Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Географическое положение села Онуфриево

Село Онуфриево Истринского района , Московской области. Оно расположено в 25 км на юго-запад от города Истра , Истринского района, ранее Воскресенского уезда и располагается на границе 3-х районов или ранее уездов: Одинцовского (Звенигородского) , Рузского, Истринского (Воскресенского). Село занимало выгодное географическое положение и относилось к разряду торговых, где проводились ярмарки, базары , где торговали скотом, пресноводной рыбой.

Село находится в пятистах метрах к юго-востоку от берега Тростенского озера и отделено от него торфяным болотом. Само озеро целиком принадлежит Рузскому району , но история села тесно связана с ним. Озеро - ледникового происхождения. Ледник вырыл огромное озеро, которое уходило в Звенигородский уезд и соединялось с большим по площади озером Глубоким в районе с. Андреевское. Со столетиями и тысячелетиями промелькнувшими с тех пор, как одно мгновение, озеро зарастало, заиливалось, и в нынешних размерах его зеркало составляет 552 га ,а глубина в среднем не более 3 метров. Из озера вытекает река Озерна , приток Рузы. Ледник, двигаясь , создал 7 больших холмов, или марен, на трех из них располагается село.

С северо - запада деревню обтекает река Негуча - приток Малой Истры. Мягкий изгиб реки отделяет территорию села от окружающего его большого лесного массива.

В наше время вся местность является особой территорией и относится к разряду "Русская охота" и сейчас в лесах живут лоси, кабаны , не считая огромного количества мелких животных и птиц, особенно водоплавающих.

1- стр. 15 пункт 2

2- стр. 15 пункт 2 3

Часть 2 От истоков до Великой Отечественной войны 1941-45.

В старину на том месте , где сейчас находится Онуфриево , была обитель во имя преподобного Онуфрия Великого - православного святого 9 века - Онуфриев монастырь. Онуфриева пустынь на Тростенском озере впервые упоминается не позже 1504 года. В 1658 году она была приписана к Саввину Сторожевскому монастырю , а в начале 18 века упразднена и обращена в приходскую церковь.

В 1623 году под монастырем показана монастырская слободка - будущее село Онуфриево.

В 1649 г. на просьбу монахов Мгарского Преображенного монастыря о переселение в Московское государства был предложен, среди прочих <<Онофреев монастырь от Москвы 60 верст, стоит на озере, а в том монастыре церковь, и трапеза, и колокольня, и поварня, и хлебня, и покои каменные, и земли, и угодий немало, и рыбная ловля в том озере есть, да подмонастырская слободка 20 дворов>>.

В 17 веке существовала прямая дорога из Москвы в Онуфриев моностырь , проходившая через село Павловское - вотчину богатейшего боярина Бориса Ивановича Морозова. В это время монастырь был уже в упадке и существовал благодаря поддержке Морозова , который содержал обитель (держал <<по вере>> , так сказано в старых книгах).

1658 год по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Онуфриева пустынь с её вотчинами была приписана к Саввино - Сторожевскому монастырю. Подмонастырская слободка насчитывала дворы монастырский и скотный , 16 дворов крестьянских (70 человек ) и 15 дворов бобыльских ( 39 человек ).

1800 году село именуется Анофриево и входит Телепневскую экономическую волость Рузского уезда.

Год построения последнего онуфриевского храма , неизвестен. В конце 1812 года , после изгнания Наполеона из пределов России , благочинный докладывал начальству , что церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Онуфрия , каменного здания , <<стоит в твердости>>. Иконостас и все иконы уцелели.

Существует легенда, будто настоятель храма отец Иван Бородин обманул французов , указав им ложную дорогу в село Мансурово , где они попали в засаду , устроенную им полковником Алексеем Мансуровым. И от них священник принял мученическую смерть подобно Ивану Сусанину. На Онуфриевском кладбище было похоронено более 300 убитых французов. Храм же был взорван ,

1 - стр. 15 пункт 2 4 но в 1837 году его восстановили на народные деньги. Выше приведенные сведения 1812 года опровергают эту легенду.

Николай Андреевич Миронов, кандидат ветеринарных наук , собирал по крупицам около 30 лет различные исторические факты связанные с селом. Он склонен утверждать , что вышесказанное не легенда , а подтвержденная историческими документами - правда. Наверное ,каждому человеку хочется верить ,что то место ,где он живет имеет богатое историческое прошлое.

Село Онуфриево сложно переживало все события происходящие в России в период 1900 по 1941 год. Случались волнения в период становления Советской власти и в годы коллективизации. В 1926 году Онуфриевский сельсовет Никольской волости Воскресенского уезда включал в себя : Онуфриево, Карасино, Будьково. В селе находились : волисполком, волостная милиция , школа 1-ой ступени, изба-читальня , общество потребителей , сельскохозяйственное кредитное товарищество и мелиоративное товарищество, насчитывалось 102 хозяйства. Промыслы , учитывая большой размер села, развиты были слабо : в 3 хозяйствах работали сапожники , в одном портные. 236 мужчин и 284 женщины имели 996 десятин земли, 87 лошадей , 161 корову.

В 30-ые годы в селе был создан колхоз << Молодая гвардия>>

Село жило своей жизнью, были горести и радости. Народ работал пахал, сеял, собирал урожай. Но надежды и мечты жителей села были разрушены , в их жизнь ворвалась война.

1- стр. 15 пункт 2 5

Часть 3 Село в период Великая Отечественная войны

1941-1945годов.

Пролетело еще 114 лет и снова Великая Отечественная война, но уже с немецкими захватчиками. Известие, о начале войны, жители села Онуфриева , как и все люди страны встретили с тяжёлым сердцем. Из воспоминаний Мироновой Евдокии Ивановны : << По деревне весть пролетела очень быстро. Все бросили свои дела и побежали к сельсовету. Народу было много , все собрались и старые , и малые. Было страшно , а что будет с нами , с детьми ? Женщины постарше плакали , а мы молодые ещё были. У сельсовета провели собрание , а потом слушали по радио сообщение. Недели через две или три началась мобилизация и почти всех мужчин забрали на войну. Мы остались в селе бабы , старики и ребятишки.>> Положение под Москвой в конце ноября и начале декабря 1941 года было крайне тяжелым. Войска Западного фронта вели напряженные оборонительные бои на ближних подступах к столице. В Онуфриево немцы вступили в конце ноября 1941 года. Все местное население перебиралось в землянки ( сейчас это территория Онуфриевской средней школы). [ 1]

78-й стрелковой дивизии было приказано остановить наступление немецко-фашистских войск на своем участке фронта и прочно закрепиться главными силами на рубеже Онуфриево, Раково, Меры, прикрыв с юго-запада подступы к городу Истре. Слева оборонялась 144-я стрелковая дивизия 5-й армии. Полоса обороны этой дивизии достигала 12 километров. Оборона нашей дивизии строилась в два эшелона. В первом эшелоне на рубеже Слобода, Городище, Петряиха занимал оборону 258-й стрелковый полк, во втором эшелоне на участке Онуфриево, Раково, Меры - 40-й и 131-й стрелковые полки. Здесь размещались также общий и противотанковый резервы дивизии и были подготовлены основные позиции для артиллерии. [ 2 ]

На защиту Москвы направлялись все новые и новые силы. Сюда из Воронежа перебрасывали 18-ю отдельную мотострелковую бригаду. 17 декабря бригада приступила к преследованию противника с задачей выйти в район Сафониха , Углынь и перерезать пути отхода немецким частям со стороны Звенигорода. Передовой отряд в составе 7 танков и группы автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Леонова должен был выйти в село Онуфриево на пути отхода вражеских подразделений. Следуя по лесной дороге, отряд углубился в

1 - стр. 15 пункт 2

2 - стр. 15 пункт 1 6 оборону противника до 20 км. Достигнув Онуфриево, старший лейтенант Леонов расставил на восточной окраине села за домами танки и приказал их замаскировать. Он указал позиции отделениям. Через некоторое время наблюдатели доложили, что по дороге в сторону Онуфриево двигается большая группа фашистских солдат. Танкисты и автоматчики быстро приготовились к бою. Подпустив противника ближе, Леонов открыл по нему в упор уничтожающий огонь. Внезапный удар был ошеломляющим. Среди гитлеровцев поднялась паника. В короткое время группа противника была разгромлена. К вечеру того же дня к передовому отряду подошли остальные части. [ 1 ]

К 17 декабря кавалерийская группа Доватора вышла в район озера Тростенское, уничтожив по пути встреченные части противника и захватив трофеи: 50 орудий, 17 станковых пулеметов, 45 ручных пулеметов, 136 автоматов, большое количество винтовок и боеприпасов, 204 грузовых и 46 легковых машин, 30 мотоциклов и много другого имущества. Успешные действия группы облегчили продвижение правого фланга армии и выход его на линию Онуфриево, Загорье, Вишенки, Воронцово. [ 2 ]

В 1941 году когда немецкие войска приближались к селу Онуфриево , храм Успения Пресвятой Богородицы был взорван отступающими частями советской армии. Военные посчитали , что церковь может быть ориентиром для ведения огня. На месте храма образовался пруд , жители деревни до сей поры называют его церковным. Само село подверглось немецкой оккупации и разрушениям. Домов довоенной постройки почти не осталось. Совсем не пострадала конюшня на западной стороне села , именно в ней ютились , после освобождения деревни многие семьи. Но остальным ещё долго приходилось жить в землянках и варить похлёбку в немецких касках.

Жизнь в селе продолжалась , было трудно и голодно , в дома многих односельчан приходили похоронки. Но появилась надежда на мирное будущее и люди трудились, растили детей и верили.

В селе на Центральной улице установлен памятник в память об односельчанах , погибших в годы Великой Отечественной войны.

1 - стр. 15 пункт 3

2 - стр. 15 пункт 4 7

Часть 4 Послевоенное село.

В 1945-1946 году в село стали возвращаться воевавшие мужчины. Вернулся и герой Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы Николай Николаевич Белов (1924 -1993г). Он ушел на фронт в 17 лет, прошел всю войну, был ранен.

Село постепенно восстанавливалось и жизнь налаживалась. В начале 1950 - х годов село вошло в укрупненный колхоз имени 1 Мая , позже был создан ещё более крупный совхоз <<Онуфриевский>>. По сведениям на 1 января 1968 года , в Онуфриеве, центре сельсовета, проживал 251 человек.

Сейчас Онуфриево - небольшой современный поселок в котором проживает 993 постоянных жителя. На территории сельского округа расположены : АОЗТ <<Онуфриевский>> , средняя школа , Дом культуры , библиотека , торговый центр , детский сад , амбулатория , почта , АТС на 200 номеров, Озернинское охотохозяйство. Население работает в основном в АОЗТ <<Онуфриевский>> , Мансуровском карьероуправлении , обслуживает пансионаты и детские лагеря. [ 1 ]

И в наше время в деревне кипит жизнь. В доме культуры проводятся различные мероприятия: концерты, выступления местного хора, чествование юбиляров, семейные праздники. Ежегодно 25 июня, с размахом, отмечается <<День села>>. В Онуфриево построены и спортивные сооружения : есть спортивный зал(в здании Дома культуры ) , открытая баскетбольная площадка со специальным покрытием, футбольное поле и даже хоккейная площадка. У каждого дома есть детская площадка и обязательно разбиты клумбы. Благоустройством дворовых территорий занимаются не только работники администрации , но и местные жители. За самую оригинальную идею оформления , жители домов получают призы на празднике села. На этом же празднике всегда чествуют ветеранов и старейших жителей села.

1- стр. 15 пункт 2 8

ГЛАВА 2 История моей семьи.

В 1905 году 27 ноября в селе Онуфриево в семье Исаевых Аксиньи и Дмитрия родилась дочь, названная Федорой. Так на свет появилась моя прабабушка Исаева Федора Дмитриевна , она росла в бедной семье , дом в котором она родилась не сохранился. Отец , чтобы прокормить семью, отправился на заработки и вскоре пропал. Три дочери Анастасия ,Федора и Мария остались в селе с матерью. Они начали рано работать ,но несмотря на бедную жизнь мать дала возможность сестрам закончить начальную школу , которая находилась в селе. До революции семья Исаевых батрачила , потом вступили в артель ,а во времена коллективизации в колхоз ,как и многие жители села. Старшая сестра Федоры Дмитриевны, Анастасия, переехала в город Щелково Московской области, а младшая Мария всю жизнь прожила в Онуфриево.

Семья моего прадеда Панфилова Ивана Николаевича была в селе <<пришлой>>. Откуда пришел мой прапрадед Панфилов Николай Николаевич с семьей , мы не знаем. Семья была большой : отец (вдовец- жена Анна умерла до прихода семьи в село) , четыре дочери ( Мария , Александра , Анна , Матильда ) и сын Иван 1910 года рождения. Прапрадед был человеком серьёзным , малоразговорчивым. По национальности он был русский, но в селе, толи за характерную внешность, толи за крутой нрав , получил прозвище <<цыган>>. Прапрадед мой , как только подросли ребятишки , уехал в Москву на заработки , там женился второй раз. Жил он в районе Марьиной рощи , детей от второго брака не имел. Сестры прадеда до замужества жили в селе (сейчас улица Белова) ,но после разъехались. Анна ,Матильда и Александра с семьями жили в Москве , а Мария в деревне Юркино.

Мои прапрадед и прапрабабка работали в одном колхозе , и как вся молодежь в селе , по вечерам , собирались гулять и плясать на <<пятачке>> ( место сельских гуляний ). Вспоминает жительница села Белова Антонина Романовна : << Народу собиралось - тьма! Из соседних деревень приходили ребята. А зимой по домам ходили. Где нас пускали, там и гуляли. Песни , частушки , пляски>>.

Федора и Иван были знакомы с детских лет , а потом пришло решение создать семью. В 1934 году поженились , 1935 родился первый ребёнок в семье - сын Борис. К сожалению, ребенок был болезненным и в возрасте трех лет умер. В 1938 году родилась дочь Зинаида. Федора Дмитриевна в весенний - осенний период работала в поле, а зимой была на подхвате. Она вспоминала :<< Работа была разная : то землю <<разбивали>>, то сеяли, картошку и свеклу сажали. Потом придёт время прополки , а потом и сенокос начнётся. Косили не только

9 мужики ,но и мы помогали. И ребятишек с собой на работу в поле брали. Так и росли помаленьку. А зимой на ферме , да скотном дворе работы хватало>>. Иван Николаевич , выполнял разную работу , но любимым его занятием ( сейчас говорят - хобби ) была кладка печей. К тридцати годам он слыл неплохим печником ,его приглашали в другие деревни печи класть.

1941 год - он был радостный и очень тяжёлый для нашей семьи. Перед самой войной 15 июня 1941 года родился мой дед , Панфилов Анатолий Иванович. В начале сентября ,как и многие односельчане , мой прадед ушел на фронт. До весны 1942 года их часть стояла под Москвой. Федора Дмитриевна осталась с двумя детьми на руках. Она часто рассказывала моей маме ,как жили в войну: << Мы и опомниться не успели ,как немцы подошли к селу. Наши отступая взорвали церковь, так было жалко , ведь вся наша родня крестилась в ней , а Толеньку окрестить не успели. Потом немцы остановились в деревне, стали присматривать дома для проживания. Нас всех согнали на край села в землянки , их раньше выкопали. Там мы с ребятишками и жили. Ребят наших немцы почему-то не трогали , но заставляли расчищать дорогу от снега для своих лошадей и машин. Снега в тот год было много. Немцы были в деревне около месяца ,а потом наши солдаты выбили их. Бой был за селом. Мы сидели в землянке , а вокруг всё гудело и земля дрожала. Дети плакали и мы с ними рыдали от страха и молились. Скоро все стихло, никто из укрытия не выходил , наши солдаты нас нашли. Когда мы с бабами выбрались , то у нас слезы брызнули из глаз, деревня наша сгорела почти вся. Мы еще долго жили в землянке , варили картошку в немецкой каске , а вместо стола был ящик из под патронов>>.

Война катилась на запад , оставив в селе память : Церковный пруд, на месте взорванной церкви , сожжённые дома. На краю села уцелела конюшня , её немного утеплили , подправили. Туда в начале зимы 42-го года переместили женщин с маленькими детьми.

Жизнь понемногу налаживалась. Женщины с более старшими детьми работали и ждали вестей с фронта. Мой прадед писал мало и писем у нас не сохранилось. Он прошёл всю войну , но рассказывать о том , как воевал, не любил. Наверное , слишком тяжелыми были воспоминания.

Панфилов Иван Николаевич вернулся с фронта в сентябре 1946 года , больше года после окончания войны он занимался восстановлением разрушенных хлебопекарен на территории Подмосковья , клал свои любимые печи. После возвращения работал в колхозе : пахал , косил ,молотил лен. В 1952 году за отличную работу по уборке льна был премирован правлением колхоза.

Село восстанавливалось , первым зданием восстановленным после войны была школа. В 1947 году в семье Панфиловых появился третий ребёнок - дочь Татьяна , а в 1948 году мой дед стал учеником первого класса Онуфриевской средней школы. Первым учителем моего деда была Бокова Екатерина Ивановна. Дед не был прилежным учеником , с большим удовольствием он вместе со своим отцом ходил по деревням ( в свободное ,от работы в колхозе, время) и клал печи во вновь построенных домах. Строительство своего дома смогли начать только 1953 году. Строили сами ,а соседи и родственники помогали чем могли. Скоро справили новоселье. В этот дом мы приезжаем и сейчас. Благодаря стараниям моего деда , дом находится в хорошем состоянии и согревает нас теплом ,но уже газового отопления. Печка , выложенная дедом Иваном долгое время сохранялась как <<музейный экспонат>>. А в то время семья обзаводилась хозяйством: купили корову , а позже появились куры. У деда Ивана появилось ещё одно увлечение - пчеловодство. Он сам разводил пчел , ухаживал за ними круглый год , качал мед. Мед был настоящий и вкусный.

К концу 50-х годов село было восстановлено , единственная утраченная постройка - церковь ,не восстановлена до сих пор. Тогда деревня ожила. Люди стали жить лучше , ездили в гости в соседние села ,на престольные праздники ,вспоминая традиции существовавшие до войны. Вспоминает Белова Антонина Романовна : << А когда Масленица или престольный праздник, так приезжали со всех деревень родственники и знакомые ! Сначала праздновали в Онуфриево , а потом ехали по другим деревням. Было весело ! >>. В деревне опять появилось место для гуляний (<<пятачок>>) , где и зимой и летом собиралась не только молодежь Онуфриева , но и из других деревень ( Карасино , Сафонихи , Загорья).

По окончании седьмого класса, в шестнадцатилетнем возрасте , мой дед стал работать в колхозе трактористом , а в 1960 году ушёл служить в армию. По окончании службы 1963 году вернулся в родное село. Но проработал в колхозе не долго ,уехал жить и работать в город Дедовск. Не остались в селе и родные сестры. Зинаида переехала жить в город Фрязино , а младшая Татьяна поступила в ремесленное училище в городе Красногорск , потом переехала в город Калининград (сейчас Королев ) и до пенсионного возраста проработала на оборонном заводе.

Уже здесь в городе Дедовске познакомились и создали семью мои дедушка и бабушка: Панфилов Анатолий Иванович и Батова Нина Георгиевна. Родилась моя мама. Так появилось новое поколение нашей семьи.

В 1977 году не стало прадеда. А прабабушка жила одна , помогала растить внуков , содержала хозяйство (корова, поросёнок и пчелы) и радушно принимала всех родственников ,которые приезжали рыбачить , собирать грибы и просто отдохнуть от городской суеты. Она поддерживала отношения со всеми родственниками , благодаря ей мы до сих пор имеем возможность общаться с их детьми и внуками. Дом бабушки Федоры был уютным и гостеприимным , хотя пенсию она получала всего 55 рублей. Она прожила долгую и трудную жизнь ( её не стало 1994 году) , но была безмерно добрым и светлым человеком. Мама вспоминает: <<Каникулы у бабули - это самое замечательное и беззаботное время. Она нас с двоюродным братом баловала ,как могла. Очень вкусно готовила , блины и кисель это было её коронное блюдо.

Мы озорничали , а она улыбалась и приговаривала : <<Вот ведь чудаки>>.

Теперь и мы с братом приезжаем на каникулы и выходные в деревню Онуфриево. Так же озорничаем и с удовольствием уплетаем блины, которые готовит для нас наша бабушка. Любим по вечерам собираться в саду, под деревьями которые посадил прапрадед, и слушать рассказы родственников и соседей.

Мой дед, Панфилов Анатолий Иванович, более 40 лет проработал в Дедовской службе Красногорского треста газового хозяйства. А бабушка , Панфилова Нина Георгиевна, 36 лет трудилась в Профессионально техническом училище Дедовской прядильно- ткацкой фабрики в должности старшего мастера. Сейчас они на пенсии.

Эта глава написана со слов моего деда , бабушки , мамы и других родственников и односельчан.

Заключение.

Жизнь каждого человека ,это <<кирпичик>>, что ложится в <<стену>> истории страны и мира. Порой об истории своей семьи, своего рода мы не знаем ничего. Редко, кто из нынешней молодежи вспомнит, как звали прадеда или прабабку. Да что там! Нынешние дети и у родных-то бабушки с дедушкой, живущих рядом с ними, часто не знают полных имени и отчества. Как-то за суетой мы упускаем самое главное. А потом носители семейной истории уходят от нас, так и не успев поделиться самым интересным. И мы начинаем <<кусать локти>>, вспоминать, как пытались нам что-то рассказать взрослые , а мы бежали играть с друзьями. Как начинали вспоминать о чем-то за праздничным столом, а мы перебивали потому , что сиюминутное казалось важнее.

Мне повезло больше. Потому что, хоть и называет дедушка моих маму и бабушку <<барахольщицами>>, хоть и нет в наших маленьких квартирках места даже для самого необходимого в современной жизни, зато бережно хранятся все семейные архивы. Те фотографии, что вошли в эту работу, лишь малая толика того, что сохранилось.

Надеюсь, что эта работа станет полезна не только мне. Кто-то, может быть, посмотрит на историю своей семьи другими глазами. Кто-то остановится на мгновение и поймет, что в жизни есть что-то важнее бесконечного бега. А кто-то захочет узнать больше о своей семье. И это, наверное, будет самым главным. Ибо нет ничего страшнее <<Иванов>>, не помнящих родства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)