что дало возможность египтянам атаковать стремительно и безнаказанно. Снова началась паника. Римские галеры стали расходиться, то и дело попадая под зажигательные или каменные снаряды флота Египта, а, главное, они освободили путь к флагману Августа, у которого, к тому же, были снесёны рулевые вёсла, от попадания камня, а от египетских стрел начался пожар. Антоний направил флагманскую пентарему на беззащитный флагман Августа. Антоний не был знаком с абордажной тактикой египетских судов, к тому же, им двигало неугасимое желание лично убить или пленить Августа. Но капитан осадного флагмана подчинился приказу Антония, ибо его поставила командовать флагманом лично Клеопатра. И абордажные крючья и канаты сцепили плавучую крепость с поверженной римской галерой. Под стрелами египетских лучников, римские солдаты падали замертво. Однако, Антоний приказал не стрелять, когда увидел императорскую маску среди отчаянно отбивающейся охраны.

Со своей охраной он ринулся на них, а, когда защитники были перебиты, приставил острие меча к горлу человека в маске и сорвал её. Это был не Август, а, всего лишь, один из приближённых к Августу сенаторов, который успел сказать: «Август вернётся с новой армией!», до того, как Антоний вонзил меч ему в висок.

И тут произошла катастрофа — на римской галере опрокинулись сосуды с нефтью. Антоний едва успел со своими людьми взобраться на пентарему, Египтяне начали срочно рубить мечами абордажные тросы, однако, у команд египетских пентарем почти не было мечей — только луки и копья, да и многие абордажные крючья, были не на тросах, а на цепях. Борт пентаремы стал воспламеняться. Когда отцепили крючья, было уже поздно. К тому же, при отходе сломалось много вёсел пентаремы, некоторые заклинило между вёслами римской галеры, которую никак не могли отцепить от судна. Всё довершило падение мачты горящей галеры на башню с катапультой. Метательный сосуд с нефтью, сбитый с катапульты, упал прямо на горящий борт древнеегипетской «плавучей крепости». Антоний погубил флагман египетского флота. Внезапно взорвался целый сосуд с нефтью на второй палубе пентаремы, пламя изнутри полностью охватило гигантский корабль. Астролог Антония был прав.

Клеопатра наблюдала за ходом сражения с берега, вместе с египетскими военачальниками, составившими его детальный план. Увидев, что флагман сгорел, Клеопатра решила, что Антоний погиб. Она удалилась на свой корабль, подняла на мачте зелёное знамя и приказала зажечь на берегу зелёный факел (вероятно — селитру с оксидом меди), что означало приказ отходить египетскому флоту. Тридцать пять разбегающихся римских галер осталось только добить — у Египта остались пять (два египетских и три сирийских тяжёлых корабля), а так же — два сверхтяжёлых осадных судна, в сочетании с пятнадцатью галерами Антония. У римского флота не было никаких шансов. Но Клеопатра просигналила отход. Это был не поступок циничного политика, а поступок любящей женщины, на который она не имела права, крик отчаяния, так как она считала, что её любимый погиб — ей уже не нужна была победа.

Однако Антоний выжил, сняв доспехи и спрыгнув с пентаремы. Его, как и многих членов команды и лучников, подобрала захваченная египтянами римская галера.

Увидев отход египетских плавучих крепостей, продолжавших метать в римские галеры куски гранита и зажигательные сосуды, за ними стали отходить и сирийские триремы. Причём, многие капитаны посчитали отход естественным, так как битва была, практически, выиграна, а оставшиеся тяжёлые египетские корабли просто раздавят десантный флот Августа.

Антоний же, увидев отход, вовсе забыл о битве, протрубил пяти своим кораблям идти за ним, а остальным десяти прикрыть отход.

В неравной битве, 10 галер, прикрывавшие отход, конечно же, погибли, но сумели не только задержать противника (впрочем, ни один капитан галер Августа в здравом уме, даже и не подумал бы преследовать Антония, в полумиле от которого были тяжёлые египетские и сирийские корабли, которые, со всеми вытекающими последствиями, могли повернуть обратно) но и уничтожить 12 галер Августа. От римского флота из восьмидесяти кораблей, осталось лишь 21 (причём все — изрядно повреждённые) галеры. Египетский флот потерял два корабля из шести, сирийский — один из четырёх. Только Антоний потерял 15 из двадцати своих галер, хотя и захватил две у противника. Вопреки распространённому мнению, флот Клеопатры одержал почти разгромную победу, а римский флот, которому приписывается победа при Акции — потерпел сокрушительное поражение. Но победа флота уже не имела никакого значения — среди египетской светской и жреческой знати потерпел сокрушительное поражение авторитет Клеопатры.

Египетская знать не простила Клеопатре того, что она не добила римский флот. В планах флотоводцев Египта было внезапно напасть и полностью уничтожить не только боевой, но и десантный, а за ним и торговый флот Рима, и римские приморские форпосты в ближневосточных провинциях. В том, что уникальный шанс упущен, полностью обвинили Клеопатру. Капитан погибшего египетского флагмана (кстати, абсолютно справедливо) обвинил Антония в том, что его необдуманные и полностью бездарные действия, погубили флагман египетского флота, который уничтожил 12 галер и мог уничтожить ещё столько же. Однако, несмотря на правоту египетского капитана, обвинения в адрес Антония трудно назвать справедливыми. Ему была привычна греко-римская абордажно-таранная тактика, при том, что он был абсолютно не знаком с особенностями морской тактики египтян. В частности, Антония охватила паника и поразило хладнокровие египетского капитана, когда тот подставил свой борт буквально под таран римской галеры, а лучники не стреляли по её команде. Он и не предполагал того, что знал каждый египетский матрос — галера разобьётся о защищённые борта, как о подводные скалы. Виновата была Клеопатра, поставив человека, абсолютно незнакомого с тактикой применения египетского флота, командовать флагманом.

Однако гибель одного осадного корабля из трёх не была катастрофой, не была она и решающим фактором. Египетская Аристократия и жречество увидели, насколько велико влияние Антония на Правительницу Египта. И это при том, что Антоний — личность значительно более мелкая и корыстная, чем Юлий Цезарь. Что ему не нужна Сверхимперия, что при нём Египет будет зависимым придатком Рима, что, родись у Антония сын — их будущего Фараона, сына Цезаря, Рамсеса ХIII, ждёт судьба Птолемея ХIV — «умереть от неизвестной болезни» — попросту говоря, быть отравленным приспешниками Антония, который будет готовить трон Рима (а слухи об этом ходили уже давно) и трон Египта для своего сына. А беззаветно влюблённая Клеопатра, закроет на это глаза. Всё это было сказано Правительнице в лицо, было сказано даже то, что «Мы думали, что сражаемся за Египет, а сражались за Антония. Больше этого не будет». Египетская традиция не позволяла низложить Фараона или Правительницу, посему, расправу с Клеопатрой доверили Августу. Клеопатра предприняла последнюю попытку сохранить власть — она сказала, что больше не признаёт Антония своим мужем, и приказывает ему и его войску покинуть Египет. Как женщине это решение — послать на смерть того, кого она любила, — далось ей нелегко. Но цена была слишком высока. Однако и это не спасло её — когда войска Октавиана прошли через Сирию и Палестину, где им, с большими потерями пришлось подавлять восстания, после чего состоялась кровопролитная битва с войском Антония, который, естественно, потерпел поражение, после чего, покончил с собой однако, от армии Августа Октавиана осталось лишь подобие, Клеопатра сделала последнюю, роковую ошибку.

Войска Египта были готовы втоптать армию Августа в землю, но Клеопатра решила, что после всех её, по сути, преступлений перед Египтом, начиная с захвата власти, в третий раз знать ей не поверит. И ошиблась: не обратившись к знати и армии, она выехала навстречу Августу, фактически, «торговать Египтом», его армией, его богатствами, как было с Цезарем. Когда египетская аристократия, собиравшаяся воевать за свою Правительницу, узнала об этом, практически официально её объявили изменницей, а к Августу послали гонца, с официальным письмом Верховных жрецов и номархов Египта о том, что власть над Египтом уже не принадлежит Клеопатре.

Между тем, после низложения Клеопатры, снова возникли династические споры о троне Египта. В течение трёх дней Август создавал иллюзию переговоров с Клеопатрой, при этом послав письмо, что поддержит на троне Египта Птамера-Птолемея, ближайшего родственника свергнутого Клеопатрой Птолемея ХIII, с условием, что царь не будет именовать себя Фараоном, присягнёт Риму, а Цезариона лишат прав наследования короны как Египта, так и Рима, пока не получил ответ — согласие.

После этого, Август объявил её своей пленницей, и практически торжественно, без единого вооружённого столкновения, вступил в Александрию. Он собирался въехать в Рим как триумфатор, а Клеопатру провести в цепях за своей парадной колесницей. Легенда про змею вряд ли достоверна, так как Клеопатра содержалась под охраной в собственной резиденции, где, наверняка, было множество тайников, содержащих и яды и оружие.

Нельзя сказать, что Клеопатру предала египетская аристократия, египетская армия. Номархи и жрецы были правы — при Антонии, так же, как при Августе, Египет стал бы придатком Рима. И на эту судьбу когда-то самое могущественное государство мира обрекла сама Клеопатра, как обрекла на смерть своего сына — сына Юлия Цезаря.

В полной мере Египет так и не стал римской провинцией. Хлеб в Египте покупали, а не брали в качестве дани, египетскую армию использовал только Веспасиан, для подавления восстания в Иудее, и то, потому что у Египта на Ближнем Востоке были свои интересы. Тиберий откровенно боялся использовать в своих военных авантюрах против галлов египетскую армию, Клавдий пытался заручиться помощью армии Египта против Британии, но получил жёсткий отказ. Со дня падения Египта для всего античного мира начался обратный отсчёт — ему оставалось менее пяти столетий.

Первые фараоны

Первым фараоном-человеком (до этого, по преданию, Египтом правили боги) считается некто Менес.

Менес (имя «Менес» употребляется древнеегипетским историком Манефоном, другими формами его имени являются Мина (по Геродоту) и Менни), согласно древнеегипетской традиции и античным авторам, — первый земной правитель Древнего Египта, основатель I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. На современных ему памятниках это имя не засвидетельствовано, впервые упоминается в эпоху XVIII династии. Миф о Менесе вошел в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нем есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписываются основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний). Согласно Манефону, Менес правил 62 года и был убит во время охоты на гиппопотамов.

Мен - в переводе с древнеегипетского значит - прочный, крепкий, вечностоящий. Имя Мена встречается у всех греческих и римских собирателей древних преданий. Одно предание, начертанное на каменной стеле в храме Амона в Фивах по приказанию Тефнахта, отца Бокхориса (ХХIV династия), проклинало Менеса за то, что он изменил жизнь египтян в худшую сторону, окружил себя роскошью и блеском. По другому преданию Менес установил порядок богопочитания и храмовых обрядов. Отвел Нил из старого русла в новое, старое русло было засыпано навечно, на этом месте и был построен Мемфис. А образовавшаяся в результате строительных работ плотина до сих пор защищает местность от наводнений.

Столицей Менеса сначала был город Тинис (Тин) в Верхнем Египте (рядом с Абидосом). Около 3100 г. до н. э. завоевал Нижний Египет и на границе двух царств основал новую столицу – Меннефер - “постоянна красота“. Греки переименовали город в Мемфис. Также назывался - Анх-Тауи - Жизнь обеих земель; Хут-ка-Птах - дворец двойника Птаха; - Нехет - Сикимора.

Женой Менеса считается Хетепнейт (другие источники называют ее Нейтхотеп), которая предположительно была царевной из Нижнего Египта. Ввел титул “царь Верхнего и Нижнего Египта“.

Согласно еще одной легенде, чтобы держать в подчинении север, Менес построил знаменитую Белую стену Мемфиса. К югу от стены было сооружено святилище Птаха-вне-стен (Птаха-к-югу-от-стены-его). В день его открытия Менес впервые совершил символические обряды соединения папируса (символ севера) и лотоса (символ юга). Он увенчал себя белой и красной коронами и в торжественной процессии обошел Белую стену. До конца египетской цивилизации Птолемеи и цезари повторяли при своем короновании эти церемонии.

Есть версия, что под именем Менеса Манефон имел в виду Нармера. Нармер (Хор-Сом) — фараон Древнего Египта, правивший в ХХХII веке до н. э. Некоторые исследователи считают его основателем Первой династии в Египте, опираясь на найденную в Иераконполе в 1898 знаменитую «Палетку Нармера». На этом артефакте изображен царь Верхнего Египта Нармер, покоряющий Нижний Египет и одевающий его красную корону, таким образом объединив Египет.

Поскольку традиционно основателем Древнего Египта считается Менес, то были выдвинуты 5 теорий, объясняющие происхождение палетки и личность Нармера:

1. Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну.

2. Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын.

3. Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе.

4. Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.

5. Сам Нармер только подавил нижнеегипетское восстание, а подлинным объединителем Египта являлся Царь Скорпион.

В настоящее время Менеса чаще отождествляют с царем I династии Хором Бойцом (Хор Аха) (прибл. 3007—2975 до н. э. ). Как полагают на основании археологических данных, на правление этого царя приходится начало древнеегипетского летописания. Он, вероятнее всего, действительно был основателем Мемфиса, но приписывать ему объединение Верхнего и Нижнего Египта не совсем правомерно, поскольку на самом деле этот процесс завершился лишь в правление фараона II династии Хасехемуи.

Царь Скорпион (Хор Серкет) — додинастический правитель Верхнего Египта. Имя «Серкет» связано с именем богини Серкет, изображавшейся в образе скорпиона. Единственное свидетельство о его существовании, найденное в Нехене, позволяет предположить, что он был непосредственным или косвенным предшественником Нармера из 0 династии. Возможно, он был локальным правителем Нехена, однако, более вероятно, что он состоял в родстве с Тинитскими правителями или сам правил в Тинисе. Некоторые исследователи приписывают царю Скорпиону первую попытку объединить Египет; другие считают его тем же лицом, что и Нармер.

Исследователь Ф. Дершен отверг существование Менеса в качестве некогда правившего царя Египта. По мнению ученого, имя Менес, происходящее от слова mn, которое означало не идентифицированное личное имя, использовалось для обозначения любого царя, от чьего имени проводились религиозные церемонии. В этом качестве mn, может быть переведено как «некто», «имярек». Согласно гипотезе Ж. Веркуттера, в царских анналах XVIII династии царь Мени может означать бога-покровителя этого царского дома Амона, который согласно царской идеологи того времени мог считаться первым фараоном Египта.

Наконец, в последнее время Д. Алленом была высказана гипотеза, согласно которой имя Менес происходит от названия столицы Египта Мемфиса. Называя первого правителя Египта, египтяне Нового царства, возможно, желали увязать воедино два важнейших события в начальной истории страны — объединение Дельты с Долиной и основание столицы Мемфиса.

Тайна египетских иероглифов

В августе 1799 г. французские саперы копали траншеи в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии. Генерал Бонапарт (с 1804 г. - император Франции Наполеон I), вторгшийся в страну, готовился к решительной борьбе за Египет с другими захватчиками - турецкими и английскими, и его войска с лихорадочной быстротой укрепляли опорные пункты на побережье.

Неожиданно лопата одного из саперов звякнула о камень. Это была массивная плита из черного базальта, покрытая таинственными четко высеченными письменами. Командир отряда велел очистить ее от пыли и грязи и доставить в штаб.

Французские ученые, сопровождавшие Бонапарта, быстро установили, что письмена на плите были трех видов. 54 нижние строки были написаны по гречески, их легко прочитали и перевели. Они содержали постановление египетских жрецов от 196 г. до н. э. , прославляющее царя Птолемея V Эпифана, правившего в 203 -181 гг. до н. э. Этот царь, по происхождению чужеземец, македонянин, был расчетливым политиком и умел ладить с влиятельным жречеством. За это жрецы в своем постановлении провозглашали его "добрым богом".

Над этим текстом были изображены какие-то причудливые значки: дужки, черточки, крючочки. Эта часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим (от греческого слова "демотикос" - народный) шрифтом. Еще выше изящным узором шли бесчисленные рисунки - человечки, птицы, змейки, тростинки, корзиночки и т. д. (это было древнейшее рисуночное письмо египтян - иероглифы), а текст написан на древнеегипетском языке, давным-давно забытом. Ученым было ясно, что все три надписи содержат один и тот же текст постановления. Но ни один ученый в лагере Бонапарта не сумел прочитать древнеегипетские знаки. Ведь уже 15 веков прошло с тех пор, как умерли последние мудрецы, читавшие и понимавшие эти загадочные письмена, и унесли свою тайну в могилу, как многие думали тогда, навеки.

Розеттский камень. Прошло несколько лет. Военная экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет окончилась крахом. Розеттский камень в качестве трофея англичан попал в Лондон и был помещен в Британский музей, но копия с него после заключения мира 1802 г. была доставлена в Париж. Там ее впоследствии стал изучать юный французский исследователь Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Это был очень одаренный человек. Уже с детства он заинтересовался историей далеких стран, особенно Египта. Позже он изучил свыше десятка древних и новых языков в том числе коптский, создавшийся на основе древнеегипетского (на коптском говорили в Египте в средние века).

Шампольон решил во что бы то ни стало разгадать иероглифическую надпись на Розеттском камне. Казалось, что это не так уж трудно. Ведь рядом был греческий перевод. Но на деле загадка оказалась значительно сложнее. Многие ученые из разных стран пытались ее разрешить, но неудачно. Сам Шампольон далеко не сразу нашел правильный путь.

Прежде всего нужно было определить, что означает каждый рисунок - букву или целое слово. В 14 строчках иероглифического текста, из которых полностью уцелели лишь три, а остальные оказались сильно попорченными, повторялось в разных комбинациях 166 различных знаков! Столько букв у египтян быть не могло! Ни в одном языке не наберется так много звуков.

Тогда, может быть, каждый знак передавал целое слово, состоящее из нескольких букв, как, например, у нас знак № означает слово "номер"? Такие смысловые знаки называются идеограммами. Но в 14 строчках, судя по параллельному греческому переводу, слов должно быть не более 500, а Шампольон насчитал 1419 иероглифов: каждый из 166 знаков повторялся по нескольку раз. Чем же объяснить эти противоречия?

После долгих мучительных колебаний исследователь пришел к оригинальной догадке, блестяще подтвердившейся впоследствии. Он предположил, что древние египтяне употребляли смысловые знаки (идеограммы) вперемежку с буквами, прибегали иной раз даже к повторениям, считая, что они не повредят. Как и мы иной раз, написав слово "восемь" одним знаком 8, на всякий случай повторяем в скобках (восемь).

Но как же разгадать значение отдельных знаков? Какие из них слова, а какие - буквы? И какой именно звук означает та или иная буква?

Имя царя Птолемея на Розеттском камне дважды: иероглифами (в картуше) и демотикой (курсивом)

Буквы надо было искать, прежде всего, в собственных именах, звучание которых было уже известно. К счастью, имя Птолемея из уважения к царю было заключено в овальную рамку, обведено так называемым картушом. Ясно, что первый знак в овале означал "п", второй - "т" и т. д. Но тут возникло новое препятствие. У греков имя Птолемея состояло из 10 букв - Птолемаиос, а египтяне писали его лишь 7 буквами (мы же произносим "Птоломей").

Шампольон вспомнил, что в еврейском и арабском языках гласных букв не было. Может быть, их не было и у египтян? Однако тогда внутри картуша должно быть не 7, а только 5 знаков. Опять концы не сходятся с концами. Наконец Шампольон догадался, что, в виде редкого исключения, когда приходилось писать иностранные имена, египтяне обозначали и некоторые гласные звуки близкими к ним полусогласными. Отсюда и появились два лишних знака.

Разобрав в точности имя царя, Шампольон стал анализировать другие слова. Оказалось, что слово "письмена", так же как слова "господин", "бог" и некоторые другие, написано одним символическим знаком, изображавшим письменный прибор, т. е. фактически было нарисовано. Зато слово "памятник" было написано пятью знаками, из которых последний был иллюстрацией (изображение полукруглой каменной плиты).

Так, постепенно, слово за словом, с огромным трудом Франсуа Шампольон начал читать древние египетские надписи.

14 сентября 1822 г. Шампольон впервые убедился, что может читать и переводить любой древнеегипетский иероглифический текст. Взволнованный, он вбежал в кабинет своего брата - профессора Жака Жозефа Шампольона - и бросил ему на стол несколько исписанных листков с криком: "В твоих руках открытие!" - после чего он потерял сознание от переутомления.

27 сентября того же года он уже делал доклад о своем открытии в Парижской академии. В дальнейшем Франсуа Шампольон прочитал и объяснил еще ряд древнеегипетских текстов: летописей, песен, заклинаний и пр. Шампольон положил начало новой науке - египтологии. В 1828 г. осуществилась его заветная мечта: он побывал в Египте и снял копии с надписей на стенах храмов и гробниц, на статуях и обелисках. Но страшное умственное напряжение подорвало его здоровье. В самый разгар своей исследовательской работы, всего 42 лет от роду, Франсуа Шампольон умер от нервного истощения. Дело его продолжали ученые ряда стран, в том числе и египтологи нашей родины. Среди них такие выдающиеся ученые, как академик Б. А. Тураев, академик В. В. Струве и др.

Кроме надписей на каменных плитах (вроде известной нам Розеттской), были найдены листы папируса. На такие листки египетские писцы наносили знаки расщепленной тростинкой, обмакивая ее в черные и красные чернила. Выдающийся русский египтолог В. С. Голенищев привез из Египта в Москву несколько очень ценных папирусов с интересными надписями. На одном из них египетский учитель математики, живший почти 4 тысячелетия назад, записал арифметические задачи и геометрические теоремы. На другом можно прочитать отчет о путешествии египтянина Унуамона в Финикию, совершенном 3 тысячи лет назад. Много других папирусов хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

Обучение в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древнем Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа, воспитание и обучение в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание в Древнем Египте. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало "связать в единый узел" (вот почему слова "знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (март). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения в Древнем Египте: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы обучения соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеонольского царя" (ХШ в. до н. э. ) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье. Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э. , свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности. Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

Нравственное воспитание и обучение в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке, "Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".

Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха в обучении, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э. ) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвину- том этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", — читаем мы в древнеегипетских папирусах. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э. ) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Прочитаем текст: “Я творил истину ради ее владыки, я удовлетворял его тем, что он желает: я говорил истину, я поступал правильно, я говорил хорошее и повторял хорошее. Я рассуждал сестру и двух братьев, дабы примирить их. Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего. Я сделал лодку не имеющему своей лодки. Я уважал отца моего, я был нежен к матери. Я воспитал детей их”. Подобные высказывания свидетельствует о наличии сильной гуманистической струи, пронизывающей всю египетскую литературу и образование в целом и, в частности, общественную мысль времен Древнего царства.

Для обучения использовалась и дидактическая литература. В знаменитом “Поучении Птахотепа”, дошедшем до нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнего царства, Птахотеп говорит сыну: “Если ты начальник, отдающий распоряжение многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное”. Опытный старый вазир этими словами предостерегает своего сына от жестокости и нарушения законов. Уже в эпоху Древнего царства египтяне ценили красноречие, ораторское искусство, которому специально обучали детей с младшего возраста. Тот же Птахотеп поучает: “Если ты приближенный царя, заседающий в совете господина владыки своего, будь осмотрительным и молчи — это полезнее, чем. [?]. Говори [лишь] после того, как ты осознал, [что] ты понимаешь [суть дела]. Это умелец — говорящий в совете. Труднее [умная] речь, чем любая работа. ”

Нам очень понравилось отдыхать в Египте. Хотелось бы вернуться туда опять, ведь осталось много интересного, что ещё можно узнать об этой загадочной стране.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)