Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Биография поэта в лирике Некрасова

С именем Николая Алексеевича Некрасова связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии. С редкой силой и искренностью отразились в лирике Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50-70-х годов XIX века.

Поэзия Некрасова была «обнаженным нервом этой эпохи, нервом правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться к голосу страдающего народа. Умение Некрасова выйти в мир других, многих людей, стать поэтом народа и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики, « Что ни человек, то мучение, что ни жизнь, то трагедия», - вспоминает современник слова поэта.

Некрасов достигает органичного слияния с миром своего героя, когда уже нет образа-маски, а происходит слияние героя-персонажа с героем-автором. В лирике, которую называют выражением внутреннего мира, сошлись, сомкнулись и слились в единстве два мира: один в другом, один через другой.

Умение проникать в мир другого человека определяло и совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда ни имевшего места до Некрасова. Стихотворения поражают правдой самого факта, общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба.

«Я лиру посвятил народу своему»- эти известные некрасовские строки подтверждаются всей его жизнью.

Стремление Некрасова пробудить в сердцах простых людей чувство человеческого достоинства - самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявление рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом, как и те пороки и недостатки, которые обличал Некрасов в свое время. Это говорит о том, что поэзия Некрасова вне времени и значение ее огромно.

Проблема выражения личности автора в его произведениях всегда привлекала внимание писателей, критиков, педагогов.

Заслуга создания целостной теории художественного творчества как выражения личности писателя принадлежит В. Г. Белинскому: «Все произведения поэта, как бы ни были разнообразны и по содержанию и по форме, имеют общую всем им физиономию, запечатлены только им свойственною особенностью, ибо все они истекли из одной личности, из единого и нераздельного я. Таким образом, приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многоразличии и разнообразии его произведений, тайну его личности, т. е. те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному».

Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня.

Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет – «глаголом жечь сердца людей. Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье. Эта была героическая, воспевшая борьбу, страдания и надежды народа. Суровая правда, взволнованное, обжигающее дыхание поэзии Некрасова полностью дошли до нашей эпохи.

В данной работе использованы статьи некоторых исследователей, литературоведов, преподавателей литературы, а также высказано личное отношение к лирике Н. А. Некрасова.

Выявление в многоразличии и разнообразии поэзии Некрасова тайны его личности, т. е. те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному

Задачи:

-проанализировать лирику Некрасова;

-изучить работы критиков, современников Некрасова;

-подобрать из сборника Некрасова стихотворения, которые особенно отражают судьбу поэта.

Актуальность:

Стремление Некрасова пробудить в сердцах простых людей чувство человеческого достоинства - самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявление рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом, как и те пороки и недостатки, которые обличал Некрасов в свое время. Это говорит о том, что поэзия Некрасова вне времени и значение ее огромно.

Гипотеза:

Умение Некрасова выйти в мир других, многих людей, стать поэтом народа и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики, « Что ни человек, то мучение, что ни жизнь, то трагедия», - вспоминает современник слова поэта.

Объект исследования: лирика Некрасова

Чтобы понять творческую индивидуальность Некрасова, нужно найти тот исток, который на протяжении всей жизни поэта питал его лирические произведения.

Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова.

Родился поэт 28 ноября 1821 года в местечке Немирова, Бращлавского уезда Подольской губернии на Украине, где в то время был расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасова переехала в Грешнево, где и прошло детство Некрасова.

Здесь в Грешневе, он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества, унижения человеческого достоинства.

О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли свое отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно точно и тонко, не только впечатления от отдельных сцен, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызывали.

Отец поэта был человеком жестоким и своенравным, любимой его забавой была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После охоты в доме устраивали кутежи.

Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать – Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям.

Недалеко от Грешнева протекала Волга, где Некрасов с друзьями проводил целые дни, и где был потрясен увиденным: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков тянула огромную баржу.

Протест и гнев зародились в душе юного Некрасова, видевшего страдания своего народа и беззакония власть имущих, и чувство вины: где иногда бывал помещиком и я, которые прошли лейтмотивом через все творчество поэта.

Стихотворение «Родина» отразило не только личную биографию поэта, его юные годы, но и в более широком смысле отразило судьбу Родины- страны с именем Россия крепостническая.

У Бунина есть стихотворение «Свеча», где писатель говорит о том, как он в детстве через пламя свечи рассматривал свою ладошку, видя каждый капилляр, наполненный розовой кровью. С грустью Бунин говорит о том, что все самое лучшее, настоящее, живое было в детстве, а вся остальная жизнь- это всего лишь осмысление и память о том, что было. Детство для Бунина – это свет и тепло, куда хочется вернуться. Для Некрасова детство- это скорее пожар, страшный разрушающий, после которого остаются черные головешки

Не случайно душа его полна отвращения к родовому гнезду, где поселилось запустение и разруха. В сердце поэта нет сожаления, а скорее сквозит чувство удовлетворения и мстительной радости, что здесь нет больше того, кто «всех собой давил, свободно и дышал, и действовал, и жил»

Как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба Некрасова, если б не знакомство его с Белинским и Добролюбовым, ставших его близкими друзьями, наставниками и соратниками.

1. 1 «Судьба жертв искупительных просит»

20 июля 1838г. Шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в Петербургский университет. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамены, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал занятия на филологическом факультете. Узнав о поступке сына, А. С. Некрасов пришел в ярость, отправил ему письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки. « Петербургскими мытарствами называют обычно этот период жизни Некрасова. Мытарств было много: провал на университетских экзаменах, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки»(1840), полуголодное существование, наконец, поденная черновая работа в столичных журналах и газетах ради куска хлеба.

В дни трудной, голодной молодости Некрасов поклялся « не умереть на чердаке», выжить, выстоять в борьбе с суровыми жизненными обстоятельствами, стать личностью со своей судьбой, поэтом со своим голосом.

«С такой неумолимостью вопрос о судьбе поэта, о неизбежных жертвах и жестокой расплате за успех, - пишет исследователь творчества Некрасова М. Бойко, - еще не стоял для людей пушкинского поколения, которых – рядом с Некрасовым можно считать «баловнями судьбы».

«В этих строках не только черты личной биографии, но и судьбы целого поколения и целого социального слоя,» - замечает Бойко.

Некрасов, в поисках заработка, производил разные виды литературной продукции, влача нищенское существование.

Нужно сказать, что после этого стихотворения Чернышевский заявил, что Россия приобретает великого поэта, а Тургенев, довольно сдержанно относившийся к стихам поэта, писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение – и уже наизусть выучил. »

Но это будет позднее, когда Некрасов напишет это стихотворение, вспоминая свою голодную безотрадную юность.

Скатов пишет, что в этом стихотворение Некрасов углубляется в воспоминания, такой исключительный и в то же время такой обычный случай из жизни бедняков. Но этот мотив, случай из социальной жизни, социальная биография вставлены в рамку романтическую. Реальная история оказывается романтически воспринятой и рассказанной. На мрачном романтическом колорите возникает мотив воспоминания. Мотив судьбы открывает стихотворение и закрывает его, соединяясь с мотивом беззащитности.

Начало сороковых годов для Некрасова- время тяжелой литературной поденщины. Это была, как говорит Скатов, школа, в которой постигалось великое умение работать.

В те годы приходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвется в литературу. В творчестве Некрасова происходит переворот. Поэт одним из первых ощутил и выразил очень важный сдвиг в культурной жизни – наступление эпохи журнализма, иллюстрированных изданий, массовых зрелищ и т. д.

«Наиболее открыто связь с фельетонной, водевильной манерой, - замечает Бойко, - выразилась в некрасовской сатире. Авторское «я» проявляет себя через весь сложный жанрово-смысловой, интонационно – ритмический комплекс сразу. Это живой, непосредственный отклик на событие. В господствующей фарсово–водевильной атмосфере становятся естественными просторечие, жаргон и т. п. »

Некрасов обретает популярность как автор стихотворных фельетонов и водевилей. Увлечение драматургией не проходит бесследно для поэтического творчества Некрасова: драматический элемент пронизывает его лирику и поэмы.

«В борьбе с жизнью, - говорит Н. Скатов, - в упорном сопротивлении обстоятельствам складывается характер не только писателя, поэта, но и одного из руководителей литературного процесса, организатора передовых литературных сил».

«Становление поэтического дарования Некрасова, - отмечает Скатов, - закончилось в середине 40-х годов, далее можно говорить о развитии вполне зрелого самобытного поэта». Об этом свидетельствует группа стихотворений, напечатанных Некрасовым в разных изданиях этих лет! «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть», «Пьяница», «Когда из мрака заблужденья», «Огородник», «Родина» и др.

В 1843 году Некрасов встретился с Белинским, общение с которым считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе.

Написанное в 1845 году стихотворение «В дороге» вызвало восторг Белинского: «Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный?»

«Благодаря Некрасову,- отмечают М. Качурин, М. Шнеерсон,- в русскую поэзию пришло крестьянство с великим разнообразием человеческих характеров и судеб, со специфическим мироощущением, с живой, разноголосой речью».

И. Луговая считает, что в стихотворении жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, и от горя несчастной груши, и от горя народной жизни.

Но и барину не весело, что-то тяжкое лежит на его сердце, коли он просит ямщика «разогнать его скуку». Мотив судьбы остро звучит в стихотворении. «За простыми, безыскусственными словами ямщика, - замечает Качурин, - обнажается духовная пропасть, отделяющая его от жены. Поэт сумел не только обнажить психологию рассказчика, но за словами его приоткрыть черты иного понимания жизни, показать трагедию, которая заключается именно в столкновении разных типов сознания: простого, темного, хотя умного и доброго крестьянина и женщины из рядов крепостной интеллигенции».

В стихотворении, словно в большом произведении, создана система образов, которые взаимно освещают друг друга и раскрывают при этом личность самого поэта. Образ автора характеризует и жизненный материал, избранный для стихотворения, и отношение к героям.

Нельзя согласиться с одним исследователем, который считает просьбу барина просто барской прихотью разогнать скуку и скоротать дорогу.

Дружеское обращение «приятель», и знание того, о чем обычно поет народ, и само напоминание о событиях горьких, печальных (рекрутский набор) – все это показывает человека, любящего народ, знающего его нужды и беды.

А в заключительных горько ироничных словах барина чувствуется не только досада, но и сердечная боль:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку.

Лирика Некрасова очень многогеройна. Огородник и крестьянка – старуха, бедный интеллигент – разночинец и богатый ханжа – барин обрели в его поэзии свой голос. «Вот такое умение Некрасова войти в мир других, многих людей, стать поэтом массы и определило, - считает Скатов, - своеобразие его многотемной, многогеройной, многолосной лирики.

Особенно оригинален Некрасов там, где он достигает органичного слияния с миром своего героя. Скатов показывает это на стихотворении Некрасова «Гробок».

Невозможно отделить героя от рассказчика: «А как было живо дитятко, то и дело говорилося» Солдат ли это сказал, подумал или рассказывающий о нем автор.

Горе солдата понятно поэту, оно соединило их в единое целое, поэт слышал в своем внутреннем «я», в своей памяти, голос своего героя и выразил его в стихотворении очень емко и правдиво. Гробок для дитятки солдата ассоциировался у него со своими потерями, со своим пережитым горем.

2. 1 Авторский голос Некрасова

У Б. О. Кормана есть классификация, где выделены четыре группы стихотворений, в зависимости от того, кто ведет в них речь – «собственно автор», «автор-повествователь», «лирический герой», «герой ролевой лирики».

Лирическая ли это исповедь поэта или монолог другого лица, героя, персонажа? Здесь вырисовывается лирическое «я»- человека эмоциональных крайностей, душевного надрыва и внутренней «неосуществленности».

О единстве поэтического стиля Некрасова и личности поэта очень, точно сказал один из исследователей, Корман : «Каждое новое стихотворение поэта делает для нас его художественный мир все более знакомым, привычным, понятным. И все отчетливее из слов и пауз, рифм и ритмов выступает образ человека».

Вопрос о формах выражения авторского сознания в литературе вообще, в лирике в особенности, все еще недостаточно изучен. Как бы не решались эти вопросы, для поэта не только окружающая действительность, ни и его собственная личность является объектом художественного изображения и она по – разному проявляется в художественном произведении. В стихотворение, где автор, казалось бы, никак не изображается на самом деле, оно отражает духовную жизнь автора.

«В тех случаях, когда автор появляется в произведении как объект непосредственного изображения, - замечает Качурин, - толкование текста может оказаться нелегким.

Можно сказать, что это Некрасов говорит не о себе, а, например, о поколении либералов 40-х годов. Но невозможно, размышляет исследователь, понять Некрасова, если не поверить искренности этого самообвинения. Некрасов не был бы Некрасовым без этого вечного «святого недовольства» собой. Требования к себе были столь высоки, что Некрасову его поэтическая деятельность казалось слишком малым вкладом в общее дело борьбы.

В «Поэте и гражданине» художественно воплотился тот внутренний диалог, внутренний спор с самим собой, который шёл на протяжении всей деятельности Некрасова.

Те начала и тенденции, которые выразились в обобщенных фигурах Поэта и Гражданина, вступали в живое, реальное взаимодействие в личности самого Некрасова. Голос поэта и голос гражданина – это голос Некрасова, его убеждения, его слабость, его желание быть полезным своему народу.

Тема гражданского служения и тема поэтической деятельности, её сущности, её задач внутренне объединяются в «Поэте и гражданине» мотивом «свободного слова», постоянным для некрасовского творчества.

2. 2 Я призван был воспеть твои страдания

Некрасов был человеком дела: на протяжении тридцати с лишнем лет возглавлял он передовую русскую журналистику. Он был редактором – издателем «Современника», а позднее «Отечественных записок» - журналов выраженного антиправительственного направления, что ставило Некрасова в чрезвычайно трудное положение.

Со стороны блюстителей порядка

Я, так сказать, был вечно под судом,-

Говорил о себе автор. Нелёгкая участь его предшественников на поприще прогрессивной журналистики пророчила его собственную судьбу.

Некрасов шёл по своему «роковому пути» твёрдо, но сам же признавал, что на этом пути «шагу мы не ступим без сделок с совестью своей».

«Ода» Некрасова, которую он прочитал в Английском клубе в честь М. Н. Муравьёва (Муравьёв – Вешатель), вызвала насмешку одних и презрение других. Ради спасения «Современника» Некрасов решился на этот шаг, приведший к долгому и мучительному раскаянью.

К. И. Чуковский писал о Некрасове: «Казниться и каяться было его постоянной потребностью Весь этот эпизод с Муравьёвым словно для того и приключился, чтобы у Некрасова до конца жизни было в чём каяться, за что обвинять себя, чем себя мучить».

Общество предпочитало видеть в поэте идеальный образ, не желая узнавать в его «пороках» и «язвах» свои собственные. Некрасов же отвергал для себя самую возможность выглядеть безукоризненным. Высота души поэта проявлялось как раз в этом бесстрашном погружении в глубочайшее, мучительные противоречия жизни.

Драматизм поэта усугублялся тем, что он судил себя с оглядкой на личность героическую, последовательную и мучительно

Пройдя через страдания, лишившись надежд, друзей, душевного покоя, поэт сохранил в себе главное: любовь к родине, народу – и это наполняло ею творчество.

Исповедь эта искренна и беспощадна; поэт не скрывает ни «неверного звука» своей меры, ни своего «колеблющегося шага». Чувство вины не оставляет поэта, он осознаёт, что не смог до конца вырваться из среды с её мимолётными благами, не смог пожертвовать собой ради цели и песня, призванная воспеть страдания народа, по его мнению не была услышана народом.

Время всё расставит на свои места, но тогда одиночество, болезнь, постоянные «преграды» иссушали его душу и силы. И на «суде совести», своей совести, он ищет прощение себе, прощение своей «вины» в любви к родине и народу. В трагичности стихотворения и состоит очищающая и возвышающая сила. Подлинный опыт может быть только выстраданным.

Нужно отметить, что в мировоззрении разночинцев особую роль играл этический максимализм, с позиций которого они судили свои поступки: обострённое самосознание, беспощадность к себе, пафос самосовершенствования. Некрасов беспощаден к себе в своём гипертрофированном чувстве вины перед теми, кого он любил, кому он поклялся служить «кнутом иссечённого Музой».

III. Любовь и смерть поэта.

«Лирическая поэзия, - замечает Л. Розанова, - вряд ли может возникать и существовать без обращённости к теме любви. Эта тема наличествует в творчестве самых аскетичных, самых целомудренных поэтов, таких, как, например, Жуковский».

«Некрасову – поэту при создании «страниц любви» было труднее, - считает Розанова,- чем любому из современников, смыкавшихся с сильной, высокой романтической традицией». Насыщая стихи о любви отображением реально существовавшего бытовыми деталями, знаками социального бытия, он шёл в свою сторону по целине, не сумевшей, как думалось части читателей, щедрых всходов и даже не всегда признававшейся ими в качестве возможного пути. Но наиболее прозорливые критики как раз широтой устремлений сердца, неординарностью изображения любви объясняли успех Некрасова. Так, в «Книжном вестнике» утверждалось: «в тех случаях, когда он отдаётся естественным порывам любви к женщине , он одним стихом умеет выразить то, чего не выразил бы другой поэт в целом слезливом послании»

Скатову принадлежит любопытное наблюдение над тем, что Некрасов, как и Тютчев, создаёт в интимной лирике «не традиционно один, а два характера, из которых женский оказывается чуть ли не главным».

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определённого характера: она—личность, со своими волнениями, тревогами, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств.

Некрасов как конкретная личность сам близко знал таких женщин. Одна из них—Авдотья Яковлевна Панаева, которую поэт очень любил и эта любовь повлияла на создание необычного цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием «панаевского».

3. 1 Панаевский цикл «Некрасова»

Глубокое и интересное исследование по этой теме у Р. Д. Мадера.

«Все любовные признания поэта, - замечает Мадер, - были по существу посвящены его единственной Музе – А. Я. Панаевой, хотя писались они не только на протяжении многих лет их трудного «незаконного романа», но даже и после окончания».

Фет так описывает Панаеву: «Эта была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Её любезность была не без оттенка кокетства, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика»

В. Соллогуб называет Панаеву « одной из самых красивых женщин Петербурга». Достоевский заметил, что «жена Панаева умна и хорошенькая, вдобавок пряма донельзя».

Действительно, глядя на её портрет работы К. Горбунова (1841), видишь очаровательную, с большими тёмными и умными глазами молодую женщину, на красоту которой хочется и хочется любоваться. И можно понять Некрасова, увидевшего впервые Панаеву и влюбившегося в неё. День встречи с Панаевой Некрасов называет «самым счастливым днём», от которого он начинает отчёт своей настоящей жизни. Панаева была замужем за владельцем журнала «Современник», где его редактором был Некрасов. Влечение было обоюдным и в 1846 году Некрасов вступает в гражданский брак с Авдотьей Яковлевной и поселяется в квартире с Панаевым, где находилось и редакция «Современника». Здесь прошли счастливые и мучительные 15 лет их жизни.

«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность, в нём запечатлены многие эпизоды, «случай» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»

Это самое светлое и оптимистическое стихотворение из всех любовных стихов Некрасова. Любовь героини в нём радостная и нескромная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева. Её любовь оказывает гармонирующее влияние на угрюмого поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова. Некрасов очень нуждался в дружеской поддержке, в сердечной привязанности. И в издательских делах редактору больше всех помогала Авдотья Яковлевна. Однако развитие отношений с Некрасовым шло драматично и неровно. Она была то искренней и близкой, то отчуждённой и ироничной. Такой и предстаёт героиня в любовных стихотворениях поэта.

Наверное, впервые в русской литературе, отличает мадер, появилось поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникают. В ней нет романтизации и идеализации любовных отношений. Но от этого лирика не теряет своей искренности, человечности и поиска взаимопонимания возлюбленных. Идеал любимой для Некрасова – это женщина – друг, опора в жизни Некрасов писал, что когда Авдотья Яковлевна была «здорова, тогда трудно приискать лучшего товарища для беспечной бродячей жизни». Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения, их усиливает не только двойственность её положения жены-любовницы, но и смерть детей, рождённых в браке с Панаевым, а затем с Некрасовым (умерла дочь Панаева и сыновья Некрасова).

Состояние подавленности и полной окаменелости души, не способной ни радоваться, ни страдать, ни любить, ни ненавидеть — объединяет героя и героиню стихотворения. Они даже не способны помочь друг другу в горе так оно безмерно.

Одно из самых серьёзных расставаний произошло в 1855 году. Панаева тогда подарила Некрасову тетрадь для стихов и на первой странице написала: «Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только может сделать любящая женщина».

Умом Некрасов понимал и душой чувствовал до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга.

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто, хотя многие наблюдавшие роман Некрасова с Панаевой пытались это сделать.

Как бы то ни было, Панаева была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих стихах. Даже после окончательного расставания, когда Авдотья Яковлевна вышла замуж за публициста Головачёва, она не стала для Некрасова чужой. В сердце поэта сохранились чувства сострадания к ней и вины за несостоявшееся семейное счастье, в нём жила и непреходящая любовь. Уже после разрыва написаны лучшие стихи «панаевского цикла» — «Три элегии», которые также представляют собой самостоятельный цикл.

Любовь, «не знающая конца», проникает во все строки элегий, о чём бы они ни говорили: об упрёках, сомнениях, разочарованиях, ожиданиях, воспоминаниях, ревности и т. д.

Мерилом необычайной высоты лирического самовыражения поэта стали «последние песни» (1877 г. ), написанные в дни тяжелейшей болезни. В «Последних песнях» он подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, он посвящает несколько стихотворений и своей новой подруге Зине ( Фекле Анисимовне Викторовой), которая стала настоящей опорой в последние годы смертельно больного поэта. Зина – это имя ей дал Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт, как Пигмалион, стремился развить и воспитать.

Посвящённые ей стихи («Ты ещё на жизнь имеешь право», «Двести уж дней», «Пододвинь перо, бумагу, книги») – это стихи не столько о любви, сколько о благодарности за терпение, ласку и заботу, которыми она его окружила во время смертельной болезни.

Итоговому циклу присуща убедительность последнего слова, оказанного «у двери гроба». Подытоживая свою жизнь и труд поэт недоволен собой, считая, что его, как поэта, ожидает забвение.

И как отрадны были Некрасову слова Чернышевского, присланные ему из Сибири: «Скажи ему,- писал Чернышевский, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убеждён: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благоразумнейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нём. Он действительно был человек высокого благородства души и человек великого ума»

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шёпотом: «скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его Я теперь утешен»

Финалом некрасовского «реквиема» стала ласковая колыбельная, навеянная видением матери. Этим стихотворением завершается (в прижизненном издании) последний некрасовский цикл.

IV. Поэзия Некрасова в оценке его современников.

Современная Некрасову критика подходила к творчеству поэта с позиции, крайне поляризованных. Первая попытка «нового» прочтения некрасовской поэзии относится к эпохе самого поэта. Приведём некоторые высказывания современников Некрасова тех, кто знал его и первыми читал его стихотворения и тех, кто читал их позднее.

А. В. Дружинин (1856 г. ): «Он не кидал грязью в алтарь чистой поэзии, но всегда подходил к нему с любовью и благословением, даже преувеличивая свои слабости и считая себя более недостойным жрецом, чем он был и в самом деле В первый год существования возобновлённого «современника» наш поэт напечатал в нём «Еду ли ночью по улице тёмной», произведение, которое, по нашему мнению, не умрёт до тех пор, пока русский язык остаётся языком русским».

А. Пятковский (1861 г. ): «Любовь к ближним, низко стоящим в общественной лестнице, сила гражданского чувства и, наконец, замечательное чутьё природы, быстро охватывающее все её рельефные черты, - вот что даёт притягательное свойство поэзии г. Некрасова».

Д. Писарёв (1861): «Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого».

В. Крестовский (1861 г. ): «он поэт, крепко приросший к почве русской жизни, поэт, сросшийся с нею до того, что вне ея для него ничего не существует, что каждая её рана, боль и скорбь есть и его рана и скорбь; каждая ея надежда есть в то же время и его надежда».

А. В. Луначарский (1921 г. ): «А кто сказал, что гладкость стиха есть непременно достоинство? Кто это доказал, что об ужасах жизни народа надо непременно писать гладкими стихами».

Ю. И. Айхенвальд: «неоспоримо слышны у Некрасова отголоски русского голоса, эхо русской родины, и есть у него живая самобытность, и ярко светится в ней самое ядро души русской, - и в симпатическом горении горит перед ним душа самого поэта. «За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!» - умолял Некрасов, и все эти стихи действительно обнаруживают его кровное родство с народной стихией, которая и не может ему не простить»

Заключение.

Прошло более ста лет со дня смерти Некрасова. Неузнаваемо изменилась за это время судьба России и ее народа.

Россия – страна с трагическим развёртыванием судьбы. Кто-то сказал: «У нас в России любят только мёртвых»

Трудная и сложная судьба Некрасова как бы подтверждение этим словам. При жизни его обливали клеветой, устраивали гонения, предавали в дружбе. А после смерти оценили его заслуги, и его поэзия заняла заслуженное место на вершине русской литературы.

Сейчас, издалека, мы видим, как тяжек и сложен был жизненный путь Некрасова, и какого великого, честного и порядочного человека подарила нашей литературе Его Величество Судьба. Можно только удивляться, какая сила была в этом, смертельно больном человеке, превозмогающим физические муки для того, чтобы утешить муки своего сердца и души – ему нужно было покаяние и ободряющее слово Друга.

В скорбные минуты жизни поэт сомневался, будут ли знать о нем те, кому он посвятил свою лиру. Опасения оказались напрасными: имя и творчество Некрасова получили всенародное признание. А. В. Луначарский отмечал: «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим — нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Его лирика – высочайшее проявление гражданского мужества и порядочности, боли за судьбу своего несчастного народа, любви к женщине, матери, родине и желание видеть счастливой свою многострадальную родину.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)